Занятие « Незнайка в гостях у ребят» ( с элементами экспериментирования)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фурсова Тамара Викторовна

Занятие « Незнайка в гостях у ребят»

( с элементами экспериментирования)

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении   растений.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей  о моделях растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_neznayka_vgostyah_u_rebyat.docx83.91 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие « Незнайка в гостях у ребят»

( с элементами экспериментирования)

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении   растений.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей  о моделях растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование:

горшок с комнатным растением; искусственная елка; слайды с изображением схем-моделей; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли.

Предварительная  работа:

Знакомство с растениями Белгородской области, длительные наблюдения за посадками семян, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия.

 Воспитатель с  детьми  заходит в зал, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

 Игра «Дружба»

Ребята,  встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. (дети взялись за руки) .

Дети, подарите друг другу улыбку.

Воспитатель: А кто ещё к нам пришёл? Ребята, Незнайка просит горшок с землей, чтобы посадить елку. Он хочет, чтобы  она  росла и стала высокой и красивой. Как Вы считаете можно эту елку посадить? А вырастит она большой и красивой? ( нет) Почему?

Дети говорят, что этого делать не надо, она искусственная, а не живая. Незнайка говорит, что это  растение  тоже не живое (цветок).  А вы как считаете?

Дети - живое

Ребята, давайте  перечислим признаки живого растения: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1.gif

Воспитатель: Ребята,  расскажите Незнайке, что есть у каждого растения. Рассмотрим живой цветок: что растет в земле, над землей?

А Незнайка сделал вот как: корешок, положил сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет. Правильно ли он сделал? Смотрим на экран. А потом он решил и цветок посадить в землю, чтобы солнышко не жгло. Давайте, дети,  разложим части растения и расскажем Незнайке последовательность его роста( корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1b.gif

Воспитатель: Дети, а чтобы  Незнайка   лучше запомнил части растения, я превращу вас  в семена:

– Вокруг, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Незнайка,  увидел красивые цветы и захотел их сорвать. Можно ли это делать? Почему? Воспитатель читает стих:

1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

 Воспитатель: Ребята, Незнайка не понял, зачем  нужен растению корень? Все равно его под землей не видно.

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем эксперименты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1:  Дети делятся на две подгруппы.

Первая подгруппа ставит в горшок  с песком  модель ствола дерева без корней.  Вторая  берёт модель дерева с корневой системой.  

Вопросы к детям:

Чем отличаются веточки? Как думаете, какая  веточка будет более устойчивой? Почему?  Давайте проверим.  В первом случае дуем – веточка  падает.

 Во втором случае дуем -  палочка более устойчива. А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей)

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2:(проводит воспитатель) В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Опыт 3

Воспитатель: – Ребята, вы же знаете, воздух есть везде. Зачем он нужен? (ответы детей).  Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой. Что вы  видите? Это пузырьки воздуха. А в почве  есть воздух? Давайте проверим.  Опыт 4

Дети опускают в стакан с водой комочки почвы. Видят пузырьки. Что это? (ответы детей).

 Корни растений находятся в земле, что делают? (Дышат).

Вывод – корни дышат.

Воспитатель: Давайте  напомним Незнайке  еще раз, какие важные функции выполняет корень у растения (он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире.
(Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали,
(Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали.
(Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается,
(Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается.
(Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют
(руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют
(покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (
пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!
(Опустить руки)

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают растения Белгородской области?

Незнайка: – Конечно, хочу!

Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в Белгородской области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.

Игра:

Груша. Яблоня. Малина Береза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Рябина.. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения? (Если не будет растений, не будет жизни на земле) А зачем нужны растения? Какая от них польза? (Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”)

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним? (Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Мы вдыхаем чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Мы  будем  друзьями  и защитником всему живому”.

Воспитатель:– Ребята, детям  тоже будет интересно, узнать все, что узнал Незнайка.

 А что мы сегодня рассказывали Незнайке?  

О чем мы сегодня говорили на занятии?

 Что вам понравилось?

А вы хотели бы еще заниматься экспериментированием?

Самоанализ  познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе.

Тема « В гостях у Незнайки».

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении   растений.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование:

горшок с комнатным растением; искусственная елка; слайды с изображением схем-моделей:  “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкости с песком; емкости с подкрашенной водой; модели  корня растения из марли;  схемы.

 Предварительная  работа:

Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Белгородской области, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

     Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Экспериментируя, ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие их предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. Создавая условия для детского экспериментирования – мы создаем атмосферу творческого единодушия, рождающего радость, где каждый ребенок может найти себе дело по интересам и способностям. В старшем возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать, а проведение экспериментов – это путь к ознакомлению с окружающим миром.
      В занятии  прослеживается интеграция  образовательных  областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое. Оно направлено на развитие познавательных способностей детей старшей  группы и построено так, чтобы в процессе экспериментов активизировались  мыслительные операции детей: анализ, сравнение,  обобщение. Структура занятия выстроена от простого к сложному. При разработке конспекта учитывались возрастные и индивидуальные особенности  обучающихся, а так же интерес детей к экспериментированию.

В ходе занятия прослеживалась реализация комплексно-тематического принципа (тема занятия интересна, выбрана в контексте изучаемой темы.

       Занятие проходило в форме игровой экспериментальной деятельности, в ходе  которого дети получили реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами. Проблемные ситуации создавал сказочный герой – Незнайка. Дети помогая ему, уточняли и систематизировали свои знания о растениях. В ходе проведения экспериментов применялись различные формы организации детской деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
      Использовались различные методы и приемы: игровой элемент, беседы, диалог, исследования,  опыты – эксперименты, физкультминутка, стихотворение, сюрпризный момент.   Постоянно создавалась ситуация успеха детей (оценка). Использовались разнообразные виды помощи: поощрение ребенка в ходе выполнения задания, показ, речевое комментирование процесса выполнения задания.

       Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседы, рассказы, диалог, дидактические игры,  физминутка с речевым сопровождением. В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей  является взаимодействие. Прослеживалась обратная связь с детьми.

      Занятие получилось содержательным, познавательным, интересным и доступным . Задания дети выполняли с удовольствием. Результатом является приобретенный опыт видения предметов, всматривания в них, развитие внимания, зрительной памяти, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения. Использованные мной методы и приемы помогли детям

усвоить и закрепить материал.
     Все поставленные задачи были выполнены.

      В итоге занятия был проведен аутотренинг

     Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все пространство группы, травмоопасные материалы детьми не использовались.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5« Колокольчик» г.Строитель Яковлевского района Белгородской области»

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей  группе

«Незнайка в гостях у детей»

                                                                                     Подготовила:

                                                                        Воспитатель  Фурсова Т. В.

                                        г. Строитель 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Незнайка в гостях у ребят"

Составление детьми слов из букв...

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города "Незнайка в гостях у ребят"

Программное содержание:Познакомить детей с разнообразным наземным транспортом. Отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта от грузового.Закрепить знания детей об элементах дор...

Игровое занятие по ПДД «Незнайка в гостях у ребят». 2 младшая группа

Игровое занятие по ПДД«Незнайка в гостях у ребят».2 младшая группаВоспитатель:Богданова А.А....

Конспект занятия .Тема: "Незнайка в гостях у ребят".

Занятие о формировании культуры общения детей на основе определенных правил взаимоотношения....

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ "ТРАНСПОРТ" ("НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ")

ЗАНЯТИЕ ПОМОЖЕТ НАЧИНАЮЩИМ УЧИТЕЛЯМ-ФЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ....