Цикл занятий по русской народной сказке «Рукавичка» с использованием технологии «мешок историй»
план-конспект занятия (средняя группа)

Тёткина Екатерина Григорьевна

Технология «Мешок историй» позволит создать условия для положительного взаимодействия взрослых и детей, развития взаимопонимания, творческого сотрудничества. Позволит организовать с детьми различные виды деятельности, объединённые одним художественным произведением. Наполнение «Мешка историй» обязательно включает в себя варианты речевых игр, задачами которых должны стать: расширение кругозора, активизация словарного запаса, навыков осмысленного чтения, развитие связной речи. Все игры должны быть соотнесены с книгой. «Мешок историй» обеспечивает разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий по русской народной сказке «Рукавичка» с использованием технологии «мешок историй».

Возрастная группа

средняя группа с 4 до 5 лет

Время

20 минут

Тема ОД

 «Мешок историй», по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель

приобщение детей к художественной литературе через использование «Мешка историй» по сюжету зимней русской народной сказки «Рукавичка» в игровой и коммуникативной деятельности

Задачи

обогатить опыт восприятия жанров фольклора (русская народная сказка)

развить художественно речевые и исполнительские умения (исполнение роли в инсценировках)

воспитывать устойчивый интерес к театрализованной игре

Технология

«Storysack» Нейл Гриффитс (Мешок историй)

Оборудование

Само сшитый «мешок историй», рукавичка, книга РНС «Рукавичка», игра «Выложи по порядку», ложковый театр «Рукавичка»

Предполагаемый результат

Дети инсценируют сказку

Блочная структура занятия

Вводная часть

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей (предполагаемый результат)

Мотивационный этап

Воспитатель приветствует детей и активизирует внимание на «мешке историй»

-Снег, снег кружится, белая вся улица.

Собрались мы все в кружок, закружились как снежок.

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

- Какое сейчас время года? Погода какая?

- Морозным зимним утром, я пришла к вам в гости и принесла «мешок историй».

Как вы думаете почему он так называется?

В нём находится зимняя история, а о чём она вы узнаете, отгадав загадку:

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надеваем,

Чтоб не мерзли пять, да пять.

Дети проявляют интерес, подходят к воспитателю.

Слушают, размышляют.

Отгадывают загадку.

Ориентировочный этап

Рукавичка не простая в ней лежит книга с русской народной сказкой «Рукавичка». Вы знаете, такую сказку?

-Как узнать какая история случилась в этой сказке?

Знакомятся со сказкой

Основная часть

Исполнительский этап

Педагог знакомит детей с содержанием сказки и задаёт вопросы о прочитанном.

- Как называется сказка? С чего начинается сказка?

Кто приходит к рукавичке? Кто испугал зверей?

Игра «Выложи по порядку»

Давайте вспомним сюжет и выложим картинки по порядку.

Отвечают на вопросы по тексту, выстраивают последовательность событий.

Выкладывают картинки, проговаривают содержание.

Практический этап

В чём прятались звери из сказки?

У меня в рукавичке спряталась игра «Изобрази героя» - каждый из вас достанет из рукавички героя сказки и не называя кто это, изобразите его движениями, мимикой так, чтобы мы все догадались кто это. (педагог хвалит детей)

Молодец, очень хорошо изобразил, держи своего героя.

У вас у каждого есть герой из какой сказки?

Где происходили события сказки?

У нас есть заснеженная полянка, герои, можем поиграть в сказку? (разыграть сказку?)

С помощью мимики и пантомимики изображают героев сказки проявляя исполнительские умения.

Проявляют интерес к инсценировке.

Заключительная часть

Рефлексивный этап

Молодцы, у нас получилось настоящее театрализованное представление, а вы потрясающие артисты.

А вам что больше всего понравилось?

Кто прятался в рукавичке?

Давайте вернём наших героев в рукавичку, кто за кем пришел?

Чем вам понравилась сказка? Кому бы вы рассказали сказку?

Отвечают на вопросы, делают выводы

Перспективный этап

«Мешок историй» приготовил вам раскраску по сюжету сказки, вы сможете раскрасить и рассказать сказку родителям или сверстникам.

Получают задание на перспективу.

Возрастная группа

средняя группа с 4 до 5 лет

Время

20 минут

Тема ОД

 «Мешок историй», по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель

приобщение детей к художественной литературе через использование «Мешка историй» по сюжету зимней русской народной сказки «Рукавичка» в познавательной деятельности

Задачи

обогатить знания о многообразии животного мира

развить представления о сезонных закономерностях в окружающем мире

воспитывать эмоционально положительное отношение ко всем живым существам

Технология

«Storysack» Нейл Гриффитс (Мешок историй)

Оборудование

Само сшитый «мешок историй», рукавичка, аудио сказка «Рукавичка», игра «Герои сказки», энциклопедия

«Животные средне полосы России, карточки «Животные»

Предполагаемый результат

Дети осваивают закономерности окружающего мира

Блочная структура занятия

Вводная часть

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей (предполагаемый результат)

Мотивационный этап

Воспитатель приветствует детей и активизирует внимание на «мешке историй»

Вот кругом белым-бело, много снегу намело.

Словно лёгкие пушинки, кружат белые снежинки.

Соберёмся мы все в кружок, закружимся как снежок.

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

- Кто помнит какая сказка прячется в нашем «Мешке историй».

Дети проявляют интерес, подходят к воспитателю.

Ориентировочный этап

- Когда мы одеваем рукавички? Почему?

- Назовите признаки зимы?

- Как меняется поведение человека зимой?

Размышляют, отвечают на вопросы.

Основная часть

Исполнительский этап

Давайте с вами послушаем аудио сказку «Рукавичка», а вы запомните кто приходил к рукавичке.

Игра «Герои сказки»

Кто пришел первым? И т.д.

Давайте повторим, какие звери были в сказке?  

А вы знаете что делают звери зимой?

У нас есть в «мешке историй» энциклопедия, которая поможет узнать, чем заняты звери зимой.

Педагог закрепляет картинку реалистичного животного и зачитывает как оно проводит зиму.

Выстраивают последовательность событий.

Высказывают предположения.

Воспринимают информацию.

Практический этап

Что вы узнали о том, как звери готовятся к зиме?

Подвижная игра «Кто идёт»

Покажите, как мышка (лягушка, заяц, и т.д) шла к рукавичке.

Подумайте, все ли эти звери могли попасть в рукавичку зимой? Почему?

Давайте расскажем сказку «Рукавичка» по новом без лягушки и медведя ведь они спят зимой.

Имитируют движения животных.

Пересказывают сюжет сказки с изменениями.

Заключительная часть

Рефлексивный этап

Хвалит детей.

Молодцы, у нас получилась новая сказка.

Что интересного вы сегодня узнали?

Какая сказка вам понравилась?

С кем вы поделитесь новой информацией?

Отвечают на вопросы, делают выводы

Перспективный этап

«Мешок историй» приготовил вам игру «Проведи героя к рукавичке» нарисуйте тропинку для каждого героя и расскажите родителям,  что нового вы о них узнали.

Получают задание на перспективу.

Возрастная группа

средняя группа с 4 до 5 лет

Время

20 минут

Тема ОД

 «Мешок историй», по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель

приобщение детей к художественному творчеству через использование «Мешка историй» по сюжету зимней русской народной сказки «Рукавичка» в изобразительной деятельности

Задачи

обогатить опыт работы с техникой изображения восковыми мелками и акварелью

развить художественные умения по составлению композиции

воспитывать устойчивый интерес к творчеству

Технология

«Storysack» Нейл Гриффитс (Мешок историй)

Оборудование

Для педагога: само сшитый «мешок историй», мягка игрушка Старичок, рукавичка, книга РНС «Рукавичка», игра «Найди пару».

Для детей: шаблон рукавички, восковые мелки, акварель, кисточка, салфетка.

Предполагаемый результат

Дети создают художественный образ рукавички

Блочная структура занятия

Вводная часть

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей (предполагаемый результат)

Мотивационный этап

Воспитатель приветствует детей и активизирует внимание на «мешке историй»

- Снег идет, снег идет заведем мы хоровод.

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Скажем дружно: раз, два, три - сказка в гости к на приди.

Давайте посмотрим кто к нам пришел? (достает из «мешка историй» куклу мужика)

По лесу старик гулял, рукавичку потерял.

Рукавичку новую теплую, пуховую.

Дети проявляют интерес, подходят к воспитателю.

Слушают, размышляют.

Ориентировочный этап

Вы знаете, о какой сказке идёт речь?

-Какая история случилась в этой сказке?

В какое время года всё происходило?

Вспоминают содержание сказки

Основная часть

Исполнительский этап

Кто помог старику найти потерянную рукавичку?

Но вот сегодня старик ходил в лес один без собачки и опять потерял рукавичку и пришел к вам с просьбой найти её. Можем мы помочь старику?

Разминка поможет нам оказать в сказочном лесу.

Физминутка

Мы заходим с вами в лес

Это лес полон сказок и чудес. (маршируют по кругу)

Здравствуй лес, прекрасный лес. (разводят руки в стороны)

Дружно по лесу идем, не спешим не отстаем. (шаг на месте)

В лево в право повернем рукавичку мы найдем. (повороты в стороны)

Игра «Найди пару»

Посмотрите под сосной что-то лежит. (педагог находит шаблон рукавички)

Дедушка у нас здесь не одна рукавичка, посмотрите какая ваша?

Рукавички белые, а у меня была с узором, большая снежинка и звездочки вокруг.

Ребята давайте порадуем старичка и раскрасим ему рукавички.

Отвечают на вопросы.

Выполняют движения по тексту.

Выкладывают картинки, проговаривают содержание.

Практический этап

Педагог объясняет порядок работы: берем восковой мелок рисуем в центре снежинку, а вокруг звездочки. Далее акварельными красками раскрашиваем нашу рукавички.

Перед работой нужно согреть пальчики:

Маша варежку надела (сжать пальцы в кулачок)

Ой куда я пальчик дела? (выпрямить пальчики, кроме большого)

Нету пальчика пропал. (повернуть руку тыльной стороной к себе)

Маша варежку сняла, сразу пальчик нашла. (разогнуть большой палец)

Педагог контролирует процесс работы, помогает при затруднениях.

Воспринимают информацию.

Выполняют движения по тексту.

Проявляют интерес к процессу рисования, проявляют творчество.

Заключительная часть

Рефлексивный этап

Посмотрите дедушка, какие рукавички получилось у ребят?

Молодцы ребята, у вас чудесные рукавички красивые, нарядные.

А моя та вот она под сосной нашлась. Спасибо вам за помощь, и за это я дарю вам игру «Найди пару» ведь рукавичек должно быть две. До свидания!

Кому мы сегодня помогали? Что было самым интересным?

Устраиваю выставку работ.

Отвечают на вопросы, делают выводы

Возрастная группа

средняя группа с 4 до 5 лет

Время

20 минут

Тема ОД

 «Мешок историй», по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель

приобщение детей к художественной литературе через использование «Мешка историй» по сюжету зимней русской народной сказки «Рукавичка» в театрализованной деятельности

Задачи

формировать эмоциональное отношение к художественному произведению через инсценировку

совершенствовать художественно речевые исполнительские навыки детей в драматизациях

воспитывать дружеские доброжелательные взаимоотношения между детьми

Технология

«Storysack» Нейл Гриффитс (Мешок историй)

Оборудование

Само сшитый «мешок историй», мнемотаблица «Рукавичка», маски героев, герои сказки для настольного театра.

Предполагаемый результат

Дети инсценируют сказку

Блочная структура занятия

Вводная часть

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей (предполагаемый результат)

Мотивационный этап

Воспитатель приветствует детей и активизирует внимание на «мешке историй»

Соберутся дети в круг, улыбнутся всем вокруг.

Мы откроем ушки, мы откроем глазки.

Чтобы оказаться в интересной сказке.

Эта сказка-невеличка про зверей и рукавичку.

- Кто помнит какая сказка прячется в нашем «Мешке историй».

Дети проявляют интерес, подходят к воспитателю.

Ориентировочный этап

- Вспомните какие звери прятались в домике-рукавичке?

Отгадайте загадки.

  Этот зверь с двумя клыками,                   Много бед таят леса

С очень мощными ногами                       Волк, медведь там и лиса.

И с лепешкой на носу.                                   Там зверёк в тревоге,

Роет землю он в лесу. (Кабан)                 От беды уносит ноги. (Заяц)

   Длиннохвостая малышка                     Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

в серой шубке – это (мышка)               В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)

   Зелёная, но не трава.                                        Он зимой холодной

Холодная, но не лёд.                                         Ходит злой, голодный. (Волк)

Поёт, но не птица

Вот такая небылица. (Лягушка)

                    Летом ходит без дороги

                     Возле сосен и берёз

                     А зимой он спит в берлоге

                     От мороза прячет нос (медведь).

Размышляют, отгадывают загадки.

Основная часть

Исполнительский этап

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Рукавичка».

Однажды зимой шел дед по лесу и потерял рукавичку. В лесу очень холодно, нашли звери рукавичку и поселиться в ней, как в домике. Первой увидела рукавичку мышка, потом прискакала лягушка. За ними прибежали зайчик с лисой, волк, и кабан с медведем. Но вот дедушка заметил, что потерял рукавицу, и попросил собачку найти её. Вот собачка нашла рукавичку, громко залаяла. Звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны.

Рассказываю сказку по мнемотаблице.

Практический этап

У меня в мешке спрятались маски героев сказки, кто помнит, как они отвечали тот и примерит маску.

Что говорила мышка? Лягушка? Зайка? Лиса? Волк? Кабан? Медведь?

Где прятались звери?

Игра «Рукавичка»

Дети становятся в круг, под музыку передают рукавичку, по окончании музыки, у кого рукавичка, тот выходит в круг показывает всем движения. Повторить несколько раз.

Какие герои ещё были в сказке?

Давайте посмотрим в нашем «мешке историй»

У нас герои в масках, что мы можем показать?

Ещё нам нужен рассказчик, кто помнит сказку?

Показывают игровую драматизацию сказки «Рукавичка»

Вспоминают сюжет сказки, отвечают на вопросы, получают маски.

Выполняют танцевальные движения.

Проявляют творческую активность и артистические способности в игровой драматизации.

Заключительная часть

Рефлексивный этап

Хвалит детей.

Молодцы, у нас получилось замечательное представление.

Что интересного вы сегодня узнали?

С кем ещё можно показать сказку?

Отвечают на вопросы, делают выводы

Перспективный этап

«Мешок историй» приготовил вам  героев сказки для настольного театра и каждый из вас сможет поиграть в сказку.

Получают задание на перспективу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия к русской народной сказке " Рукавичка"

Конспект занятия к русской народной сказке "Рукавичка"...

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Рукавичка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке"Рукавичка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русскимнародным устным творчеством на примере русской народ...

«Мешок историй», по русской народной сказке «Рукавичка»

Приобщение детей к художественной литературе через использование «Мешка историй» по русской народной сказке «Рукавичка» в игровой и коммуникативной деятельности...