Итоговое занятие в форме беседы по теме "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Червякова Лидия Михайловна

Для дошкольников подготовительной группы с ОВЗ разработала беседу по теме "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_v_forme_besedy_po_teme_ptitsy.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в форме беседы по теме «Птицы»

Цель:

- продолжать знакомить детей с птицами;

- закрепить знания детей о зимующих птицах;

- формировать умение различать зимующих птиц от перелетных;

- воспитывать заботливое отношение к птицам;

- развивать речь, мышление и память дошкольников.

Словарная работа: поползень, кузница, армячишко, шпоры.

Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц (дятел, воробей, поползень, кукушка, петух, клест, цапля, пеликан), кормушка, игрушки птиц, фонограммы с голосами птиц, о которых пойдет речь в беседе, конверт с письмом от Матушки Природы.

Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе; чтение художественной литературы о птицах (Л.Н. Толстой «Умная галка», М. Горький «Воробьишко», А. Анегов «Кто в скворечнике живет» и др.); беседы и загадки о птицах; рисование на тему «Птицы»; организация выставки детских работ; подвижная игра «Фотоохотник».

Ход занятия

Воспитатель: Прежде чем мы с вами начнем наше занятие, я попрошу вас встать в круг плечом к плечу, взять друг друга за руки, пожать друг другу руки (дети пожимают друг другу руки), а теперь давайте улыбнемся друг другу (дети обмениваются улыбками). Вот теперь каждый из вас передал кусочек своего тепла и доброты друг другу. (дети проходят и садятся за столы).

Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку чудо-юдо на суку –

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали – это …

Дети отвечают: птица

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах: какие они бывают, где живут, чем питаются, какую пользу птицы приносят людям.

Вот еще одна загадка:

Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор,

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

Дети: дятел

Воспитатель: показывает изображение дятла.

Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздается короткий отрывистый стук – это работает в своей кузнице дятел. Найдет дятел в лесу дерево с расщелинкой и устроит в ней свою кузницу. Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелинку. А потом раздалбливает шишки и достает языком из-под чешуек семена.

Расклюет одну шишку – летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелинку, а старую пустую шишку выбросит. И поэтому на снегу под кузницей дятла валяется целая куча пустых шишек. (обращает внимание детей к картинке дятла) Как вы думаете, зачем ему такой клюв?

Дети: клювом он не только из-за коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, семечки из шишек вышелушивает.

Воспитатель: а какой у дятла язык?

Дети: острый, липкий. С жесткими щетинками на конце. Он достает насекомых из любой щели.

Воспитатель: а какие у дятла лапки и хвост?

Дети: лапки у него короткие с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев. А короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении.

Воспитатель: а где живет дятел?

Дети: в лесу, в дупле.

Воспитатель: а как в народе называют дятла?

Дети: лесной доктор.

Воспитатель: а почему?

Дети: потому что он выслушивает и выстукивает стволы деревьев и лечит их.

Воспитатель: дети, а можно услышать его стук зимой?

Дети: можно.

Воспитатель: а тогда скажите, чем зимой питается дятел?

Дети: сосновые и еловые шишки вышелушивает.

Воспитатель (показывает следующую картинку)

На стволах деревьев кроме дятлов кормятся и другие птицы. Скажите, что это за птицы?

Дети: это поползень.

Воспитатель: а почему эту птицу назвали поползень?

Дети: потому что он лазает по стволам деревьев и собирает насекомых.

Воспитатель: а в какое время года можно увидеть поползня у нас в лесах?

Дети: и зимой, и летом.

Воспитатель: то есть мы сможем назвать эту птицу зимующей?

Дети: да. Она на зиму никуда не улетает.

Воспитатель: (включается негромкая музыка) давайте закроем глаза и попробуем представить, что мы с вами находимся на лесной полянке (пока дети сидят с закрытыми глазами, изготавливается импровизированная сцена – на пол кладется белая ткань и ставится декорация елки). Дети открывают глаза и перед ними появляются два ребенка, у нах на головах надеты шапочки – дятла и тетерева.

Идет просмотр сценки «Дятел и тетерев»

Дятел: Здравствуй, тетерев. Со вчерашнего дня не виделись. Где летал? Где спал?

Тетерев: Летал я над, спал – под.

Дятел: Что это за ребус такой? То над, то под?

Тетерев: Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.

Дятел: Ишь, какая у тебя жизнь развеселая, а я – горемыка, все в, да в. Летаю в лесу, прыгаю в елках, ночую в дупле. Скучно!

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим в окно (дети встают и подходят к окну) скажите мне, каких птиц за окном вы сейчас видите?

Дети отвечают.

Воспитатель: а какая из этих птиц самая маленькая?

Дети: воробей.

Воспитатель: правильно. А кто-нибудь из вас знает загадку про воробья?

Дети загадывают загадки.

Уличный мальчишка в сером армячишке.

По двору шныряет, крохи подбирает.

Воспитатель: опишите мне, пожалуйста, как выглядит воробей?

Дети: он маленький, серенький. Клюв маленький, длинный хвост, прыткий.

Воспитатель: а как вы думаете, все воробьи одинаковые?

Дети: да.

Воспитатель: нет. Они все разные. Есть городские воробьи, а есть полевые. А где воробьи устраивают себе гнездо?

Дети: под крышей домов, сараев, в трещинах стен.

Воспитатель: а полевой воробей летом поселяется в городских садах, в дуплах деревьях. А знаете ли вы, чем питаются воробьи?

Дети: червячками, насекомыми, хлебными крошками, семенами растений.

Воспитатель: а какую пользу приносят воробьи?

Дети: уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: действительно, за один час воробей уничтожает 10 червячков, а то и больше. Скажите, а можно воробья назвать перелетной птицей?

Дети: нет. Он остается зимовать с нами в городе, он никуда не улетает.

Физминутка

Мы все дружно встаем,

Отдохнём мы на поляне.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок.

А сейчас на месте стой,

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Воспитатель включает фонограмму с записью пения кукушки.

Что это за птица поет?

Дети: кукушка

Воспитатель: (показывает иллюстрацию кукушки и ставит ее в один ряд с ранее показанными птицами). А где живет кукушка?

Дети: в лесу, также на дачах.

Воспитатель: а чем же она питается?

Дети: гусеницами, личинками.

Воспитатель: кукушка – тоже лесной доктор. Она уничтожает волосатых гусениц, которых другие птицы попросту избегают.

А скажите, как кукушка ухаживает за своими птенцами?

Дети: она не ухаживает. Она подбрасывает их в другие гнезда. А другие птицы их выкармливают.

Воспитатель обращает внимание детей на картинки: скажите, а какая из этих птиц здесь лишняя?

Дети: кукушка. Потому что на зиму она улетает в другие места.

Воспитатель: а кто-нибудь из вас желает загадать загадки про птиц? (дети загадывают загадки, после каждой отгаданной, воспитатель дополняет иллюстративный ряд птиц).

  1. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит (петух)

  1. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым км-км-км поет со свистом (клест)

  1. На одной стоит ноге, в воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля)

  1. Весь день рыбак в воде стоял, мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь и был таков (пеликан)

Воспитатель: а можно ли этих всех птиц назвать докторами леса? А почему?

Дети: нет. Петух – домашняя птица, питается зерном и червячками. Клест при помощи крестообразного клюва очень ловко отгибает чешуйки на еловых шишках и достает семена. Пеликан питается рыбой и живет в южных странах, в Индии, Бразилии, Аргентине. А цапля живет на болоте, питается лягушками и змеями.

Воспитатель: а какую пользу приносят птицы:

Дети: уничтожают вредных насекомых, в лесу красиво поют, ими можно любоваться и наблюдать за ними.

Воспитатель: я – повелитель птиц, захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Нет, я не волшебник. Но зато у меня есть волшебная полочка. Она очень проста – фанерка с деревянными бортиками. Это ..

Дети: кормушка.

Воспитатель: правильно. Вспомните, мы с вами делали кормушку. Из чего она была сделана?

Дети: из картона.

Воспитатель: а для чего мы их с вами делали?

Дети: чтобы помогать птицам, подкармливать их.

Давайте мы с вами сейчас сыграем в игру «Птички на кормушке». И вспомним какие птицы что едят.

Перед вами находится несколько видов птиц. Я буду говорить, какой корм в кормушке находится, а вы будете выбирать, какие птицы предпочитают этот корм.

  1. В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, сала, семечки и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину и сало не тронули. Кто же это?

Дети: воробьи (выбирают воробья и ставят его в кормушку)

  1. Во вторник прилетели птички, которые рябину не тронули, а вот сало и семечки склевали с удовольствием.

Дети выбирают синицу.

  1. В среду прилетели птицы и склевали веточку рябины. Что же это за птицы?

Дети выбирают снегиря..

  1. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они бывают белые, серые, черные с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки.

Дети выбирают голубя

Как только закончилась игра, в группу входит «почтальон». Он приносит письмо для детей. Воспитатель на фоне фонограммы птичьих голосов читает его вслух.

Воспитатель: нам письмо пришло. От кого же оно? От Матушки Природы. Она оставила нам послание:

Перелетных птиц отправлю

К югу, в теплые края,

Остальных у вас оставлю,

Смена кончилась моя.

Вы о них не забывайте,

Выручайте в трудный час,

Хлеба, зернышек давайте,

Это  - просьба, мой наказ.

Птицы будут очень рады

Получить от вас еду.

Птичья песня – вот награда

За любовь и доброту.

Воспитатель: ну что, будем следовать наказам природы?

Дети: да.

Воспитатель: молодцы. Мы с вами сегодня много интересного и полезного узнали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в форме КВН. Тема: "Зима"

Публикуемый конспект занятия на тему "Зима" позволяет в игровой форме закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой и живой природе, развивать память, мышление, внимание, выразительность речи, во...

Конспект итогового занятия совместно с родителями в форме КВН.

итоговое занятие в подготовительной к школе группе, в котором участие принимают и родители.  В занятие предлагаются различные игры  и упражнения,выполнение которых поднимет самооценку и т.д....

Итоговое логопедическое занятие в форме игры КВН с участием родителей

Материал представлен в форме игры КВН. В нем можно найти некоторые задания, котрорые логопед использует на своих занятиях....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме итогового занятия для детей младшего дошкольного возраста «Зачем носик малышам…»

Образовательная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: Двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Тип: интегрированноеВозраст: 2-3 годаФормы непосредст...

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...