Проект "Метеоплощадка в детском саду"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Осляк Анастасия Валерьевна


Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, необходимо оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteoplashchadka_v_dou.docx331.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №6»

ПРОЕКТ

 "МЕТЕОПЛОЩАДКА  НА УЧАСТКЕ ДОУ"Проект «Организация метеоплощадки на территории дошкольного образовательного учреждения»

Воспитатели:

        Осляк А.В.,

Ушакова В.В

пгт .Пышма, 2020

Паспорт проекта:

Структура

Содержание

Название проекта

 «Метеоплощадка на участке ДОУ»

Руководители проекта

 Осляк А.В., Ушакова В.В- воспитатели старшей группы

Участники проекта

 Воспитатели, дети старшей группы, родители, социальные партнеры

Цель проекта

Создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников; формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи проекта

    Образовательные:

  1. расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва), их состояние от погоды;
  2. познакомить с приборами-помощниками, использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования; познакомить с профессией метеоролога
  3. сформировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;

Развивающие:

  1. развитие экологического мышления в процессе проведения элементарных опытов;
  2. развивать умения последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
  3. развивать познавательную активность и любознательность;
  4. расширять словарный запас.

Воспитательные:

  1. воспитывать навыки применения знаний на практике;
  2. воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе;

Срок реализации, вид проекта

2 месяца, информационно-исследовательский

Актуальность

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеоплощадка должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Проблема

У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Гипотеза

Предположим, что создание метеоплощадки: обогатит пространство детского сада;  знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать  более интересным;   поможет познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;  у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения, любознательность (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить элементарные эксперименты, анализировать, обобщать);  практические задания на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.

Планируемый результат

  1. Обустройство на участке ДОУ новой зоны – метеоплощадки;
  2. Дети получать элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога; приобретут навыки использования приборов для наблюдения за погодой.

Этапы работы

1 этап: Подготовительный:

  • Мониторинг знаний детей по теме проекта    
  • Анкетирование родителей
  • Консультации для родителей
  • Подготовка предметно-пространственной развивающей среды  
  • Составление плана проекта  

2 этап: Основной

  • Изготовление приборов – помощников
  • Работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений

3 этап: Заключительный

  • Мониторинг знаний детей по теме проекте
  • Оформление презентации по теме проекта
  • Пополнение новым материалом предметно-пространственной развивающей среды.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи  мероприятия

Форма  проведения

Дата

Ответсвенный

Что такое метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.

 Беседа, презентация.

Что такое  погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» (см .прил.)

Народные приметы

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие в «Планетарной комнате»

Что такое компас?

Формировать представление  о частях света, познакомить с компасом

Познавательный мультфильм «Профессор Почемучкин»

Экскурсия по экологической тропе

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада

Измерение осадков.

Познакомить  со способами измерения осадков.

Занятие на

метеоплощадке

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в экологической лаборатории

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить  со способами определения скорости ветра

Занятие на

метеоплощадке

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на метеоплощадке

 Какая бывает почва.

Познакомить с проницаемостью разных видов почвы.

Занятие на метеоплощадке

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов.

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

Оборудование детской метеостанции:

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр используется для измерения температуры воздуха на солнце.

Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.

Термометр- для изменения температуры воды.

Осадкомер – служит для измерения количества осадков.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

Компас - прибор для определения сторон света (ориентированию на местности).

 Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнцу.

Ежедневно дети с педагогами проводят наблюдения за    погодой в определенной последовательности:

  • Определяют температуру воздуха;
  • Измеряют количество осадков с помощью осадкомера;
  • Снимают показания барометра;
  • С помощью флюгера и вертушек для измерения силы ветра дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал;
  • Выставляют показания на стенде-календаре;
  • Делают прогноз погоды на текущий день;
  • Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.

Приложение 1

Анкета для родителей

1. Как вы думаете, с какого возраста можно знакомить детей с природой?

4.Вы часто гуляете с ребенком? ___________________________________________

5.Где Вы любите гулять больше всего?_____________________________________

6.Как Ваш ребенок относится к объектам природы?__________________________

 7.Какую погоду Вы любите? Почему_______________________________________ _______________________________________________________________________

8.Любит ли Ваш ребенок наблюдать?

А) Да, любит

Б) Нет, не любит

 В) Не знаю

9. За чем (кем) любит наблюдать Ваш ребенок? ______________________________________________________________________

10.Как долго Ваш ребенок может наблюдать?_______________________________

11. Может ли Ваш ребенок сделать выводы об увиденном?____________________

12. Просит ли Вас ребенок объяснить явление природы, повадки насекомых, птиц, животных?_____________________________________________________________

 

Приложение 2

Народные приметы

 Задачи:

 1. Продолжать знакомить детей с народной мудростью, опытом, народными приметами.

2. Учить проверять достоверность народных примет.

 Приметы на хорошую погоду

• Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом - к хорошей погоде.

• Всплески рыбы на воде днем и вечером прогнозируют устойчивую погоду без каких- либо осадков.

• Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде.

• Голуби разворковались - к теплу.

• Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.

 Приметы на дождь

• Если кувшинка закрывается - быть дождю.

• Клен "плачет"- к дождю.

• Цветы издают сильный запах - к дождю.

• Ночная роса не просыхает - быть грозе.

• Воробьи купаются в пыли - быть дождю,

  • Птицы летают низко — дождь пойдет.

Приметы погоды

  • Усиление ветра к вечеру - к ухудшению погоды. Если в это время направление его меняется против движения часовой стрелки, будут продолжительные осадки.
  • Если днем появляются высокие кучевые облака - ждите ночью снова грозы.
  • Чистый закат солнца - признак устойчивой ясной погоды.
  • Вечерняя роса - первый признак ясной погоды на завтрашний день.
  • Появление на поверхности земли дождевых червей - к дождю.

Загадки о природных явлениях.

Крыльев нет, но я летаю.

 Я незрим, неосязаем.

Но, как только осерчаю,

Берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)

***

Очень добродушная,

 Я мягкая, послушная,

 Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

 ***

Раскаленная стрела

 Дуб свалила у села. (Молния)

***

 Им мы дышим, газы в нем.

Как его мы назовем? (Воздух)

***

Пришла весна, мы ждем грачей,

А вдоль двора потек… (ручей)

 ***

С неба льет поток воды,

Мокнут люди и сады,

Мокнут все дома и двор,

 Мокнет пес цепной Дозор.

 Что такое? Что случилось?

 Небо, может, прогневилось?

Вывод делать подожди,

 Просто третий день… (дожди)

 ***

Грохочет в небе голубом

 Раскатистый июньский… (гром)

***

Им мы дышим, газы в нем.

Как его мы назовем? (Воздух)

***

Каждый цвет друг перед другом встал

И ее одну разрисовали.

 Только-только дождик перестал,

 В небе мы красавицу узнали.

Разноцветная она дуга.

Называется дуга та… (радуга)

***

Дождь все утро моросил,

Только стих, я поспешил

На прогулку поскорей,

Чтоб увидеть всех друзей.

Ничего, что по дороге

 Сразу промочил я ноги.

Во дворе с друзьями дружно

 Вместе мерили мы… (лужи)

***

Он и летом, и зимой —

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему идти —

Он все будет впереди. (Горизонт)

***

Белая крупа усыпала весь двор.

Может быть, ее всю собрать ведром?

 Нет, того не выйдет — лишь ее возьмешь,

Сразу исчезает так, что не найдешь.

Той крупе волшебной я был очень рад.

Рассказал ребятам, что такое… (град)

***

На улице метет листву

И в воздух мусор поднимает.

 Опять по нашему двору

Никто сегодня не гуляет.

Все говорят, что непогода,

Что вновь бушует мать-природа.

Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.

Что за силища такая? Сила… (ветра)

***

Серебристый занавес с неба вдруг спустился.

Серебристый занавес каплями пролился.

Уронила занавес тучка, представляешь?

 Что за чудный занавес?

Может, угадаешь? (Дождь)

***

 По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

 Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

 ***

 Как над речкой, над рекой

 Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.(Радуга)

***

 Что такое, не пойму?

 То во сне иль наяву?

Дом не виден, дуб в реке,

Все как будто в молоке.

Сказка это? Сон? Обман?

Это утренний… (туман)

Проводится игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий –«дождик». «Дождик» ходит вдоль условной границы: сам участок группы, где стоят дети и веранда).

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на веранду).

Стихи о явлениях погоды

3. Александрова «Дождик»

К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! —

Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,

Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти

В тёплом дождике кусты...

Дождь плясал по огороду,

Поливал на грядки воду,

Тучу-лейку перенёс,

Напоил в полях овёс.

Сохнут вымытые чисто

Лопухов большие листья.

Значит, очень хорошо.

Что сегодня дождик шёл! 

С. Д. Дрожжин «Первый гром»

Первый гром прогремел,

Туча пронеслася,

Чистой влагой дождя

Травка напилася.

 

Охватила всю даль

Радуга дугою.

Брызнул солнечный луч

Ярко над землёю.

 Н. А. Некрасов «Перед дождём»

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

 

На ручей, рябой и пёстрый,

За листком летит листок,

И струёй сухой и острой

Набегает холодок.

 

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон...

И. А. Бунин

Льёт дождь, холодный,

точно лёд.

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт.

В. Орлов  «Встреча»

Туча тучу
Повстречала.
Туча туче
Прокричала:
- Что гуляешь
На пути?
Прочь с дороги,
Дай пройти!
Отвечала туча туче:
- Ты меня не трогай лучше!
Я гуляю, где хочу.
Если тронешь –
Проучу!
Туча тучу –
Лбом, лбом,
А по небу –
Бом, бом!
Бой над городом
Грохочет,
Уступить никто
Не хочет.
Бились тучи
Целый час,
Искры сыпались из глаз.
Подрались они всерьез –
Довели себя до слез!

И. Мельничук «Гром»

На огромной темной туче
К нам приехал гром гремучий.
Как бабахнул в небе гром,
Задрожало все кругом!
Но не прячусь я от грома, -
Я от мамы слышал дома:
Гром прогрохал – значит, это
К нам уже стучится лето.

О. Чернорицкая «Дождь»

Всюду лужи, лужи, лужи...
Дождь, скажи, кому ты нужен?
Нужен полю, нужен речке,
Нужен беленькой овечке.
Нужен белке - лапки мыть,
Нужен мышке - воду пить.
Травке - чтобы зеленеть,
Яблоку - чтобы созреть.
Воробью - чтоб зрел овес,
Дятлу, чтоб дубок подрос.
Лягушатам - чтоб нырять
И веселым дружным хором
Песни ночью распевать.

Б. Сыров  «Облака»

- Облака, облака,
Освещенные бока!
Вы как чудо.
Вы откуда?
Из какого уголка?
- Мы на море,
На просторе
Теплой ночью родились.
Там туманом
Утром рано
Поднялись – и понеслись.
Мы летели и глядели:
Сколько в мире красоты!
И домами, и садами
Любовались с высоты.
На деревни,
На деревья,
На поля мы упадем.
Крупным, чистым, серебристым
Всех обрадуем дождем!

П. Образцов «Радуга»

Прояснилось небо,
Засинела даль.
Дождик, словно не был,
Речка – как хрусталь.
Над рекою быстрой,
Озарив луга,
На небе повисла
Радуга-дуга.

И. Муравейко «Солнышко светит»

Солнышко светит
С утра и до вечера,
Солнышко греет
С утра и до вечера!
Трудится солнышко,
Трудится вечно!
Светит оно,
Чтоб шумели сады,
Греет оно,
Чтобы зрели плоды.
Любит оно
Золотые поля,
Хочет оно,
Чтоб цвела вся земля!

Рассказы о природных явлениях детям

Что такое град?

       Град выпадает, когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше. На землю выпадают уже не капли, а твердые шарики. Когда эти шарики довольно крутятся вверх-вниз, покрываясь все более толстым слоем снега и льда, поэтому и попадаются двухкилограммовые градины.

Откуда берется град?

       Град – редко встречающийся вид осадков. Весьма интересное зрелище представляют собой градины, огромный рой которых несется к земле и с такой силой ударяется о нее и о различные предметы на ее поверхности, что часто приносит ощутимый вред. Иногда – правда, крайне редко – особенно крупный град может ранить животное или человека.

      Как правило, град идет в теплую погоду, и часто его сопровождает гром, молния и дождь. Он образуется, когда капли дождя застывают, проходя через холодные слои атмосферы. Одиночные капли превращаются, конечно, в очень маленькие градины, однако с ними происходят удивительные явления.     Падая вниз, такая градинка может натолкнуться на встречный поток воздуха от земли. Тогда она вновь поднимается вверх – туда, где капли дождя еще не успели замерзнуть. Некоторые из них «прилипают» к ней, и тогда она вновь опускается в слои холодного воздуха, замерзая. В результате размеры градин становятся более внушительными.

Что такое туман?

 Туман – это нечто вроде пелены из мельчайших капель воды, иногда смешанных с пылью и дымом. Порой туман бывает таким густым, что очень трудно, даже невозможно что – либо увидеть, как будто облака спустились на землю. Образуется туман при охлаждении воздуха, когда водяные пары превращаются в капельки воды. Над морем туман возникает, когда воздух теплее воды. Туман – это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе. Какие бывают туманы?

В окружающем нас воздухе всегда есть водяной пар. Если пар охлаждается, то из него образуются облака. Когда облака спускаются до поверхности земли, то капель воды в них становится больше и больше. Они приближаются к земле и образуют то, что мы привыкли называть туманом.

Туман образуется в результате столкновения потоков воздуха с разной температурой. Он создается, когда нагретый воздух оказывается над холодной водой или встречается с массой более влажного и холодного воздуха. Чаще туман образуется по ночам и рано утром. Туманы чаще бывают осенью, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля и вода. В тихую погоду с наступлением темноты в низких местах над землей образуются тонкие слои тумана.

Туман может быть плотным, когда видимость меньше 200 метров. И очень плотным, когда видимость меньше 60 метров.

       Существуют различные типы тумана. Они зависят от его веса. Если туман расстилается  всего на 2 метра над землей, он называется приземным туманом. Другой вид тумана обычно собирается по ночам, когда земля отдает большое количество тепла. Если нет ветра и звезд, подъем воздуха вверх может быть и совсем незаметен.

Туман может образовываться и в результате промышленных выбросов дыма или скопления большого количества автомобилей.

Такой туман, в котором смешан водяной пар и дым, называется «смог». Он представляет собой настоящее стихийное бедствие и может не рассеиваться много дней. Возникший туман мешает нормальной жизни, потому. Что перемещаться в нем очень опасно. Потому в городах так тщательно следят за чистотой воздуха.

Что такое гроза?

Ливневые дожди, выпадающие в летние дни, часто сопровождаются грозами. Это название обозначает целый комплекс метеорологических явлений. Самые известные из них – молния и гром.

Молния и гром, вероятно, были первыми явлениями природы, которые пугали и завораживали первобытных людей. Когда они наблюдали зигзаги молний и слышали раскаты грома, они считали, что это гнев богов, один из способов наказания первобытного человека.

Для того, чтобы понять, что в действительности представляют собой гром и молния, давай вспомним, что мы знаем об электричестве. Мы знаем, что некоторые вещи заряжаются электрически, положительно или отрицательно. Положительный заряд притягивается отрицательным.

Возрастает величина заряда – увеличивается сила притяжения.

Наступает такой момент, когда силы, сдерживающие их раздельно, становятся слишком велики. Любое сопротивление, которое их сдерживает, например, воздух, преодолевается. Происходит разряд -  и электрические заряды двух тел становятся равными.

То же самое происходит и в случае с молнией. Облако, содержащее несметное число капелек воды, может нести электрический заряд, противоположный заряду другого облака или земли. Когда электрическое напряжение между ними способно преодолеть изоляцию воздуха, происходит разряд молнии. Электрический  разряд движется по пути наименьшего сопротивления. Вот почему молния часто зигзагообразна.

Молния – гигантская электрическая искра, проскакивающая между соседними облаками или между облаком и землей. При электрическом разряде выделяется большое количество энергии, затрачивающейся на разогревание воздуха в узком канале – пути распространения электрического разряда. Из-за быстрого нагревания воздух резко расширяется. Возникает ударная волна. Эта волна воспринимается наблюдателем как звук, называемый громом. А дальние раскаты грома происходят оттого. Что звуковые волны отражаются от одного облака к другому.

Разряд близкой от наблюдателя молнии вызывает один-единственный оглушительный удар грома. От удаленной молнии слышится более длительное раскатистое грохотание. Следующие за основным ударом раскаты вызваны отражением звука от неровной поверхности земли, строений, границ леса, облаков…

Удар молнии может причинить большие неприятности. Ее разрушающее воздействие обусловлено выделением тепловой энергии от которой могут загораться или даже разрываться деревья, дома, башни. Для предотвращения поражения молнией на высоких домах и сооружениях устанавливают молниезащиту (иногда не совсем точно ее называют громоотводом) – металлические стержни, имеющие надежную связь с землей.

Что такое радуга

Радуга – одно из самых красивых явлений природы, и люди уже давно задумывались над ее природой. Даже Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги.

Солнечный луч или обычный луч белого света в действительности является сочетанием всех цветов. Ты. Наверное, замечал, что происходит, когда луч света попадает на скошенный краешек зеркала или на поверхность мыльного пузыря. Белый луч распадается на различные цвета. Мы увидим красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый цвета.

Красная линия всегда находится на одном конце спектра, а фиолетовая – на другом. Это определяется различием длины волн различного цвета: она возрастает от фиолетового к красному.

Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных сочетающихся линий, которая называется «спектр».

Радуга и есть большой изогнутый спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате разложения луча света. Проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы.

Радуга появляется только во время ливня, когда идет дождь и  одновременно светит солнце. Находиться необходимо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радуги не увидеть! Солнце посылает свои лучи, которые, попадая на капельки дождя, создают спектр. Солнце, ваши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии!

Если солнце высоко в небе, провести такую прямую линию невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Утренняя радуга означает, что солнце находится на востоке, а дождь идет на западе. При послеобеденной радуге солнце расположено на западе, а дождь – на востоке.

Суеверные люди считали, что радуга является плохим предзнаменованием. Они считали. Что души умерших переходят в потусторонний мир по радуге, и если появилась радуга. Это означает чью-то близкую кончину.

Что такое роса?

Считалось, что роса «выпадает» так же, как дождь. Но роса совсем не «выпадает». Роса, которую мы видим на листьях растений, совсем не роса. Для того, чтобы кое-что знать о росе, надо кое-что знать о воздухе, который нас окружает. В воздухе находится определенное количество влаги. Теплый воздух содержит больше влаги. Когда воздух соприкасается с холодной поверхностью, часть его конденсируется, и влага, содержащаяся в нем, остается на этой поверхности. Это и есть роса.

Температура такой прохладной поверхности должна быть ниже определенной величины, при которой образуется роса. Эта величина называется «точкой росы». Например, если налить в стакан или металлический сосуд воды. Это еще не значит, что на их поверхности образуется роса. Если добавить туда льда, то и тогда роса образуется не сразу, а лишь после того, как поверхность сосуда остынет до определенной температуры.

А как роса образуется в природе? Для этого необходим теплый влажный воздух, который должен соприкоснуться с холодной поверхностью. Роса не образуется на земле или тропинках, так как они долго сохраняют солнечное тепло. А на траве или растениях, которые остыли, роса образуется.

Тогда почему мы сказали, что капли на растениях не являются росой? Потому, что только значительная часть влаги, которую мы наблюдаем на растениях утром. Является росой. Основная часть влаги ( а иногда и вся влага) произведена самим растением. Влага проступает из растений через поры листьев. Это является продолжением процесса ирригации растений по обеспечению листьев водой из земли. Начинается этот процесс днем, чтобы защитить поверхность листа от солнечной жары, и продолжается в ночное время.

 В некоторых районах земного шара росы столько, что ее собирают в специальные резервуары для водопоя скота.

Что такое туча?

Теплый воздух, наполненный влагой, поднимается в небо. Когда он достигает определенной высоты, он остывает. При более низкой температуре он больше не может содержать всю влагу в виде водяного пара. Поэтому лишняя влага преобразовывается в маленькие капельки воды, кристаллики льда, из которых состоит облако или туча.

Облака и тучи имеют разную форму, так как ее образование происходит на разной высоте и при разной температуре.

Необходимо около миллиона мельчайших капелек, чтобы образовалась одна капля. А чтобы образовалась туча, нужны миллионы и миллионы таких капелек. Такая туча размером километр в ширину, километр в длину и километр в высоту может содержать около 790 тонн воды в виде капель и почти 7940 тонн воды в виде пара.

Сказки о явлениях в неживой и живой природе для детей

Сказка «Путешествие Облачка»

В этот летний день Солнце палило так жарко, что все животные и люди попрятались в тень, а вода в реке стала испаряться так быстро, что водяные пары столбом поднимались в Небо. Там они охлаждались и превращались в маленькие капельки, которые были столь малы, что не падали на Землю, а собирались вместе, образуя белоснежное Облачко.

— Мир прекрасен! — воскликнуло оно. — Ия очень хочу его посмотреть. Но как это сделать?

Тут кто-то потерся о его бок своей щекой. Облачко обернулось и увидело озорного мальчишку с развивающимися длинными волосами.

— Кто ты? — спросило Облачко.

— Я Ветерок! — весело ответил Ветерок.

— А что ты делаешь на Небе? — поинтересовалось Облачко.

— Я играю с облаками и разгоняю тучи, — вертясь во все стороны, прокричал Ветерок.

— Ветерок, помоги мне, пожалуйста, посмотреть мир. Он такой прекрасный! А я не могу сдвинуться с места, — жалобно попросило Облачко.

— Конечно, я тебе помогу. Ты такое пушистое, белоснежное, прохладное, как вата, как пух, как взбитые сливки, которые едят люди, как самое вкусное мороженое на свете! Я буду на тебя дуть и перемещать по Небу в любую сторону, — радостно пропел Ветерок.

Так они и подружились. Ветерок помогал Облачку то тихо проплывать над Землей, то стремительно лететь, то мчаться что есть сил. Он дул на него то слабо, то чуть посильнее, то во всю силу. А Облачко радовалось и удивлялось своему знакомству с миром.

Первое, что сделало Облачко — отправилось к морю, в которое впадала река, чтобы полюбоваться собой в отражении водной глади. Посмотрело Облачко в воду, как в зеркало, разглядело себя со всех сторон.

— А я и вправду красивое! — воскликнуло Облачко.

Но тут оно заметило, что стало прибавлять в весе, покрупнело. Это к нему из моря водяные пары прилетели.

— Ой, ой! — расстроилось Облачко. — Я не хочу толстеть! Надо скорее улетать от воды подальше. Хотя море такое большое! А над ним столько облачков плывут. Может, они мои братья и сестры? Надо подплыть поближе.

Облачко приблизилось к другим облакам и стало с ними знакомиться. Оно и не заметило, как за разговорами все облака слились в одно громадное Облако. Оно поднималось над Землей прекрасным белоснежным дворцом с серебристым кружевом на колоннах. Ветерок еле сдвинул с места это Облако. Оно оказалось как раз над полями и огородами и было таким тяжелым, что не смогло удержаться на Небе и упало на Землю коротким теплым летним дождем. Оно плакало, а люди радовались. Дождя давно не было, трава на полях стала желтеть, а овощи на огородах без влаги не росли. Люди от радости плясали и пели:

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба урожай.

Дождик, дождик, припусти —

Дай капусте подрасти!

Дождь прошел, а на Небе вновь засветило жаркое летнее Солнце. Оно вмиг высушило лужи на дорогах. А где же Облачко? Неужели закончилось его путешествие? Да вот же оно. Водяные пары от влаги после дождя быстро поднялись в Небо, образовав Облачко.

— Как я испугалось, что исчезло! — воскликнуло оно. — Но сколько добрых дел я сделало. Всех порадовало: и людей, и растения, и животных. Выходит, что я нужно всем?! Здорово! Поплыву дальше, может, еще кому-нибудь помогу.

И Облачко отправилось вместе с Ветерком дальше. Дело было к вечеру. Вся природа готовилась ко сну. Облачко почувствовало усталость, начало зевать. А тут Солнце, которое закатывалось за горизонт, осветило его своим сиянием. Облачко сначала зажмурило глазки от яркого света, а потом потихоньку разомкнуло ресницы и оглядело небосвод.

— Пожар! Пожар! — закричало Облачко.

— Да не кричи ты так, — успокоил его Ветерок, — это не пожар, а Солнышко садится. Оно устало за день всех согревать, всем светить и теперь ложится спать.

Облачко огляделось вокруг. На Небе было тихо и спокойно. Редкие, необычайно красивые облака растеклись по нему, как молочный кисель. В какие только краски не окрасили их заходящее Солнце и Вечер! Их платья отливали и розовым, и фиолетовым, и багряным, и золотистым, и дымчатым цветом. Облачко посмотрело на свое удивительно прекрасное платье. Хоть сейчас на бал! Но что это?! Яркие краски исчезли.

— Кто украл мое прекрасное платье?! — воскликнуло Облачко. — Верните сейчас же!

— Какое ты смешное, Облачко, — захихикал Ветерок, — никто у тебя платья не крал. Просто Солнышко легло спать, и стало темно. Наступила ночь. А ночью все спят. И ты ложись, отдыхай. Завтра отправимся в путь дальше.

Облачко закрыло глазки и заснуло. А Ветерок еще долго гладил его по голове и охранял его покой. Их ждали дальние страны и долгие дороги.

Вопросы и задания

— Из чего образовалось Облачко?

— С кем оно подружилось?

— Почему Облачко исчезло, когда общалось с другими облаками над морем?

— Какое полезное дело сделало Облачко?

— Как Облачко опять оказалось на Небе?

— Почему Облачко окрашивалось в разные цвета?

— Нарисуйте иллюстрации к сказке.

— Придумайте продолжение сказки: куда Облачко отправилось в путешествие, с кем встретилось, что с ним случилось?

Сказка «Семья Дождей»

Высоко в Небе, на черной Туче жила семья Дождей: папа Ливень, мама Мокрица моросящая, сынок Грибной дождик и дочка Капля. Жили они дружно. Следили за чистотой на земле: смывали с дорог пыль, промывали крыши домов; умывали листья деревьев, травы и цветы; наполняли водой лужи, озерца, реки, чтобы могли помыться животные. Дождевая вода чистая и мягкая, поэтому любят ее все растения и животные. Вымоют все и всех Дожди, свесят ножки с тучки и любуются сверху красотой.

— Сколько от меня пользы, — говорит папа Ливень, — как пролью, сразу всю грязь смываю. Люди говорят, что «льет как из ведра». Это обо мне! Уж мыть, так мыть! Мне воды не жалко.

— А я потихоньку пыль смываю, — вступает в разговор мама Мокрица моросящая. — Моросить — это не лить. Как начну множеством мелких капелек по пыли барабанить, так и пыли конец! Люблю чистоту и порядок, а больше всего — чистый воздух!

— А я после вас навожу блеск, — поддакивает сынок Грибной дождик. — Еще раз так освежаю все вокруг, что от земли под солнцем идет сияние!

— Да и я не остаюсь в стороне, — пропищала дочка Капелька, — повисну на листиках, а насекомые в меня смотрятся, как в зеркало, умываются, прихорашиваются. Тоже пользу приношу.

Не забывали Дожди насытить влагой землю, чтобы растения радовали всех своей свежей зеленью, цветами, плодами. Польют огороды, сады, цветники, леса, поля, луга и радуются, что все растет и расцветает.

— Смотрите, смотрите, — кричит сынок Грибной дождик, — под моей радугой расцвели луговые цветы! Это я их полил волшебной водой. Какой прекрасный ковер получился!

— Уф! — никак не может отдышаться папа Ливень. — Пролил землю так, что на целую неделю всем растениям воды хватит. Устал даже. Зато садоводам и огородникам не надо будет поливать растения. Вот уж они рады моей помощи!

— А я все сыплю, сыплю мелкими капельками, — вздыхает мама Мокрица моросящая, — никак землю не промочу. Зато листочкам моей влаги хватает.

— Да и без меня плохо в засуху, — не унимается дочка Капелька. — Люди так меня зовут, говорят: «Ну, хоть бы капля капнула!» Такую важность я имею!

Но иногда, когда папа Ливень сердился или у него было плохое настроение, он выливал на землю столько воды, что заливал ею дороги и тротуары, поля и леса. Реки выходили из берегов, затапливая деревни и села. Люди тогда очень огорчались и просили у Неба, чтобы дождь прекратился. Растения начинали гибнуть от избытка воды. В такие дни все члены семьи Дождей ходили на цыпочках, не решаясь заговорить с отцом. И только маленькая Капелька, которую отец очень любил, не боялась залезть к нему на коленки, крепко прижаться и попросить спеть колыбельную песенку. В такие минуты папа Ливень становился добрым и прекращал лить воду на землю. Все с облегчением вздыхали. Выглядывало Солнце и высушивало лишнюю воду.

Хуже было, когда мама Мокрица моросящая начинала плакать от обиды. Она плакала так долго и так обильно, что нудный дождик портил всем настроение.

Лето становилось холодным, что очень огорчало людей и все живое. Тогда люди обращались к Солнцу, звали его, чтобы оно скорее выглянуло из-за туч и обогрело землю. А маму начинал успокаивать сын Грибной дождик. Он раскидывал по Небу семицветную радугу и предлагал ей выбрать материал для платья какого-либо цвета. Затем звал к себе множество птиц, которые вмиг шили для его мамы необыкновенное платье. Мокрица моросящая сразу же переставала плакать и принималась примерять новое платье.

Так и жили дружно на небе Дожди, трудились, радовались, иногда огорчались. Все как в каждой семье.

Вопросы и задания

— Где жила семья Дождей?

— Перечислите членов семьи Дождей.

— Какую работу выполняли члены семьи?

— Какую пользу семья Дождей приносила людям, растениям, животным?

— Что случалось, когда папа Ливень гневался?

— Как изменялась погода, когда плакала мама Мокрица моросящая?

— Почему от дождя бывают и польза и вред?

— Чем ливень отличается от грибного дождя, от моросящего?

— Что будет, если дождь не прекратится? Что будет, если дождя не будет все лето?

Сказка «Лужа – мечтательница»

После дождя на дороге образовалась большущая Лужа. Никто не мог по ней ни проехать, ни пройти. Приходилось всем ее объезжать и обходить.

— Ах, какая я великолепная! — загордилась Лужа. — Я, наверное, похожа на море. Скоро по мне будут ходить быстрые катера, белоснежные лайнеры, а по берегам насыплют желтый песок и устроят пляж.

В Лужу продолжали стекаться ручейки, и она становилась еще больше.

— Эй, облака, — кричала Лужа, — посмотрите, какая я большая! Я как огромное зеркало. Если хотите, полюбуйтесь на себя свысока. А я от вашего отражения еще краше стану.

Облака стали наперегонки глядеться в Лужу. Их белоснежные кудрявые головки на фоне голубого неба особенно были хороши.

— Ну, хватит вам в меня смотреться! — заворчала Лужа. — Дайте и другим мной полюбоваться. Плывите себе, плывите.

В это время к Луже подошел мальчик. У него в руках была длинная палка. Сначала он палкой стал тыкать в Лужу, измерять глубину, а потом делать водовороты.

Лужа сначала испугалась, а потом возмутилась:

— Кто это мутит мою прекрасную воду! Ну-ка быстро выбирайся на берег!

Однако никто ее не слышал. Мальчик стал в резиновых сапогах ходить по Луже. Он представил себя капитаном корабля. Лужа казалась ему целым морем, он палкой создавал волны и шторм. Вода в Луже стала грязной, мутной. Но тут ей на радость из окна дома, который был рядом, выглянула мама и позвала сына домой. Муть стала оседать на дно, и Лужа опять посветлела. Прихорошилась Лужа и снова стала привлекать к себе внимание:

— Эй, Солнце, ты свысока все видишь! Поглядись в меня, я самая большая и красивая!

Услышало Солнце просьбу, решило причесать свои золотые лучики и заглянуло в Лужу, как в зеркало. Любовалось на себя Солнце да приговаривало:

— Ты, конечно, Лужа, хороша, но лучше меня ничего нет на свете. Посмотри, какие у меня золотые косы. От моей красоты можно ослепнуть! У меня много работы и забот, но раз уж ты попросила, я уделю тебе внимание, не буду торопиться.

От солнечного тепла вода в Луже сначала стала теплой, потом горячей, а потом от Лужи пошел пар.

— Ой, не надо в меня, Солнышко, больше смотреться! — взмолилась Лужа. — Я признаю, что ты самое красивое на Земле.

Но Солнышку понравилось любоваться собой, оно не спешило уходить. Когда любоваться ему наскучило, от большой Лужи осталась только мокрое место.

Вопросы и задания

— Почему на дороге образовалась большая Лужа?

— Почему она становилась все больше?

— О чем мечтала Лужа?

— Почему в Лужу можно было смотреться, как в зеркало?

— Какой характер был у Лужи?

— Что делал мальчик в Луже?

— Почему Луже не понравилось его присутствие?

— Кто смотрелся в Лужу, как в зеркало?

— Почему от Лужи осталось мокрое место?

— Куда делась вода?

— Почему машины объезжают, а люди обходят большие лужи?

— В каком случае лужа может появиться вновь?

— Разыграйте сказку по ролям.

— Нарисуйте лужу, в которой отражаются облака и солнце.

— Обследуйте лужу на участке после дождя.

Сказка «Вслед за ветром»

Высоко в Небе, в небесном Царстве-государстве жили-были братья Ветры. Самым старшим братом был Ураган. Он был такой огромный, а борода и волосы на голове такие длинные, что, когда он летал над Землей, казалось, будто страшное лохматое чудище закрывает Небо. Дул Ураган с такой силой, что разрушал все вокруг, принося много бед людям, животным, растениям. Поэтому обычно старший брат спал, и все вокруг ходили на цыпочках, чтобы его не разбудить.

Второго брата звали Шквал. Характер у него был резкий: дул он очень сильно да еще прихватывал с собой Ливень с Грозой для того, чтобы скучно не было. Вот уж веселились они, когда гремел Гром, сверкала Молния, лил Дождь, дул шквалистый Ветер! Все люди разбегались по домам, чтобы переждать Шквал. Но в море от него могли тонуть корабли и гибнуть люди. Зная свой резкий, скверный характер, Шквал старался занять себя каким-либо делом. Он убирался в замке, собирал в сетку облака, чтобы выжить с них воды, штопал старую одежду братьев иглой-молнией, брался за любую работу, которая отвлекала его от дурных мыслей и делала добрее.

С юга в гости к братьям прилетал часто третий брат — Суховей. Он был такой сухой и горячий, что сразу высушивал влагу всех облаков, речек, прудов. На Земле высыхали все растения. Люди и животные очень страдали от засухи. Братьям совсем не нравилась такая картина. Они завязывали Суховею рот большим шарфом, чтобы он не дул, и быстро нагоняли дождевые облака, которые нежились над морем и океаном. Шквал пригонял Ливень, который хорошенько проливал Землю. Оживали все растения, облегченно вздыхали люди и животные.

Высоко в башне замка, под замком сидел еще один брат — Смерч. Его имя было так похоже на слово смерть, что часто его так и обзывали. Смерч так любил закручиваться в огромный столб, который высотой был от Земли до Неба, делал это с такой скоростью, что забирал с собой все, что попадалось ему на пути. В Небо взлетали животные, машины, целые дома! После вихря, который устраивал Смерч, на Земле оставались только одни разрушения, погибшие люди и животные. Поэтому братья вынуждены были посадить Смерча под замок. Они, конечно, кормили его, разговаривали с ним, любили его, но знали, что если его выпустить, случится беда. Смерч очень обижался на братьев и копил в себе свой гнев. Когда от гнева и обиды он раздувался как шар, то становился такой силы, что сдержать его не мог никто, тогда он вырывался наружу и сметал все на своем пути. Вылив на Землю свою злость, Смерч успокаивался и добровольно возвращался в башню, очень жалея о том, что натворил.

Самым спокойным из братьев был Ветер-ветерок, который отличался мягким характером, жизнерадостностью и желанием всем помочь.

С самого утра Ветер-ветерок носился по всему Небу, то гоняя облака, то раздвигая тучи. Потом он спускался к Земле, чтобы развеять семена растений или пыльцу с цветков, подарить прохладу в жаркий день животным и людям. Зимой он помогал Снегу ровно лечь на Землю, укрыть все растения теплым снежным одеялом до весны. Весной опылял растения, помогал насекомым быстрее добраться до цветов, полных нектара. А осенью играл с разноцветными листьями, укрывая Землю прекрасным ковром, да помогал деревьям подготовиться к зиме. Еще он проделывал очень важную для людей работу — крутил ветряные мельницы. Раньше на них перемалывали зерно в муку, а сегодня от них получают электрический ток. Очень нравилось Ветру-ветерку шалить на воде, гнать вперед парусники. Яркое Солнце, голубое Небо, лазурная Вода так нравились ему, что совсем не хотелось улетать домой к сердитым братьям. Все живое всегда радовалось Ветру-ветерку. От этого он становился еще добрее и ласковее. Братья тоже любили мальца, часто его баловали, рассказывали интересные истории.

Вот так и жили братья Ветры. Как и все братья, они любили вместе поиграть, побегать наперегонки, покататься на пушистых облаках, окунуться в воды океана, намутив их, пролететь сквозь крону деревьев, чтобы поменять им прическу, пошептаться с колосьями ржи и пшеницы, поколыхать их, как будто волны в море. Они могли быть сердитыми и добрыми, работящими и немного ленивыми, игривыми и строгими, жаркими и ледяными, сильными и слабыми. Они были разными, как и мы — люди.

Вопросы и задания

— Назовите имена братьев Ветров, которые жили в небесном замке.

— Расскажите о характере каждого брата.

— Какую пользу приносит ветер всему живому?

— Какой вред он может нанести людям, животным, растениям?

— Почему поведение братьев Ветров может быть разным? От чего это зависит?

— Нарисуйте братьев, как вы их представляете.

— Придумайте историю, которая случилась с братьями на земле, на море или в горах.

— Какие стихи вы знаете о ветре?

Сказка «Мечта Росинки»

Рано утром, когда солнышко только просыпается, маленькая Росинка нежилась в своей постельке. А постелькой для нее служил загнутый вверх со всех сторон мохнатый лист, поверхность которого покрыта мелкими волосками. С такого листа Росинка не скатывалась и могла на нем спокойно спать. Она была такой чистой, что чище и не найти. Сквозь нее можно смотреть как через стекло, такая она прозрачная. Росинка была такой прохладной, что могла охладить и напоить любого в жаркий день. Такая она была необыкновенная. Но настоящими королевами ее сестер делали первые лучи солнца, которые отражались от их тельца и делали их похожими на сверкающий алмаз, самый красивый драгоценный камень. Под лучами солнца сестры Росинки сверкали всеми цветами радуги. В эти мгновения все жители леса любовались ими и хотели с ними дружить.

Отец Росинки — утренний Туман строго следил за тем, чтобы она не попадала под прямые лучи солнца, губительные для такой маленькой капельки — Росинки. Он прикрывал дочку своей холодной накидкой, пока она спала, закрывал сверху листиком, чтобы солнышко не заглянуло внутрь.

Но солнце начинало греть все больше и больше. Оно проникало в самую гущу леса. Утренний туман нагревался, выпадал капельками росы на траву, листья деревьев и кустарников, на прекрасные цветы. В этот момент рождалось много маленьких Росинок, которые наполняли своей живительной влагой все растения, давали возможность умыться и напиться насекомым и другим животным.

Однако солнце очень быстро высушивало маленькие капельки, и они не успевали познавать огромный мир, который их окружал. И только наша Росинка оставалась в самой чаще леса, куда солнце проникало очень редко. Но Росинке так хотелось погреться под лучами жаркого солнышка, покрасоваться своим солнечным нарядом, что каждый раз, когда она оставалась одна, пыталась перепрыгнуть на листок, освещенный солнцем. К ее огорчению это никак не получалось, и она все время скатывалась прямо под мохнатые лапы огромной ели, где было темно и холодно.

Однажды, когда одинокий луч утреннего солнца все же проник сквозь чащу леса, Росинка попросила Паучка, плетущего свою паутину прямо около нее, протянуть свою паутинку прямо к листику, освещенному солнцем. Паучок так любил Росинку, что не только протянул нить, но и сплел специальную люльку, в которой бережно перенес Росинку на новое место.

— Какое счастье! — воскликнула она. — Наконец- то сбылась моя мечта! Жители леса, посмотрите на меня, какая я красивая! Я вся сверкаю под солнечным лучом! Я как драгоценный алмаз! Как приятно погреться под солнышком. Как прекрасен мир вокруг, освещенный солнцем!

Но радовалась Росинка недолго. Солнечный луч грел все сильнее. Росинка совсем разжарилась, стало горячо.

— Паучок! — крикнула она уже слабым голосом другу. — Скорее забирай меня обратно в тень!

Паучок стал быстро тянуть нитку к себе, но не успел. Росинка уже растеклась по листку, и пар шел от нее вверх. Еще секунда и лист стал совсем сухим. Капелька воды Росинки испарилась. Паучок очень огорчился, даже заплакал. Но каково было его удивление, когда на следующее утро Росинка сидела снова на своем мохнатом листике! Как это могло случиться?!

Вопросы и задания

— Почему роса появляется только в утреннее время?

— Почему роса боится солнца?

— Как в сказке описывается внешний вид Росинки?

— Как оберегал Росинку отец Туман?

— О чем она мечтала?

— Как она смогла осуществить свою мечту?

— Почему, когда сбылась мечта Росинки, она исчезла?

— Как же это случилось, что на следующее утро Росинка снова появилась?

— Какую пользу приносит роса растениям и животным?

— Почему полезно утром ходить по росе?

— Почему цветы для букета стараются срезать рано утром?

Сказка «Как Солнышко заболело»

Высоко на Небе, куда и рукой не достать, и птице не долететь, жило в великолепном золотом дворце Солнце. Оно было таким огромным, что могло своим теплом обогревать всю Землю. Телом оно походило на Колобок — такое же круглое, поэтому могло катиться по небу с Востока на Запад.

Солнце видело абсолютно все, что происходило днем на Земле. Однако посплетничать об этом ни с кем не могло, потому что никто не смел приблизиться к нему из-за страха сгореть. Такое оно было огненное. А кричать издали неудобно. Да и Ветер все время мешал своим шуршанием. Грустно и скучно, когда никому ничего нельзя сказать, поделиться своими мыслями, впечатлениями. Но что поделаешь, короли часто бывают одинокими. А Солнце на небе было настоящим королем! Если бы его величество однажды погасло, перестало светить и греть, то все живое на Земле погибло бы.

Когда оно было добрым и нежным, все живое на Земле радовалось, ликовало, росло, благоухало, нежилось под ласковыми лучами. Когда же Солнце сердилось, злилось, на земле выгорала вся растительность, высыхали реки и озера, мелели даже моря, земля становилась похожей на треснувшую корку.

Когда настроение у Солнца менялось, оно само выбирало, где ему греть сильнее, а где совсем не греть. Поэтому в Африке было так жарко, что даже кожа у людей стала коричневого цвета, а земля похожей на красную пыль, а на севере несколько месяцев Солнца не видели вообще, господствовала полярная ночь. На юге оно светило и грело круглый год, а на востоке и западе согревало людей, животных и растения только весной и летом, а зимой было почти холодным.

Когда у Солнца болела голова или живот, а это было похоже на ураган, на Земле все живое и разные приборы чувствовали это. У людей тоже начинала болеть голова, а приборы отказывались работать правильно.

Утром, когда Солнышко вставало, оно не нежилось в постели, как все мы. Из-за множества дел ему некогда было залеживаться. Оно умывалось капельками, взятыми из облаков, расчесывало свои длинные волосы-лучи золотым гребнем, выпивало из золотого кубка золотой напиток, доставало свою подзорную трубу и начинало рассматривать Землю, продумывать, что нужно сделать сегодня.

— Так, так, так, — записывало в свою солнечную книжечку Солнышко, — здесь люди что-то замерзли из-за холодных дождей, надо погреть; а в этом районе плохо растут растения, надо добавить света и тепла; а в море уже пора купаться, надо воду подогреть да песок на пляже; в этой части Земли я, пожалуй, убавлю свой пыл, а то и так все высохло, дам место ветру и дождю; ну а здесь пора будить животных, весну начинать.

Солнце видело весь земной шар, поэтому работы у него было очень много. За день оно так уставало, что, скатываясь вниз по небосклону поздно вечером, не умываясь и не раздеваясь, сразу закатывалось на кровать и засыпало крепким сном до утра. И так каждый день.

Однажды Солнце заболело от такого изнурительного труда. Оно не встало утром как обычно и не стало обходить свои владения. Первыми забили тревогу животные и люди. Они очень испугались, что Солнце не появится на небосклоне, ведь от него зависит их жизнь. Стали взрослые люди выходить из домов и просить Солнышко скорее выйти. Издавна народ придумал много закличек, песенок про Солнце. Но оно не слышало людей, так как крепко спало. Тогда взрослые позвали детей. Дети стали так громко звать Солнышко, петь про него песни, водить хороводы, что Солнце проснулось, открыло глаза и посмотрело вниз.

«Почему все животные и люди так громко кричат?! — подумало Солнце. — Надо послушать, что они хотят». Оно прислушалось.

— Да это они меня зовут! — воскликнуло Солнце. — Я же проспало свой восход! Как же я так могло сделать! Ведь все живое так меня любит, так во мне нуждается! За такую любовь не жалко и себя отдать. Хватит хандрить. Надо приниматься за дело!

И Солнышко начало потихоньку всходить и освещать своими лучами все вокруг. А люди, животные и растения заулыбались, захлопали в ладоши от радости и закричали кто как мог: «Спасибо тебе, Солнышко, что согреваешь нас! Мы все тебя любим! Мы желаем тебе здоровья! Никогда не болей!»

От таких слов Солнце окончательно выздоровело и принялось за свой нелегкий труд.

Вопросы и задания

— Опишите место, где жило Солнце.

— Как настроение Солнца влияло на жизнь на Земле?

— Почему Солнце заболело?

— Какие дела себе намечало сделать Солнышко?

— Как люди вылечили Солнышко?

— Какими цветами окрашивает Солнце небо, когда восходит и заходит?

— Как вы думаете, что будет на Земле, если Солнце остынет?

— Какие народные приметы вы знаете о Солнце?

— Какие песенки, заклички, пословицы и поговорки о Солнышке вы знаете?

Мониторинг знаний детей по теме проекта

Ф.И. ребенка

Показатели

Что такое погода?

Какие природные явления ты знаешь?

Как узнать какая погода будет завтра?

Как взрослые узнают прогноз погоды?

Как называют людей, занимающихся изучением погоды?

Какими приборами можно измерять температуру воздуха, воды, и.д.?

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...