Главные вкладки

    Конспект ОД "Проказы зимы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Селиванова Лариса Константиновна

    Данный конспект  по познавательному развитию предлагается для детей старшего дошльного возраста с целью закрепления основных примет зимы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий  ОД «Проказы зимы». (По мотивам сказки К.Ушинского)

    Составила:   Селиванова Лариса Константиновна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности  №1», г. Сосновоборск, Красноярский край.

    Тема: «Проказы зимы»

    Направление:  Познавательное  развитие.

    Группа: подготовительная

    Возраст: 6 лет.                

    Цель: закрепление основных примет зимы.

    Задачи:

     Образовательная – закрепить названия зимних месяцев, их последовательность;  изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире; последовательность времен года; особенности жизни людей в зимний период (одежда, труд, отдых, игры, помощь животным).  

      Развивающая - развивать  длительный  плавный  выдох, связную речь; расширять объем зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, мышления; тонкой и общей моторики, координацию речи с движением.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

       Воспитательная - воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.

    Оборудование и материалы: электронная презентация «Зиме конец», компьютер, телевизор,  проектор, DVD – плейер, экран, фильм «Золотая коллекция  ВВС. Цикл серий о животных. Жизнь млекопитающих»,  магнитофон, аудио запись с голосами леса,   детские фотографии по теме «Зимние забавы», синтезатор, ваза с веточками, грецкие орехи по количеству детей, корм для птиц, кормушка,  панно «Чудо – дерево», картинки – анимации: продукты питания, жилища диких животных (нора, дупло, логово), магнитная доска, названия зимних месяцев, цифры 1,2,3, картинки (дом, ель каток, аист, береза, рябина, яблоко, неваляшка, волк, аист, рыба, филин, ель, волк, рысь, аист, лев), колокольчик, снежинки 3-х цветов, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.  

    Предварительная работа: просмотр документальных фильмов о зиме, наблюдения за птицами на прогулке, чтение художественной литературы, изготовление кормушек.

    Этап

    Время

    Образовательная область

    Ход

    Слайд

    Деятельность детей

    I.Орг. момент

    Психогимнастика «Гимн Матушке Природе»

    1 мин

    Речевое развитие

     Воспитатель. Ребята, предлагаю начать нашу встречу с гимна Матушке – Природе:

    Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»

    Мы скажем небу: «Здравствуй!»

    «Пусть утро будет ясным!»

    - Природе скажем мы.

    Пусть будет мир прекрасным!

    И даже в день ненастный

    Ему желаем счастья, любви и красоты!

    Дети стоят на ковре в кругу.  

    II.Вводная часть

    1 мин

    Познавательное развитие

    Зима. Это кто тут радуется солнышку, ясному утру? Зима-то не закончилась. Да и не будет кроме зимы ни одного времени года.

    Воспитатель. Как бы ты, Зима, не сердилась, но мы с ребятами скажем, что твоя власть заканчивается.

    Зима. Откуда вашим ребятам это знать, они еще совсем маленькие.

    Воспитатель. Я с тобой не согласна. Ребята хоть и маленькие, но знают все приметы зимы, и могут тебе это доказать.

    Зима. Ну, если не  докажете, никуда не уйду и  всех заморожу.

    Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами вспомним все признаки Зимы, зимние месяцы, их последовательность, изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире.

    голос за кадром, на экране появляется  слайд1

    III.Основная часть:

    1 часть  беседы

    2 мин

    Познавательное развитие

    Воспитатель. Зима  напомнила мне сказку  Ушинского «Проказы Зимы».  Жили-были четыре сестры. И звали их  Осень, Зима, Весна, Лето

    Воспитатель. Дружно жили сестры. Только Зима обижалась, казалось ей, что люди и звери больше радуются приходу Весны. Задумала Зима все живое заморозить. Подула зимним холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам.

    Воспитатель. Как вы думаете, заморозила она деревья?

    Дети. Нет

    Воспитатель. Что происходит с деревьями зимой?

    Дети. Находятся в состоянии покоя. Спят.

    Воспитатель. Деревья живые? Как вы это узнали?

    Дети. Мы провели опыт. Сломанную ветку поставили в воду, и она распустилась. Растениям для роста нужны свет, вода и тепло.

    Воспитатель. Стала Зима до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула и на них холодом.  Что сделали птицы?

    Дети. Собрались стайками и полетели в теплые края.

    Воспитатель. Все улетели?

    Дети. Остались зимующие птицы: воробьи, вороны, голуби, дятлы, сороки      

    Ребенок: Улетели птичьи стаи,

                   Лес в сугробах до ветвей.

                   Вот тогда мы и дождались

                   Наших северных гостей.

      Воспитатель: Что за северные гости?

     Дети. Прилетели красногрудые снегири, свиристели

    Слайд 2, слайд 3, слайд 4, слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Дети садятся на стулья

    Дыхательная гимнастика. Попевка «Снегири».

    1 мин

    Физическое развитие

    Воспитатель. Мы с вами знаем песенку про снегирей. Кто сегодня будет играть на синтезаторе?

    Поскорее посмотри: (вдохнуть носом, на выдохе: Ии-Ии)

    За окошком снегири. (вдохнуть носом, на выдохе: Ии-Ии)

    Видно их и сквозь пургу, (вдохнуть носом, на выдохе: у-у-у)

    Словно яблоки в снегу. (вдохнуть носом, на выдохе: у-у-у)

    (Л.Дымова)

    Слайд 9

    Один ребенок играет на синтезаторе. Дети поют стоя.

    2 часть  беседы

    1 мин

    Познавательное развитие

    Воспитатель. Зима очень трудное время для птиц. Расскажите, почему?

     Дети. Потому что зима морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить и не замерзнуть, птице нужно есть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц

    Воспитатель. Как мы помогали птицам?

    Дети. Делали кормушки, сыпали в них корм

    Дети садятся на стульчики

    Д\И «Накорми птиц»

    1 мин

    Социально-коммуникативное развитие

    Воспитатель. Посмотрите, сколько зимующих птиц прилетели на нашу кормушку. Накормите их.

    На панно «Чудо-дерево» размещена кормушка с зимующими птицами, на разносе – корм для птиц в пакетиках. Дети выбирают корм, располагают его на кормушке

    3 часть беседы

    1 мин

    Познавательное развитие

    Воспитатель. Чем же питаются птицы?

    Дети. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками.

    Синицы питаются хлебными крошками, зернами, крупой, семечками, кусочками сала и мяса (несоленого).

    Снегири питаются семенами различных хвойных и лиственных деревьев, рябиной.

    Сорока – всеядная птица. Питается различными отбросами, зернами, семечками арбуза, дыни, подсолнечника, семенами различных сорняков.

    Ворона  питается отбросами, зернами и всем, что найдет.

    Воспитатель. Видит Зима, что птиц ей не достать, - накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, покрыла деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один злее другого, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. А звери не боятся.

    Дети сидят на стульчиках

    Упражнение на координацию речи и движения.

    1 мин

    Физическое развитие

    Воспитатель. Медведь стал место искать, где на зиму устроить берлогу.

    Ходит по лесу медведь,

    Хочет сесть и посидеть.

    Дети идут друг за другом

     вперевалочку

    Где ж такое место есть,

    Разводят руки в стороны, спрашивая.

    Чтобы мог медведь присесть?

    Высматривают из-под руки

    подходящее место.

    То высок пенек,

    Поднимают руки на уровень груди

    То торчит сучок,

    Сжимают пальцы одной руки в кулак

     и отставляют большой палец в

    сторону.

    То мокрый мох,

    То мох пересох.

    Сжимают и разжимают пальцы,                                            развернув ладони вниз, вверх.

    Ох!

    Вытирают ладонью лоб.

    То низкий пень,

    Нагибаются и показывают высоту

     пня.

    То густая тень,

    Разводят руки в стороны и смотрят

    вверх.

    То узкий ров,

    Приближают руки, развернув ладони

    друг к другу.

    То гнездо муравьев,

    Показывают руками холмик,

    соприкасаясь пальцами.

    То кричит сорока,

    Взмахивают руками, как крыльями.

    То колючки сбоку,

    То кустарники,

    Широко раздвигают пальцы.

    Прижимают ладони друг к другу.

    То речка –

    Нет хорошего местечка.

    Разводят руки в стороны.

    Качают головой.

    Это сказка о медведе,

    О медведе-привереде.

    Покачиваясь, переступают с ноги на

     ногу.

    Дети стоят в кругу на ковре

    Д \ И «Кто как зимует?»

    1 мин

    Познавательное развитие

      Загадки

    Кто зимой холодной

    Бродит злой, голодный?  (Волк)

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет.  (Лиса)

    В гору бегом,

    С горы кувырком.  (Заяц)

    Хожу в пушисто шубке,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу.  (Белка)

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд12

    Слайд 13

    Проводит ребенок: он загадывает загадки о диких животных, дети отгадывают

    Скороговорка «Орешки».

    1 мин

    Речевое развитие

      Воспитатель. Сейчас мы будем передавать орехи по часовой стрелке, пока у каждого из вас не окажется по два ореха. При этом произносим слова «Взяли, передали»

    Решки, решки,

    Щелкаем орешки,

    Щелкаем орешки,

    Сидя на тележке.

    Дети каждый раз передают только один орех, другой оставляют себе в левой руке.

    Дети отстукивают ритм грецкими орехами, сидя на ковре

    Просмотр видео фильма

    1 мин

    Познавательное развитие

    Воспитатель. Ребята, а чем еще питается белка зимой?

    Дети. Грибами сушеными.

    Воспитатель. Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма

    Отрывок из фильма про белку из серии «Жизнь млекопитающих»

    Дети сидят на стульчиках

    Гимнастика для глаз «Деревья»

    1 мин

    Физическое развитие

    Вот красивый зимний лес!             Круговые движения глазами

    В нем много сказок и чудес!

    Слева – сосны, справа – дуб.        Глаза влево, вправо.

    Дятел сверху, тук, да тук.             Глаза вверх

    Глазки ты закрой, открой            

     И скорей бегом домой.               Часто моргают

    Дети стоят возле стульчиков.

    Логопедическая гимнастика.

    1 мин

    Речевое развитие

    1. «Животные жуют сено». Выполнять круговое движение нижней челюстью при закрытом рте (рисовать подбородком букву «о»). упражнение стимулирует движение нижней челюсти.
    2. И поскакали «Лошадки». Рот широко открыт, язык касается верхнего неба.

    Выполняется сидя.

    5 часть беседы

    1 мин

    Познавательное развитие

    Воспитатель. Пуще злится Зима – до рыб она добирается. Посылает мороз за морозом, один другого лютее. Заморозила она рыб?

    Дети. Замерзли реки и озера, а рыба вся вглубь ушла, подо льдом еще теплее.

    «Ну, постой же», - думает Зима, - дойму я людей, - шлет мороз за морозом. А люди затопили печи, пекут себе пироги, да над Зимой посмеиваются.

    Пальчиковая игра «Пирог»

    1 мин

    Физическое развитие

     Мы спросили нашу печь:    

    Дети ставят руки полочкой и покачивают ими

    - Что сегодня нам испечь?-

    Вытягивают руки вперед.

    Печку мы спросили,

    Поворачивают ладони вниз.

    Тесто замесили.

    Мнут руками бедра.

    Тесто скалкой раскатали,

    Раскатали – не устали.

    Гладят ладонями ноги.

    Начинили творогом

    И назвали пирогом!

    «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая).

    Ну-ка, печка,

    Вытягивают руки вперед, ладонями вверх (2 раза)

    Дай творожнику местечко!

    Хлопают в ладоши 4 раза

    Дети стоят в кругу

    6 часть беседы

    2 мин

    Познавательное развитие

    Воспитатель – И даже маленькие дети не боятся Зимы. Заморозила  она вас?

    Дети: Нет. Мы носили зимнюю одежду.

    Воспитатель. Ребята, зимой нашему организму приходится тратить много энергии, чтобы защищаться от холода и поддерживать постоянную температуру тела. Поэтому в это время года всем людям нужно употреблять в пищу какие продукты?

    Дети: Те, в которых содержится много жиров и белков. Это мясо, рыба, апельсины, мандарины, листья салата, яблоки, груши, сладкие пироги, запеканки мясные, горох

    Воспитатель. А  чем вы занимались зимой?

    Дети: Нам было весело. Лепили снежную бабу, делали ледяную горку, катались на санках, на ледянках, лыжах, на коньках. Встречали Новый год. Хорошо было зимой.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Ребус «Зимние месяцы»

    1 мин

    Познавательное развитие

    Воспитатель. Быстро пролетело время. А сколько зимних месяцев было, вы скажете, решив мой ребус. Объединимся  в 3 команды по цвету снежинок.

    Задание: по первым звукам названий картинок отгадать зимний месяц. Каждая команда выкладывает один месяц и определяет его место в ряду.

    • Дом, ель каток, аист, береза, рябина.
    • Яблоко, неваляшка, волк, аист, рыба.
    • Филин, ель, волк, рысь, аист, лев.

    Дети выбирают снежинки разных цветов.

    Дети называют месяцы по порядку и выставляют их на доску

    Заключительная часть

    1 мин

    Зима. Вижу, ребята, что вы и правда много знаете обо мне. Хорошо рассказали о растениях, животных, птицах, о людях. Я уступаю дорогу своей сестре Весне. До встречи через год!

    Слайд 16

    голос с экрана

    Релаксация

    1 мин

    Физическое развитие

    Воспитатель.  Молодцы, дети, Зима осталась довольна вашими знаниями. Вы смогли ей доказать, что знаете все приметы зимы. Зима ушла, и мы с вами послушаем приближение Весны.

    Дети, лежа на ковре с закрытыми глазами слушают музыку.

    2 мин

    Художественно-эстетическое развитие

    Воспитатель звонит в колокольчик, дети открывают глаза и подходят к ней.  Ребята, меня вы тоже порадовали своими знаниями о зиме. Теперь мы с вами будем готовиться к встрече с Весной, узнавать все об этом времени года. Посмотрите, на столе лежат бумага, ножницы, клей. Какой  подарок можно сделать для Весны?

    Слайд 18

    Дети делают один общий подарок.

    Литература:

    1. Скоролупова О.А.Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2008

    2. Скоролупова О.А.Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2008

    3. Скоролупова О.А.Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2008

    4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009

    5. Сайт http. \\ viki. rdf. ru\


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР по теме "Проказы зимы"

    Ребята  помогают Деду Морозу собрать слова о зиме и складывают их в  волшебный сундучок .В конце занятия должен получиться целый рассказ, который  составляется по алгоритму....

    непосредственно образовательная деятельность "Проказы Зимы"

    В данной методической разработке представлена непосредственно образовательная деятельность, организованная совместно логопедом и воспитателем....

    Конспект НОД в старшей группе « Проказы зимы»

    Конспект НОД в старшей группе « Проказы зимы» соответствует решению поставленных в нём коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач с помощью игровых приёмов и смены де...

    Проект "Проказы зимы"

    Развернутый конспект занятия "Проказы зимы"Главная приоритетная образовательная область "Речевое развитие"Образовательные области в интеграции: "Познательное развитие", "Физическое развитие", "Художес...

    Досуг для детей "Проказы зимы"

    Досуг "Проказы зимы" для детей  младшего возраста...

    Конспект занятия "Проказы матушки-зимы"

    Проказы матушки-зимыРеализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»...

    Конспект занятия "Проказы матушки зимы"

    Конспект занятия по развитию речи...