Конспект игры-путешествия "По следам народной мудрости" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Солодова Елена Сергеевна

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о  малых жанрах устного народного творчества (пословицы, заклички, загадки), отражающие отношение наших предков к природе.

2. Развивать у детей память, мышление;  умение  отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

3. Способствовать обогащению духовно-нравственного опыта  детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_narodnoy_mudrosti.docx174.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №9 «Теремок»

 

Конспект игры-путешествия

Тема: «По следам народной мудрости»

Старшая группа

Солодова Е.С., воспитатель

Рязань, 2019

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о  малых жанрах устного народного творчества (пословицы, заклички, загадки), отражающие отношение наших предков к природе.

2. Развивать у детей память, мышление;  умение  отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

3. Способствовать обогащению духовно-нравственного опыта  детей. 

Оборудование: бейджики для команд, песочные часы, 2 клубка пряжи,  лента, веник,  султанчики, накидка.

Воспитатель:   Издавна по Руси ходили  люди, которые собирали пословицы, поговорки, интересные выражения, загадки, сказки, заклички.  Собранный материал потом превращали в словари, сборники сказок, загадок.  Наш русский язык – хранитель мудрости русского народа.    Мы сейчас отправимся в путешествие  по следам наших предков,  узнаем, какую мудрость хранит каждый след,  и покажем свои  знания, смекалку и эрудицию.

Сегодня в нашем путешествии будут участвовать команды (Представление команд)   Команда «Добры молодцы» и команда  «Красны девицы». Каждая команда выбирает капитана.

Конкурс «Разминка»  Блицопрос (за  одну минуту (песочные часы) нужно
ответить на как можно большее число вопросов).

Вопросы для команды «Добры молодцы» 

  • Как называется напиток, который на Руси  любили и любят пить?  (Чай)
  • Как называется обувь, плетённая из лыка? (Лапти)
  • Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
  • Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
  • Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)

Вопросы для команды «Красны девицы»

  • Чем топят русскую печь? (Дровами) 
  • Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)
  • Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
  • Какую деревянную посуду используют как музыкальный инструмент? (ложка)
  • Как называется предмет быта наших предков, куда они складывали одежду, полотенца, скатерти, приданое? (Сундук)

След 1 – пословицы

Воспитатель:   Наши предки много времени уделяли изучению природы.  И чтобы с годами эти знания не исчезли, русский народ начал внедрять их в пословицы.  Зачем?   Пословицы  о природе имеют поучительный характер, восхваляют красоту   окружающего  мира, показывают   важность  сохранения природы для человека.

Конкурс  «Я начну пословицу, а ты продолжи» (какая из команд быстрее продолжит пословицу).

  1. Одно дерево срубил – посади сорок.
  2. Большое дерево и от солнца, и от ливня укроет.
  3.  Лес и вода – краса природы.
  4. Из одного дерева и икона и лопата.

5.  В большой воде и рыба большая.

6.И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.

7.Одна искра целый лес сжигает.

8.Умей охотиться, умей и о  животных  заботиться.

9.Без воды - земля пустыня!

10.Хлеб да вода — крестьянская еда.

11.Где много пташек, там нет букашек.

12. Воля птичке лучше золотой клетки.

Воспитатель:  Я пословицу молвлю, а вы ее в деле исполните. Перед вами все, что понадобится. Состязаться вы будете парами – добрый молодец с красной девицей.                                           Игровое задание 1. «Ночи коротать – пряжу мотать». Сматывайте, добры молодцы, да красны девицы пряжу на клубок. Покажите свою сноровку, быстроту рук, да умение.                    Игровое задание 2  «Хорошо смеяться на сухом берегу».  Надевайте наши лапти скороходные, да спешите перебраться на другой берег, да так чтобы лапти не потерять и самому в болоте не остаться. А перейдешь болото, тут и смейся от души.

Воспитатель. «Куда ворона летит, туда и глядит»

Народная игра   «Ворон вороватенький» (Дети становятся один за другим «гуськом», крепко держась за пояс,  друг друга, Поётся песня, ребята легко раскачиваются из стороны в сторону. Как только песня заканчивается, впереди стоящий (условно «голова») начинает ловить последнего в веренице. Пойманный становится «головой» и снова ловит стоящего в конце вереницы. Так постепенно все переходят в «ловцов»)

Песня «Полезная ворона»

Ворона - птица умная,
Ей видно всё вокруг,
Пускай немного шумная,
Зато отличный друг -

Даст мудрые советы,
На помощь поспешит,
А если заболел ты -
Конечно, навестит!

След 2  - загадки  

Воспитатель: Дети вы помните, что такое загадка?    Загадка - древний жанр народного творчества. Это задача, которую надо решить.  Но в ней не называется предмет, а даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку. Существуют загадки про овощи и фрукты, про животных и птиц, про бытовые предметы, про явления природы. 

 Конкурс  «Знатоки загадок» (за  одну минуту  (песочные часы) чья команда отгадает как  можно больше загадок)

 1.Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане (береза)

2. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (дерево)

3. В небе - радуга-дуга.
На грядке - ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...(лето)

4. Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся (солнце)

5.Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (солнце)

6.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)

7.Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (бобры)

8.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала (ежик).

9.Он живет на крыше дома – 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист)

10. Он большой, как мяч футбольный, 
Если спелый - все довольны. 
Так приятен он на вкус! 
Что это за мяч? (арбуз)

  Игра «Ведьмина метелка»  (Вызываются команды, становятся в круг и пока играет музыка передают веник, украшенный бантом. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому  отгадывать загадку про  явления природы).

1.Если дождь стучит в оконце,
Но при этом светит солнце,
То украсит небеса
Семицветная краса ..(радуга)

2. Яркий, светлый огонёк
Кто - то в небе нам зажёг.
Пусть она горит всегда –
Эта дальняя …(звезда)

3. Рядом со звездой соседка,
В небе круглая «конфетка»,
Ночью светит всем она – 
Жёлто – белая …(луна)

 4. Гнутся ветки и пшеница,
Почему им не стоиться?
Потому что целый вечер
Шумно дует сильный …(ветер)

5. Если выпал первый снег,
Надел шубу человек,
Значит, к нам пришла сама – 
Белоснежная …(зима)

6. Круглые льдинки с неба летят,
Бьют и ломают. Это же …(град)

7. В тёмном небе он гремит,
Всё вокруг меня дрожит.
Сотрясается мой дом,
Потому что в небе …(гром)

След 3 -заклички

Воспитатель:  Дети, что  вы знаете о закличках?  Закличка- это просьба, обращенная к явлениям природы, сделать так  как надо человеку. Назовите природные явления, к которым обращались наши предки. О чем можно попросить дождь   (солнце, град, гром,  радугу, снег…).?

Конкурс капитанов «Сочини  закличку»   (капитан команды «Добры молодцы»  сочиняет свою закличку с обращением к дождю, чтобы он перестал; а капитан команды «Красны девицы» сочиняет свою закличку к дождю, чтобы он скорее пошел).

Подвижная игра     «Дождик» (дети при помощи считалки выбирают «Дождика». Он надевает накидку, берет в руки  султанчики. Дети сидят на корточках по кругу. «Дождик» ходит внутри круга, рядом с детьми, встряхивая в их сторону султанчиками и поет песенку: кап-кап-кап-кап буду долго капать так. Если только захочу всех детей я намочу. Дети встают, берутся за руки и поют: дождик нас пугаешь зря, не боимся мы тебя (двигаются по кругу хороводным шагом). Капай,  сколько хочешь (сужают круг, подходят к дождику). Нас ты не намочишь (расходятся, расширяя круг). Под любую веселую музыку бегают врассыпную «Дождик» пытается их «намочить», дотрагиваясь султанчиками. По окончании музыки все останавливаются, и дети, до которых дотронулся «дождик» поднимают руки вверх. Вместе считают «промокших под  дождем»).

Воспитатель. Дети, чем мы сегодня занимались?  Что же это за следы?  Что они хранят? Чему нас может научить мудрость наших предков?

 Подведение итогов; получение наград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности через русскую народную сказку по теме: «Жизнь прожить – не поле перейти».

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности через русскую народную сказку. Целью данного занятия является формирова...

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народный танец"

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшего  дошкольного возраста на тему "Народный танец"...

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Кто следит за порядком на дороге?»

Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий....

План конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « Рождественские праздники в музыке композиторов и народном творчестве».

План конспект непосредственно -  образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста « Рождественские праздники  в музыке  композиторов и народном творчеств...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...