Цикл занятий В русской горнице.Путешествие в прошлое
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цикл занятий В русской горнице.Путешествие в прошлое старший дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий в «Русской горнице».

«Путешествие в прошлое»

Старший дошкольный возраст

Тема: «ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ...»

Задачи: формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовидовых понятиях; развивать связную речь.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к рукотворному миру, активность для расширения своих знаний; имеет представление о предметах народного быта.

Словарная работа: лапти, лапоточки, лапотки, плести лап- ти, плетеная, лыко, лыко драть, лыченица, щеголять.

Подготовительная работа: посещение выставки русской народной одежды; чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам (по выбору воспитателя), рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей; работа над частушками.

Материал:  картинки с изображением разных видов обуви; два подноса, лапти; силуэты лаптей, вырезанные из бумаги, и тесьма- для каждого ребенка.

Ход:

Дети входят в избу под народную песню «Валенки».

- О чем эта песня?

Валенки - это разновидность обуви, которую носили наши Предки, их носят и сейчас. А какую еще старинную обувь вы знаете?

Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Для холодного времени года и для теплого.)

Положите картинки с обувью для лета на один поднос, а картинки с обувью для зимы - на другой.

Дети  раскладывают картинки.  

- Какая обувь была самой распространенной на Руси?

- В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти (показывает).

- Как вы думаете, в какой круг с обувью следует положить лапти: в «теплое время года» или в «холодное»? (Предположения  детей.) Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим лапти,

возьмем их в руки, примерим, попробуем походить в такой обычной обуви.

Дети примеряют лапти.

- Что вы почувствовали? Какие лапти? (Лапти очень мягки легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух.) Можно сплести лапти любого размер и носить их с теплыми шерстяными носками.

- А как вы думаете, зачем вот эти веревочки сзади у лаптя?  Правильно, чтобы лапти не упали с ног, к ним приделаны завязки.

- Вот загадка про лапти: «Два котика, четыре хвостика». Как можно догадаться, что это загадка про лапти? (Рассуждения детей)

— Как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки.)

- Из чего же плели лапти?

- Отгадайте загадку:

С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все обижают - Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)

- Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели  из берёсты.

- Вспомните, что такое берёста? (Ответы детей.)

- Лапти из берёсты считались праздничными.

-Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно со своим рисунком (показывает образцы плетения).

- Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.

-Одно плохо - лапти быстро снашивались: летом за два дня, зимой - за десять.

Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Летом много работали, далеко ходили.)

- Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лесок, то будешь в новой обуви щеголять.

В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти. Это 22 февраля - «на Никифора лапти плетут».

Пока лапти плетут, частушки про них придумывают:

Ох, лапти мои, лапоточки мои!

Огороды вы пахали,

Танцевать сюда попали.

Гуляй, Матвей, Не жалей лаптей!

До субботы доживем -

Новы лапти наживем.

- Посмотрите еще раз на подносы с картинками, на которых изображена обувь. Куда мы поместим лапти?  (В оба.)

-  Почему? Правильно, лапти носили и зимой и летом.

Сегодня мы попробуем сплести лапти, но не из лыка и бересты, а из тесьмы.

Чтобы они получились красивыми, возьмем цветную тесьму. Сначала наложим несколько кусочков тесьмы одного цвета на бумажный силуэт вертикально, прикрепим их булавками, а затем будем вплетать тесьму другого цвета горизонтально - то сверху, то снизу. Чтобы лапти получились как настоящие, приделаем к ним завязки. Получится хороший подарок для ба- бушек и мам. (Показывает процесс плетения. Дети выполняют заданиe с помощью воспитателя.)

Тема: ТЕРЕМОК

Задачи: познакомить детей с жилищем наших предков, традициями строительства избы (худо- жественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; расширять словарный запас новыми словами; изба, сруб, рубить, конек, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к особенностям жилища предков, традициям строительства избы; использует в речи новые слова; поддерживает диалог со взрослыми и сверстниками.

Словарная работа: изба, рубить, сруб, конек, крыльцо.

Материал: иллюстрации (строительство избы, деревенских домов); картины местных художников о родной природе, деревне; картинки с изображением сосны, ели, березы, осины.

Подготовительная работа: прогулки в ближайший лес, бор; рассматривание альбома «Деревянное зодчество», прогулки по ближайшим улицам; рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

Ход:

Бабушка Алёна (начинает беседу).

- Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Сегодня мы продолжим разговор о том, как жили люди в старину на Руси. (Уточняет смысл понятия «Русь».)

- Сейчас на улице осень, а помните, совсем недавно еще было любимое время года всех детей - лето? И если осенью,зимой, весной мы ходим каждый день в детский сад, то на лето, как веселые птицы, часто разлетаемся кто куда.

- Скажите, а кто из вас уезжает к бабушке в деревню?

-Да, конечно, вы там купаетесь в речке, ходите в лес за грибами, ягодами. В деревне летом очень привольно и весело. А похожи ли деревенские дома на городские?

- Чем они отличаются?

- В старину люди тоже жили в таких домах. Кто знает, как они называются? (Избами.)

- Вот они, эти избы.

Рассматривание иллюстраций, краткая беседа.

- Сегодня вы узнаете, как русская изба строилась. Когда-то давным-давно, когда на Руси и городов не было, и нашего города тоже, шумели на земле русской дремучие леса.

- А как вы думаете, какие деревья в тех лесах росли? Водилось в этих лесах много зверей. Перечислите, каких?

- Росло грибов видимо-невидимо. Может, и про грибы чтонибудь расскажете? А ягод! И земляника, и черника, и брусника, и малина. В полноводных реках было много рыбы. Люди старались строить свои жилища по берегам рек.

- Интересно, почему? Прежде чем начать строительство нового поселения, наши предки тщательно выбирали место для него. А уж если выбирали, садились, оседали там.

- Изба была нужна прочная, такая, чтобы долго стояла, чтобы и дети, и внуки в ней жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки избы не выбирали березу, потому что она очень непрочная, быстро гниет. Липа же очень мягкая: из нее игрушки хорошо вырезать или посуду деревянную. А строили избы из сосны и ели, стволы которых были прямыми и крепкими. И рубили деревья зимой в сильные морозы, потому что дерево в это время года самое сухое. Из этих деревьев бревна самые прочные. А старое дерево не брали.

Как вы думаете, почему? (Рассуждения, предположения детей.)

Педагог делает вывод:

Старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали,  что все, что состарилось, должно доживать свой век спокойно.

- Лесов в России много, поэтому дерево - самый доступный материал для строительства. Тепло и уютно живется в деревянных домах - избах.

На  Руси в старину говорили не «строить», а «рубить» избу. А рубить избу - дело нелегкое, одному не справиться.

Как же люди выходили из положения? (Рассуждения детей.)

- Вот надумает мужик избу рубить, пойдет по соседям. Зайдет в избу, поклонится хозяевам и скажет: «Люди добрые, соседи мои  любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с    рассветом  ко мне «на помощь», избу рубить. На следующий день, чуть солнышко засветит, со всей деревни спешит народ на помощь этому соседу. Мужики за топоры брались, а женщины за приготовление угощения.

- Деревья сначала очищали от коры, сучьев. Бревна составляли  между собой очень плотно, так, чтобы щелочки не было видать. Всю эту работу делали плотники.

Показ слайдов (иллюстраций): строительство избы.

- На бревнах проставляли зарубки - порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по бревнышку, перевезти на другое место и снова собрать.

Всё это  делалось с помощью одного инструмента - топора. Есть русская пословица «Не взявшись за топор - избы не построишь. Раньше топор был единственным орудием труда у мастеров.  Топором деревья рубили, топором сучья рубили, топором кору стесывали, и даже когда избу складывали, только топор и помогал.

Дидактическая игра «Что нужно для работы плотнику?»

(Выбор картинок с изображением инструментов для плотницкой работы.)

- И не случайно на Руси помнят поговорку: «Кончил дело - гуляй смело». Закончат избу рубить помощники, хозяйка всех  к столу приглашает, а там уже множество угощений.

- Вот так на Руси сложилась добрая традиция – помогать  друг другу. А получила она название «помочь». Помогали люд друг другу не только избу рубить, но и поле пахать, и сено косить, и урожай собирать. И эта традиция сохранилась до сих пор. И сейчас люди приходят на помощь друг другу.

- Но человеку мало только удобства, ему хотелось и украсить свой дом. Ведь душа каждого из нас стремится к красоте.

Просмотр слайдов об украшении домов.

- Как люди украшали свои избы?

- Крыша как небесный свод. Два ее ската сверху соединяются бревном, на конце которого выстругивали голову коня - получался «конек». Конь как птица, это древний образ солнца. Скат крыши очень напоминают крылья.

- Какой используется орнамент в резьбе? (Геометрический.)

- Как вы думаете, что обозначает круг? (Солнце.)

- Изображение солнца  было связано с мечтой о небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорили: «Не хлеб родит, а солнце».

- Кто догадается, что обозначает дуга? (Радуга.)

- Радуга на небе означала, что наступило, наконец, желанно! лето. Вырезав дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.

- Ребята, некоторые слова вы слышите впервые. Но если мы вспомним знакомое нам старинное слово «чело», то вы легко запомните и поймете слово «причелина». Стоят избы и как бы

 хвастаются друг перед другом. Располагались они всегда «лицом» к дороге.

- Понравились вам окна в деревянных избах? Что вы успели увидеть?

- Окна - глаза дома. В старину глаза назывались «очи», глаз - "око", отсюда и название - окна. Их украшали резными «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые, по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни- значит, хозяева встали, а закрыты - значит, еще спят или их нет дома.

Ребята, а может, вы сами хотите побыть мастерами?

- Посмотрите, у каждого из вас есть избушка, попробуйте ее украсить резными узорами.

Звучит народная музыка «Светит месяц», «Коробейники».

Дети работают.

- Посмотрите, в начале занятия все избушки были одинаковые. Но ног вы украсили их резными узорами, и теперь как будто добрые лица смотрят на нас, все разные и очень красивые.

- Если столько избушек собралось вместе, как можно это назвать одним словом? (Деревня.) Вот и получилась у нас настоящая русская деревня.          

Т е м а: ИЗ ПРОШЛОГО ЛОЖКИ

Задачи: познакомить с кухонной утварью - ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

Планируемые результаты: проявляет интерес к предметам (кухонной утвари), ремеслам предков; пользуется диалогической формой речи; использует новые слова в речи.

Материал: ложка-заготовка, расписная ложка, алюминиевая  и металлическая ложки, заготовки плоскостных изображений ложки, краски, кисточки, вода, разные виды ложек (иллюстрации)

Словарная работа: ложка, заготовка, расписная, деревянная, металлическая, музыкальный инструмент, ложкари

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков»; игра на ложках, посещение мини-выставки «Ложка в прошлом и настоящем».

Ход:

Бабушка Алёна открывает бабушкин сундук и загадочно говорит.

- Кто догадается, отгадав мою загадку из сундучка, о чем сегодня будет разговор?

- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка.)

-Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди   начали есть жидкую пишу ложкой.

А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.

- Ложка гораздо старше вилки.

- Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была более гладкая и легкая. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

- А какие ложки знаете вы? (Металлические, деревянные, серебряные.)

- Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Он знал, что самое подходящее дерево для этого - липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками.

- На Руси знатные и богатые люди - князья и бояре садились за стол с серебряными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго, а у деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды.

-А ели так: на стол ставили один на всех чугунок  или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым| в чугунок  опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит, тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Вперед батьки, не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.

Рассматривание серебряной ложки и старой деревянной, сточенной по краям. Сравнение этих ложек детьми.

- В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не давал,  а ждал, когда тот достанет свою из-за пояса. Даже царь Петр,  если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку.

Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от ярких ложек!

Рассматривание ложек (иллюстраций).

- Позднее появились более практичные ложки - алюминиевые (показывает ложку), но они тоже гнулись и ломались, и от горячего-темнели. (Показывает ложку.)

-  Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего - нержавейки (показывает ложку).

- Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома - украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Это ложки для компота (с дыркой посредине), для ухи - черпак, для муки и т.д.  (Рассматривают все ложки.)

- А для чего еще можно использовать деревянную ложку?

Правильно, как музыкальный инструмент. В России, например, музыканты-ложечники играют, постукивая  ложками друг о друга, и звучит мелодия - задорная, плясовая.

Дети пробуют играть на ложках..

Деревянной ложкой есть - просто наслаждение,

Славим прадеда Семена за изобретение.

Расписная, легкая - нет ее нужней,

В ней и щи отменные, и кисель вкусней!

Исполняется русская народная песня «Во кузнице», дети подыгрывают на ложках.

Наша ложка хоть куда, Ею можно без труда Кашу есть и в ложки бить. Подарю вам, так и быть!

Бабушка Алёна дарит расписные ложки детям для украшения их группы.

Тема: «МАТУШКА ПЕЧКА»

Задачи: познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте и жизни наших предков.

Планируемые результаты: проявляет активность для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быте крестьян; эмоционально откликается на самобытную красоту жизни предков.

Словарная работа: изба, печь, закуток, «красный угол», скамья.

Материал: иллюстрации из сказок с изображением печки, картинки с изображением русской печи; имитация угла избы домашней утварью и «красным углом»; клубок, поленья разнообразных деревьев.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь; рассматривание иллюстраций.                                                                                                            Ход: бабушка Алёна встречает детей у порога.

- Отгадайте загадку: стоит терем, в тереме ящик, в ящике тучка, в мучке - жучка. (Изба, в избе печка, в печке зола, а в золе - жар.

 - Сегодня мы пойдем в необычный музей - дом наших далеких  предков-славян. Дорогу в дом вам укажет путеводный клубок. Бабушка Алёна рассказывает обычай, по которому славяне, входившие в новый дом, должны были взяться за нить клубочка.                                                      Дети заходят в избу.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться  хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь-то в избу - низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

Конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей.                - Для чего делали высокий порог? Для того чтобы холодный воздух не проник в дом, так как он располагается внизу. Низкую дверь делали для того, чтобы в холодное время года теплый воздух не выходил из дома, так как он поднимается вверх.

Вход в избу делали обычно с южной стороны. Как вы уже заметили, в доме всего одна комната. Ее называют горницей.

Большую часть горницы занимает печь. «Без печи изба - не изба», - говорили в старину.

-Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь всему голова». Голова - значит, самая главная.

- Почему печь в избе самая главная?

- Если мы встанем спиной к двери, то узнаем, с какой стороны ставили печь.

С северной, так как с севера дули холодные ветры и эту сторону старались обогреть.

Напротив входа всегда ставилась печь. И поэтому, войдя  в избу, сразу обращаешь внимание на печь. Хорошая печь гордость любого хозяина.

Показ иллюстрации «Устройство русской печи».

— С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали ее из кирпича и обмазывали глиной. Как называли человека, который выкладывал печь? (Печник.)

- Да, клал печь печник. Он пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно бы. не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

- Где в горнице пищу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас и дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей.)

- А в старину батарей не было. Чем тогда обогревались?

- Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит, и обогреет.

- Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево.

Показывает деревья на иллюстрациях и натуральные поленья (по возможности). Дети рассматривают.

- Вы узнали эти деревья? Это дубовые дрова. У них кора шероховатая, они очень тяжелые. Это березовые дрова. Кора у них белая с черными точками. Это сосновые дрова. Мы их узнали по запаху. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорают. Если кто-нибудь топил печь чем попало, то про того говорили: «Подле леса живет, а печку соломой топит».

«Дом без печки - нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку.

«Матушка печка, укрась своих детушек», - ласково обращалась к ней стряпуха при выпечке хлеба или пирогов.

- Печь людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами! А хранил эти сказки Баюнок.

-Давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь.

Дети отбирают иллюстрации к знакомым сказкам «Гуси- пебеди», «Три поросенка», «По щучьему велению», «Жихарка», «Заячья избушка», «Волк и семеро козлят» и др.

-Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю ит. д.

- А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду.

- Давайте заглянем на печь. Что еще можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы.)

- В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными. Отварами и настойками по старинным рецептам мы пользуемся до сих пор. А знаете ли вы лекарственные травы, сможете ли их узнать по запаху? (Дети нюхают мешочки с травами и называют их.)

-Куда же закатился наш клубок? Наверное, это домовой шалит. Давайте клубок поищем. (Дети находят.)

- Вот наш клубок, в уголок закатился. Этот угол у печки назывался закутком.

- Печь делила горницу на две основные части. Одна половина, левая, вот здесь за печкой, - женская. Ее так называли потому, что здесь хозяйки занимались домашними делами.

- Какими? (Готовили еду, мыли посуду, стирали и т. п.)

- Женщину в старину как называли? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. «Кут» означает угол: бабий угол или бабий кут, закуток. Давайте посмотрим, что в нем находится. (Посуда, все, что нужно для печи: кочерга, ухват.) Да, здесь есть все, что нужно хозяйке.

- Вторая половина - «красный угол», который располагается по диагонали от печи. «Красный» угол - значит, красивый. (Дети рассказывают, что они видят в красном углу: стол, лавку, икону.) Здесь принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Почти все делалось в избе своими руками из дерева, как и многие другие предметы обихода. Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.

-А теперь, отгадав загадку, назовите или покажите эти предметы. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь.) Железный конь скачет в огонь. (Кочерга.) Рогат, да не бык, хва- гнет, да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (Ухват.) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)

- А теперь я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Мельница», любимую игру детей зимой в избе.

После игры бабушка Алёна угощает детей пирожками и чаем, приговаривая: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

 Тема: «КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА»

(по мотивам рассказа К. Д. Ушинского)

Задачи: познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Планируемые результаты: проявляет активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами одежды; уважительно относится к нелегкому труду людей; активен в беседе на интересующую его тему.

Словарная работа: веретено, кросна, кудель, лен, мялка, нить, полотно, прялка, прясть, рубаха, ткань, ткать, ткачество, трепало, челнок, холст.

Материал: рубаха, сарафан, веретено; кукла, одетая в русский будничный костюм; видеофильм «Ленок»; картинки с изображением выращивания льна и орудий труда; отрывки из сказки «Царевна-лягушка».

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в краеведческий музей.

Ход:

-Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде: чем- то она похожа на современную, а чем-то отличается. Разобраться в этом нам помогут мой волшебный сундучок и кукла Дуся. (Показывает куклу.)

-Во что она наряжена? Назовите вещи, отгадав загадки из сундучка.

Один вход - три выхода. (Рубашка.)

Днем как обруч,

А ночью как уж. (Пояс.)

В липовом корытце

Живое тело шевелится. (Ноги в лаптях.)

Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.

Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.

Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву - лён, из которого делали ниточки, из ниточек - полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

-Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашки в поле росли? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.

Рассказ воспитателя о севе льна и показ иллюстраций.

-Увидела Таня, как ее отец горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:

- Что это ты, тятя, делаешь?

- А вот сею ленок, дочка. Вырастет тебе и Васютке новая рубашечка.

Удивилась Таня. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Переход к рассказу об уборке льна.

-Прошло время, лен зацвел голубыми цветочками...

«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня. - Но рубашечек таких я ни на ком не видела».

Когда цветочки опали, на их месте показались зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лен с корнем... На работу они вышли в особой одежде - расшитой узорами рубахе «Ленок», собирались, как на праздник, и говорили Тане: «Славная у тебя будет рубашечка!»

Следует на протяжении рассказа показывать детям иллюстрации, фотографии (этапы роста льна), или принести настоящий лен (без цветов; с цветочками; с созревшими семенами - коробочками). Все операции по уборке льна, его обмолоту педагог проигрывает, показывает с помощью движений. Можно использовать видеофильм «Ленок».

-Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху привалили, чтобы не всплыли...

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить доской.... Про нее говорят: «Стоит Арина -рот до ушей». Это - мялка. Своим зубастым ртом она «пережует» стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ - помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движения мялки, произнося при этом поговорку: «Мни лен доле, полотна будет боле».

-А затем жесткую кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - трепалом. А чтобы девушкам работать было полегче, в его ручку забивали горошек, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа - веселой.

Воспитатель берет в руки погремушку - шаркун - и гремит им в такт «работе» детей, воспроизводящих на этот раз движения трепальщицы льна.

— Часто дарил трепало понравившейся девушке парень. Тогда он стремился на этом деревянном ноже вырезать красивые ажурные узоры, чтобы показать: он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну.

- А какие узоры вы видите на этом трепале?

Чаще всего дети узнают в узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует пояснить детям, что, завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые божества, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг - символ солнца, квадрат - символ земли). Эти изображения были призваны помочь людям в работе, сделать ее удачной.

— Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он не сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя будет рубашечка!» — опять сказала Тане сестра.

Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно), сравнить ее с жесткими льняными стеблями.

— На что она похожа?

- Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку».

-Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани стали из льна нитки прясть. «Это нитки, - думает Таня. - А где же рубашечка? А без ниток можно сделать рубашечку?»

Воспитатель показывает детям прялку. Рассматривая ее, дети определяют назначение деталей: донце — на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала»; «зеркало» - к нему привязывали кудель; девочек «присаживают» за прялку, «чтобы были хорошими мастерицами». Они при этом могут воспроизводить движения пряхи или накручивать на веретено специально заготовленные нитки. Воспитатель сравнивает веретено с катушкой, на которой хранятся нити.

Скачу по горнице с работою моею.

Чем больше кручусь, тем больше толстею. (Веретено.)

Скорчится - с кошку, растянется - с дорожку. (Нить и веретено.)

- Прошли зима, весна, лето, настала осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул нити - основу для ткани и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка:

«Речка течет, рыбка играет, а за нею лед замерзает».

Рассматривая ткацкий стан, дети должны найти речку (нити основы), рыбку (челнок), лед (холст) и правильно их назвать. В конце проговаривают все вместе название станка - «кросна».

- Но какого цвета холст? (Серого.)

- Будет ли Таня рада такой рубашке? (Нет.)

- Что же нам делать?

-Стали на морозе холст морозить, по снегу расстилать, а весной раскладывали его по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Сделался холст из серого - белым... Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег, рубашечки.

Детям показывают рубаху из льняного полотна, заостряя внимание на деталях кроя.

- Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался «по росту» мастерицы. Рубаха, как считали наши предки, хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась, создавали «границу», «порог» - расшивали подол, рукава, горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

Игра «Подбери, что нужно для работы».

- Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в старину. Нить и полотно наделялись волшебными свойствами и, как считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.

Воспитатель напоминает детям сказку «Царевна-лягушка», где благодаря клубочку царевич нашел свою невесту.

Игра «Плетем поясок».

- Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получилась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то тонкая, то толстая — много будет огорчений. Ниточка, полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливый. И чтобы ваша дорога была ровной, гладкой, прощаясь с вами, машет вслед платочком.

Дети прощаются с куклой Дусей, машут ей вслед рукой или платочком.

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -

ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ

Задачи: познакомить с устным народным творчеством - потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.

Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.

Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Ход:

Бабушка Алёна встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.

- В каких сказках живут эти герои?

- Почему эти сказки называют русские народные?

- Как они появились? (Рассуждения детей.)

- Жила-была в деревне бабушка Алёна. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась - Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так - от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам - и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский - вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

- Какие у вас любимые сказки?

- Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку - картинку.

Воспитатель загадывает 3-4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.

- Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».

- Какие загадки знаете вы?

- А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Таню схватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

 А там пташки поют,

Тане спать не дают.

-А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)

- Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.

Бабушка Алёна зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка,

В лапке хворостинка.

- Кисонька-мурысонька, Откуда ты пришла?

- Целый день я, кисонька, Гусят пасла!

- Кто вспомнил потешки, прочтите их.

- Потешки - это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.

- А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)

- А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)

- А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

Жив-здоров - лежу в больнице.

Сыт по горло - есть хочу, Хоть корову проглочу.

- А почему вы смеетесь?

Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

- Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.

Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг).

- Скажите наоборот: «Щенок лежит на коврике», «Маша ест за столом, а Мурка под столом». (Дети придумывают.)- Вот какие мы с вами сочинители

-А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.

- Послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

- А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Чтение детьми знакомых небылиц.

-Ну а теперь пора поиграть.

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.

-Русские дети знали много считалочек. Считалочки - это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал...»  Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:

Раз, и два, и три, четыре.

Меня грамоте учили

 Не читать, не писать

Только по полу скакать.

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

Меня мама увидала

И веревкой отхлестала.

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

 Балалайка на спине,

А гитара на носу,

Доктор любит колбасу.

- При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

Дети встают в круг, а бабушка Алёна читает считалку «На златом крыльце сидели...», рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчете.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей - Не задерживай Добрых и честных людей!

- Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда - устное. Народное -потому что народ придумывал; творчество - потому что сочиняли, творили сами.

Вот и получилось - устное народное творчество.

Тема: НАРОДНАЯ ИГРУШКА -ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА

Задачи: расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; обогащать словарный запас; побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Планируемые результаты: проявляет активность для расширения представлений о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; пользуется знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

Словарная работа: семеновская игрушка, богородская игрушка, деревянная, резьба, потешный промысел.

Материал: народные игрушки из различных материалов - глины, дерева, тряпочек, соломы, иллюстрации игрушек.

Ход:

Приветствие бабушки Алёны.

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, — это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

-Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его - он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю - береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.

- Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.)

- А хотите заглянуть?

Несколько детей вместе с бабушкой Ариной открывают сундук.

-Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.

- Почему на Руси мастерили игрушку из дерева?

- Какое дерево для этого выбирали? (Липу.)

- В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер по фамилии Звездочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу - получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. В этом же городе есть старинный музей игрушки. Этому музею почти сто лет. В нем хранятся игрушки со всего мира, в том числе одна из первых матрешек.

Демонстрируются образцы деревянной игрушки, выполненной в характерной для Сергиева Посада манере («барыня», «гусар» из трехгранной чурки).

- Игрушку Сергиева Посада легко узнать. Мастера- резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. Затем другие мастера - «красилы» - покрывали игрушки разноцветными красками. Так появились на свет бравые гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы в огромных шляпах и с зонтиками... Создавая своих героев, мастера слегка над ними подшучивали, придавая им забавный вид. Это привлекало народ. О таких игрушках слагали озорные частушки. Особенно доставалось барыням за их чопорный вид и причудливые наряды:

Барыни-сударыни,

Шляпы трехэтажные,

 Вас кататься не берем,

Очень уж вы важные.

-Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев - всё мило сердцу русского человека. А как красивы русские сказки!

- Какие сказки вы знаете? (Ответы детей.)

-Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, детей. Так появились русские народные промыслы.

Раздает детям матрешки для рассматривания.

- Из чего мастер их вырезал?

-Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие! Как это получилось?

-Давайте рассмотрим. Матрешка считается символом России. Где только не делают матрешек! И в каждой области - свой почерк, свой рисунок у этой игрушки.

Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть в нашей избе. Назовите, какие? (Скамейки, столы, посуда, люльки для детей, шкатулки.) Душа русского человека любит красоту. Всё вокруг стремился украсить русский умелец.

- Почему в росписи игрушек так любили использовать круги? (Круг олицетворяет собой солнце.)

-Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?

- Почему вы так решили?

- Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. О них так и говорили - «народные игрушки». Их и вещами-то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!

- Какое настроение создают все эти игрушки? Радостное, веселое. Давайте и мы повеселимся.

Звучит русская плясовая музыка. Дети танцуют.

- После такого веселья опять в сундучок заглянуть надо. А вдруг там еще какая-нибудь игрушка осталась?

Достает богородские игрушки.

- Игрушки тоже деревянные, но не похожи на семеновские.

- Здесь же, в Подмосковье, рядом с Сергиевым Посадом, расположилось село Богородское. Богородская игрушка совершенно не похожа на Сергиевскую.

При помощи наводящих вопросов педагог помогает детям самим увидеть особенности богородского стиля: игрушка сделана из дерева, не окрашена, покрыта тонкой резьбой.

- У богородских мастеров свой любимый герой - не скучающий щеголь, или ленивый  барин, не «барыня- сударыня, шляпа трехэтажная», а простой крестьянин-труженик. Тяжело работать на земле. Земля кормит человека, но кормит не даром. Семь потов прольет крестьянин, пока поле вспашет да хлеб на нем вырастит. Но любой, даже самый тяжелый труд красив, если человек делает его умело.

Педагог показывает детям игрушку, изображающую пахаря.

- Посмотрите, как легко и плавно ведет пахарь соху, как послушна ему лошадь, и как нам радостно видеть этот труд.

Игрушку «Пахарь» можно заменить любой другой, подходящей по сюжету: «Дровосек», «Кузнецы», «Сеятель» и т. п. Важно, чтобы сохранилась возможность поговорить с детьми о том, что человек, занятый полезным трудом, достоин уважения, не случайно его образ стал одним из любимых в богородской игрушке.

- Другой любимый герой богородских мастеров игрушки - лесной хозяин Михаил Потапович. Его изображали очень часто. Посмотрите-ка на игрушку «Мужик и медведь». Видите, мужик с медведем сражается? Как вы думаете, кто победит?

-Да, ребята, наверное, все-таки мужик. Ростом он вровень с медведем, значит, силы равны, к тому же крестьянин вооружен! Надо косолапому, пока не поздно, убираться восвояси в глухую лесную чащу.

- А эта игрушка более мирная - мужик с медведем уже не ссорятся, вместе дружно работают.

-Живет в моем сундуке с игрушками и смешной медведь - плясун. Хотите посмотреть, как он танцует? Только, ребята, мед-ведь - зверь ленивый, не так-то просто его уговорить поплясать. Давайте-ка мы его хорошенько попросим: «Мишенька, попляши!»

Благодаря особенностям детского восприятия мира «оживить» медведя нетрудно, и это, как правило, ребятам доставляет большое удовольствие. Такое яркое, эмоционально переживаемое впечатление медведь-плясун производит за счет особого механизма, приводящего игрушки в движение. Способность двигаться - одна из особенностей изделий, созданных богородскими мастерами.

- А как вы думаете, ребята: у каждого мастера игрушка получалась радостной, доброй? (Рассуждения детей.)

Педагог вместе с детьми делает вывод: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй.

Тема: ПОТЕШНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НАШИХ ПРЕДКОВ

Задачи: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать русскую игрушку - глиняную и деревянную; уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях; расширять словарный запас; воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

Планируемые результаты: проявляет интерес к художественным произведениям русских мастеров; владеет умением различать глиняную и деревянную игрушки; проявляет уважение к творениям рук человека, желание создавать красивые вещи.

Словарная работа: дымковская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, глиняная, потешный промысел, ярмарка.

Материал: игрушка глиняная: каргопольская, филимоновская, дымковская; матрешка, кукла-самоделка, запись русской народной подвижной игры «У дедушки Трифона».

Подготовительная работа: посещение мини-выставки русской игрушки; рассматривание альбома «Потешный промысел»; лепка игрушек и их раскрашивание.

Ход:

Звучит русская народная музыка. Бабушка Алёна сидит за столом, на котором лежит глина, стоит миска с водой, напевает плавную мелодию.

-Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит. Сижу, работу делаю изделия для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало. Поможете бабушке?

Как на Руси водится: «Вместе дело спорится, а врозь - хоть брось».

Звучит русская народная музыка, дети рассаживаются за столы.

- Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых руках превращается в интересные фигурки. Сейчас мы попробуем вылепить коня. Все животные лепились у нас из жгута. (Показывает.)

- Жгут сгибали, надрезали стекой, разделяя на задние и передние ноги. (Показывает.) Затем лепились голова и шея                                                                                                                           Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил...

-А теперь я приглашаю вас покататься на веселой карусели! Садитесь скорее, карусель отправляется!

Звучит русская народная плясовая музыка. Воспитатель поднимает шест, к которому прикреплены яркие ленты с шарами на концах. Дети берутся за ленты.

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два

- Вот и кончилась игра.

Тема: Золотая моя прялица, я пряду, а нитка тянется,

Задачи: знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия - прядением и плетением; активизировать в речи детей слова прялка, пряслице, прядение, плетение, вышивка, свивать, шитье, закреплять полученную информацию в играх, вызвать чувство радости от результата своего труда.

Планируемые результаты: проявляет активность для расширения знаний о рукоделии (прядении, плетении); использует в диалоге новые слова; закрепляет полученную информацию в играх.

Словарная работа: прялка, веретено, нитки, пряжа, плетение, «жгут», «косичка», прясть, перевить.

Материал: предметы старины - пояски, вышивка, прялка, самопрядка, веретено, пряслице; нитки, пряжа, пучочки непряденой шерсти, стебельки льна, вата.

Подготовительная работа: чтение сказок «Морозко», «Мороз Иванович», «Золушка»; посещение выставки «Рукоделие», рассматривание альбомов «Русские узоры».

Ход: -Здравствуйте, дети! Мы с вами находимся в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы. Давайте внимательно рассмотрим их работы и попробуем отгадать, что же мастерицы любят делать больше всего, чем они занимаются?

Обобщая ответы детей, хозяйка называет занятия: прядение, плетение, ткачество, шитье, вышивка.

- Это древнейшие и нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. И мы с вами сегодня будем плести поясок в подарок кукле.

- Чтобы сплести его, нужны ниточки. Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто не знает, давно это было. Только человек заметил, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это называется «прясть».

Хозяйка разделяет льняной стебелек на части и показывает волокна детям; затем раздает каждому небольшие кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, стебельки льна и показывает, как скручивать из волосков или волокон нить.

- Возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков

и крепко их скрутим. Повторим движение несколько раз. Отложим в сторону вату, возьмем шерсть, потом лен и сделаем с ними то же самое. А теперь потяните ниточку за кончик, чтобы проверить ее прочность. Что у нас получилось?

- Какую ниточку легче было скрутить - из ваты, шерсти или льна?

- Вышли ниточки длинные или короткие, ровные или с «ка¬тышками», рыхлые или тугие?

- Качество нити зависит от крутизны прядения, «круто спрядено».

Во время работы обращать внимание детей на то, что скручивать нужно только вытянутые петли, а не комок кудели. Система опорных вопросов, а также собственные ощущения помогут детям оценить качественную разницу между материалами, понять принцип и технологию прядения. На этом этапе дети должны почувствовать, в чем состоит сложность работы.

- Вот видите, что у нас получилось: ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы их освободить, стали люди привязывать кудель к специальной подставке - прялке. Привязывали кудель и назвали ее бородкой (похожа на волосы). А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязывали к деревянной палочке - веретену. Верхний конец у него заострен. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка.

Хозяйка садится за прялку и показывает, как нужно прясть. Дети наблюдают за ее работой.

Ребенок читает стихотворение:

Уж ты, прялица, кокорица моя,

 Пойду, вынесу на улицу тебя,

Буду прясть да попрядывать,

На подруженек поглядывать!

Золотая моя прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

Напряду я много пряженьки

Мне с бабусею на варежки.

Я бабусю свою слушаю:

Пирожки, оладьи кушаю.

-        Теперь вы будете учиться вращать веретено. Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца), держим на весу правой рукой, вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой палец отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниток можем напрясть.

Хозяйка помогает детям освоить вращательное движение. Практические занятия неизбежно вызывают затруднения (при «прядении» нити рвутся, при вращении «веретена» карандаши падают.)

Однако Хозяйка не ставит задачу - научить ребенка прясть. Дети выполняют необходимые движения на операционном уровне, а не на исполнительском. Важно, чтобы они почувствовали, «пропустили» весь процесс через себя. Воспроизведение технологической основы прядения на операционном уровне приводит к осознанию прядения: вещь - результат деятельности человека по преобразованию элементов природы (растение, шерсть) в компоненты культуры (нить).

-        Для того чтобы растение превратилось в нить, оно проходит длинный путь. Растение вначале нужно обмять, затем расчесать, спрясть, исткать.

-        Итак, ниточку человек получил с помощью кручения — вращения веретена и свивания волокон. А потом решил покрутить готовые нити, перевить их — стростить.                                  - Делимся на пары. У вас на столах лежат нити. Одна длинная и три коротеньких. Какой пояс для куклы можно выполнить из этой нити? (Пояс «жгутик».) Каждый в паре берется за свой конец нити, вращает ее вправо, пока не закрутит до середины.

-У кого ручки проворнее? Дошли до середины, перегнули «жгутик» пополам и завязали на концах узелочки. Вот и готов нарядный маленький поясок для нашей куклы!

- Как он получился? Мы его «свили». Какие действия выполняли? Вращали нить вправо, а потом перегнули пополам.

- Сколько ниточек осталось? (Три.) Что можно сплести из трех нитей? (Косичку.) А теперь сплетем поясок из трех ниточек так, как девочки косички плетут.

Пока дети осваивают технику плетения, Хозяйка рассказывает о значении пояса в традиционной культуре русского народа.

-  Обязательная часть костюма - пояс или кушак. Это была не просто деталь одежды, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы. Пояс был атрибутом свадебных обрядов, магической защиты человека, желанным подарком и т. д.

Анализируя видимые результаты совместных действий, ребенок сможет осознать свою способность делать нужные, полезные вещи, почувствовать себя значимым, что вызовет у него чувство радости и удовлетворения.

-Молодцы, выполнили задание. А насколько качественно, мы посмотрим после занятия. Сейчас же предлагаю поиграть в «Мастера и рукодельницы». Готовы?

Проводится игра: дети подбирают картинки, которые обозначают работу мастера и рукодельницы.

- Сегодня мы с вами работали в подгруппах. У каждой подгруппы получился свой результат, который мы рассмотрим дополнительно. Мне приятно, что вы были внимательны, запомнили о разных ремеслах, правильно классифицировали картинки. Каждый из вас унесет своей кукле подарок - поясок.

Тема: «СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ»      

                                                                                     

Задачи: формировать представления о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампочка) - обогащать словарный запас новыми словами; развивать ретроспективный взгляд на вещи.

Планируемые результаты: проявляет активность для расширения представлений о прошлом предмета (лампочки); использует новые слова в диалоге со взрослыми и сверстниками.

Материал: «костер» из  красной ткани, настольная лампа, вентилятор; угольки, папки, головешки; светец с лучинами, глиняный горшок для лучин, подставка с водой; свеча, блюдце, подсвечник, листы бумаги с точечным изображением свечи - для каждого ребенка, фломастеры; керосиновая лампа, фитиль, иллюстрации и картинки (с изображением факела, огнива, свечи, настольной лампы, светца, способов трения, керосиновых фонарей на улице); спички (бытовые, охотничьи, бумажные); телевизор с видеозаписью загадки; светильники (торшер, бра, настольная лампа); аудиозапись детской песни «Вместе весело шагать».

Словарная работа: светец, фитиль, спираль, головня, вольфрам, кремень, кресало, огниво, торшер, светильник, бра.

Подготовительная работа: чтение сказки «Огниво», «Василиса Прекрасная», «Конек-горбунок»; рассматривание альбома «История лампочки», посещение мини-выставки «Светит, да не греет».

Ход:

- Ребята! Скажите, как вы понимаете слово «следопыт»? Хотите отправиться по следам в прошлое? Для этого надо отгадать загадку:

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Лампочка.)

- Значит, мы отправимся в прошлое лампочки.

-Представьте себе, что вы стали следопытами. Мы с вами узнаем, что самые главные тайны скрываются в самых простых вещах. Надо очень внимательно смотреть по сторонам, даже себе под ноги, так как предметы, явления, растения, животные оставляют после себя следы. Нам будет встречаться вопросительный знак, который требует ответа на вопрос. Ведь пароль у следопыта: «Почему? - Потому что...»

На полу в нескольких местах лежат «угольки», а чуть дальше «загорается» костер (освещаемая лампой ткань колышется от струи воздуха, создаваемой вентилятором).

- Ребята, вы что-нибудь замечаете? Откуда взялись угольки? Да и правда, вдали я вижу костер! Присядем, отдохнем на бревнышках.

- Давным-давно, когда человек жил не в домах, а в пещерах, главным источником света для него был костер.

- А как же огонь попал в костер? (От молний.)

- Если пещерному человеку надо было прогуляться по тем¬ноте или зайти в пещеру, он вытаскивал из костра горящую палку — головешку, которую звали головней, и шел с ней, но головня была неудобна - она сильно дымила и быстро гасла.

Потом люди придумали факел. Это утолщенная с одного конца палка, в котором выдалбливали углубление, наливали в него сначала жир, а потом смолу от дерева, поджигали от ко¬стра и освещали путь или помещение. Вот так пользовались факелом.

- Но удобен ли факел? Тоже нет, а почему?

- Да, вы правы. Свет от костра был недолгим, так как костер прогорал, а угли остывали. Однажды вот что случилось. Сильной бурей уронило дерево и завалило вход в пещеру. Люди не могли выйти. Дети плакали от голода и холода. И тогда человек острым камнем попытался распилить это дерево. Он так долго его тер и пилил, что дерево от трения согрелось и вспыхнуло. Так случайно человек понял, что огонь можно добыть трением.

- Вспомните, где и когда в настоящее время люди могут пользоваться трением и факелом. (В передаче «Последний герой», на Олимпийских играх.)

- Жизнь людей менялась. Они стали думать о более удобном способе освещения. Однажды, гуляя вдоль берега моря, человек наступил на камень, который, отлетев, ударился о другой, получилась искра. Так древний человек обнаружил кремень - камень, который дает хорошую искру.

- Стало легче - появилось огниво (показывает картинку). Огниво еще называли кресало. Кресало - это такая толстая железная пластина с насечками. Кремень заковывали в железный стержень. Ударяя кремнем о кресало, получали хорошую искру, под искру подставляли трут - специальный горючий материал: сухой мох, шерсть или пакля. А носили все это в кожаном мешочке на поясе. К поясу же прицепляли и огниво: кремень с кресалом на цепочке.

- Ребята, огнивом пользовались очень долго. Наш путь следопытов продолжается, не забывайте смотреть по сторонам.

- Что-нибудь заметили? (Палочки.)

- На что похожи палочки?

- Эта простая щепочка звалась лучиной, она и была освещением. Люди уже давно не живут в пещерах, строят дома, дворцы, но их нужно было освещать. Лучину делали обычно из березы, она лучше горит. Это простая щепка, заостренная на конце. Один конец лучины закрепляли на подставке специальным зажимом. Подставка называлась светец. Под лучину ставили сосуд с водой. Почему?

-Лучины хранили в глиняной подставке. Зачем?

-Лучину надо было правильно расположить, чтобы она лучше светила (показывает, как это делалось).

- Удобна ли была лучина? Почему?

- Прошло еще время, а человек все искал лучшие способы освещения. Продолжаем путь. На пути нам встречается...  Что? (Вопросительный знак.) Он требует ответа. Читайте, что же спрашивает вопросительный знак. Это игра «Узнай, кто я?»

Игра «Узнай, кто я?».

Детям нужно по точкам построить рисунок и узнать, о каком светильнике будем дальше говорить.

- О чем же дальше будем говорить?

- Следы привели нас к свече. Свеча более удобна, чем лучина. Свечи делали из жира животных в виде толстой палочки, а потом уже из воска пчел. В середину вставляли веревочку, ниточку, которая называется фитиль. Люди научились делать для свечей подсвечники. (Педагог зажигает свечу и проводит опыт по появлению копоти на блюдце.)

- Что вы заметили? Почему почернело блюдце?

- Да, ребята, это копоть. Она черная, маслянистая, мажется. Свеча тоже издает неприятный запах копоти.

- Чем свеча удобна? Чем нет? Что удобней: лучина или свеча?

- А человек все стремится изобрести освещение более удобное и менее безопасное. Люди научились добывать нефть из земли, а из нефти делать бензин, керосин и другие нужные человеку горючие вещества.

- Опять встречается знак вопроса: «Угадай светильник». Значит, вам надо выложить слово из букв.

- Да, это керосиновая лампа. Вот сюда, в эту железную баночку, заливается керосин, туда же на специальном регуляторе света спускается фитиль. Он пропитывается керосином и при поджоге горит. Фитиль сделан из материала, он плоский. Регулятором света - ручкой - можно или приподнять фитиль (тогда пламя будет больше), или опустить фитиль (пламя может потухнуть). А чтобы лампа не коптила, ее стали прикрывать стеклянным абажуром. Стеклянный абажур от долгого горения лампы становится черным. (Показывает, как горит лампа.)

- Почему?

- Стекло приходится часто чистить.

- У баночки сбоку есть ручка-держатель, но почему-то в ней дырочка. Ребята, керосиновые лампы подвешивали на стенку или к потолку. На улицах тоже заправляли фонари керосином для освещения ночью. (Показывает картинку.)

-Чем удобна керосиновая лампа? Чем нет? Какой бы светильник из всех перечисленных вы оставили у себя дома?

- И вот, можно сказать, совсем недавно по сравнению с прошедшими веками, всего 200 лет назад, люди придумали спички. Сначала они были стеклянные с фосфорной головкой. При легком трении спички зажигались и были очень неудобны. А теперь их делают из дерева, и они бывают самыми разными. (Показывает спички.)

-Есть специальные ветровые спички, которые не гаснут на сильном ветру, в дождь и метель. Они нужны охотникам, геологам, морякам. Есть сигнальные, которые горят очень ярким пламенем. А есть самые горючие спички - запалы, которые не гаснут даже в воде.

- А некоторые спички делают из бумаги и покрывают парафином, они очень коротенькие.

- Опять на пути знак вопроса. Загадка от вашей подружки.

Видеозапись. Игра «Автобиография».

- Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, изящная, прозрачная. От небрежного обращения - погибаю. И становится темно... Что это? (Лампочка.)

-Лампочку изобрел русский ученый Александр Лодыгин. В стеклянный сосуд он поместил угольный стержень. Когда через него пропускали электрический ток, стержень быстро нагревался, светился и быстро затухал. Этот свет сравнивали со светом свечей. Одни лампочки светили как 15 свечей, другие как 30.

-Ученые очень долго улучшали, совершенствовали свойства лампочки, пока она не стала такой, как сейчас: стеклянная колба, внутри тоненькая металлическая спиралька, прикрепленная к двум прямым проволочкам. Она плохо пропускает ток, зато сильно нагревается и ярко светит. Для спиральки подобрали специальный металл - вольфрам. Ведь он не плавится даже при 3000 градусах. Большой враг лампочки воздух, он разрушает металл. Поэтому воздух из лампочки обязательно выкачивают, и там получается безвоздушное пространство. На конце у лампочки цоколь с резьбой. Почему?

- У лампочки теперь очень много родственников. Это люстра, а еще что? Карманные фонарики, гирлянды, прожекторы, фары у машин, светофор и т. д.

- Ну вот, путешествие наше закончилось. Мы снова пришли в детский сад. Вы были настоящими следопытами, исследователями. Мы с вами узнали: для лучины нужен светец, в свече есть фитиль, в лампе - керосин, а спиралька - в электрической лампочке. Теперь в наших домах очень много источников света. Каких?

-На потолке? (Люстры.) На столе? (Настольная лампа.) На стене? (Бра.) На полу? (Торшер.) А всё вместе называется одним общим словом... (Светильники.)

-А предком всех лампочек и светильников является... (Огонь.)

- Огонь бывает злой, сердитый. Когда?

- Бывает огонь добрый. Так еще говорят о хороших людях. Так вот сегодня я дарю вам по сладкой лампочке, чтобы у каждого из вас в душе зажегся огонь доброты и сердечности. Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий "Путешествие в русский язык"

Цикл "Путешествие в русский язык" состоит из 8 занятий, в процессе которых  у детей  подготовительной к школе группе  формируется    представление о богатстве русского языка,р...

Художественное творчество к проекту "Люблю березку русскую" - цикл занятий лепка-аппликация

Аппликация  "Белоствольная красавица"Цель:продолжать формировать интерес детей к родной природе;обобщать знания о берёзке;расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произвед...

Цикл занятий для детей "Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами".

Учебный материал для дошкольников по истории создания русских народных музыкальных инструментов....

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 6 "Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Уважаемы дети и родители! На данном занятии я предлагаю вам интересную тему: "Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами", цель которого -  расширить знания детей о русс...

Цикл занятий в русской горнице. В гостях у бабушки Алёны.

Цикл занятий в русской горнице. В гостях у бабушки Алёны....

для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет - "Колыбельная песенка".-"Козлик и дудочка".-"Как у...

Цикл занятий по русской народной сказке «Рукавичка» с использованием технологии «мешок историй»

Технология «Мешок историй» позволит создать условия для положительного взаимодействия взрослых и детей, развития взаимопонимания, творческого сотрудничества. Позволит организовать с детьми...