Лэпбук "Березовая роща"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Любовь Владимировна Кольцова

Методический материал по составлению и использованию экологического лэпбука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_berezovaya_roshcha.docx631.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Методический материал по составлению и использованию  

экологического лэпбука с детьми старшего дошкольного возраста

Кольцова Любовь Владимировна,

МДОУ детский сад № 28,

воспитатель

Актуальность

Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

-устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

-бережного отношения к природе;

-правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

-моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

-эмоциональной отзывчивости к живой природе;

-положительных эстетических ощущений от любования природой;

-умений познавать особенности окружающего мира.

Экскурсии – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Экскурсии дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Экскурсии на природные объекты – это специальные образовательные маршруты в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Наш сельский детский сад имеет уникальную возможность проложить экологические маршруты в живой природе. Для работы по экологическому воспитанию старших дошкольников средствами природы в ДОУ была разработана система природоведческих экскурсий  (маршрутов) на природные объекты села Тыгиш: луг, березовая роща, сосновый бор, реки Кунара и Соловьюшка, сельскохозяйственные поля.

 Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, поэтому в своей работе я использую разные методы, приемы и формы. Работа ведется со всеми субъектами процесса образования. А ее результаты отражаются в лэпбуке.

Лэпбук – это своеобразная книга, которая позволяет закреплять определенное направление (тему), проводить небольшую исследовательскую работу, в процессе которой ребенок, вместе с родителями, участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук  отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка. Структура и содержание доступно детям старшего дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность участников педагогического процесса.

Изюминкой данного лэпбука является собирательный образ СОВЁНОК – ЭКОЛЁНОК, который помогает дошкольникам работать с материалом лэпбука и посредством этого героя  дети 5-7 лет могут сами примерить образ экскурсовода в путешествии по разделам данной темы.

Краткое описание природоведческой экскурсии  (маршрута) «Березовая роща».

Березовая роща расположена недалеко от детского сада и находится вблизи улиц Новая и Решетниковых.

 Березовая роща прекрасна во все времена года: весной - нежной зеленью листвы, летом - буйством жизненных сил и ростом всего живого в нем, осенью - многоцветьем красок увядающей листвы, зимой - снежным убором ветвей. Лес успокаивает нервную систему человека, устающую от городского шума. Воздух леса богат кислородом, фитонцидами. Фитонциды, защищая деревья от вредных микроорганизмов и насекомых, в то же время благотворно действуют на здоровье человека.

Птицы леса

Объекты для наблюдений:  ворона, галка, сорока обыкновенная, воробей, синица, дятел и другие, гнезда птиц, птичьи следы.

Цель: учить дошкольников проявлять заботу о птицах в разное время года.

Лесные великаны

Объекты для наблюдения: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование), осина, поваленные ветром деревья, «больные» деревья.

Цель: познакомить детей с понятием «березовая роща»; расширить и уточнить представление о русской березе, об ее удивительных особенностях, полезных свойствах. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Муравейник

Объект для наблюдений: муравейник, муравьи.

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, представление о роли муравьев в жизни леса.

Здесь дети узнают о биологии муравьев, их жизнедеятельности. Особенно важно, объяснить им лесохозяйственное значение рыжих лесных муравьев. Они узнают, что муравьи – самые трудолюбивые санитары рощи. Если бы роща осталась без муравьев, то урон, нанесенный вредителями, мог бы сравниться с пожаром. Муравьи играют большую роль в сохранении биологического  равновесия в роще. Они разносят семена, рыхлят почву, помогая тем самым восстановлению рощи. Муравьи часто спасают рощи от пожаров. Они быстро гасят не потушенную сигарету или спичку, брошенные возле муравейника.

Муравьи – дружные насекомые, не любят одиночества и живут большими семьями – колониями. Жизнь муравейника скрыта глубоко под землей. Муравей самое сильное животное на земле. За день он переносит вес в несколько раз, превышающий его собственный вес.

Грибная полянка

Объект для наблюдений:  съедобные грибы – белый гриб, сыроежка, груздь, подберезовик; ядовитые грибы – бледная поганка, мухомор, трутовик.

Цель: познакомить с условиями произрастания грибов, показать взаимосвязанность объектов в природе, напомнить детям правила осторожного обращения с грибами.

Мир лесных ягод

Объект для наблюдений: лесные ягоды – голубяна, костяника, ядовитые ягоды - вороний глаз, волчье лыко, крушина ломкая, ландыш майский, бересклет бородавчатый, купена лекарственная.

Цель: пополнить знания детей о лесных ягодах, учить ценить «дары природы».

Кладовая леса

Объекты для наблюдений: шиповник, боярышник, рябина, малина.

Цель: наблюдение за кустарниками в разные времена года.

Исследование внешних особенностей – ствол, лист, цветы. Чем отличаются от деревьев, различия кустов между собой. Связь с животным миром. Польза для человека и забота человека о них.

Старый пень

Объект для наблюдений: пень - жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других.

Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник - стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов - «солдатиков», муравьев.

Полянка

Объекты для наблюдений: полянка — открытое освещенное место, окруженное деревьями, кустарниками, рядом с дорогой. Травянистые растения: багульник, папоротник, злаки. 

Осторожно, мусор!

Объект для наблюдений: мусор оставленный человеком, следы костра, лесных пожарищ.

Цель: воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Выявление причин появления мусора. Вред свалок для природы и человека.

 Лэпбук «Березовая роща» направлен на формирование у детей представлений о видовом многообразии живых организмов в березовой роще, их взаимосвязи; на воспитание любознательности и любви к родной природе села; развитие творческих способностей старших дошкольников; на повышение уровня экологических знаний, в том числе и у родителей, через совместное участие в познавательных и творческих заданий разных разделов.

Описание разделов лэпбука

Работа по всем разделам лэпбука  может изменяться и дополняться в зависимости от времени года, от интересов и потребностей детей, от специалистов и педагогов, которые могут его использовать. В процессе  использования детьми лэпбука для них предусмотрены творческие задания: индивидуальные, коллективные и семейные.

На титульной странице всех встречает СОВЁНОК-ЭКОЛЁНОК и сразу начинает мозговой штурм детей через разгадывание загадок и приглашает в дальнейшее путешествие по лэпбуку.

Книга открывается, путешествие продолжается!

C:\Users\люба\Desktop\20201029_182311.jpg

Левая часть лэпбука

ГНЁЗДА ПТИЦ (кармашек с картинками)

Цель: закрепить знания детей о жилище птиц в берёзовой роще. Рассматривание картинок, запоминание формы и размера гнёзд.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»: расположить птиц с берёзки на соответствующие гнёзда-картинки.

Предложить детям  познавательно-исследовательское задание «Расскажи о гнезде птицы». Ребенок с помощью взрослого находит информацию, запоминает и рассказывает сверстникам.

ЗВУКИ ЛЕСА

Цель: систематизировать знания детей, полученные на экскурсиях.

Дети вспоминают или узнают звуки, которые им приходилось слышать в лесу в разное время года.

Творческое задание «Нарисуй звуки леса» (в разное время года).

ЧЬИ СЛЕДЫ (кармашек с картинками)

Цель: обобщить знания детей о способах передвижения птиц.

Рассмотреть картинки, вспомнить (или запомнить) и назвать, следы какой птицы изображены. Отметить особенности следов птиц.

Дидактическая игра «Чьи следы лишние?».

МУРАВЬИ – ЗАЩИТНИКИ ЛЕСА (мини-книжка)

Цель: систематизировать знания детей о роли муравьёв в жизни леса.

Рассматривание иллюстраций и запоминание информации.

Творческое задание: с помощью взрослых найти информацию о муравьях или муравейнике и рассказать сверстникам о том, что заинтересовало.

Можно предложить детям выполнить коллективную работу из разных материалов «Муравейник».

C:\Users\люба\Desktop\20201029_152154.jpg

Центральная часть лэпбука

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАРТИНКИ «Берёза – символ России», «Берёза лиственное дерево».

Цель: обобщить знания детей о берёзе и происхождении её названия.

Творческое задание: разучить стихи о берёзе, послушать в кругу семьи музыкальные произведения о берёзе.

ЦЕННОСТЬ БЕРЁЗЫ (мини-книжка)

Цель: обогатить знания детей о пользе берёзы и берёзовой рощи.

Творческое задание: принести в группу изделия из бересты или древесины берёзы для создания мини-музея.

КТО ЖИВЁТ В БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ (кармашек с картинками)

Цель: систематизировать знания детей об обитателях берёзовой рощи.

Рассматривание картинок.

Дидактическая игра «Животные и насекомые» (классификация на группы).

Дидактические игры «Летает – не летает», «Кто умеет прыгать?».

ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ (МАРШРУТЫ) В БЕРЁЗОВУЮ РОЩУ (книжка-раскладушка)

Фотообзор с экскурсий. Дети вспоминают, что видели, рассказывают информацию из личного опыта.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ (книжка-раскладушка)

Цель: обобщить знания детей с помощью наглядной информации.

ГРИБЫ (кармашек с картинками)

Цель: обогатить и закрепить знания детей о грибах.

Рассматривание картинок и закрепление названий грибов.

Дидактическая игра «Съедобные - несъедобные» (классификация).

ЯГОДЫ (кармашек с картинками)

Цель: обобщить знания детей о лесных ягодах.

Рассматривание картинок и запоминание названия ягод.

Дидактическая игра «Съедобные - ядовитые».

ЧТО ВОЗЬМЁМ В КОРЗИНКУ (корзинка-кармашек)

Цель: для проведения дидактической игры и творческого задания.

Дидактическая игра «Какие грибы (ягоды) можно взять в корзинку».

Творческое задание: нарисуй осенние листья и сложи в корзинку.

ИГРОВАЯ ПОЛЯНКА

Картотека подвижных игр на свежем воздухе (на берёзовых листочках). Развитие двигательной активности.

«Игра в прятки» - творческая игра-загадка. Детям предлагается нарисовать какую-либо часть живого объекта, обитателя берёзовой рощи, а сверстники должны отгадать, кто спрятался за берёзками.

Развитие воображения, мышления, памяти.

«Лабиринты» – задания на развитие логического мышления.

C:\Users\люба\Desktop\20201029_152205.jpg

Правая часть лэпбука

ПЕНЬ – ЧЕЙ ЭТО ДОМ (кармашек с картинками)

Цель: систематизировать знания детей о живых организмах, для которых пень является домом или убежищем.

Рассматривание картинок и запоминание названий живых организмов. Представление о взаимосвязях в природе.

СОХРАНИМ БЕРЁЗОВУЮ РОЩУ (книжка-раскладушка)

Цель: формирование знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Семейные рисунки по охране берёзовой рощи.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ (кармашек)

Цель: запомнить правила поведения человека в лесу.

Творчество детей.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Организация такой работы с лэпбуком способствует формированию у детей позитивно-деятельного отношения к природе, развитию собственного познавательного опыта, расширению перспектив развития поисково-познавательной деятельности. Когда перед ребенком в доступной форме поставлена проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи и товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана

Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...

конспект НОД по ручному труду в старшей группе "Берёзовая роща"

интеграция областей с приоритетным направлением на художественное творчество...

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Дубовая роща»

"Дубовая роща"Цель: познакомить детей со способом закручивания прямоугольника в цилиндр; учить работать с ножницами; продолжать учить аккуратно наносить клей на детали.Материал и оборудование: прямоуг...

План - конспект по окружающему миру (средняя группа) по теме:экологическое занятие. "Путешествие по березовой роще".

Береза - символ России, красота природы. В данном плане - конспекте описывается красота русской березы в разные времена года. Дети водят хороводы вокруг березы в русских костюмах, изображая своих пред...

Конспект прогулки "Лыжная прогулка в берёзовую рощу"

Цель: формировать навыки здорового образа жизни....