"Я познаю мир"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Коваль Альфия Вахитовна

Система работы по экспериментальной деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_poznayu_mir.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

кружковой деятельности

«Я познаю мир»

(опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)

Железногорск

Рабочая программа  кружка  «Я познаю мир»

Пояснительная записка

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».

А.Энштейн.

 Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

   С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Я познаю мир» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы:

   расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности и способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

3. Развитие умственных способностей;

4. Социально - коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

6. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

При  построении  системы работы    кружка особое  внимание уделяется следующим основным направлениям:

познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с  компонентами  неживой  природы,  влияние  деятельности  человека  на  эти компоненты в игровой занимательной форме;

практическое направление - изучение  неживой  природы,  связанное с

практическими делами;

•  исследовательское направление  осуществляется  в  рамках  продуктивной деятельности ( наблюдений, опытов).

Программа рассчитана: на 1 год обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью  10-17 минут.

Предназначена для детей 4 – 5 лет.

Методические приемы:

1. Наблюдения;

2. Создание проблемных ситуаций;

3. Экспериментирование.

Формы работы:

1. По подгруппам;

2. Индивидуальная работа;

3. Самостоятельная деятельность детей.

Примерная структура занятия-экспериментирования:


1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Ожидаемые результаты: 

- дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями;

-  предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений;

-  формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Перспективный план работы кружка  в средней  группе

на 2018- 2019 учебный год

Сентябрь - октябрь

«Экспериментирование с воздухом»

Тема месяца

Название экспериментов

Цели и задачи эксперимента

Используемый материал

1. «Этот удивительный воздух».

Цели и задачи:

- Развивать познавательную активность детей, инициативность;  

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

-  уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

-  расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

1. Танец горошин.

2. Поиск воздуха.

3. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

4. Веселая полоска.

5. Подводная лодка из винограда.

6. Делаем облако.

1. Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

2. Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

3. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

4. Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать наблюдательность.

5. Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.

6.Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

1. Вода, горошины. Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

2. Вода. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.

3. Воздушный шарик, скотч, игла.

4. Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

5. Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан.

6. Горячая вода, кусочки льда, трехлитровая банка, противень.

Ноябрь - декабрь

«Экспериментирование с водой»

Тема месяца

Название экспериментов

Цели и задачи эксперимента

Используемый материал

2. «Водица, водичка».

Цели и задачи:

- Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;  

  - закрепление свойств воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель;

- значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов;

-  закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

1. Свойства и признаки воды.

2. Откуда берется вода.

3. Пар – это тоже вода.

4. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

5. Замерзание жидкостей.

6.Разноцветные сосульки.

7.Окрашивание воды.

8. Играем красками.

1. Закрепить свойства воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

2. Познакомить детей с процессом конденсации.

3. Познакомить детей с одним из состояний – паром.

4. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

5. Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей.

6. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

7. Помочь выявить свойства воды.

8. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

1. Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега. Горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски.

2. Стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос, охлажденная металл. крышка.

3. Термос (емкость с кипятильником.

4. Вода – холодная, теплая, горячая, три кусочка льда. Три стаканчика, водный термометр.

5. Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло. Емкости, алгоритм деятельности.

6. Краски, формы для замораживания льда, нитки.

7. Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель.    

Емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

8. Прозрачная вода, краски, де баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Январь - февраль

«Экспериментирование с почвой (песок, глина, земля)»

Тема месяца

Название экспериментов

Цели и задачи эксперимента

Используемый материал

3. «Страна песка, глины и земли».

Цели и задачи:

- Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты;

- развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

1. Огород на подоконнике.

2. Где вода?

3. На свету и в темноте.

4. В тепле и в холоде.

5. Может ли растение дышать?

1. Помочь определить свойства песка, глины и земли (сыпучесть, рыхлость).

2. Помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

3. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (где быстрее появиться росток растения и почему).

4. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений (какая почва более благоприятна).

5. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений через почву.

1. Песок, глина. Емкости, палочки. Семена.

2. Сухой песок, сухая глина, вода. Прозрачные емкости, мерные стаканчики. Емкости с песком, глиной, землей, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка.

3. Растения в нашем огороде на подоконнике, коробка из прочного картона, емкости.

4. Модель зависимости растений от тепла.

5. Растения на нашем огороде на подоконнике, вазелин, трубочки для коктейля, лупа.

Март – апрель - май

«Экспериментирование с разными предметами»

Тема месяца

Название экспериментов

Цели и задачи эксперимента

Используемый материал

3. «Свойства предметов, которые нас окружают».

Цели и задачи:

 

1. В мире стекла.

2. Необычные кораблики.

3. Естественная лупа.

4. Секрет сосновой шишки.

5. Мыло – фокусник.

6. Умывальников начальник.

7. Волшебная рукавичка.

8. Волшебные зеркала.

9. Необычное рисование.

1. Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

2. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

3. Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.

4. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

5. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

6. Показать способ изготовления умывальника.

7. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

8. Познакомить со свойством зеркала.

9. Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

1. Стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

2. Вода, стеклянн бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

3. Насекомое, трехлитровая банка, пищевая пленка.

4. Две сосновые шишки, теплая вода, ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

5. Кусочки мыла туалетного или хозяйственного, ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

6. Пластиковая бутылка, гвоздь или шило.

7. Мелкие предметы из разных материалов. Магнит, рукавичка с вшитым внутри магнитом.

8. Яблоко, два зеркала.

9. Кусочек чистой светлой однотонной ткани – белой, голубой, розовой, светло – зеленой (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, красные, синие, голубые, а также зеленые листья разного оттенка.

Работа с родителями

Месяц

Тема

Сентябрь, октябрь.

1. Ознакомительный этап (на групповом собрании) с кружковой деятельностью и привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности в детском саду.

2. Обогатить уголок экспериментирования  с помощью родителей пособиями для кружковой деятельности и пополнить РППС научной литературой.

       

     Ноябрь

Консультация для родительского уголка и на сайт детского сада:

 «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Январь

Открытое занятие. Показ экспериментальной деятельности с родителями.

Гостевание с группами среднего дошкольного возраста (№804.3, №804.4).

Март

Консультация для родительского уголка и на сайт детского сада:

 «Развитие познавательных процессов  дошкольников посредством экспериментирования».

Май

1.Показ экспериментальной деятельности (опытов) совместно с братьями и сестрами детей. Гостевание с группами  среднего дошкольного возраста (№804.3, №804.4).

Список литературы:

1.     О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

2.     А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

3.     Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»

4.     Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

5.     В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»

6.     Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.

7.     Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.

8.     Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

9.     Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....

Конспект занятия на тему: "Познай себя".

Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей  интерес к познанию своего тела.  Учить избегать ситуаций, приносящих  вред...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»

цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»

Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....