Проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов ТРИЗ на тему «Чистая планета»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов ТРИЗ на тему «Чистая планета»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов ТРИЗ на тему «Чистая планета»

В наш  век современной цивилизации, развития науки и техники, проблема мусора и несанкционированных свалок, становится все актуальней.  Города-мегаполисы  и  поселки «украшены» свалками ТБО (твердыми бытовыми отходами). Наш поселок - не исключение.  Проблема, связанная с образованием несанкционированных свалок на территории п. Мортка и утилизацией ТБО, назрела давно. Также нас заинтересовал завод МДФ, расположенный практически на территории поселка и свалка, принадлежащая заводу. Поэтому мы с детьми старшей группы решили провести исследование на тему: «Мусор:  его влияние на  экологию  планеты, и в частности нашего поселка».

Данный материал позволит осветить проблему свалок в лесу, сжигания отходов завода МДФ, слив отходов производства в реку и выпуск вредных веществ в воздух. Мы с ребятами постараемся найти пути решения этой сложной и очень важной проблемы.

Нами была поставлена цель исследования:

Показать значение земли в жизни человека, животного и растительного мира. Подвести к пониманию негативных последствий эксплуатации земли.

Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности.
  2. Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека.
  3. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
  4. Развивать воображение, творчество, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.
  5. Воспитывать умение прогнозировать последствия своих действий, желание жить в экологически чистой местности.

Нами была выдвинута гипотеза: если в процесс исследовательской деятельности ввести прием ТРИЗ (моделирование маленькими человечками), то дети смогут испытать на себе, что чувствует моделируемый объект, можно будет не только объяснить ребенку окружающие его явления, но и наглядно показать его изменения.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

  • анализ статистических данных (сколько в поселке производится мусора, сколько вывозится на свалки и перерабатывается, как долго мусор самостоятельно перерабатывается в природе);
  • изучение и анализ литературы по теме исследования;
  • наблюдение, эксперимент.

Исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад «Солнышко» п. Мортка.

Организация исследовательской деятельности

1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий

Воспитатель сообщает детям, 5 июня  - Всемирный день охраны окружающей среды.

Вопросы к детям: «Ребята, а что такое окружающая среда и почему ее надо охранять? Какая опасность грозит нашей планете и людям проживающим на ней? В какой окружающей среде живем мы с вами?»

Дети приходят к выводу, что поселок в котором мы живем, это и есть наша окружающая среда. Далее идут рассуждения, хорошо ли нам живется в поселке и почему? (Проводится словесная игра «Хорошо - плохо» с использованием приема из технологии ТРИЗ).

2. Практическая деятельность

 Познавательно-исследовательская деятельность

Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - один из видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольников.

Нами была выбрана и изучена проблема «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?».

Дети предлагают свои решения, как сделать воздух чистым и свежим, как избавится от мусора, как помочь животному и растительному миру, исчезающему от экологических катастроф, как сделать жизнь интересной и веселой. К этой деятельности можно привлечь социальных партнеров ДОУ - это родителей, библиотеку, пожарную часть, лесничество, администрацию поселка.

Педагог вместе с детьми проводит опыты и эксперименты с целью выявления оптимальных условий для жизни человека.

Постановка проблемы - как вы думаете, что станет с фантиком от конфеты, брошенным  вами в лесу?

Здесь на помощь приходят наши друзья - «маленькие человечки», с помощью которых можно смоделировать эту ситуацию. Возьмем человечков «твердого вещества» - земли, добавим к ним человечков черного цвета (мусор). Человечки перемешались.

http://mortkadsad.ucoz.ru/_pu/1/s82131198.jpg

Вывод: Чтобы фантик полностью растворился в земле, понадобится очень много лет, но мы знаем, что мусора выброшенного в лесу очень и очень много и природа уже не в состоянии справится с ним . Отсюда следует, что выброшенный в лесу мусор так и останется там навсегда.

Ребята, вы заметили, что по дорогам разъезжает очень много автомобилей. Все они загрязняют воздух. Посмотрите, что происходит, когда множество автомобилей выбрасывают в воздух выхлопные газы. Это чистый воздух. Каких человечков мы изобразим?

Д. - Человечков газа.

В. -  А теперь добавим человечков выхлопного газа, их много, они чёрные, ими нельзя дышать. Они перемешиваются с человечками чистого воздуха. Каким стал воздух?

http://mortkadsad.ucoz.ru/_pu/1/s86287924.jpg

Вывод: Дышать этим воздухом нельзя, он вреден не только животным, но и человеку. Такой воздух может быть причиной многих заболеваний: аллергии, бронхита, астмы. Тоже самое происходит, когда наш завод МДФ выпускает в воздух вредные вещества, и когда происходит сжигание отходов от производства плиты МДФ.

Проведем исследование и рассмотрим, влияет ли дым от горящих свалок на загрязнение воздуха.

Исследование «пламя и воздух»

Ход исследования. Для того чтобы убедиться, что пламя загрязняет воздух, организуйте следующее исследование. (Его проводит взрослый, строго соблюдая правила безопасности. В теплое время года лучше провести исследование на улице.) Соблюдая все необходимые меры предосторожности, зажгите свечу. Может ли огонь загрязнять воздух? Подержите над горячей свечой (на расстоянии 1-2 см) стекло или фарфоровую (но не пластмассовую!) емкость или другой предмет из материала, который не расплавится и не загорится. Через некоторое время станет заметно, что предмет снизу потемнел, покрылся слоем копоти.

Вывод. Когда горит пламя, в воздух выделяются загрязняющие вещества, хотя мы этого не видим.

Связь с повседневной жизнью. У многих детей в квартире есть газовые плиты. Все дошкольники видели, как горит газ. Опыт со свечой показал, что при этом загрязняется воздух (Естественно, при горении газа в воздух выделяются другие вещества, чем при горении свечи, но для детей это пока не столь важно). Для того чтобы дышать свежим воздухом, нужно проветривать кухню.

Вредные вещества выделяются в воздух и от пламени костра, и когда горит мусор на свалках или опавшие листья на дачных участках.

Мы решили проверить, влияют ли свалки вокруг поселка на наше здоровье.

Исследование «Куда девается мусор?»

Ход исследования. Приготовьте прозрачную ёмкость (подойдут упаковки из-под сладостей, небольшой аквариум, половинка разрезанной вдоль пластиковой бутылки), губки, песок, шприц, пипетку, лейку с водой, разведённую в воде чёрную гуашь или другую тёмную жидкость. На дно контейнера насыпьте слой песка и положите сверху губки. (Таким образом вы воссоздаёте модель почвы.) Прислоните ёмкость одним концом к подставке, например кубику, таким образом, чтобы она была наклонена. Представьте, что это склон холма. Случилось так, что на этот склон попало вредное вещество. Например, люди выбросили небезопасный мусор. Наберите в пипетку немного тёмной жидкости и капните на губки. Хорошо ли видны темные пятна на губках? Много ли места они занимают на холме? Сколько на нём осталось чистых участков? Пока что губки (поверхность почвы) загрязнены лишь слегка. Но вот пошёл дождь. (Пусть ребёнок нальёт на губки немного воды). Что происходит с тёмными пятнышками? Стала ли почва (губки) чище? Куда пятнышки могут деться? Где скапливается «дождевая» вода? Предложите кому-нибудь из детей откачать с помощью шприца воду из песка в нижней части контейнера. Внимательно рассмотрите, какого цвета эта вода. Прозрачная ли она? Почему она тёмного цвета? Представим, что в нижней части склона находиться колодец или озеро. Какой в нём станет вода после дождя? Можно ли её пить? А если на этом участке люди разобьют огород и будут выращивать растения? Хорошо ли, что эти растения будут политы такой грязной водой?

Представим, что через некоторое время над холмом снова пошёл дождь. Попросите одних ребят лить воду из лейки в верхней части склона, а других откачивать воду шприцом в её нижней части. В определённый момент вода в шприце станет чистой. Это означает, что почва очистилась. Обсудите с детьми, как долго они поливали холмик, чтобы очистить воду.

Вывод. Вредные вещества, которые люди выбрасывают в природе ( в том числе и мусор), вместе с дождём попадают в другие места и загрязняют природу.

Связь с повседневной жизнью. Обсудите с детьми правила поведения в природе, поговорите о том, почему нельзя оставлять мусор в местах отдыха.

Нельзя пить воду из родников, колодцев, которые находятся невдалеке от свалок, а также собирать в таких местах грибы, ягоды, выращивать растения.

Мы узнали, что жидкие отходы от производства завод МДФ спускает в речку Мортка, мы решили разобраться, вредит это обитателем реки или нет. Из литературных источников и интернета, мы видим, что многие реки, озера, моря загрязнены. Во многие из них течет грязная вода с улиц, заводов и фабрик.

Используя моделирование, покажем, как происходит загрязнение водных ресурсов. 

http://mortkadsad.ucoz.ru/_pu/1/s04578799.jpg

Вывод: К сожалению, люди очень часто в воду бросают мусор, сливают остатки бензина, оставляют брёвна, которые потом гниют в воде, топят целые корабли, не думая о последствиях. В природе все взаимосвязанно. Загрязненная вода реки попадает в другие реки, моря, океаны и загрязняет их. Наносится большой вред водным обитателям - это и рыбы, и животные, и насекомые, и растения. Часто из-за загрязнения они просто погибают.

Мы задумались, как же можно помочь природе, ведь собственными силами она не может справится с загрязнением.

Нами была проведены эксперименты по очистке воды разными фильтрами. Мы пришли к выводу, что очистить воду в реке можно с помощью больших специальных фильтров. Дети вспомнили, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

Мусора выбрасывается много, но мы заметили, что почти все отходы бытового назначения - возвратные, т. е. их можно использовать в качестве вторичного сырья. Поэтому, отходы можно и нужно сортировать и сдавать в различные приёмные пункты.

Художественно-продуктивная деятельность

Любая старая ненужная вещь может стать новой, красивой, украшающей интерьер. Мы с вами докажем это. Посмотрите, какие необычные и красивые вещи можно изготовить из бросового материала (показ поделок сделанных детьми совместно с родителями).

Изучая с детьми проблему мусора  и утилизации ТБО мы пришли к следующему выводу: С детства (в семье, в детском саду, в школе) необходимо соблюдать порядок и чистоту не только в собственной квартире, но и в поселке, и в природе.

"Проснулся утром — прибери свою планету" (Антуан де Сент-Экзюпери)

В ходе проектно-исследовательской деятельности ребята научились изобретать, осваивать новое, стали открытыми и способными выражать собственные мысли, они умеют принимать решения и помогают друг другу, научились формулировать интересы и осознавать свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1.      Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует  мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ - ИГРЫ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ АЛЕНУШКЕ СПАСТИ БРАТЦА ИВАНУШКУ»»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ - ИГРЫ  НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ АЛЕНУШКЕ СПАСТИ БРАТЦА ИВАНУШКУ»...

Технологическая карта совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Эмоции - их польза и вред для здоровья»

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий.Игровая деятельность педагога с детьми на тему «Эмоции - их польза и вред для здоровья...

Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....