План-Конспект "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Крыжановская Мария Владимировна

Зимующие птицы: снегирь, синица, воробей, ворона, голубь. 

Загадки, описание птиц, физ. минутки, пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Зимующие птицы"22.99 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия во второй младшей группе «Зимующие птицы»

Воспитатель Крыжановская Мария Владимировна.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, запись «Шум леса – голоса птиц». Кормушка.

Детская песня «Песня птицы»;

Раскраски «Птицы» по количеству детей.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картинок. Чтение литературных произведений А. Барто «Синица»; Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»; просмотр мультфильмов «Снегирь», «Пластилиновая ворона».

Задачи: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города.

Цель занятия: Дать детям представление о зимующих птицах;

Учить находить сходства и различия между птицами; Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;Расширить словарный запас детей: корм, кормушка,  холодно, голодно, клюет,  щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.  Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, полукругом. На магнитной доске предметные картинки с изображением птиц.

Воспитатель предлагает посмотреть на доску и угадать, о ком мы будем сегодня беседовать на занятии (ответы детей).

- Правильно ребята, мы с вами будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

-Как мы их называем? - (Перелетные)

-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие)

- А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

(воробей).

- А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:

Какой он по размеру?

Какого цвета его пёрышки?

Сколько у воробушка лапок?

Для чего нужны воробью лапки?

Как передвигается воробушек?

Чем питаются воробьи?

Он маленький коричневого и серого цвета, любит хлебные крошки.

- А теперь послушайте еще одну загадку:

«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.

Реагирует на свист и боится хищных птиц.

Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».

Ответы детей: голубь.

- А какой голубь по размеру?

- Как передвигается голубь по земле?

 «- А вот ещё одна загадка:

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её?... (ворона).

- А теперь давайте поиграем в словесную игру. Я буду начинать предложение, а вы его продолжать: ворона большая, а воробей… (маленький); голуби по земле хотят, а воробьи… (прыгают); воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).

- Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

«В гости к нам зима пришла

Мало света и тепла

Но зато как фонари

На деревьях … (снегири).

Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.

У снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная. Любит ягоды рябины и калины, семена шишек.

- А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

«Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её?... (синичка).

Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.

На голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые. Любит сало.

Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, снегирь, голубь, ворона, синица).

- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).

-Ребята, давайте рассмотрим этих птиц. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что есть у всех птиц? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)

- Что птица делает клювом? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.

Физ. минутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны (дети летают, машут руками- крыльями).

Кар- кар- кар, кар- кар- кар! (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети садятся, затихают)

Кар- кар- кар! (тихо) Играют 2-3 раза. Становятся в круг.

Физминутка «Сказочные птицы»:

Вот на ветках, посмотри,   (Опущенными руками хлопают себя по бокам)

Сказочные птицы                      (Показывают грудку руками)

 Распустили пёрышки,              (Мелко потряхивают кистями опущенных  рук)

Греются на солнышке,

Головой вертят,                         ( Повороты головы влево - вправо )

Улететь хотят.

Улетели! Улетели!                     (Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?

Игра «Голоса птиц»

Дети садятся на свои места, воспитатель включаем пение птиц. Проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (ворона «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).

- А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.

- Понравилось? Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди делают для них что? (кормушки).

- Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей

стол накрыли для гостей», это кормушка.

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картину «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.

  -  А теперь, ребята, давайте немного поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика "Птички":       

Птички прилетали, (Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями)

Крыльями махали

Сели, посидели  (Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол)

Дальше полетели. (Повторяем первое движение)

Итог: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.    Ребята, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы, и я вам приготовила подарок, вот такие картинки – раскраски, на которых изображены птицы. Вы раскрасите их дома, вместе с мамами и расскажите им всё, что вы узнали сегодня о птицах.

АГНИЯ  БАРТО
Синица
Скачет шустрая синица,
 Ей на месте не сидится.
 Прыг-скок, прыг-скок,
 Завертелась как волчок.

Наши друзья

Г. Ладонщикова

Каждый день, когда встаём
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли — не пугливы,
Хоть руками их бери!

М. Борина

Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели  в небо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....