Формирование представлений о зимних явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)

 Иткулова Регина Рамильевна
Статья посвященная формированию представлений о зимних явлениях природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 967764239.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Иткулова Регина Рамильевна

Формирование представлений о зимних явлениях природы у детей старшей группы

На сегодняшний день актуальной остается проблема формирования представлений о зимних явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста. Природа для дошкольников была и есть более яркое, более интересное явление окружающей среды. Именно поэтому формирование представлений о зимних явлениях природы у детей старших дошкольнмков будет наиболее доступным орудием развития способностей, осознования окружающей действительности. 
Знакомя воспитанников с сезонными явлениями, мы обогащаем их знания. Они узнают о том, как богата наша природа. Вместе с тем развивается

любознательность, наблюдательность, формируется заинтересованность дошкольников к природе, желание эксперементировать. Развивая представления об изменениях в природе их можно использовать, что бы развивать интеллектуальные умения. А умения составляют обширный материал по установлению причинно следственной связи, сравнения, применения знаний в новой ситуации.
Известные педагоги К.Д.Ушинский и В.А.Сухомлинский высказали идею о первичной эмоциональной связи ребенка с окружающей природой. Стоит сказать о важности формирования у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к объектам природы. 
Усовершенствование образовательной системы представляет условия к содержанию дошкольного образования, которые прописаны в ФГОСе[7]. Правовом документе, определяющем необходимость создания условия по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. 

В современном экологическом образовании природа достаточно полно представлена  как и окружающая среда. Помимо этого стоит выделить «мир природы», который способствовал бы развитию наблюдательности в процессе наблюдения сезонных изменений в природе. 

При знакомстве с сезонными явлениями в окружащей среде, мы показали детям труд людей, посредством дидактических игр «Когда это бывает»[5]. Детям предлагались соответствующие картинки. Они должны были классифицировать их по тому, к какому сезоному труду это относится и объяснить почему они распологали картинки в таком порядке. Например: «На этой картинке дети помогают воспитателю чистить дорожки от снега. Такую работу выполняют зимой, потому что много снега выпадает зимой».

Также в игры детей включали картинки, соответствующие разным сезонным явлениям. Например: «Расскажи, в какое время это происходит: в начале, середине или под конец сезона? А что будет дальше?». Тем самым мы актвизировали умственные способности старших дошкольников, выполняя задания, предлагали детям проанализировать ответы своих сверстников, направляли при трудностях на правильное решение. Это способствовало развитию в речи детей доказательности, что немаловажно при выполнении таких заданий.

 Познавательные «минутки» типа: «Как возникают ветры?», «Что такое иней?», «Почему идет дождь?», «Как называется замерзший дождь?», «Что такое прогноз погоды?» - помогут педагогу расширить и углубить представления детей об особенностях погоды и климата.
Знакомя дошкольников с сезонными явлениями,
 мы обращали особое внимание на явления в неживой природе, потому что с наступлением холодов меняется жизнь живых существ и растительного мира. Живая природа в зимнее время как бы находится в покое. 

Нами была проведена экскурсия под названием «Ледяной секрет». Мы водили детей в те места, где они бывали в летний период [4]. На эксукурсии к водоемам дети заметили изменения, которые произошли с водой. А увидеть эти изменения помогла загадка: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно» (Лед).

Детям предлагалось острожно раскопать снег в специально отведенном месте, для того чтобы узнать, что там находится. Раскопав снег дети увидили под ногами лед и подо льдом надпись. Прочитали записку, а в ней сказано: «Осторожно на льду». Дошкольники заметили, что надпись читается без затруднения, так как лед прозрачный. Следующее, что мы предложили выполнить дошкольникам это попробовать отломать кусочек льда, чтоб достать записку. Дети обратили внимание на то, что лед очень тонкий, но при этом гладкий и даже скользкий.

 Дошкольники пронаблюдали изменения в природе. Они заметили, как появился снежный покров там, где раньше была трава и цветы; деревья и кустарники стоят без листьев, не летают насекомые, также дети заметили что птицы не поют так как летом, а на водоеме вместо журчанья воды был лед.

На водоеме не было воды, вместо этого там лед, на котором ходят люди, катаются на коньках взрослые и дети.
Мы предложили детям подумать над тем, что же такое лёд. Ответы детей были очень интересными и почти все дети старшего дошкольного возраста осозновали значение льда. Лёд это жидкость, изменившая свое состояние под действием холода. Или же лёд это замершая вода. Итак, вот что важно запомнить, лед образуется неравномерно, и поэтому у него разная толщина. Лед не всегда может выдержат вес человека, прежде чем по нему ходить необходимо проверить его прочность, выбирать наиболее безопасные места для движения, опасно находится на льду ночью.

Для закрепления знаний о поведении на водоемах зимой, провели беседу на тему «Осторожно на льду». Мы задавали следующие вопросы дошкольникам: «Чем опасен лед?», «Как нужно вести себя на льду?», «Что нужно делать, если вдруг увидел тонущего человека?».

Таким образом, мы подвели дошкольниов к установлению простейших причинных связей. 
На прогулке мы с детьми проводили небольшой опыт со снегом. Дети наблюдали за тем как кружится и падает на землю снег. После сгребали снег в ведёрки относили его в кучку для строительства горки. Воспитанники обратили внимание на то, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом, когда они носили в них песок, и он был тяжёлым. Ведерки с песком им приходилось носить в паре. И мы решили узнать так в чём же дело? 
Затем дошкольники изучали хлопья снега через лупу, которые летели на чёрную бархатную бумагу. Дети заметили, что это отдельные снежинки соединенные вместе. А между снежинками воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дошкольники приводили примеры из своего опыта, называли, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое [1]. 
Обращали внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. 

Так же для приобретения новых и закрепления уже имеющихся знаний о свойствах неживой природы нами были провели интересные опыты.
Первый опыт, проведенный нами называется «Почему греет снег?». Мы предложили воспитанникам подумать, как их родные оберегали растения от морозов. Большинство детей дали правильный ответ, сказав что растения нужно укрывать снегом. Затем мы узнали у дошкольников, а нужно ли уплотнять, прихлопывать снег вокруг растений и почему. Дети ответили так: в рассыпчатом снеге много воздуха, и он помогает сохранять тепло. 
Мы решили проверить это. Перед тем как идти на прогулку набрали теплую воду в две одинаковые бутылки и закрыли их. Дошкольникам дали возможность убедиться в том, что в них обеих бутылках тёплая вода, потрагав их. На прогулке одну из бутылок поставили на открытое место, а вторую закапали в снег, не прихлопывая. По окончанию прогулки, бутылки поставили вместе и сравнили, в какой из них вода стала холоднее. 
          Так как дети дошкольного возраста по
 своей природе являются исследователями, они с большой радостью и удивлением познают и открывают все новое в окружающем мире.

Мы провели с ними занимательные «минутки»: «Как образуется ветер?», «Что такое лед?», «Почему идет снег?», «Как называют замерзший дождь?», «Что такое прогноз погоды?» - они помогли нам расширить знания дошкольников о погоде и климате и их особенностях.

Так же мы решили провести еще опыт. 
Детям предагалось набрать ведерко со снегом, но не прихлопывать его, и сравнивали с таким же ведерком только наполненной водой. 
Сделали вывод о том, что ведерко со снегом легче водой, чем ведерко с водой. 
Таким образом, в воде много воздуха, капельки соединены очень плотно и не образуют воздух, а снег легче воды, потому что состоит  из пушистых, легких снежинок, между которыми много воздуха.

 В помещении нами был проведен еще один опыт со снегом. Мы с детьми отправились в снежную лабораторию к Деду Морозу. Помощник воспитателя принесла тарелочки со снегом. Мы изучили снег в теплом помещении. Мы провели беседу с детьми: «Каким был снег, когда его принесли?», «Что происходило с ним потом?», «Что можно с ним сделать», предложили потрогать снег. Дети сделали вывод о том, что снег был липкий, мокрый, влажный, и из такого снега можно сделать комочки. «А что происходило со снегом, когда мы делали комочки?», «Что потом будет со снегом?»  Сделали еще один вывод о том, что снег будет таял в руках, и потом он будет таять и превращаться в воду. Мы предложили детям налить воду в формочки и вынести на прогулку. Когда мы отправились на прогулку то уже формочки с водой образовали лёд.

Мы с дошкольниками первращались в маленьких исследователей по изучению снега. Мы приносили утром в групповую комнату снежок, и решили узнать, что с ним произошло и почему. Так мы проводили уже опыты со снегом, то дети без затруднений отметили, что снег расстаял, потому что находился в теплом помещении. И у нас возник вопрос, а  как же изучать снег? Где можно было нам его взять? Дошкольники с удовольствием придумывали различные варианты, но при этом догадавшись до самого простого. Мы попросли помощника воспитателя, при этом не забывая о вежливых словах. И мы начали наши исследование с того, что рассмотрели растаяший снег под лупой. Что особенного мы смогли увидеть? Мы заметили, что расстаявший снег был грязный. Дальнейшее наше исследование было уже с самим снегом. Дошкольники определяли какой снег на ощупь, он был холодным. Затем привели пример из жизни: что многие дети едят снег, как вы думаете нужно ли так поступать? Почему? Ответы детей были таковы: «Снег нельзя есть, потому что он грязный и холодный, и может заболеть горло».

Так как мы исследователи, то провели эксперимент. У дошкольнков на столах под тарелочками лежали геометрические фигуры квадрата. Мы предложили детям один квадрат положить на тарелку, поверх фигурки положили снег, а вторую фигуру опустили в воду. И делали выводы: что под снегом квадрат не видно, потому что он непрозрачный, а в стакане с водой видно, потому что она прозрачная.

Наше исследование продолжилось. Мы решили узнать у дошкольников, как можно понять снег пахнет или нет. Предложения были понюхать снег. Тогда мы предложили понюхать сначала грушу, и узнали, что она сочная, ароматная. А после этого понюхали снег, и оказалось, что снег вовсе не имеет запах.

Все ребята постарались на славу. Тогда мы предложили  еще один эксперимент. В три банки мы разлили воду разной температуры: холодную, теплую, горячую. В первом случае мы вызывали одного воспитанника, чтобы убедиться, что там холодная вода. Во втором случае, мы вместе с детьми решали какую воду сначала нужно наливать, для получения теплой. Ребята предложили наливать сначала холодную, а следом горячую. А в последнем случае наливалась горячая вода без всяких сомнений.

После всей этой процедуры, мы приступили к самому эксперементу: нам нужно было во все банки одновременно опустить снег. Мы это проделали при помощи детей. И увидели, где снег расстаял быстрее всего.

Таким образом, сделали вывод о том, что в горячей воде снег расстаял быстрее, и это зависило от температуры воды[6].

Когда в зимнее время выпадает большое количество снега, то начинают появлятся сугробы, а снежный покров начинает становится плотнее. А в дни когда солнце припекает, то и ветер не дремлет. Когда он дует с южной стороны, то приносит с собой оттепель. Если после оттепели будет мороз, то ра снегу образуется твердая корочка – наст.

Таким образом, знакомим старших дошкольников с ветром и его влияния на погоду. Приводя конкретные примеры мы подводили детей к знаниям, что у ветра бывает разная сила. Для этого использовали доступные детям инструменты, имитирующие флюгер, с помощью которого мы наблюдали, как ветер менял свои направления: то в одну сторону дул, то в другую. Также немаловажное значение отводили на определение силы ветра в зимний период.

С приходом зимы со стороны севера дули холодные студеные ветра. Дети сравнивали северные ветра с ветрами, которые дули в другое время года, находили причины изменений, в зимнее время года ветра холоднее потому, что были морозные дни.
            Во время прогулки, после снегопада, мы продолжали налюдения за снегом внимание детей на снег, в дни когда нет мороза. Снег был липкий, и дошкольники могли делать самые разные постройки из снега. А в дни когда был мороз, снег рассыпался в руках, скрипел под ногами. Также обращали внимание детей на то какого цвета снег в зависимости от освещения: на солнце и в тени. На солнце он блестел, переливался, искрился [3]. 
Наблюдая за снегом в теплую погоду дошкольники обратили внимание на то, что снег падал большими хлопьями и вокруг стелилось белым одеялом, деревья уже не казались голыми: они принарядились в белый наряд. Зима, словно художник, окрашивала всё вокруг пушистой кистью белыми красками. 
Обращали внимание дошкольников, как красиво зимой, на прогулке предлагалось понаблюдать за деревьями и кустарниками зимой. [2].  Показывали детям, как красивы веточки деревьев на фоне неба зимой. Мы рассказывали воспитанникам о том, что насекомые живут под корой деревьев, а также под сухими листочками. А делают они это для того, чтобы не им было тепло зимой, они не замерзли дожидаясь весны.

Предложили детям угадать, о каком дереве мы еще поговорим:

Стою в тайге на одной ноге,

сверху шишки, снизу мишки,

Зимою и летом зеленого цвета,

платьице в иголках, а называюсь я … (Елка)

Обращали внимание детей на особенности ели, отличающее ее от других деревьев. Дошкольники обследовали дерево: потрагали веточки, стол, показали как устроено дерево. Мы с детьми вспомнили стихотворение про елочку:

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен –

Видно смелая она.

После прочтения стихотворения мы побеседовали с детьми. Дошкольники отвечали на следующие вопросы: «Как выглядят деревья зимой?», «Какие признаки указывают на различия?», «Что вы можете сказать про елку?», «Кого мы можем увидеть под сухими листьями, в коре деревьев?», «Как вы думаете, что происходит с насекомыми в зимний период?». После беседы дошкольники сделали выводы, что деревья зимой стоят без листьев, только елка остается круглый год зеленой, потому чо у нее иголки. Насекомые прячутся в кору деревьев, чтобы не замерзнуть.

В дошкольном детстве у детей складываются первоначальные представления об окружающем мире: они получают эмоциональные впечатления о природе и накапливают представления об её изменениях. 
Таким образом, именно на этом этапе у дошкольников закладываются начальные основы экологического мышления, экологической культуры. 
Чтобы лучше пониманить природу, устанавливать причинно следственные связи, состояние природы, ребенку необходимо создать необходимые условия, которые помогут ему наблюдать, исследовать изменения, происходящие с объектами природы. 
Нами проведенную работу мы ориентировали на то, что бы создать необходимые условия по формированию знаний о зимних явлениях в природе у детей старшего дошкольного возраста. 
Нами были использовали различные формы и методические приемы по формированию представлений о зимних явлениях природы. Одной из форм ознакомления применимой нами стала экскурсия в те места, где они уже бывали в другое время года. Во время экскурсии дошкольники смогли заметить сезонные явления природы. Экскурсии вызвали интерес у дошкольников к познанию природы. 
Так как опытническая деятельность имеет большое познавательное значение, то в процессе проведения элементарных опытов мы подвели дошкольников к пониманию того, что для роста растений необходимы свет и воздух, уточняли их знания о свойствах воды, знакомили со свойствами снега. Детям нравилось играть со снегом это безграничный материал для творческих игр. 
Соединение повседневных наблюдений помогало детям на практическом опыте усваивать причину изменений, и самостоятельно формулировать выводы: в морозные дни снег был хрупким, а в теплые дни был липким. Таким образом, дошкольников подвели к пониманию о зависимости состояния снега от температуры и точно оценивать различные явления природы.

Список используемой литературы:

  1. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»/ С.А. Веретенникова. – М., 2000. – 210 с.
  2. Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Сезонные наблюдения в детском саду». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 80 с.
  3. Козловская Н.В. «Зима» Дошкольник.рф №11 2015. - 70с.
  4. Методика ознакомления с природой в детском саду. /под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
  5. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М., 1996
  6. Новикова Е.П. «Зимние явления в природе» Дошкольник.рф №12 2017. – 70 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ «Перспектива», 2014, 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.

формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...

Педагогический проект по формированию представлений о важности здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Формирование основ здорового питания»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить иммунитет, стать жизнерадостным, улучшить самочув...