Конспект занятия в старшей логопедической группе "День защиты пчёл".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карло Наталья Викторовна

На протяжении нескольких лет 14 сентября я провожу занятия, посвящённые Дню защиты пчёл. Рассказываю детям о таком чуде нашей планеты, как пчела. Данное занятие расчитано на детей старшей группы, первый год обучения, ТНР, 2 и 3 уровень речевого развития. Предварительно проходили беседы, на которых дети знакомились с такими понятиями, как  "улей", "пасека", "пчеловод", детям читали сказки В. Берестов "Как найти дорожу" и С. Михалков "Жадный заяц". Из-за ограничений по размеру файла, презентацию прикрепить не могу, но желающим могу выслать личным сообщением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе

«День защиты пчёл»

Цель: формировать  экологические представления детей, мотивацию к здоровому образу жизни.

Задачи: расширять объём импрессивной и экспрессивной речи, совершенствовать восприятие, развивать артикуляционную, ручную и общую моторику.

Оборудование: интерактивная  доска, презентация, обручи, кольца с лентами.

Ход занятия.

1 слайд

- Ребята, сегодня праздник – Международный день защиты пчёл. А как вы думаете, от кого или от чего  нужно защищать пчёл?

2 слайд. «Ульи закрываются. Осень».

Вы правильно сказали, что пчёл нужно защищать  не только от врагов, но и от холодов. Наступила осень. Очень мало цветов, негде пчёлам собирать нектар. Часто идут дожди, дуют ветры. Скоро заметут метели, укроют землю снегом. Посмотрите, как пчеловоды позаботились о пчёлах: ульи подняли повыше, чтобы дожи не намочили,  обернули снаружи утеплителем, закрыли летки, чтобы зимние метели не задували в пчелиный дом.

3 слайд  «Пасека на колёсах».

А вот это – пчёлы – путешественницы. На таких прицепах вывозят ульи в поля, а осенью ставят прицеп во дворе в безветренное место .Вот эти дуги надевают тент. Он согревает ульи зимой и от ветра, и от мороза.

4 слайд  «Пасека весной»

Какое время года на этой фотографии? (Весна) Как называется городок, где много пчелиных домиков? (пасека). Как называются домики для пчёл? (ульи). Весной цветут деревья. И в каждый цветок должна залететь пчела, опылить его, чтобы выросло яблоко, вишенка, слива, персик, абрикос...Пасеки находятся рядом с садами, чтобы пчёлам было удобно опылять растения. Не прилетят в сад пчёлы – не будет урожая.

5 слайд  «Какие бывают ульи?»

Давайте рассмотрим, какие же домики бывают у пчёл. Эти ульи из чего сделаны? (из дерева) Значит они какие? (деревянные). А сколько этажей в этих ульях? Как мы можем про них сказать (двухэтажные).

А из чего сделан этот улей? Догадаетесь?  (Из корзины) Иногда пчёлы улетают из улья, потому что им там становится тесно. Такая корзина может им стать летним домом, пока пчеловод не построит им новый улей.

6 слайд. «Где ещё живут пчёлы?»

Предлагаю детям игру – хоровод «Здравствуй, осень!»

Ребята, в нашей игре, в чем принесла мёд Осень? (полную колоду) А знаете, что такое «колода»? Это ствол дерева, из которого убрали середину, сделали крышу из соломы и поселили туда пчелиную семью.

7 слайд.

Ребята, а где ещё живут пчёлы? (В дупле). В какой сказке кто-то лазал в дупло за мёдом?  (Сказка о Винни-Пухе). Кто нападал на него из дупла?  (Пчёлы) Почему они нападали на Винни-Пуха?

 8 слайд

А ещё, ребята,  иногда пчёлам становится в улье тесно. Там может появиться вторая пчела – королева пчёл – матка. Тогда одна пчелиная семья улетает из улья и может прикрепиться просто к ветке дерева. Соты находятся в середине этого мешка. Если пчеловод найдёт такую семью, он может повесить для неё  корзину и перенести в улей.

9 слайд. «Пчела»

Звучит песня Предлагаю детям рассмотреть пчелу и ответить на вопросы:

Для чего у пчелы на теле так много ворсинок, почему она мохнатая?

Чем пчела добывает пыльцу из цветка?

В чём пчела несёт пыльцу в улей?

10 слайд  «Пчела несёт мёд».

Предлагаю детям рассмотреть мешочек с пыльцой на задней ноге пчелы.

11 слайд  «Как устроен улей?»

Давайте с вами посмотрим, как устроен улей, что  там внутри.

Улей деревянный. Все щёлочки пчёлы закрывают особым веществом – прополисом. Прополис- антисептик, он не пускает в улей микробы и инфекции.

Это рамки. Они деревянные, как и улей. В рамках пчёлы, которые всегда работают в улье, строят соты из воска. А другие пчёлы, которые летают по лугам и лесам, они приносят в соты мёд. Этот мёд едят пчёлы, живущие в улье.

12 слайд  «Мёд в сотах».

Посмотрите, ребята, какой красивый, блестящий, ароматный мёд в сотах. Кто из вас ел мёд с сотами? Что остаётся во рту, после того, как съешь мёд?  А для чего ещё нужен воск? Что из него делают? (крема, мази, свечи).  (Предлагаю детям дыхательное упражнение «Задуй свечу»). Когда соты полны мёда, пчелы закрывают воском соты, как крышечками.

Слайды 14 и 15 «Как собирают мёд?»

Пчеловоды должны быть очень смелые. Они надевают специальные костюмы из плотной ткани, чтобы пчела не смогла проколоть ткань жалом. Пчеловоды достают полные рамки, а на их место ставят новые.  А если добывают дикий мёд, то  приходится лезть высоко на дерево.

Слайд 16. «Пчеловоды. Пасечники»

Ребята, вы запомнили, как называют людей, которые разводят пчёл?  (Пчеловод)  А где работают эти люди? (на пасеке). Поэтому их ещё называют пасечниками.  На пасеке могут работать и мужчины, и женщины. Главное – любить пчёл и не бояться их.

Слайд 17 «Как делают мёд?»

Посмотрите, ребята. У пчеловодов есть такой аппарат. На какую домашнюю технику он похож?  (На стиральную машину). В этот аппарат ставят рамки с сотами и мёдом. Пчеловод вращает ручку, или это делает мотор, и из сот мёд вытекает на дно, а оттуда в дуршлаг. В дуршлаге остаются все крупинки, кусочки воска, прополиса, а в банку стекает чистый мёд.

Слайд 18.  «Чем угостят на пасеке?»

Что же дают людям пчёлы? Чем нас угостят на пасеке?

Мёд бывает разного цвета. Это зависит от того, с каких растений собирают пчёлы  пыльцу. Какой мёд на вкус? А какой он наощупь?  

А что это в ложке? Это пыльца – обножка, которая упала в специальный лоточек и не превратилась в мёд. А вот соты с мёдом. Всё это очень вкусное и полезное.

Расскажите, для чего нужно есть мёд? Какая польза от него?.

Слайд 19.

Звучит весёлая  песенка о пчёлах. Дети выполняют танцевальные и имитационные движения в соответствии с тексом песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по ПДД

В конспект занятия "Путешествие по стране Светофории" включены- пальчиковая гимнастика, речь с движением, задания на развитие просодической стороны речи....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "В гости к лету"

Игра-путешествие по лексическим темам: "Домашние животные и птицы", "Цветы", рассуждение детей о своем городе Саратове...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Забавные зверята"

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом - ж...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детейОбразовательные задачи:§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...

Конспект занятия в старшей логопедической группе: "Лаборатория органов чувств"

Занятие в игровой форме, знакомит детей с органами чувств( глаза, уши, нос), воспитывает бережное отношение к ним....