Перспективный план по самообразованию по теме "Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Половинкина Антонина Ивановна

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы,формировать эстетические чувства;

-воспитывать интерес к родной природе,желание больше узнать о природе своего края,о природном разнообразии родной страны;

-формировать бережное отношение к природе,побуждать желание трудится в природе,стремиться к ее созиданию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

2020-2021г.г.

Перспективный план

по самообразованию

по теме:

«Воспитание нравственных качеств через общение с  природой»    в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Составила воспитатель 1 категории

Половинкина А. И


Перспективный план по самообразованию по теме:

«Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение

с  природой»  

 в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

 «Мой любимый детский сад» «(Цветы на клумбах детского сада, участке»)

1 неделя

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах растущих на участке детского сада: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян.. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение.

«Осенний урожай»

2 неделя

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

 «.По дорожке ходит    осень»

3 неделя

Расширять представления детей о признаках осени. познакомить с осенними хлопотами людей. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли насекомые – птицы улетели в тёплые края..)

Беседа «Что это –осень?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«Что у осени в корзинке»? (Фруктовая неделька)

4 неделя

Закрепить знания детей о фруктах (растут в саду, на деревьях);уточнить характерные признаки фруктов и ягод (Цвет, форма, вкус) Познакомить с профессией человека, выращивающего фрукты- садовод. Продолжать знакомить со способами заготовки фруктов на зиму.

Чтение стихов:, «Угадай на ощупь» д/игра «Опиши фрукт», загадывание загадок, наблюдение

Октябрь

1 неделя

 Что у осени в корзинке? (Овощная неделька)

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе

Д/игра «Угадай на ощупь»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Вершки и корешки?»; Д/игра «Путаница»

2 неделя

«Растения и животные»

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе

Беседа; рассказ о Д/игра «От какого дерева листик»; «Кто как кричит»

«. В гостях у старичка Лесовичка»

3 неделя

. Сформировать представления  детей о лесе как сообществе, в котором живут вместе растения  (деревья, кусты, травы, грибы, ягоды) и животные (насекомые, птицы, звери)Сформировать понятие «Этажи леса»Формировать навыки правильного поведения в лесу

Беседа о экосистемеПознакомить детей с растениями , занесёнными в Красную книгу Воспитывать любовь к природе, желание

«Птицы »

4 неделя

Учить различать и называть зимующих и перелётных птиц , познакомить с причинами отлёта (холодно, растения гибнут – исчезают насекомые – птицам нет корма).Дать знания о том, чем питаются зимующие птицы в лесу и как человек помогает пережить зимние холода перелётным птицам, которые по каким-то причинам не улетели на юг  Показать способы приспособления птиц к условиям обитания (вода-суша).

Д.И«Чем похожи? Чем отличаются». 

«Угадай по описанию». 

«Птицы родного края»;

«Перелетные — зимующие».

«Деревья осенью»

5 неделя

Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения

Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки»

Ноябрь

1 неделя

«Для чего растениям цветы?»

Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок.

Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»

 2 неделя                                                          «Семена – дети растений»

Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для прорастания семян.

Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли; чтение рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка»

  3 неделя                  

     «Грибное царство»

Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов.

Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом.

 4 неделя                      

  «Гости из далёких стран»

Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями.

Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях

 Декабрь

1 неделя                          «Здравствуй, гостья Зима!» 

Систематизировать знания детей о зиме и о связи между сезонными изменениями и жизнью людей, птиц, животных. Познакомить с периодами зимы, характерными особенностями конца и начала сезона. Учить сравнивать периоды зимы, видеть сходство и различия. Познакомить с народными приметами погоды

  • Загадки, беседа, чтение стихотворения «Белая береза»             «Как лесные звери проводят зиму».«Пришла красавица зима».

  2 неделя                        

    «Детки на ветке» (зимние ветки)

Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам; обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев, на цвет, форму и расположение почек на них.

Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка, исследование «Строение почки»

  3 неделя                  

 «Умный взгляд на мусор» 

Расширение знаний детей о зависимости мира природы и деятельности человека, формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.

Беседы, консультации по изготовлению новогодних поделок.

 4 неделя                  

 «Пернатые  друзья»

Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года.

Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?»

 Январь

1 неделя                

    «Птичья  столовая»

Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка»

  2 неделя                  

  «Деревья зимой »

Расширять представления детей о жизни деревьев зимой: О необходимости утеплять корневую систему во избежание гибели деревьев

Беседа о деревьях.

Дидактические игры

«Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «в лес за дровами».

 3 неделя                  

     « Как лесные звери проводят зиму».

Расширять представления детей о жизни животных зимой: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность.

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни

 Февраль

 1 неделя                    

  «В мире животных»

Расшить представления об основных группах животных (животные средней полосы, севера, тёплых стран) )Формировать представления о приспособлении каждой особи к среде обитания, о способах добывания пищи. Учить правильно называть детёнышей животных

Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Познакомить с Красной книгой и животными, занесёнными в неё.», рассказ воспитателя,

 2 неделя                      

   «.Россия – Родина моя «

Обобщить и систематизировать знания о России: о народах, которые проживают на её территории, о разнообразии её  природы, о её растительном и животном  мире. Познакомить с символикой России Познакомить с пословицами и поговорками о Родине, Москве

Формировать патриотические чувства, уважение к символам страны гордость за свою страну

Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

 Беседа:« Чистый воздух и вода – богатство страны».

  3 неделя                

   «Растения в нашем уголке природы»

Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».

  4 неделя                 

    «Зимующие птицы».

Расширять представления детей о  зимующих птицах. (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам (подкармливать птиц).

Чтение художественной литературы: «Покормите птиц зимой»Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,И. Поленов «Синичкины кладовки». рассматривание иллюстраций, практическая работа

 Март

1 неделя                

   «Весна шагает по планете »

. Познакомить детей с периодами весны и их характерными особенностями. Учить сравнивать два периода весны, находить сходство и различия. Помочь запомнить названия всех весенних месяцев

Познакомить с народными приметами весенней  погоды и пословицами и поговорками, которые сложил народ об этом времени года

Рассматривание картин:

И. Левитана «Март»

И. Грабарь «Февральская лазурь».

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели

 

 2 неделя                  

 «Огород на подоконнике.»

  1. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, совершенствовать умения детей в посеве семян, выращивании рассады, воспитывать желание ухаживать за растениями ,об условиях их жизнедеятельности, об особенностях ухода за ними и учить детей видеть их красоту и создавать её своими руками.

Беседа, рассматривание семян, посев семян.

 3 неделя              

    «Зима

недаром злится,

Прошла её пора…»

Расширять знания детей о временах года; учить узнавать и называть времена года; выделять признаки весны. Наблюдение в природе, беседа о приметах весны Систематизировать знания детей о зиме и о связи между сезонными изменениями, находить первоначальные признаки весны.

 Дидактические игры«Приметы зимы»,«Когда это бывает?».Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы: загадывание загадок о явлениях весны; Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…» и др.

4 неделя              

   «Воздушный  океан»

Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление.

Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа.

Апрель

1 неделя                  

  «Кому нужна вода?»

Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях.

Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».

 2неделя                    

   «Что такое почва?»

Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы

Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность

 3 неделя                  

 «Реки, речки и моря, на земле текут не зря.»

Дать знания  о реках, озёрах, морях и океанах.. Познакомить с пресноводными обитателями рек и озёр, а также с морскими обитателями Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр. Дать элементарные знания о жизни обитателей водоёмов в разные периоды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам

«Рыбы водоемов, расположенных в Оренбургской области.»

 4 неделя

 «Земля наш общий дом» 

Формировать представления о Земле, как о единственной планете, на которой есть жизнь, Дать первоначальные представления о внутреннем содержании Земли. Познакомить с понятием «экологический заповедник», рассказать о Красной книге, познакомить с растениями и животными нашего края, занесенными в неё; Воспитывать бережное отношение к Земле, её богатствам.

Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

 Май

 1 неделя  

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность

 2 неделя  

 «Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

.3 неделя

«Мир насекомых»

Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;

уточнить особенности внешнего вида насекомых;

закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;

 заложить  основы  экологического воспитания Расширять представления детей о некоторых видах насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

беседа о насекомых о пользе и вреде Чтение художественной литературы В. Бианки «Как   муравьишка  спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк К. Чуковский «Муха-Цокотуха»«Про комара Комаровича» «игра - имитация «Собери нектар» «Летает-не летает». Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые», беседа.

 4 неделя                  

    «Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение.

5 неделя

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей

Список литературы:

Николаева С.Н «Парциальная программа «Юный эколог»

Шорыгина Т.А «Познавательные сказки»

 С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через общение с природой."Жалобная книга природы".

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Продолжать знакомить  с  особенностями жизни птиц, рыб, деревьев зимой....

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через общение с природой".

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы,  наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является ду...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество».

Статья по теме:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой.       Природа- ребёнок- творчество»....

План по самообразованию на 2016-2021 г.г по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой»

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного по...

План по самообразованию 2020- 2021 "Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края"

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспит...

Обобщение опыта работы по теме"Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой".

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Моя задача -научить ребенка видеть,понимать и ценить ее красоту....

Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности  у детей дошкольного возраста....