Конспект "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лазарева Светлана Александровна

Конспект НООД по ознакомлению с окружающим миром по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе «Волшебница вода».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НООД "Волшебница вода"21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе «Волшебница вода».

Программное содержание: познавательное развитие, интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.

Цель: Повышение компетенции детей дошкольного возраста в области экологии. Развитие познавательной активности в процессе знакомства с состоянием воды, ее разнообразных свойствах в окружающей среде.

Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед и т.д.)

-уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и живых организмов,  видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д. ;
- познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;
- активизировать словарь детей: существительные (опыт, лаборатория, ученый, лед, дождь, пар, град); глаголы (течет, замерзает, холодит, тает, испаряется, блестит, скользит); прилагательные (прозрачный, холодный, скользкий, твердый, мокрый, бесцветная, бесформенная).
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать слажено, в команде;
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к воде.
3. Развивающие:
- учить анализировать, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.

Методы и приёмы: игровая, наглядная, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная.

Предварительная работа: беседы о воде, чтение экологических сказок, наблюдение за водой. Загадывание загадок о воде. Чтение произведений: К. Д. Ушинского «Ручеек», И. Р. Смольянова «Красота воды», И. М. Новикова «Удивительные капельки».

Материал к занятию: презентация «Волшебница вода», разные по форме прозрачные сосуды, прозрачные стаканы (по 2 на каждого ребенка) , ложки (по 2 на каждого ребенка), соль, сахар, речной песок, масло растительное, ложка столовая, уточка резиновая, бумажный кораблик, кубик, кусочек ткани, ключ, таз с водой, Капелька - воздушный шарик в форме капли голубого цвета.

Ход ноод.

I. Организационная часть. Вводная часть:

Воспитатель рассказывает: жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек, такая капелька и пришла к нам в гости. (Воспитатель показывает детям воздушный шарик Капельку). Капелька сегодня будет помогать нам.

II. Основная часть:

Воспитатель: как вы думаете, где живёт Капелька?

Дети: капелька живет в воде.

Воспитатель: верно, она живет в воде. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, вы внимательно его послушаете и скажите, о чем оно.

(Воспитатель читает стихотворение):

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать Капельке?

Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.

Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Пройдем, присядем на стулья, посмотрим, сколько воды на Земле. (Детям предлагают посмотреть презентацию «Волшебница Вода» на экране…) Слайд 2.

- Ребята, посмотрите это наша планета - Земля. Кто знает, что обозначается голубым цветом? (Вода.) Ответы детей.
- Какого цвета больше на планете? Ответы детей.
- Значит, воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.

Слайд 3.

Воспитатель: Кому нужна вода?

Дети: людям, растениям, животным, птицам, насекомым, рыбам.
Воспитатель: Правильно. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды.
- Ребята, капелька спрашивает, знаете ли вы, сколько жидкости мы выпиваем за день? Давайте посчитаем.

Дети: чай на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома пьем сок и т. д.
Воспитатель: Вода обладает чудесными свойствами. Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменятся. (Воспитатель читает стихотворение)
- В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает- и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода!

Слайд 5. Повторим, где в природе встречается вода? (Ответы детей).

Слайд 6. Для чего нужна вода человеку?

Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А сейчас представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?

Дети: Все живое на планете погибнет.

Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. В нашем организме тоже много воды. На Земле вода везде.

Физкультминутка.
Мы капельки
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
- Ребята, Капелька приглашает вас поиграть с водой.

III. Практическая часть (опытно-экспериментальная).

Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что с водой можно играть и проводить опыты. Опыты с водой проводят в лаборатории. А вы хотели бы сами провести опыты, и узнать, какими свойствами обладает вода. Хотите? (Ответы детей).

Капелька приготовила вам сюрприз – предлагает превратиться сейчас в ученых, чтобы поработать в научной лаборатории, где будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. Готовы к исследованию?

Проведение опытов у столов.

Воспитатель: Итак, юные ученые, мы оказались в научной лаборатории. Осторожно занимайте свои места. Приступим к нашей работе. Давайте узнаем, какими же свойствами обладает вода?

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Вода – это жидкость. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.

Вывод: Вода – не имеет запаха.

Опыт 3. Вода не имеет собственной формы.

Обратите внимание на стаканы на их форму. Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, и т.д Давайте перельем воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.

Вывод: Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

Опыт 4. Вода – растворитель.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Мука, соль, речной песок, растительное масло. А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Дети растворяя вещества.

Вывод: 

1. Соль быстро растворяются в воде, а вода при этом остается прозрачной;

2. Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того как стаканчик с водой немного постоит, мука оседает на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;

3. Масло не растворяется в воде: оно либо плавает в воде в виде желтых капелек.

Опыт 5. Очищение воды с помощью фильтров.

А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку.

Вывод: 

1. Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре видны следы масла;

2. Хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.

3. После фильтрования раствора муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички муки, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на самом фильтре.

-Давайте повторим еще раз свойства, которые определили.

(Повторение свойств воды слайд 7)

Опыт 5. «Тонет - не тонет».

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит таз с водой и предлагает посмотреть какие предметы тонут в воде, а какие плавают на поверхности.

Воспитатель: Ребята как мы уже поняли не все растворяется в воде. И брошенные в воду предметы могут годами отравлять ее. (Слайды 10-14).

IV. Закрепление знаний детей о значении воды.

Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Надо беречь воду. А что для этого нужно делать? Как?  (не загрязнять реки, не бросать мусор, не оставлять открытым кран).

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Итог: - Итак, ребята, кто сегодня у нас был в гостях? (Ответы детей).

- Вам понравилось быть учеными?

- Что понравилось больше всего? Почему?

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...