Программа по дополнительному образованию
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Учебная программа по дополнительному образованию "Юный гид русская народная культура"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №31 «МЕДВЕЖОНОК»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ДС № 31

«Медвежонок»

_______________ Н.В.Дирлам

Приказ №_____от __________

Рабочая  учебная программа

по дополнительному образованию

“Юный гид: Русская народная культура”

Воспитатели: Боровских Наталия Борисовна

Королева Ирина Юрьевна

г. Нижневартовск

        Содержание        

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка --------------------------------------------------------- 3

1.2.Отличительные особенности программы. ----------------- ---------------   3        

1.3. Планируемые результаты----------------------------------------------------  4

2. Содержательный раздел

2.1.Содержание образования по образовательным областям --------------- 4

2.2.Формы работы по образовательным областям ---------------------------- 5

2.3.Методическое обеспечение ---------------------------------------------------  7

  1. Организационный раздел

3.1.Тематическое планирование  -------------------------------------------------  8

3.2. Особенности организации предметно-пространственной  

развивающей  среды ---------------------------------------------------------------- 13

3.3.Материально-техническое обеспечение программы -------------------   14

3.4.Перечень литературных источников ---------------------------------------- 16

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Специфика образовательного пространства городов и населённых пунктов позволяет выделить приоритетное направление образования дошкольников – музейную педагогику.

   Ещё в 1913 году А. Лихтварк сформулировал идеи об образовательном значении музея и представил новый подход к посетителю как к участнику диалога (конференция в Мангейме «Музей как образовательное и воспитательное учреждение»). В дальнейшем в докладах участников Всесоюзной межмузейной конференции «Музей и дети» (1982г.) настойчиво звучала мысль о том, что музей обязан обратить внимание на детскую аудиторию, создавая для неё специализированные экскурсии и программы.

   Любая встреча с музеем необычайно расширяет кругозор, представление о мире. Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.

   Мини – музей в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательном для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини - музея может подсказать тему для интересного разговора.

   Предметы музея собираются коллективом детского сада, руководителем музея, дошкольниками и родителями.

   В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

   В обычном музее, ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.

   Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.

   С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

    Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка.   И мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям ощутить себя частью великого народа.

  1. Отличительные особенности программы

Базисная программа «Истоки», которая имеет открытый характер, позволяет творчески использовать различные педагогические технологии. Данная образовательная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 6- 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение самостоятельной, непосредственно-образовательной и совместной деятельности. Объём деятельности в год составляет 36 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Цель программы:

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с русской народной культурой.

Задачи:

  • расширить представления детей о традициях русской народной культуры:

-местах проживания наших предков,

-быт и основные занятия,

-история одежды, кухни,

-народные приметы, обычаи, праздники.

  • познакомить детей с музеем как хранилищем духовных и материальных ценностей.
  • формировать у детей умение понимать язык предметов как носителей информации эпохи.
  • формировать навыки поведения в музее.

1.3.  Планируемые результаты освоения Программы

Дошкольный возраст

Знает:

  • основные литературные понятия по фольклору;

  • краткое содержание прочитанных литературных произведений;

  • быт и традиции русского народа;
  • песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Умеет:

  • рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

  • использует в игре предметы быта русского народа;

  • создаёт творческие работы по фольклорным произведениям

2. Содержательный раздел

2.1.Содержание образования по образовательным областям

Образовательная

область

Содержание психолого - педагогической работы

Социально-

коммуникативное

развитие

  1. Формирование представления о народной культуре;

развитие навыков игровой деятельности; формирование

гендерной, семейной, гражданской принадлежности;

патриотических чувств, причастности детей к наследию

прошлого.

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и

сверстниками.

  1. Формирование основ безопасности собственной

жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Познавательное

развитие

  1. Расширить представление о жанрах устного народного        

творчества.        

  1. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.        
  2. Формирование целостной картины мира. Приобщение         детей к народной культуре (народные праздники и традиции).        
  3. Содействие атмосферы национального быта. Понимать        

историческую преемственность с современными аналогами (лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.).

  1. Знакомить детей с зависимостью использования предметов отобраза жизни людей, от места их проживания        

Речевое

развитие

  1. Широкое использование фольклора: песен, загадок,

пословиц, поговорок; развитие устной речи.

Способствовать развитию любознательности.

  1. Пополнять и активизировать словарь детей на основе

углубления знаний о русском народном быте, традициях,

праздниках, искусстве.

  1. Развивать умение рассказывать русские народные сказки.

Художественно-

эстетическое развитие

  1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.

Приобщать детей ко всем видам национального

искусства: сказки. музыка, пляски

  1. Знать и различать народное искусство, промыслы.

Понимать познавательное значение фольклорного

произведения, а также самобытности народных промыслов(мотив, композиция, цветовое решение), связи народного

творчества в его различных проявлениях с бытом,

традициями, окружающей природой.

  1. Воспитывать интерес к народному искусству, его

необходимости и ценности, уважение к труду и таланту

мастеров.

Физическое

развитие

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.
  3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

2.2. Формы работы по образовательным областям

Образовательныеобласти

Формы работы

Физическое развитие

  • Игра
  • Беседа
  • Рассказ
  • Рассматривание
  • Интегративная
  • деятельность
  • Физкультурные досуги
  • Спортивные состязания
  • Совместная деятельность
  • взрослого и детей тематического характера
  • Проектная деятельность
  • Проблемная ситуация

Социально-

коммуникативное

  • Индивидуальная игра
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Педагогическая ситуация
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора
  • Проектная деятельность
  • Интегративная деятельность
  • Праздник
  • Рассматривание
  • Просмотр и анализ мультфильмов,

видеофильмов

  • Экспериментирование
  • Поручение и задание
  • Совместная деятельность взрослого и

детей тематического характера

Речевое развитие

  • Чтение
  • Беседа
  • Рассматривание
  • Решение проблемных ситуаций
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Интегративная деятельность
  • Обсуждение
  • Рассказ
  • Инсценирование
  • Ситуативный разговор
  • Сочинение загадок
  • Проблемная ситуация
  • Использование различных видов театра

Познавательное развитие

  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Наблюдение
  • Проблемная ситуация
  • Рассказ
  • Беседа
  • Интегративная деятельность
  • Экскурсия
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Игры с правилами

Художественно-

эстетическое развитие

  • Изготовление украшений
  • для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской

деятельности

  • Создание макетов, коллекций и их оформление
  • Рассматривание эстетически

привлекательных предметов

  • Игра
  • Организация выставок
  • Слушание народной, детской музыки
  • Музыкально- дидактическая игра
  • Интегративная деятельность
  • Совместное и индивидуальное

музыкальное исполнение

  • Музыкальное упражнение
  • Попевка, распевка
  • Танец
  • Творческое задание
  • Концерт- импровизация
  • Музыкальная сюжетная игра

2.3.Методическое обеспечение

       Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 занятий (1 занятие в неделю) длительностью 25 – 30 минут. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

       Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривание иллюстрации и картин по теме, слушание русских народных мелодий и песен. На этих занятиях, знакомясь с экспозицией и экспонатами музея, дети овладевают знаниями музейной терминологии и этики. Поэтому занятия преимущественно должны проводиться в помещении музея.    Исключения составляют занятия по ручному труду, где дети должны заниматься за столом.

При работе с ножницами и иглой особое внимание уделяется технике безопасности:

• аккуратно обращаться с иголкой, следить за направлением ведения иглы (к себе, вперед и вверх), убирать иглу в игольницу;

• правильно подавать друг другу ножницы.

Организация работы, по ручному труду предполагает:

• подбор необходимого материала (ткань, бумага нужной фактуры, картон, нитки и др.);

• организацию рабочих мест (за одним столом могут работать не более двух человек).

        Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятия дети разговаривают друг с другом, советуются, обсуждают задуманную работу. В конце занятия педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

        Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятия и т.д.

        При оценке достижения детей целесообразно считать развитие познавательных и творческих способностей от допустимого уровня к достаточному и от достаточного к высокому.

3.Организационный раздел

3.1.Тематическое планирование

Месяц

НОД

Совместная

деятельность

Взаимодействие с

родителями

Сентябрь

1. «Восенушка –

осень – сноп

последний косим». С.88

Беседа о первом

осеннем месяце, его

особенностях и

приметах.

Повторение

заклички

«Восенушка –

осень».

2. «Хлеб – всему

голова». С. 89

 Беседа о

старинных способах

уборки хлеба.

Знакомство с

жерновами и их

использованием.

3.”В гости к хозяюшке”. С. 31

Загадывание загадок об избе и предметах быта.

4.”Дудочка” . С. 75

Знакомство с русским народным инструментом дудочкой.

1. Повторение примет

осени и заклички        

«Восенушка – осень».        

2. «К худой голове        

своего ума не        

приставишь». Беседа

об уме и о глупости.

Знакомство со сказкой

«Про Филю».        

Словесная игра «Филя

и Уля».

        

3. «Град на усть Оки».

Рассказ о Нижнем        

Новгороде.        

Прослушивание        

русских народных        

песен (в грамзаписи).

4.Повторение

пословиц и поговорок

о хлебе.

5. «Снедь Московская:

хлебы». Рисование

натюрморта.

6.Русская народная игра “Заря-заряница”.

                

1. Сбор урожая на

огородах, ягод в

лесу.

2. Заготовка

природного

материала для

поделок и семян для

подкормки птиц

зимой.

3. Участие в

ярмарке «Дары осени».

4.Наглядная

информация

Октябрь

1. «Октябрь – грязик

– ни колеса, ни

полоза не любит». С.90

Беседа о характерных

приметах октября.

Рассказ о народном

празднике Покрове.

2.”Покров”. С.183

О празднике Покров, народных приметах и обычаях.

3. «Камень град». С.91

Знакомство с

легендами о

строительстве

Нижегородского

кремля –

пограничной

крепости

Московского

государства.

4.”Гусли звончатые”. С.73

Знакомство с русским народным инструментом гуслями.

5.”Маша и медведь”.

С. 69.

Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки.

5.

1. Повторение        

пословиц об осени.

2. «Злое истребление».

Рассказ о монголо–

татарском нашествии и

предания о граде

Китеже. Знакомство со

старинным оружием.

3.«Золотая осень».

Рисование природы

Сахалина.

4.П/и «Совушка –сова».

5.Обыгрывание ролевых ситуаций.

        

1. Участие в

конкурсе поделок

«Удивительное рядом”

2. Консультация

«Приобретение

детьми культурного

богатства русского

народа».

3. «Бабушкин

сундук».

Пополнение русской

«избы» старинными

предметами.

4. Изготовление атрибутов для инсценировки.

Ноябрь

1. Синичкин день. С.92

Заключительная

беседа об осени.

Рассказ о

праздниках

Синичкин день и

Кузьминки.

2.”Кузьма-Демьян”. С.188

О празднике Кузьма-Демьян, обычаях, обрядах, народных наблюдениях.

3. «Где живёт перо

Жар-птицы?». С.92

Знакомство детей с

хохломской

росписью и её

традициями

(«кудрина»,«травка»).

4.”Иван-царевич и Жар-птица”. С.120

Использование мотивов русских народных сказок, пословиц.

1.«Чудо – чудное,

диво – дивное –Золотая Хохлома». Рисование

декоративной посуды

по мотивам хохломской росписи.

2.«Большой урожай

рябины – морозная

зима». Пословицы и

народные приметы о

рябине.

4.П/и «Жмурки».

5.Игра – викторина

«Восенушка – осень»

(пословицы,

поговорки, загадки,

заклички, песни,

народные приметы).

6.Народные игры

“Кузнецы”

“Прялица”

“Два мороза”,

 “Водяной”.

1.Участие в изготовлении кормушек для птиц.

2. Участие в игре-

викторине

«Восенушка- осень».

3. Изготовление атрибутов для инсценировки.

4.Консультация “Русские народные игры”

Декабрь

1. «Зима – не лето,- в

шубу одета». С.93

Беседа

о характерных

особенностях зимы.

Использование

русской народной

песенки «Как на

тоненький ледок».

2. Снегурочка –

внучка Деда Мороза. С.94

Чтение сказки

«Снегурочка».

Прослушивание

фрагментов оперы

Н.А. Римского –

Корсакова

«Снегурочка» (в

грамзаписи).

3.”Мы поедем в Городец покупать себе ларец”. С.113

Изготовление ларца из бросового материала.

4. .”Мы поедем в Гродец покупать себе ларец”. С.113

Изготовление ларца из бросового материала.

5.”Ларец”

Роспись ларца городецким узором.

1.«Светит, да не

греет». Беседа о

разных источниках

освещения. Показ

теневого театра.

2.«Пришёл мороз –

береги ухо и нос».

Просмотр

мультфильма по сказке

В.Ф. Одоевского

«Мороз Иванович».

Загадывание загадок о

морозе.

3.Повторение песенки

«Как на тоненький

ледок».

4.«Мастерская Деда

Мороза». Ручной труд:

новогодние поделки.

5.П/и «Два Мороза».

1.Участие в

конкурсе детских

поделок

«Мастерская Деда

Мороза».

2.Помощь в

организации

праздника Нового

года.

3.Наглядная

информация

«Русский фольклор»

4.Консультация “Русь мастеровая”

Январь

1. «Пришла Коляда

накануне

Рождества». С.95

 Беседа

о рождественских

праздниках,

святочных гаданиях.

Пение песенок.

2. “Выпал беленький снежок”. С.116

Проведение хороводов и народных игр.

3. «Зимние узоры». С.95

Знакомство с

творчеством

вологодских

кружевниц.

1.«Пришла Коляда

накануне Рождества».

Развлечение.

2.«Морозные узоры».

Рисование декоративное.

3.«Дело мастера

боится». Чтение сказки

«Семь Симеонов».

Дидактическая игра

«Кому что нужно для

работы». Повторение

пословиц о труде и

мастерстве.

1. Подготовка

атрибутов к

праздникам.

2.Участие в

развлечении

«Пришла Коляда

накануне

Рождества».

3.Консультация “Народные игры”

Февраль

1. «Гжель

прекрасная». С.96

Знакомство с

гжельским

художественным

промыслом.

2. «На героя и слава

бежит». С.97

Рассказ о

русских богатырях.

3.”Помогай другу везде, не оставляй его в беде”. С.123

Использование русских народных сказок, пословиц, загадок.

4.”Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна”. С. 139

Рассказ о прялке. О городецкой росписи.

1.«Гжель прекрасная».

Самостоятельное

рисование детьми

гжельских узоров.

2.Физкультурный

досуг «Папа и я –

спортивные друзья».

3.«Масленица

Прасковейка,

встречаем тебя

хорошенько!». Беседа о

Масленице. Пение

песен, частушек.

4.Праздник «Ух ты,

Масленица!».

5.Народная игра “Прялица”

1. Участие в

физкультурном

досуге.

2. Участие в

подготовке

праздника «Ух ты,

Масленица!».

3. Фотовыставка

«Приобщение детей

к истокам русской

народной

культуры».

Март

1.«Сердце матери

лучше солнца

греет». С.98

Этическая

беседа о маме с

включением

народных пословиц

и поговорок.

2. «Живёт в народе

песня». С.97

Беседа о

русской народной

песне. Знакомство с

пословицами и

поговорками о

песне. Разучивание

русской народной

песни «Ой, вставала

я ранёшенько».

3.Знакомство с русской матрешкой. –с.144

 Об истории возникновенияматрешки.

4.”Масленица”. С.157

Рассказ о веселом предвесеннем празднике.

1.Поэзия народного

костюма. Рассказ о

народном костюме.

Прослушивание

русских народных

песен (в грамзаписи

2.«Грач на горе –

весна на дворе». Беседа

о русских обычаях

встречи весны. Пение

закличек о весне.

3. «Шутку шутить –

людей насмешить».

Беседа о народном

юморе. Словесная игра

«Путаница».

4.П/и «Горелки».

5.Рисование матрешки по образцу.

1. Заучивание с

детьми пословиц,

закличек, песен о

весне.

2. Испечь пряники,

бублики.

3. «За самоваром».

Чаепитие по

русским народным

традициям.

Апрель

1.”Алексей - с гор потоки”. С.163

О народном празднике.

Рассказывание докучных сказок, дразнилок, загадывание загадок.

2. Красная горка. С.100

Рассказ о Пасхе.

Словесные

народные игры

«Садовник»,

«Бирюльки».

3. «Путешествие на

златогривой чудо –

тройке». С.101

Знакомство

детей с образом коня

в русском народном

декоративно –

прикладном

творчестве (городецкая,

палехская, хохломская

роспись). Рассказ о

мастерах Палеха.

4.”Волшебная птица”. С.141

Ознакомление с образцами вышивки и кружев.

5.”Жихарка”. С. 20

Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки.

1. «Шутку шутить –

людей насмешить».

Развлечение (докучные

сказки, скороговорки,

дразнилки).

2.Народные игры:

“Кораблики”

“Родничок”

3.Повторение

словесных и народных

игр «Садовник»,

«Бирюльки».

4. «Чудо – писанки».

Рисование на объёмной

форме (скорлупе яиц).

5. Самостоятельная

посадка и

выращивание семян

цветов.

1. Участие в

празднике «Пасха».

2. Выращивание

семян цветов.

3. Наглядная

информация

«Русский народный

фольклор весной».

4.Изготовление атрибутов для инсценировки.

Май

1. «Человек без

Родины, что соловей

без песни». С.101

Заключительная

беседа о прошлом

родного края и

героях – земляках.

2.”В гостях у хозяюшки” С.142

Роспись силуэтов дымковских игрушек.

3. Литературная

викторина по русским

народным сказкам.

4. Прощание с

«избой». С.102

Заключительная

беседа о русской

избе и национальной

кухне.

1. Просмотр

видеофильмов о героях

ВОВ.

2. Коллективное

изготовление панно из

лоскутков «Русская

кухня».

4. «Край родной, навек

любимый».

Русские подвижные игры на открытом воздухе.

5. Посадка цветов,

оформление клумб.

1. Участие в

литературной

викторине.

2. Помощь в

оформлении

цветочных клумб.

3.Изготовление выпечки для посиделок “Прощание с избой”

3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды

       Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги оформили музей “Русская изба”, где разместили предметы русского быта.

       В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.

В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. Здесь размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).

       Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.

Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем.  

        Музей русского быта дети посещают один раз в неделю согласно расписанию занятий.

       В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.

       Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.

       Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички.

       Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Учебно-методические пособия

Автор

Название

Количество

1

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. Образовательная

программа.  Прогамма.  Учебно-методическое пособие.

1

2

Куприна Л.С., Бударина Т.А.

Знакомство детей с русским народным

творчеством. Методическое пособие.

1

3

Николаева С.Р.,

Катышева И.Б.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками. Методическое пособие.

1

Экспонаты мини-музея «Русская изба»

1. Прялка

2. Керосиновая лампа

3. Веретено

4. Печь

5. Ухват

6. Чугунки

7. Одежда (русские народные костюмы, платки, кокошники)

8. Постельная принадлежность (расшитые полотенца, рушники)

9. Посуда (Хохломских мастеров, Гжель)

10. Домотканые половики

11. Деревянные лавки

12. Лапти

13. Корзины

14. Предметы быта (игольница, клубки)

15. Игрушки (куклы, люлька)

16.Коромысла

17.Ведра

18.Самовар

Художественная литература

1. Русские народные сказки.

Репка, в обработке А.Н. Толстого. Снегурушка и лиса, в обработке А.Н. Толстого. Волк и семеро козлят, в обработке А.Н. Толстого. Маша и медведь в обработке М. Булатова. Золотое веретено, из сборника К.Е. Кореповой.

2. Литературные сказки:

Три медведя. Л.Н. Толстой

Седьмая дочь. В.А. Сухомлинский

Мороз Иванович. В.Ф. Одоевский

Про Иванушку – дурочка. М. Горький

Иллюстрации  

1. Национальная одежда.

2. Праздники, обряды.

3. Орудие труда.

4. Сезонные работы.

5.Народное творчество.

6.Русский традиционный костюм.

7.Книжки – раскраски.

Дидактические игры

1. «Что сначала, что потом?»

2. «Четвертый лишний»

3. «Найди законченную работу» - Лабиринт

4. «Народное творчество» - Лото

5. «Юный этнограф»

6. «Чей цветок» - Лабиринт

7. «Народное творчество №2»

8. «Найди лишнее»

9. «Знаешь ли ты сказки»

10. «Разрезные картинки»

11. «Найди десять отличий»

12. «Любимые сказки» - Игра – головоломка

13. «Русские узоры»

14. «Сказки о животных»

15. «Три богатыря

Фольклорный материал

1.Пословицы и поговорки.

2.Словарь старинных русских слов.

3.Загадки.

4.Рассказы.

5.Небылицы.

6.Народные приметы по месяцам.

7.Народные приметы (Наблюдение за животными, за растениями).

8.Стихи о доме, о семье.

3.4.Перечень литературных источников

  1. Барутчева Е. Хочешь? пойдём с тобой в музей. Ж. «Дошкольное воспитание» №5, 2006.
  2. Батурина. Г.И.. Кузина Г.Ф – Народная педагогика в воспитании дошкольников. М. – 1995
  3. Князева. О.Л. Махаева М.Д.– Знакомство детей с русским народным творчеством.
  4. Махаева М.Д – Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М – 2004.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М – 1988.
  6. Соловьева Е.В. Данилина Т.А. – «Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. М – 2005.
  7. Солодянкина О.В. – Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....