Методическая разработка
опыты и эксперименты по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №18»
Методическая разработка
НОД «Коллекционер бумаги».
Выполнила: воспитатель
Хейчиева С.М.
Развёрнутый конспект НОД
«Коллекционер бумаги».
Возраст: Старшая группа.5-6 лет.
Направление: Познавательно – экспериментальная деятельность.
Форма: образовательная деятельность.
Цель: Развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает).
Формировать представления об истории ее создания.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами бумаги.
- Формировать и поддерживать интерес к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
- Обобщить знания детей о значении бумаги.
Развивающие задачи:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, совмещая стороны и углы.
- Развивать диалогическую речь, ответы на вопросы, в решении проблемных ситуаций.
- Закреплять знания в активном словаре детей за счет повторения признаков бумаги.
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с бумагой.
Воспитательные задачи:
- Создавать детям хорошее настроение, воспитывать доброту, заботу об окружающем мире.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Материалы и Оборудование: мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран; образцы бумаги, предметы из бумаги, схемы для анализа свойств бумаги.
Ход занятия.
I Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, придя сегодня утром в сад, я получила электронное письмо от коллекционера! (воспитатель обращает внимание детей на экран)
Слайд №1 (на экране появляется письмо)
Воспитатель: - Посмотрите внимательно! Нам прислал письмо коллекционер, который путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции.
Хотите узнать, о ней?
«Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой».
Ответы детей – бумага.
(беседа о пользе бумаги)
Воспитатель: Ребята, а что такое бумага? Для чего нужна нам бумага?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. И сейчас вы ее, наверное, видите? Найдите предметы из бумаги, у нас в группе (книги/игры, тетради/альбомы, карты, коробки, журналы, газеты).
Ответы детей.
Воспитатель: - Почему все эти вещи очень нам нужны в детском саду, школе, дома? (Потому что невозможно без них научиться чтению, письму, конструированию, рисованию, грамоте и другим полезным делам).
Ответы детей.
II Основная часть
Воспитатель: - Правильно ребята, давайте прочитаем, что же написано в письме (читает письмо на слайде).
Слайд №2.
Здравствуйте, ребята, я прислал письмо вам не случайно, ведь вы сегодня говорите об очень важном материале, который я ценю и дорожу им – это бумагой. Знаете ли вы, что прежде чем начать писать и печатать на бумаге, люди перепробовали множество различных материалов. Предлагаю вам отправиться в прошлое по «Реке времени» и вы узнаете, как это происходило.
Слайд №3 (на слайде изображена карта с «Рекой времени»).
Воспитатель: - Ребята оправляемся в путь по «Реке времени»?
Физминутка.
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы оказались в прошлом.
Слайд №4
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент.
(Воспитатель подводит детей к первому столу)
Первый опыт: У вас лежат несколько образцов разной бумаги, разной плотности и назначения. Попробуем ее согнуть. Что происходит с бумагой? Мы ее можем согнуть, свернуть. Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба. А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба. Получится у нас сделать это? Почему не получилось убрать линию? Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту?
Ответы детей: - Потому что на месте сгиба остается след, бумага гнется.
Воспитатель: - Давайте это свойство бумаги обозначим знаком на карточке (воспитатель прикрепляет эту карточку на планшет).
Воспитатель: - Ребята, нам дальше нужно отправляться по «реке времени». (обращает внимание на следующий слайд).
Слайд № 5
Первобытные племена писали на скалах и камнях. Древние люди использовали для письма глиняные дощечки. Египтяне использовали очень ценный материал для письма - прессованную сердцевину ценного растения - папирус.
(Воспитатель приглашает детей ко второму столу)
Второй опыт: Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? Посмотрите, если бумагу порвать поперек волокон, как она порвется? А если порвать вдоль волокон, как порвется?
Сейчас мы опустим бумагу в воду и попробуем ее порвать (картон), как стала рваться после намокания (легче).
Воспитатель: - Давайте это свойство бумаги обозначим знаком на карточке (воспитатель прикрепляет эту карточку на планшет).
Воспитатель: - Плывем дальше ребята! (обращает внимание на слайд)
Слайд № 6
Воспитатель: - Греки писали на очень дорогом материале - хорошо выделанной коже телят. Книга из кожи была похожа на сундук и была очень дорогой и тяжелой. А в древней Руси люди писали на верхней части березовой коры. Все эти материалы были неудобны и недолговечны.
(Воспитатель приглашает детей к третьему столу)
Третий опыт: Помоем в емкости с водой кисточку с синей краской, и опустим белый лист бумаги. Как вы думаете, что произойдет? (вода впитается в бумагу и ее окрасит).
Ответы детей: бумага хорошо впитывает воду, влагу из воздуха и окрашивается.
Воспитатель: - Давайте это свойство бумаги обозначим знаком на карточке (воспитатель прикрепляет эту карточку на планшет)
Слайд № 7
Воспитатель: - Ребята мы отправляемся дальше по нашей реке.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили. В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.
(Воспитатель подводит детей к четвертому столу).
Четвертый опыт: Возьмите любой кусок бумаги и посмотрите, будет ли проходить через нее свет. Через какую бумагу хорошо проходит свет от фонарика?
Ответы детей: Через толстую бумагу свет не проходит. Хорошо проходит свет только через тонкую бумагу.
Воспитатель: давайте это свойство бумаги обозначим знаком на карточке (воспитатель прикрепляет эту карточку на планшет)
Воспитатель: - Понравилось ребята наше путешествие?
Но нам пора возвращаться в настоящее время. Для этого нам нужно выполнить ряд волшебных упражнений
Физминутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Возвращаться нам пора.
III Заключительная часть.
(Стук в дверь, под музыку заходит коллекционер с коробочкой)
Воспитатель: - Ребята посмотрите, кто к нам пришел, это наш коллекционер.
Коллекционер: - Здравствуйте ребята, вы получили мое письмо? Понравилось путешествовать? А что вы еще интересного узнали?
Ответы детей.
Коллекционер: - А я пришел не с пустыми руками к вам! Принес волшебную коробочку, в подарок. Отдаю вашему воспитателю, ну а мне пора ребята, меня ждут другие дети. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...