Проект "Смоленский край люби и знай!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зайцева Татьяна Петровна

 духовно  нравственно  воспитание Проект "Смоленский край люби и знай!" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._smolenskiy_kray_docx.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Смоленский край люби и знай!"

(для детей старшего дошкольного возраста)

МБДОУ детский сад №4

Воспитатель: Зайцева Т.П.                                                

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность темы:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Из национальной доктрины образования в РФ
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

o к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
o 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
o 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
• воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; 
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, 
• речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
• Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
• Расширить знания детей о флоре и фауне Смоленского края.
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с культурой и традициями Смоленского края.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности:
• Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
• Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
• Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:
1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9. Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный:
    o Изучение интереса детей для определения целей проекта.
    o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
    o Обращение к специалистам.
    II. Организационно-практический
    Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Десногорск– прошлое и настоящее», «Моя Родина – Смоленский край!»
    Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Смоленского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы Смоленского края»
    Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
    Оформление дидактических игр по краеведению: 
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
    Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
    Лепка «Животные и птицы Смоленского края»
    Экскурсии и фотоэкскурсии по городу
    Разучивание стихов песен о Смоленщине.
    Оформление музыкального уголка в русских традициях
    Оформление стенда «К 70-летию Смоленского края»
    Изготовление макета Смоленского края.
    Изготовление мини – музея «Русский дом на Смоленщине»
    III. Презентационно - завершающий
    Открытое занятие “Моя Родина – Смоленский край! ”
    Выставка продуктов детской деятельности.
    Оценка этапов реализации проекта детьми.
    IV. Контрольно-рефлексивный
    Подведение итогов.
    Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
    Необходимые условия реализации проекта:
    1. интерес детей и родителей;
    2. методические разработки,
    3. интеграция со специалистами детского сада.
    Предполагаемый результат:
    1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
    2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
    3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
    4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
    5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
    Гипотеза:
    Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
    Методы проекта:
    1. Наблюдение,
    2. совместные игры,
    3. анкетирование,
    4. познавательные игровые занятия,
    5. беседы.
    Стратегия осуществления проектной деятельности:
    Данный проект был апробирован с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
    В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
    «Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
    Достигнутые результаты:
    - рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
    - анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ,
    - высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя мозаика», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
    - повышение активности родителей в делах группы.
    В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
    • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»
    • 2 блок «Детский сад – мой второй дом»
    • 3 блок «Родной свой край люби и знай!
    • 4 блок «Россия – Родина моя»
    Предложения по возможному распространению проекта:
    Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
    Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
  2. Примерное тематическое планирование

Старшая группа

Тема

Содержание

Срок

Итоговое мероприятие

История малой родины

-Возникновение родного города, поселка, происхождение названия, чем знаменит, место расположения

- Ближайшее окружение (улицы, парки, скверы, памятные места и др.)

- Наиболее известные памятники

Сентябрь-ноябрь

Выставка детских рисунков «Я люблю свой город»

Как жили наши предки

-Жилища и предметы бытасмоленская керамика, смоленская игрушка, вышивка

-Как одевались в старину

Посиделки

Культурная жизнь нашего края

-Народные праздники, особенности их проведения

-Современные праздники и традиции

В течение года

Праздники в

соответствии с содержанием обязательной части программы

Природа нашего края

В течение года

Известные люди Смоленщины

Ю. А.Гагарин, М. И.Глинка, С. Т.Коненков, М. В.Исаковский, А. Т.Твардовский, др. по выбору педагога

В течение года

Праздник «День космонавтики»

Викторина «Знай свой край» (совместно с родителями)

Примерное тематическое планирование

Подготовительная группа

Тема

Содержание

Срок

Итоговое мероприятие

История малой родины

-Возникновение родного города, поселка, происхождение названия, чем знаменит, место расположения

- Ближайшее окружение (улицы, парки, скверы, памятные места и др.)

- Наиболее известные памятники

Сентябрь-ноябрь

Выставка детских рисунков «Я люблю свой город»

Как жили наши предки

-Жилища и предметы бытасмоленская керамика, смоленская игрушка, вышивка

-Как одевались в старину. Костюм Смоленской губернии.

Посиделки

Культурная жизнь нашего края

-Народные праздники, особенности их проведения

-Современные праздники и традиции

В течение года

Праздники в

соответствии с содержанием обязательной части программы

Природа нашего края

В течение года

Известные люди Смоленщины

Ю. А.Гагарин, М. И.Глинка, И. Соколов-Микитов, С. Т.Коненков, М. В.Исаковский, А. Т.Твардовский, А. Мишин, В. В. Ельчанинов, Микешин, А. Сергеев, Ю. Никулин, А. Папанов и др. по выбору педагога

В течение года

Праздник «День космонавтики»

Викторина «Знай свой край» (совместно с родителями)

Смоленск-город ключ

История города, герб, памятные места: крепостная стена, собор, известные памятники, музеи, театры, здания, место расположения,

Март-апрель

Игра –путешествие «Смоленск-город ключ»

Смоленщина – мой край родной

-Чем славится Смоленщина: героическая история, известные люди, современные производства (АЭС, з-д «Кристалл», авиационный завод, льноводство, животноводство и др.),

-Известные города Смоленщины: Гагарин, Вязьма, Ельня, Дорогобуж и др.

- Реки, озера, заповедники, полезные ископаемые

- Международные и всероссийские фестивали, конкурсы, спортивные соревнования

Май

В течение года

Праздник «Моя родная сторона»

Блок II. Мир истории (старшая группа)

Задачи:Дать доступные исторические знания об образовании своего города, села, деревни: его названии, знаменательных событиях данной местности, о достопримечательностях, памятных местах, о своих прославленных земляках.

Знакомить с местными событиями, интересными новостями и обсуждать их.

Учить детей ориентироваться в ближайшем окружении своего микрорайона, поселка. города

Воспитывать любовь к своему краю, желание участвовать вместе с взрослыми в общественной жизни своего города, поселка (праздниках, ярмарках, фестивалях, соревнованиях, уборке и озеленении парков, скверов, улиц)

Примерное содержание и формы работы

- Рассказ воспитателя о возникновении своего города, поселка. Происхождение названия, время возникновения, некоторые, доступные для понимания детей, исторические события. Рассматривание фотографий, иллюстраций, макетов.

- Экскурсии - путешествия в ближайшее окружение. Улицы, которые находятся недалеко от детского сада, здания, памятные места, транспорт и др.,

- Дидактические игры краеведческого содержания.

- Занятия на базе краеведческого (исторического) музея. Доступные для детей сведения о возникновении своего города, поселка.

- Знакомство с наиболее известными памятниками. Исторические события, связанные с памятником или памятным местом.

- Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование), содержанием которой является краеведческая тематика.

- Встречи с интересными людьми.

- Участие в выставке детских работ краеведческого содержания.

- Участие в праздниках, связанных с событиями родного края.

Участие в мероприятиях по уборке, озеленению своего микрорайона.

Мир истории (подготовительная группа)

Расширять знания детей о своем городе, поселке, истории образования, достопримечательностях, памятных местах, прославленных земляках.

Познакомить детей с гербом Смоленска и своего города (главные элементы, их символика). Знакомить с местными событиями, интересными новостями

Расширять ориентировку в своем микрорайоне, поселке.

Привлекать детей к посильному участию совместно со взрослыми в общественной жизни своего города, поселка. Воспитывать любовь, привязанность, чувство сопереживания и сопричастности к людям, истории родного края.

Примерное содержание и формы работы

Беседа об истории своего края. Знакомство с Гербом города (поселка), создание своего герба.

- Экскурсии-путешествия по городу (поселку). Улицы, здания, общественно-культурные, производственные объекты.

- Посещение краеведческого (исторического) музея. История родного края, наиболее яркие события, знаменитые люди.

- Знакомство с памятниками далекого прошлого. События, о которых они свидетельствуют.

- Знакомство с памятниками Великой Отечественной войны.

- Беседа о славных именах в истории края, встречи с интересными людьми.

- Цикл рассказов, бесед о городе Смоленске. Место расположения, история возникновения, герб, достопримечательности (крепостная стена, Успенский собор, памятники, музеи, театры) награды г. Смоленска.

-Рассказ воспитателя о Смоленщине. Героическая история, известные люди, современные производства (АЭС, з-д «Кристалл», авиационный завод, льноводство, животноводство и др.), города Смоленщины (Гагарин, Вязьма, Ельня, Дорогобуж и др.), Международные и всероссийские фестивали, конкурсы, спортивные соревнования проводимые в области.

- Сбор иллюстративного материала, фотографий. Оформление альбомов, книг, выставок.

- Викторины, конкурсы, дидактические игры, проекты по краеведению.

- Выставка детских работ краеведческого содержания.

- Участие в праздниках, связанных с событиями родного края.

Участие в мероприятиях по уборке, озеленению своего микрорайона.

Наглядно-дидактические пособия

- карта Смоленской области;

- фотоальбомы;

- книги краеведческого содержания;

- макеты.

- дидактические игры краеведческого содержания

Мир культуры (старшая группа)

Дать первичные представления о культурном наследии и духовных традициях города (села), области, о музеях, памятниках культуры.

Развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка:

- познакомить с малыми фольклорными формами, показать яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров.

- познакомить со сказками Смоленского края, показать их поэтичность;

- познакомить с традиционными народными промыслами, закреплять знание об искусстве как виде творческой деятельности людей.

Дать детям доступные знания о выдающихся людях, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину своими достижениями в культуре и искусстве.

Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, любознательность.

Мир культуры (подготовительная группа)

Расширять знания о культурном наследии и духовных традициях города (села), области; о музеях, памятниках культуры. Дать знания элементарных правил поведения по охране памятников культуры нашего края.

Продолжать развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка.

- раскрывать яркость, образность, меткость, выразительность малых фольклорных жанров Смоленского края;

- показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия;

- развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов;

Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости, любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам культуры.

Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, интерес к русским традициям.

Содержание

 

Жилища и предметы быта.

Жилище: изба, хата. Рассматривать с детьми деревянную резьбу на наличниках, фронтоне, калитках, крылечках.

Мебель: стол, лавки, палата, зыбка, сундук и др. хозяйственная утварь: ушат, ларь, дежка, ковш, ухват, чугун, корзина, коромысло, рубальник, пранник, прялка и др.;

Убранство жилища: домотканые половики, вышитые полотенца, настольники, подузорники… Знакомить детей с оригинально и художественно оформленными сувенирами, отражающими местные особенности, памятные даты, выдающиеся события (нагрудные значки, памятные медали, керамическая игрушка, настенная тарелка...).

Посуда: познакомить детей с образцами смоленской керамики: мисками, бокалами, кувшинами, вазами, чайными сервизами, настенными панно и др. Обратить внимание на форму, функциональное назначение изделий, их декоративное оформление (углубленный рельеф, роспись, глазурь, налепы...)

Познакомить детей с процессом изготовления керамических изделий с особенностями традиционной смоленской керамики: толстостенная посуда, украшенная по венчику и плечику н6огтевым орнаментом, ямками, бороздками, волнистыми прочеркиваниями. Цветовая гамма традиционной смоленской керамики - коричневая.

Воспитывать у детей желание лепить по мотивам смоленской керамики. Использовать свои изделия в играх, для подарка родителям, малышам.

Воспитывать интерес и уважение к труду местных мастеров. Рассматривать с детьми образцы изделий из художественного стекла: вазы для фруктов, цветов, конфетницы, сахарницы, салатницы и др. Обратить внимание на их форму, декоративное оформление (гравировку, налепы...) цвет, назначение;

Игрушка: рассказать детям об игрушках, с которыми играли дети в старые времена: куклы тряпичные, деревянные, из льна, мочала, соломы; глиняные и деревянные свистульки, яйца, бирюльки...

Показать детям способы изготовления некоторых игрушек, создавать условия, побуждающие детей делать их и играть с ними.

Организовывать встречи с народными умельцами своего города поселка.

ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ

1. Организовать выставку "Старинные предметы русского быта или посещение краеведческого музея.

2. В гости к бабушке Арине (знакомство с убранством избы).

3. День рождения бабушки Арины (рассказ о предметах быта, о трапезе)

4. Любимые игрушки бабушки Арины в гостях у ребят.

II. Оформление горницы для куклы Машеньки.

1. Создание эскизов горницы (рисование, конструирование, дидактическая игра).

2. Конструирование мебели для горницы.

3. Плетение ковров, дорожек.

4. Лепка посуды и другой хозяйственной утвари.

5. Новоселье куклы Маши (вечер развлечения с использованием фольклора Смоленской области).

Как одевались в старину.

Одежда: домотканые шерстяные понёвы, сарафаны, андараки, полотняные рубахи, фартуки, кафтаны, душегрейки, тулупы;

головные уборы: платок, повойник, кокошник, сорока, лента, повязка;

обувь: лапти, сапоги.

Украшения. Детская одежда.

Показать детям красоту старинной крестьянской одежды: полотняные рубахи, насовки. чепцы, пояса, нашивки на сарафанах, расшитые характерной смоленской черно-красно-белой вышивкой.

Обратить внимание на особенности вышивки:

— "двуликость" (двусторонность) узора,

— "ромб" — главная фигура узора,

—  узор состоит из отдельных самостоятельных фигур.

Рассматривать с детьми скатерти, полотенца, подузорники, находить характерные смоленские "украсы" в тканье, вышивках.

ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ

1. Чудо-сундук бабушки Арины (знакомство с крестьянским смоленским костюмом, расшитыми полотенцами, настольниками, подузорниками, головными уборами).

II. Оформление горницы для куклы Машеньки.

1. Наряды для куклы Маши (сарафан, рубаха, передник, кокошник, ленты, поясок, бусы).

Знакомство с декоративно-прикладным искусством Смоленского края на базе выставок, музеев, мини-музеев в дошкольном учреждении.

— Смоленская керамика ("Сказка глиняного горшочка о приключениях комочка глины", "В гости к мастеру—гончару" - наблюдение за процессом изготовления изделий из глины. "Рассказ о Гнеэдовской керамике".

"Радужная сказка о стекле" (об изделиях из стекла).

— " Скатерть — самобранка " (об изделиях из Смоленского льна).

— Встречи с местными мастерами—умельцами ( резьба по дереву, чеканка, ковка, плетение, вязание, ткачество, вышивание). Ш. Работа детей в творческой мастерской.

— Лепка по мотивам смоленской керамики: посуда, панно, украшения, игрушки.

— Декоративное рисование: составление узоров для полотенец, скатертей, подузорников, для украшения одежды с использованием элементов "смоленских украс".

— Овладение практическими навыками по вышиванию, плетению, вязанию и др.

— Выставки детского творчества.

— Вечера развлечений, праздники по народному календарю с использованием местного фольклора.

Культурная жизнь нашего края.

Народные праздники. Порядок и время их проведения. Игры и хороводы..

Современные праздники. Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.


Знакомить детей с устным народным творчеством своей местности: поговорками, закличками, пестушками, частушками, пословицами, использовать их в повседневной жизни, во время развлечений, праздников.

Рассказывать сказки Смоленского края: "Как чистота красоту понесла на высоту", "Сказка о бедном и богатом братьях", "Как барин лошадей высиживал", "Сказка про Ивана—дурачка", "Жар-птица" и др. (по выбору воспитателя).

Побуждать детей ставить спектакли по сказкам, готовить к ним декорации, костюмы и т. д.

Познакомить детей песенным фольклором: "Благослови, мати, весну загукати" (весенняя закличка), "Эх вы, пташечки, канареечки" (веснянка), "Пойдемте, девки, в луга гулять", "Вы, кумушки, голубушки" и другие.

Организовать встречи с фольклорными коллективами своего города (села), совместные концерты со школьниками и взрослы — ми, слушать музыку в грамзаписи.

ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ

I. Знакомство с фольклором Смоленского края.

- За сказками к бабушке Арине.

- Бабушка-Загадушка в гостях у ребят.

- Посещение библиотеки (рассказы, беседы детей с библиотекарем на темы: "Где живет сказка", "Песенки да потешки Смоленского края", "Писатели и поэты Смоленщины", "Художники нашего края", "Песни Смоленщины".

- Встречи с фольклорными коллективами своей местности.

- Создание фольклорных групп взрослых и детей в детском саду.

- Выступления с концертами на праздниках, фестивалях, ярмарках, перед малышами; родителями, пожилыми людьми.

Прославленные имена.

Дать детям доступные знания о выдающихся людях, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину своими достижениями в культуре и искусстве.

М. И. Глинка, гениальный русский композитор. Рассказать детям, где родился М. И. Глинка, о его семье, родовом имении в Новоспасском, Прослушать музыку (отрывки из опер "Руслан и Людмила", "Жизнь за царя", симфонические произведения, песни, романсы "Я помню чудное мгновенье", "Ах, ты, душечка","Жаворонок" и др.}. Побуждать детей высказывать свои впечатления о прослушанной музыке, вызывать интерес к творчеству композитора, к истории создания музыкальных произведений.

С. Т. Коненков, выдающийся скульптор, родившийся на Смоленщине. Познакомить детей с работами мастера, выполненными в мраморе ("Ниночка"» "Марфинька"), резными деревянными скульптурами ("Лесовик", "Жар-птица", "Наяда", "Пан, играющий на дуде", "Старичок-полевичок" и Ар.), с резной мебелью: кресло "Сказка", кресло "Лебедь* (по выбору воспитателя). Посетить музей СТ. Коненкова, познакомить с альбомами о его творчестве, с отрывками из книг художника; "Земля и люди", "Слово к молодым", "Мой век".

Пробудить у детей интерес к работе скульптора и желание самим создавать выразительные образы в лепке.

М. В.Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа. Познакомить детей с творчеством М. В. Исаковского, показать яркий образный язык художественных произведений, помочь ребенку вместе с автором почувствовать особенности родных мест, красоту природы, взаимоотношений. Читать детям стихи и слушать песни на слова Исаковского по выбору воспитателя: "Край мой Смоленский", "Русская женщина", "Поезжай за моря—океаны", "Катюша", "Летят перелетные птицы", "Ой, туманы мои...", "Родное".

А. Т.Твардовский, известный поэт. Рассказать детям о месте рождения поэта, о его детских годах, о творчестве. Читать отрывки из поэмы "Василий Теркин", "Страна Муравия" и др., стихотворения "Шофер", "Перед дождем", "Сельское утро" и другие по выбору воспитателя. Рассматривать иллюстрации О. Верейского к поэме Твардовского "Василий Теркин*.

Знакомить детей с живописью В. В. Ельчанинова ("Август", "Лен цветет"), с графикой Н. И.Агеевой, с эстампами и акварелями В. Самариной, с работами скульптора А. Сергеева, с творчеством современных писателей и поэтов Смоленщины (А. Мишин, Р. Ипатова, Б. Максимов и другие).

ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ

Неделя музыки М. И.Глинки

1. Прослушивание "Камаринской" М. И.Глинки.

2. Чтение отрывков из книги Г. Сальникова "Глинка в Смоленске", прослушивание, его музыкальных произведений.

3. Прослушивание музыкальной пьесы "Жаворонок".

4. Вечер глинковского романса.

5. Чтение сказки А. С.Пушкина "Руслан и Людмила", прослушивание отрывков из одноименной оперы М. И.Глинки.

Вечера поэзии "Край мой Смоленский" (совместно с родителями, местными поэтами).

1. Родной край в поэзии М. В.Исаковского, А. Т.Твардовского, А. Мишина и других современных смоленских поэтов.

2. Прослушивание и исполнение песен на слова М. В.Исаковского.

3. Василий Теркин — любимый герой смолян.

С. Т. Коненков

1. Волшебный резец мастера (рассказ о творчестве С. Т.Коненкова. Рассмотреть работу Коненкова "Автопортрет").

2. Экскурсия в музей С. Т.Коненкова или знакомство с альбомами, посвященными творчеству скульптора.

3. Создание детьми композиций из природного материала.

Блок I. Мир природы

Задачи (старшая группа)

1.  Формировать у детей элементарные представления о природных и географических особенностях Смоленской области. Познакомить с картой Смоленщины.

2.  Расширять и уточнять знания дошкольников о растениях родного края, птицах, диких животных и их повадках.

3.  Знакомить детей с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области.

4.  Формировать у дошкольников навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни). Способствовать пониманию связи между поведением людей и состоянием природной среды Смоленщины.

5.  Стимулировать любознательность, познавательный интерес к природе Смоленской области.

6.  Воспитывать у старших дошкольников любовь к родному краю, эмоционально-нравственное и действенное отношение к миру природы.

Задачи (подготовительная группа)

1.  Углублять и конкретизировать представления детей о природных и географических особенностях Смоленской области. Учить использовать для ориентировки на местности простые картосхемы. Продолжать знакомить с различными картами (район, область).

2.  Формировать представления детей о реках, водоемах нашей области, учить находить их на карте Смоленской области.

3.  Закреплять и углублять представления о растительности леса, луга, сада; о диких животных, птицах, характерных для нашего региона.

4.  Продолжать знакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Дать представление о необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных родного края, независимо от того, нравятся они ребенку, взрослому или нет.

5.  Упражнять в умении собирать коллекции природного материала, характерного для нашего края, учить классифицировать и обобщать их по различным признакам.

6.  Познакомить с деятельностью людей по охране памятных мест природы родного края. Привлекать к участию в экологических акциях, праздниках, проводимых в области, районе, городе, ДОУ.

Содержание

Неживая природа

Природные особенности.

Карта Смоленской области.

Географические особенности нашего края (холмы, овраги, равнины). Погодные условия в зависимости от сезонов года (климат). Календарь с народными приметами и поговорками.

Экспериментирование с природными материалами, характерными для Смоленщины: песок, глина, известняк, мел, торф, бурый уголь и др. Изучение их свойств, возможностей использования.

Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.

Реки Смоленской области: Днепр, Десна, Каспля, Вазуза; озера: Акатовское, Баклановское, Сапшо и др.

Живая природа

Растения. Разнообразие растительного мира нашего края.

Растения хвойных лесов. Деревья: ель, сосна, лиственница и др. Ягоды: черника, брусника, земляника и др. Травы: кислица обыкновенная, папоротник обыкновенный, мхи и др.

Растения лиственных лесов. Деревья: береза, осина, сосна, дуб, клен, липа, ясень, рябина, ива и др. Кустарники: малина, ежевика, орешник, калина, шиповник и др. Травы: герань лесная, ландыш майский и др.

Луговые растения: одуванчик лекарственный, тимофеевка луговая, мятлик луговой, клевер луговой, колокольчик раскидистый, ромашка непахучая и др.

Грибы нашего края: съедобные (опенок, белый гриб, подосиновик, подберезовик, шампиньон, рыжик, масленок, груздь и др.) и ядовитые (ложный опенок, желчный гриб, бледная поганка, мухомор и др.). Особенности строения и использования. Правила сбора грибов.

Животные. Разнообразие животного мира нашей области. Особенности внешнего вида и повадок (на примере отдельных представителей). Приспособленность живых организмов к условиям жизни.

Насекомые: мухи, стрекоза, комары, кузнечики, бабочки, муравьи, пчелы, шмели, божьи коровки и др. Вредители и полезные насекомые.

Рыбы: щука, окунь, линь, карась, плотва, сом.

Животные озер, рек: лягушки, жабы, тритоны. Змеи: уж, гадюка.

Птицы. Перелетные птицы: дрозд, аист, грач, скворец, жаворонок, утка, журавль, ласточка. Зимующие птицы: кочующие – прилетающие на зиму из северных краёв (снегирь, синица, свиристель и др.) и оседлые – живущие в нашем крае во все времена года (ворона, сорока, галка, воробей, дятел, глухарь и др.). Польза птиц в уничтожении вредителей лесов, полей, садов, огородов.

Звери: белка, заяц-беляк, лиса, волк, барсук, куница, еж, кабан, рысь, лось, медведь, бобр, выдра и др.

Охрана природы

Красная книга Смоленской области.

Редкие растения, птицы и звери нашего края, меры по их охране.

Охраняемые природные территории: природные заповедники, памятники природы, национальные парки и др.

Правила поведения в природе.

Предлагаемое содержание по разделу «Мир природы» реализуется в соответствии с комплексно-тематическим планированием основной части общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....