«Как лесные звери к зиме готовятся» Конспект открытого ООД по познавательному развитию в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Здесенко Надежда Ивановна

ООД по познавательному развитию в средней группе. Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программные задачи:

Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.

Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово).

Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.

Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация; кукла дед-природовед, карточки к игре «Кто, где живет?», силуэты зайца, корзинка с шишками, орешками; овощи к игре «Кто что ест», мяч.

Ход

Организационный момент:

Воспитатель: (на ковре) -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (вместе):

-Доброе утро! Посмотрите, ребята, даже дед-природовед пришел к нам в гости.

Я очень рада видеть вас всех. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

– Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень.

Холод, ветер на дворе,

Руки мерзнут в ноябре.

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

Сейчас к нам пришла поздняя осень. А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года. У животных леса  это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму.

Воспитатель: -Ребята, а вы были когда — нибудь в лесу? Давайте с вами сегодня отправимся в путешествие в лес. Только как же нам туда попасть? А поможет нам наш добрый друг дед-природовед.

Дед-природовед: -Здравствуйте, ребята. Я очень часто бываю у вас в гостях. А сегодня я пришел к вам, чтобы пригласить вас к себе в гости, в лес.

Дед-природовед: -Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? В лесу надо вести себя тихо, веток не ломать, не шуметь, не кричать, а то можно испугать зверей.

Воспитатель: А как же мы туда попадем, дедушка?

Дед-природовед: -Вы тихонько закружитесь, и в листочки превратитесь

Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)

2.Основная часть.

Воспитатель:

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает. Слайд 1

А ведь лес – это дом для различных животных и птиц.

-Ребята, а как называются животные, живущие в лесу? (дикие)

 Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

Воспитатель: -А куда же делись все звери?  Слайд 2

Дед-природовед: У зверей сейчас много хлопот и забот, они заняты подготовкой к зиме

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это корзинка.

Воспитатель: Интересно, что там внутри? Давайте посмотрим?

Дети: Да!

Воспитатель: В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

Отгадайте, кого мы сейчас встретим в лесу?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

-Кто это? Медведь.

Слайд 3 медведь

Слайд 4: Посмотрите, ребята какой медведь большой, толстый. Он хорошо наедается осенью ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Может съесть любое животное, которое сумеет поймать. У него под кожей накапливается жир, и поэтому он не делает запасов на зиму. А зимой он впадает в спячку.

-Где же медведь спит?

Слайд 5

Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых елочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста наложил, зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

-Послушайте. Что это за шорох?

-Кто это шуршал в листьях?

 Лежала под елками                

Подушка с иголками.                

Лежала, лежала,                

Да и побежала. (еж)

 

Слайд 6 еж

 Ёжик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму. А чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

Но совсем по-другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку.

Слайд 5 белка

 «Кто по елкам ловко скачет,

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы» (ответы детей).

Правильно, это белочка. Белка меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. 

А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму.

Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Давайте покажем белочке, как мы умеем играть с шишками.

(Музыка)

Массаж сосновыми, еловыми шишками.

1, 2, 3, 4, 5 – будем шишками играть.

Будем шишками играть,

Между ручками катать.

Берём мы шишку в ручку,

Катаем по ладошке.

Как яблочко в тарелочке,

Лежит себе она.

В ручку правую возьмём,

И сильней её сожмём!

В ручку левую возьмём,

И сильней её сожмём!

Полезны для здоровья,

Ведь собраны с любовью

Они для наших деток,

В корзиночке лежат.

Слайд 8

По снегу бежит петляет,

 К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (заяц).

-У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой. А как же он готовится к зиме?

Слайд 9

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая. -А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет? -Чтобы в снегу не было видно. Посмотрите сюда (показываю белый лист бумаги, на нем силуэт белого зайца). Вы что-нибудь видите? А сейчас (показываю силуэт серого зайца на белой бумаге).

А как заяц себе домик устраивает? У зайца в лесу нет своего дома, он спит под кустом или в траве, а зимой  заяц спит в снежной ямке. В морозы зарывается в снежный сугроб. Ночью выходит еду добывать: обгладывать кору у молодых деревьев.

-Давайте с зайчиком немного отдохнём.

Физкультминутка:

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит  (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть  (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал! (Садитесь на свои места)

Слайд 10

-Скажите, кто же мог испугать зайца

Лиса, волк.

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? Лиса.

День и ночь по лесу рыщет,

 День и ночь добычу ищет.

 Ходит-бродит он молчком,

 Уши серые торчком. (волк)

Лиса и волк тоже к зиме готовятся. Зимой на их лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходят они как в валенках.

Это хищные звери. Они ходят по лесу, ищут себе добычу. Могут и зайца поймать. Лиса любит из под снега доставать мышей, мышковать.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.

Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Но цвет своей шубки они не меняют.

Слайд 11

У лисы есть дом – нора. Там она может спрятаться от зимней стужи.

-А у волка - волчье логово.

Дед-природовед: -Ребята, мы все — таки испугали зверей и они разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?

Игра «Кто, где живет?»

-Всех зверей по своим домикам расселили.

Дед-природовед: Спасибо вам, ребята. Вы большие молодцы. Все загадки отгадали, со всеми заданиями справились. Пришла пора вам в детский сад возвращаться. А это вам корзиночка с гостинцами от моих лесных зверят. Закройте ваши глазки и покружитесь, как листочки.

Листочки, листочки, покружитесь

В деток превратитесь

В детский сад вернитесь!

Дед-природовед: Ну вот вы и дома. А мне пора снова в лес, помогать моим лесным жителям.

Воспитатель: Подожди, дедушка, мы с ребятами тоже хотим угостить твоих зверей лесных. Мы приготовим им корзинку, а ты передашь.

Игра «Кто, что ест?»

Дед-природовед: Спасибо большое. До свидания. До новых встреч.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: -Подойдите все ко мне. У меня есть волшебный мячик.

Мяч красивый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Воспитатель — Дети

1. Кого мы видели в лесу? (В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика).

2. Кто из животных спит зимой? (Зимой спят медведь, ежик)

3. Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге)

4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? (Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса)

5. Какие животные являются врагами для зайца? (Волк и лиса)

6. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле)

-Сегодня вы все старались. Молодцы!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад с.Кустовое Яковлевского городского округа"

«Как лесные звери к зиме готовятся»

Конспект открытого ООД

по познавательному развитию

в средней группе

 

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                    Воспитатель

                                                                                                    Здесенко Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Как дикие животные к зиме готовятся».Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Знакомство с названиями жилищ диких животныхРазвитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.Учить правилам поведения в лесу.Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к ...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе: Тема: «Как звери к зиме готовятся?»

Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Цель: формирование представлений о том, как дикие животные готовятся к зиме.Задачи: формировать у детей представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий, и готов...

Конспект открытого занятия "Познавательное развитие" в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий .Тема:" В гостях у доктора Айболита"

Цель:1. Развивать процессы обобщения и классификации по определённому признаку;          2. Активизировать и расширять словарный запас;          3. Со...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе " Как звери готовятся к зиме".

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе«Как звери готовятся к зиме» Задачи:1. Обучающие задачи:систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе...

Конспект занятия по "Познавательному развитию" в средней группе «Лесные обитатели - звери»

Конспект занятия по "Познавательному развитию"  в средней группе «Лесные обитатели - звери»...