Конспект Образовательной деятельности по формированию целостной картины мира Тема: «Путешествие на озеро Байкал»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_baykal.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск».

Конспект

Образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Тема: «Путешествие на озеро Байкал»

Группа : старшая.

        

                                                                                               Воспитатель высшей

                                                                                квалификационной категории

                                                                                                             Кашина Е.А.

с. Кабанск

2017 год.

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

  1. Создать условия для получения детьми знаний об озере Байкал, его достопримечательностях .

2.Расширить  представления детей о лекарственных растениях.

3.Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

4.Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;

5. Воспитывать бережное отношение к природному наследию Бурятии.

Целевые ориентиры : Любой регион, любая местность  неповторимы в своей природе. Таким уникальным местом является озеро Байкал. Байкал – это сокровище России, одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Знакомство животным и растительным миром Байкала

Даёт возможность сформулировать представления дошкольников об

Обитателях, особенностях строения и приспособления к условиям жизни ,расширяет кругозор детей.

Форма организации:  

  • Работа за столами , парами
  • Работа с группой детей.

Учебно – методический комплекс :

«Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» В.Н. Волчкова, Н.В. Степенова 2004 год.  

Материалы к занятию :: стулья, столы, шар, мультимедийная установка, цифры на стулья, карточки с точками,  разрезанные на части изображения, образцы изображений, мешочки с травами, зеленая ткань,  поддоны для раздаточного материала, геометрические фигуры, схема нерпы, камень, магнитная доска.

Предварительная работа:Предварительная работа:

  • Беседы об озере Байкал, его обитателях.
  • Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала», рассматривание иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы: Сказки, стихи и загадки из Хрестоматии для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов. (Разработчик учебно-методического пособия: Муратова Т. Н.)

Словарная работа:

Ходульные деревья, чабрец, полынь ,мята, голомянка ,хариус ,осётр/

Этапы

Задачи этапа

Содержание деятельности

Вводно организационный

Создает атмосферу психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка

Формирование интереса к содержанию НОД:

 Я очень рада вас сегодня видеть! Придумано кем-то просто и мудро — При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

 Ребята, вы любите путешествовать?

Как вы думаете,

на чем можно путешествовать?(ответы детей).

Вы хотите отправиться в путешествие?  (ответы детей)

Ребята ,а  давайте  совершим наше путешествие на воздушном шаре.

Чтобы в небо нам взлететь,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

- Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на стульчике соответствующую цифру . Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.

Шар поднимается,

Путешествие начинается.

Актуализации

Активизирует процесс мышления.

Стимулирует любознательность, интерес.

Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний.

Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение.  Закройте глаза и представьте.

А что это такое, такое голубое, 
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло? 
Быть может, это небо за сосны зацепилось, 
По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое, 
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза? 
Быть может, это солнце легло поспать под скалы, 
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое, 
Быть может, это туча застряла среди скал.А это и не туча, а это и не небо, 
А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М.Сергеев)

Восприятие и усвоение нового.

Расширение , объема знаний и представлений о  профессиях.

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

(слайд о. Байкал)

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории республики Бурятия.  Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красивое ,в любое время года .

 Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера?( ответы детей)  Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.

(слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука).

 Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.

Давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных  и спелых ягод. Чтобы собрать ягоды предлагаю разделиться на группы по четыре человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?  (ответы детей).

(слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

  Трава на Байкале   ,по которой мы любим летом ходить не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? (ответы детей). Какие вы знаете? (ответы детей). А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом лекарственных трав .

 Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.

Кто знает этот запах? Это мята.  Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.

 Знаком вам этот запах? Ребята, это чабрец. Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.

Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? Это полынь. Несмотря на такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные микробы, улучшают аппетит.

А какие из этих растений встречаются в нашей местности? (ответы детей). Где вы их встречали?

 Сейчас я вам предлагаю определить,что находится в «Ящике ощущений. (предположение детей)Посмотрите на экран. (слайд  кедр) Кто знает, как это дерево называется? (ответы детей) Это-кедр ,

Хвойное дерево ,очень высокое , которое живет очень долго, около 200 лет.

Вы, наверное, ели кедровые орешки.  Они

Не только вкусные ,но и очень полезные. 

По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья. (слайд ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.

Динамическая

пауза

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Физ. минутка :   Давайте и мы превратимся в деревья и немного походим и разомнемся.

Ветер дует нам в лицо.               (Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо.                    Качаются из стороны в сторону.
Ветерок все  тише, тише.         Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше.           Тянутся вверх.)



Восприятие и расширение имеющихся представлений.

Закрепление ,расширение , объема знаний и представлений о Байкале.

Что это за звук? Кто так кричит? (ответы детей).Это чайка. (слайд чайка) 

Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала?

Игра: »Узнай и назови».

 Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.
(Медведь) (слайд)

У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…
(Бурундук) (слайд)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы – 
Уши больше головы?
(Заяц) (слайд)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. 
(Лиса) (слайд)

Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его?

(Сурок) (слайд)

Практическая часть

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу , слушать взрослого и выполнять его инструкции

 Мы не назвали еще одного обитателя   Байкала. Чтобы узнать, кто это, предлагаю вам выложить его изображение по схеме из геометрических фигур .Работа за столами.  Кто у вас получился.

(ответы детей)

Рефлексия

Слушают.

Выражают собственные мысли.

Обобщают.

Делятся впечатлениями.

Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре. А пока мы летим, давайте немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна о. Байкал, но он не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно  расскажет ,что о Байкале он знает. Давайте попробуем.

Например, я знаю, что в озере Байкал водится рыбка голомянка.

А что вы знаете?

Дети передают камень по цепочке и рассказывают о Байкале.

Вот мы и прилетели.

Ребята, пока вы выкладывали изображение нерпы, я собрала для вас лекарственные травы и хочу подарить вам вот эти мешочки на память о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»...

Формирование целостной картины мира. Тема: "Путешествие по России. Золотое кольцо."

Презентация для старших дошкольников "Путешествие по России. Золотое кольцо"....

№ 1. Сентябрь. Познавательное развитие .Формирование целостной картины мира. Тема: «Путешествие по группе». Знакомство с группой.

Познакомить детей с обстановкой группы, с игравыми центрами в процессе игры. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помогать ребёнку чувствовать себя ув...

№ 1. Сентябрь. Познавательное развитие .Формирование целостной картины мира. Тема: «Путешествие по группе». Знакомство с группой. (младшая группа)

Познакомить малышей с группой. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помочь ребёнку почувствовать себя уверенно....

Конспект образовательной деятельности в группе дошкольного возраста с 4х - до 5 лет. (по формированию целостной картины мира). Тема: «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, ...