Конспект по познавательному развитию (в старшей группе) на тему: «Нагревание — охлаждение»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вьюркова Екатерина Сергеевна

Конспект по познавательному развитию (в старшей группе) на тему: «Нагревание — охлаждение»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nagrevanie-ohlazhdenie.docx136.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по познавательному развитию

(в старшей группе)

на тему:

«Нагревание — охлаждение»

             

                                                                   

     

Воспитатель : Вьюркова Е.С.

                                    Ход занятия:

воспитатель: Ребята, нам пришла посылка от ученых, они нам предлагают разгадать секреты предметов изготовленных из разнообразных материалов. Хотите разгадать эти секреты?

дети: да

воспитатель: теперь давайте прочитаем, о каких материалах пишут нам ученые.

"Мы высылаем вам палочки из дерева, металла, пластмассы и из стекла. Узнайте, что с ними произойдет, если их нагреть"

Воспитатель: Ну, что ребята хотите узнать, что с ними произойдет?            

Дети : да

Воспитатель: Но сначала мы с вами повторим правила обращения с горячими предметами.

1. Горячую посуду (например, с плиты, из духовки) берут специальной прихваткой (прихватки делают из огнеупорного материала или материи, проложенной слоем ваты, чтобы не обжечься).

2. Прежде чем начинать пить или есть, нужно убедиться, что еда или питье не слишком горячее.

3. На горячее дуют, чтобы оно быстрее остыло.

4. Если вы обожглись, сразу подставьте обожженное место под холодную воду или приложите лед, а потом позовите взрослых.

Теперь мы можем приступить к работе.

Воспитатель: Из какого материала сделаны палочки?

(Ответы детей)

Воспитатель каждую палочку опускает в горячую воду, вытирает и даёт детям потрогать.

«Какая из этих палочек самая горячая, какая нет, а какая почти совсем не нагрелась? (Ответы детей)  ). Отмечают в карточке с помощью знаков «+» и «-»: самая горячая ложка - «++», горячая ложка - «+», тёплая - «+ -», почти совсем не нагрелась – «-».

  Палочки из разных материалов нагреваются по-разному. Поэтому можно сделать следующий вывод: тепло передаётся от одного предмета к другому, но разные материалы нагреваются по-разному. Подумайте, из какой чашки будет удобнее пить горячий чай: из пластмассовой, металлической, стеклянной или деревянной

 (Ответы детей)

Так из какой будет удобнее пить чай. (Из деревянной).

Вывод: разные материалы нагреваются по-разному.

а теперь я прочту вам стихотворение Гайда Лагздынь

Какие вы молодцы,

                         Что случилось? Что такое?

                         Небо снова голубое?

                         Ходят в нее облака,

                         Сушат солнышкам бока.

                         Плачет горько снеговик

                         К лужам с детства не привык!

                         Где ты дедушка Мороз?

                         Хоть немножко подморозь!

                         Может быть , ты болен?

                         Мною недоволен?

                         Отвечает тихо Вьюга:

                         Дед не болен, не сердит.

                         Просто он в гостях у друга

                         В холодильнике сидит!

как вы думаете почему плачет снеговик? почему дед мороз сидит в холодильнике? (Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами слепим снежок. (Физминутка)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибать пальцы). Мы с тобой снежок слепили. (лепить снежок). Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую). Но совсем- совсем не сладкий. (Грозят пальчиком). Раз –подбросим (Подбрасывают, два – поймаем (Ловят, три – уроним (Роняют) .И… сломаем (Топают).

Дети, а вот вспомните, когда мы начинаем лепить пластилином, ведь он тоже сначала тоже твёрды, а потом когда мы его разминаем что с ним происходит (он становится мягче), а почему( потому что тепло наших рук его согревает и он становится мягче), а куда ещё можно моложить его что бы он стал мягче? (батарея, на солнце, под лампу). А как вновь его сделать твёрдым( спрятать от солнца, положить в холодильник, в сугроб, в холодную воду)

от воздействия тепла некоторые твёрдые предметы нагреваются, становятся тёплыми, иногда мягкими, а иногда даже тают. А под воздействием холода наоборот , твёрдыми.

А что может таять?

( снег и лёд весной, мороженое в тёплой комнате, шоколад в руках)

Хотите посмотреть, в посылке еще что-то есть?

Посмотрим? (Да)

Что это? Правильно мёд. Посмотрите какой он? (Ответы детей) Мёд твёрдый, а как его можно сделать жидким? (Высказывания детей) Перед началом проведения этого опыта, давайте вспомним правила поведения со свечкой. (Ответы детей) Кладите кусочек мёда в ложечку и подержите над свечкой. Что с ним происходит? (Высказывания детей) А что происходит со свечкой? (Ответы детей) Свечка сделана из воска или парафина и при нагревании он тает. Давайте посмотрим, что произойдёт, если вылить воск в воду. (Воспитатель выливает воск в воду). Ребята, а можно расплавить металл? (Ответы детей) Металл может расплавиться, но для этого нужны очень-очень горячие печи, которые есть только на специальных заводах. Расплавленный металл тоже можно залить в формы, дать застыть и получить из него разные предметы. . Есть металл, который плавится легко, - это олово.

Вывод: под воздействием тепла некоторые твердые предметы нагреваются, становятся теплыми, а иногда даже тают. А под воздействием холода наоборот, твердыми.

Рефлексия:  что мы делали? какие опыты проводили? вам понравилось? что вы дома родителям расскажите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Путешествие в страну сказок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательно реечвому развитию в старшей группе по теме "Путешествие в  страну сказок"...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "Комнатные растения"

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "Комнатные растения"...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Задачи:1.     Расширение глагольной лексики детей старшего дошкольного возраста.2.      Закрепить понятие «зимующие» птицы;3....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Страна воспитанных детей»

Конспект по познавательному развитиюв старшей группе на тему: «Страна воспитанных детей»...

Конспект НОД (познавательное развитие) в старшей группе на тему «Полезные растения» с использованием ИКТ

Современные образовательные технологии, применяемые в образовательной деятельности: 1. Личностно-ориентированная технология. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития л...