ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ по "Реке времени": «История моей семьи»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Эльвира Николаевна Бартули

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; чтение художественной литературы.

Оборудование: пирамидка, фотографии родственников детей, изображение дерева на плакате, карточка с деревом для воспитателя, индивидуальные карточки с изображением дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_moey_semi.docx387.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3»

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ

«ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ»

(старшая группа)

https://detskie-stihi.ru/wp-content/uploads/2020/04/93b2d18f6639d19327c6ba21e994c56f.jpeg

Разработчик:

Бартули Э.Н.

 

Североуральск, 2017г.

Возрастная группа: дети от пяти до шести лет.

Форма организации: подгрупповая

Цель: научить составлять генеалогическое древо и рассказывать о своём роде.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо»

2. Учить составлять связные рассказы о своей семье на основе генеалогического древа;

3. Развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;

4. Расширить знания о своих близких родственниках;

5. Учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;

6. Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, упражнять в счете.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; чтение художественной литературы.

Оборудование: пирамидка, фотографии родственников детей, изображение дерева на плакате, карточка с деревом для воспитателя, индивидуальные карточки с изображением дерева.

Ход занятия:

-Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.

Покажите свои ладошки.

Потрите их друг о дружку.

Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)

-Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям

-Сегодня мы с вами поговорим о семье

- Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

Подумайте и ответьте - кого называют родственниками?

(Мам, пап, бабушек, дедушек)

-Правильно, родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»?

(Ответы детей).

-Если объединить все ваши ответы. то можно сказать, род – это одна большая семья. Каждый род имеет своё начало. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему?

(Ответы детей).

- А ещё мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам. Пока не было вас – ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением?

(Папами, мамами).

-А сейчас обратите внимание – на кольца, которые лежат на моём столе. Любой род можно представить в виде этих колец.

Володя, надень на палочку первое кольцо – это твои дедушка и бабушка.

(Надевает).

-Какое кольцо следующее и как мы его назовём?

Володя. Мама и папа. (Надевает).

-А вот кольцо – ты сам – Володя. У меня осталось ещё одно, самое маленькое – кого оно означает? Подумайте, скоро Володя вырастет ….

Дети. Это будущие дети Володи.

-А что же у нас получилось?

(Пирамидка).

-Посмотрите, на чём держатся верхние кольца?

(На самом большом кольце).

-Помните, как мы его называли?

(Дедушка и бабушка).

- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа). Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»(выставляю иллюстрации)

-А теперь давайте поиграем и вспомним всех членов семьи:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый, а внук …

Папа высокий, а сын….

Брат трудолюбивый, а сестра…

Папа наказывает, а мама….

Я, как и вы, принесла фотографии моих родственников. А ещё я принесла изображение дерева.

(Вешаю на доску).

- Ребята, раздаю вам такие же картинки. Давайте составим генеалогические древа наших родов.

Я буду работать у доски, а вы за своими столами.

Вот эти старые и пожелтевшие фотографии бабушки и дедушки, располагаю их там, где на картине изображены корни дерева.

Далее расположим фотографии своих родителей, чуть выше.

Ребята, ещё выше расположите свои фотографии. Я принесла свою.

(дети выполняют работу)

- Посмотрите на моё генеалогическое древо и послушайте рассказ о моём роде. Следите, с чего я начну свой рассказ, в какой последовательности буду рассказывать.

(Рассказываю по схеме).

-А теперь посмотрите на ваши древа и скажите, кто хочет рассказать о своём роде?

Вспомните, чем они занимаются. Помните о том, в каком порядке надо рассказывать по генеалогическому древу.

(По желанию дети рассказывают, используя схему).

-Вы большие молодцы, какие интересные рассказы у вас получились.

-Видите, как интересно. Если возникнет желание после занятия расскажите о своём роде кому - нибудь ещё из друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

Проект к дню Победы. "История моей семьи в истории страны".

Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов, родителей. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды де...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....

«История моей семьи в истории ВОВ» (анкета для родителей)

Уважаемые родители. Приближается великий праздник, День Победы. Мы хотим создать  совместный проект «История моей семьи в истории ВОВ», в котором каждый сможет рассказать о герои...

Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"

Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...

Материалы долгосрочного проекта "История моей семьи в истории ВОВ"

В рамках проекта "История моей семьи в истории ВОВ" была проведена большая работа. А началась она с анкетирования родителей.   Предлагаю вашему вниманию свой вариант анкеты. Нам она пом...

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ по "Реке Времени": «История моего города»

Формировать представления детей об истории нашего города в историческом времени (древность, старина, современность).Средства: Наглядное панно «Река времени», набор картинок разных времён д...