Музейная педагогика
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Коваль Светлана Викторовна

Проект музея "Моря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект музея "Моря"29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда «Детский сад № 125»

                          «Музейная педагогика»

                                           Воспитатель: Коваль Светлана Викторовна

                                   

                                     г. Калининград

Тема: Музейная педагогика

Актуальность: В настоящее время мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно  трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Родители  воспитанников активно включаются в работу.

Цели музейной педагогики:

1.Привлечение  внимания родителей к музеям;

2.Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;

3.Обогащение развивающей среды группы;

4.Использование новых форм работы с детьми и их родителями;

5.Формирование знаний о животном мире, о мире морей;

6.Развитие экологического и эстетического воспитания детей;

7.Формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи музейной педагогики:

Образовательные:

- углубить знания о разнообразии  подводного мира, его  значении для всего живого на планете;

- знакомить с историей возникновения водного транспорта;

- классифицировать водный транспорт на пассажирский и грузовой;

-тренировать мыслительные операции, анализ сравнения;

Развивающие:

-обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;

-развивать самостоятельность суждений;

-развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

Воспитательные:

-воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя;

-воспитывать бережное отношение к обитателям моря;

- воспитывать уважение к труду людей морских профессий;

- способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;

- способствовать сотрудничеству педагогов, детей и их родителей      - формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

   В основу решения этих задач положены следующие принципы:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

-принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимоуважения

Методы работы:   

- Словесный: использование художественного слова, чтение энциклопедий, рассказ, беседа

- Наглядный: наблюдение, рассматривание,

- Игровой: подвижные, дидактические игры, пальчиковые игры, дыхательные упражнения

- Практический: экспериментирование

Формы детской деятельности

- поисковая

- научная

- экспозиционная

- познавательная.                              

Ожидаемые результаты:                                                                                                 - у детей расширяются представления об обитателях подводного мира через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;

- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» ;

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида);

-знать о профессии военного моряка и рыбака;

-иметь представление о возникновении водного транспорта и его эволюции;

-сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

                                                                                                                 Реализация проекта                                                                                Этапы проекта:                                                                         1. Подготовительный                                                                                                    

. Определение целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результов.                                                                        . .   .Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, экспонатов музея

. Подбор литературных произведений, энциклопедий, пословиц, стихотворений,

. Подбор материала для продуктивной деятельности

. Подбор дидактических игр по данной теме

. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

. Составление плана проекта

Основной этап (продуктивный, совместная деятельность с детьми):

Художественно-продуктивная деятельность

. организация выставок работ мини-музея «Моря», рассматривание репродукций картин: И.К.Айвазовский «Ночь.Голубая волна», «Девятый вал», «Черное море», «Ураган на море», А.Рылов «Море.Камни», «В голубом просторе», А.Боголюбов «Парусник в море».

Коммуникация

. загадывание загадок, словотворчество; просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва», просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского»;

Игровая деятельность:

логоритмического упражнения «Путешествие по морскому дну», пальчиковой гимнастики «Акула», «Чайка», сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные игры

Сотрудничество с семьей:

сообщение родителям о проекте на родительском собрании, создание альбома «Эволюция транспорта», привлечение родителей к пополнению музея экспонатами, рекомендовать родителям посетить с детьми музеи родного города

3. Результативный.

1. Организация выставок рисунков по темам проведенных экскурсий.

2. Оформление фотоальбома в электронном виде «Музей и дети».

3. Создание презентаций, слайд-шоу для обогащения предметно-развивающей среды группы и ДОУ.

сроки

                  задачи

формы и методы работы

сентябрь

Привлечь родителей для организации выставки работ   из янтаря ракушек, камней,

Участие в создании развивающей среды

Выяснить путем экспериментирования свойства воды

Опытная деятельность

Дать знания детям об отличии морских камней от речных, их применении в строительстве зданий, мостов, дорог

Занятие «Морские камни»

Развивать способность понимать и чувствовать прекрасное, настроение картины

Рассматривание ре-  продукции картины: А.Рылов «Море.Камни»

                  октябрь

Развитие познавательной активности детей

ТРИЗ. Игра «Хорошо-плохо» (море)

Нахождение на карте и глобусе знакомых морей и океанов

Беседа «Моря бывают разные»

 Развитие познавательной активности    

Напомнить детям содержание знакомой сказки                                                                      

Познавательно-экспериментальное  занятие «Почему вода в море соленая?»                                              

Чтение сказки Андерсена «Русалочка»,

Выяснить с детьми значение водорослей в природе

Ситуация: «Море без водорослей»

                           ноябрь

Учить классифицировать ракушки моллюсков по месту обитания и строению раковин  

Рассматривание и сравнение различных ракушек

Развивать монологическую речь

Рассказ детей о выставке ракушек

Развивать умение системного анализа объекта-«ракушка»

ТРИЗ. Игра «Пятиэкранка»

Расширить знания детей о подводном мире морей

Просмотр документального фильма «Богатства дна морского»

Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастики «Акула», «Чайка»,

           декабрь

Развитие познавательного процесса

Презентация «Морское путешествие»

Координация речи и движений

Логоритмическое упражнение «Путешествие по морскому дну

Продолжать знакомить с картинами русских художников

Рассматривание репродукции картины. И.К.Айвазовский «Ночь.Голубая волна»,

«Закрепить знания о морских обитателях

Викторина «Знатоки подводного мира»

Продолжать знакомить детей с морскими профессиями – военный моряк, рыбак

Рассказ воспитателя»

Познакомить с новой игрой

Подвижная игра «Море волнуется»

Развитие фонематического слуха

Игра с бубном «Рыбки»

Учить детей объяснять пословицы

Познакомить с пословицами о море и моряках

январь

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина                  

Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке»

Добиваться выразительности и необычности изображения сказочного образа

Лепка на тему: «Рыбка

Учить находить орудия труда и материалы, необходимые людям морских профессий

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Расширить представление детей об обязанностях команды корабля

Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки»

февраль

Подвести к выводу детей, что плот является первым плавсредством, которое изобрели в древности

Ситуация: «Как передвигались по воде древние люди, если не было водного транспорта?»

Рассказать детям, что более эффективным и практическим средством передвижения по воде стала лодка

Показ иллюстрации с рассказом воспитателя

Дать знания, что ладья вмещала не только людей, но и багаж;она украшена в виде птиц или рыб, появился парус

Сравнение лодки и ладьи

Развивать интересс к искусству оригами

Оригами «Лодочка»

                           март

Привлечь родителей к организации выставки кораблей

Выставка парусных кораблей в музее моря 

Развивать способность понимать и чувствовать прекрасное, настроение картины

Рассматривание репродукции картины. А.Боголюбов «Парусник в море».

Дать знания, что корвет, бригантина, фрегат, шхуна-большие многопарусные корабли

Рассматривание иллюстраций

Обобщить знания детей о пароходах

Ситуация: «Что придумали люди, чтобы заменить парус и весла?»

Закрепить умение вырезать нужные части для создания образа предмета

Аппликация на тему: «Пароход»

                                                апрель

                                         

Учить классифицировать весь транспорт на водный, наземный, воздушный

 Дидактическая игра «Виды транспорта»

Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт»

Беседа на тему: «Пассажирский и грузовой виды транспорта»

Дать знания, что пассажирский транспорт использовался в коммерческих целях для перевозки товаров и грузов

Рассказ воспитателя о появлении пассажирского водного транспорта

Продолжать обучать отгадыванию загадок, закреплять знания о характерных признаках предметов

Загадывание загадок о море, водном транспорте

                                                                                май

Познакомить с различными классами военных кораблей – униремы, триремы, галеры, бриги, корветы

Рассматривание и сравнение военных кораблей

Пополнить музей новым экспонатом – подводной лодкой

Беседа на тему: «Корабли-герои морских сражений: подводная лодка»

Развитие познавательного процесса

Показ презентации: «Водный транспорт в наши дни»

Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Выставка работ на тему: «Водный транспорт»

Обобщить представление детей о водных видах транспорта и об истории возникновения водного транспорта

Оформление альбома:  «История развития водного транспорта

Обобщить и закрепить знания детей о животном мире морей, водном транспорте

Викторина на тему: «Знатоки морей и океанов»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...