«Мешок историй», по русской народной сказке «Рукавичка»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Тёткина Екатерина Григорьевна

Приобщение детей к художественной литературе через использование «Мешка историй» по русской народной сказке «Рукавичка» в игровой и коммуникативной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm_rukavichka.docx741.3 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога

Тёткина Екатерина Григорьевна, воспитатель ВКК,

МБДОУ г. Иркутск детский сад № 97

Тема педагогического мероприятия

 «Мешок историй», по русской народной сказке «Рукавичка»

Возраст детей

Средняя группа с 4 до 5 лет

Цель

 Приобщение детей к художественной литературе через использование «Мешка историй» по русской народной сказке «Рукавичка» в игровой и коммуникативной деятельности

Задачи

- прививать интерес к художественной литературе, формировать эмоциональное отношение к художественному произведению через игру и инсценировку;

- совершенствовать художественно речевые исполнительские навыки детей в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения; умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы);

- воспитывать дружеские доброжелательные взаимоотношения между детьми, умение объединяться для совместной игры;

Образовательная технология

«Storysack» Нейл Гриффитс (мешок историй)

Этапы деятельности

  • Создание комплекта «Мешок историй» по русской народной сказке «Рукавичка»
  • Чтение и обсуждение литературного произведения «Рукавичка», работа с научно

 популярной книгой

  • Игровая и творческая деятельность с соответствующим игровым

оборудованием, ролевыми действиями

  • Презентация продукта детям младшей группы и родителям

Введение:

Среди книг - самые удивительные сказки. И русские народные, и авторские, и сказки разных народов мира, все они поучительные, таинственные, волшебные и загадочные. Читая сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского человека, его жизнь, его вера и суеверия.

В настоящее время в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением, педагоги прибегает к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей их родителей к книге. Необходимо искать новые способы по приобщению детей к книге, сделать процесс чтения жизненной потребностью у современного подрастающего поколения. Сказки так же являются эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому технологию «Мешок историй» можно активно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Технология «Мешок историй» - это комплект взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на

развитие интереса к литературным произведениям, работа с ним полезна и интересна всем участникам образовательного процесса.

Новизна:

Технология «Мешок историй» позволит создать условия для положительного взаимодействия взрослых и детей, развития взаимопонимания, творческого сотрудничества. Позволит организовать с детьми различные виды деятельности, объединённые одним художественным произведением русской народной сказкой «Рукавичка»

Актуальность:

Именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формируют и его речь, и языковую культуру,

сеет в маленькую душу первые ростки нравственности. Слушая сказку, ребенок «видит» ее героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот, дает себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает душу ребенка, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность. Наполнение «Мешка историй» обязательно включает в себя варианты речевых игр, задачами которых должны стать: расширение кругозора, активизация словарного запаса, навыков осмысленного чтения, развитие связной речи. Все игры должны быть соотнесены с книгой. «Мешок историй» обеспечивает разно уровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения.

Область применения:

Средствами технологии «Мешок историй» можно эффективно решать все задачи речевого развития в занимательной, игровой форме, используя опыт внедрения данной технологии в работу разных категорий потребителей - педагогов, специалистов, родителей. Технологию можно применять как с детьми с ОВЗ, так и с детьми без проблем в развитии.

I этап

  • создание условий для знакомства с произведением, героями, интересными фактами

Деятельность воспитателей

Деятельность детей

Деятельность родителей

Подбор материалов для наполнения содержательной части «Мешка историй» в соответствии с выбранным произведением:

1. Мешок – самошитая большая рукавичка.

2. Сказка «Рукавичка» книга.

3. Флэш носитель: мультфильм и аудио сказка Рукавичка».

4. Научно-познавательная энциклопедия о животных.

5. Загадки о животных с реалистичными картинками.

6. Карточки героев для игры «Крокодил».

7. Мнемотаблица по сказке «Рукавичка».

8. Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинкам», «Разложи по порядку», «Найди пару», «Кто лишний».

9. Речевые игры «Допиши сказку», «Назови ласково».

10. Настольная игра «Давайте учиться о животных».

11. Набор игрушек героев для настольного театра.

12. Трафареты животных, раскраски, лабиринты, схемы оригами по сказке для художественного творчества.

13. Сценарий театрализованной постановки «Рукавичка».

14.Маски, элементы костюмов для инсценировки.

15. Шпаргалка для взрослых.

Вхождение в проблему через изучение содержательной части комплекта «Мешок историй» по русской народной сказке «Рукавичка»

Получение информации о проблеме.

Привлечение детей к процессу совместного чтения.

II этап

  • создание условий для обогащения игрового и творческого опыта детей

Выразительное чтение детям сказки «Рукавичка», беседа о прочитанном, обсуждение прослушанного текста и просмотренного видео.

Работа с научно-популярной книгой, знакомство детей с интересными фактами о животных.

Организация игровой и творческой деятельности на основе литературного произведения.

Слушают сказку, просматривают мультфильм, рассуждают, задают вопросы, осваивают игровой материал, создают творческие работы,

Дети вместе с родителями читают и обсуждают  содержание сказки, изготавливают творческие продукты на основе произведения

III этап

  • создание условий для самовыражения детей в творческой самостоятельности

При обсуждении сценария по сказке, создаем условия для самостоятельного выбора ребёнком деятельности при подготовке кинсценировке «Рукавичка». Оказание помощи в умении использовать средства выразительности (поза, мимика, жесты, интонация).

Дети высказывают свое мнение, распределяют обязанности и роли, осваивают азы актерского мастерства.

Подготовка элементов костюмов к спектаклю «Рукавичка», помощь в заучивании слов.

IV этап

  • создание условий для приобщения к театральному искусству

Организация презентации продукта инсценировка по русской народной сказке «Рукавичка» для детей второй младшей группы и родителей. Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

Дети демонстрируют свои знания, умения, артистические качества в инсценировке «Рукавичка»

Зрители на театрализованном представлении «Рукавичка»

Вывод: технология «Мешок историй» эффективно зарекомендовала себя в работе с детьми как один из способов знакомства детей с художественной литературой – как дома, так и в саду и признана действенной и эффективной, способствующей решению задач по речевому развитию, способствует вовлечению детей в общение с книгой, даёт возможность наслаждаться чтением, увлекаться прочитанным, сочетая полезное с приятным.

Педагогический опыт показывает, что в ходе погружения в работу с «Мешком историй», помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, способствует вовлечению их в общение с книгой, даёт возможность наслаждаться чтением, увлекаться прочитанным, сочетая полезное с приятным. 

«Мешок историй» можно передать в любую семью или группу ДОО для чтения и изучения произведения. А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.

Приложение: https://drive.google.com/drive/folders/1GvAjgPi59eEUgVJFbOHHoTUGZkTChGUj?usp=sharing

Используемая литература:

1. «Колодец сказок» Рукавичка, ООО ИКД «Кредо»

2. Лынская, М.И., Методические рекомендации по проведению «Сторисек», (электронный ресурс) https://kniga-na-volge.ru/wp-content/uploads/2017/01/методические-рекомендации-по-проведению-сторисек.pdf?ysclid=lp5fg94lcs407014376

3. Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.

4. От рождения до школы. Инновационная программ дошкольного образования/ Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. и испр. – М.: Мозайка-Синтез, 2022. – 368 с.

5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224с.табл.

6. Щеткин А.В., Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет/ Под ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2022. – 160 с.

Аудиосказка «Рукавичка» - русская народная сказка 

Мультфильм https://dzen.ru/video/watch/6255895778501c7bec4a46a7?f=d2d

https://celes.club/uploads/posts/2022-05/1653360637_25-celes-club-p-fon-zimnii-detskii-vertikalnii-krasivie-26.jpg

Рекомендации по работе с «мешком историй» по сказке «Рукавичка»

1. Выразительно прочитайте сказку, рассмотрите иллюстрации, обсудите содержание.

2. Найдите интересные факты о животных в энциклопедии.

3. Посмотрите мультфильм и прослушайте аудиосказку, сравните содержание, предложите разложить картинки к сказке по порядку.

4. Загадайте загадки, найдите картинки с ответом.

5. Всей семьёй поиграте в игру «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.

6. Перескажите сказку по мнемотаблице.

7. Дидактические игры:

«Расскажи сказку по картинкам» - выложите картинки в хронологическом порядке и вспомните содержание сказки, кто какие слова говорил?

«Разложи по порядку» - выстроить последовательность появления героев, обсудите кто за кем пришел?  какой по счёту? кто самый высокий, низкий?

«Найди пару» - соедините линией парные картинки.

«Кто лишний» - рассмотрите героев сказок, найдите, кого нет в сказке.

8. Речевые игры «Допиши сказку» - сочинить продолжение к сказке,

«Назови ласково» - проговорите уменьшительное ласкательные названия животных.

9. Настольная игра «Давайте учиться о животных» - выберите один из вариантов «Где живут животные?» или «Что едят животные?» следуя правилам собирайте карточки.

10. Используя игрушки и варежку, покажите с членами семьи настольный театр.

11. Предложите создать творческий продукт, используя трафареты животных, раскраски, схемы оригами по мотивам сказки.

12. Обсудите какую роль выбрал ребёнок, подберите элементы костюмов, помогите выучить слова и поработайте над выразительностью образа.

C:\Users\ййййй\Downloads\20231205_123728.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованног представления по русской народной сказке "Рукавичка"

сценарий театрализованной постановки к сказке "Рукавичка"...

Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка».

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Образование звукоподражающих глаголов (пи-пи – пищит). Учить детей способам...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Рукавичка».

Обучение детей средней группы основам архитектурного строительства через устное народное творчество и аппликацию....

Тема непосредственной образовательной деятельности: Обучение связному рассказыванию через инсценирование русской народной сказки «Рукавичка».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением интеллекта. В занятие использована театрализованная деятельность, игра настольный театр "Топотушки" , сама сказка встихах. ...

Театрализованная деятельность. Постановка русской народной сказки «Рукавичка»

Театрализованная деятельность. Постановка русской народной сказки "РУКАВИЧКА "  "05" февраля 2016 г. Провела воспитатель д/с 125 Выборгского р-на Смирнова Т.Г Участники:воспитатель гр."Колок...

Конспект проведения занятия-досуга во 2 младшей группе по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель: участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.Задачи: Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.Воспитывать дружеские отношения, уметь дей...

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Рукавичка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке"Рукавичка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русскимнародным устным творчеством на примере русской народ...