«Воздух - невидимка» (опытно-экспериментальная деятельность с элементами развлечения)
план-конспект занятия по окружающему миру

Марина Васильевна Доможирова

     Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума,  стремление к познанию мира, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Детский сад «Жемчужинка»

с. Тилинино»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе по теме

«Воздух - невидимка»

 (опытно-экспериментальная деятельность  с элементами развлечения)

                                                                   Выполнила:

                                                                 воспитатель

Доможирова Марина Васильевна    

2019г.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной  группе.    Тема: «Воздух невидимка».

Актуальность:

       В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

        Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума,  стремление к познанию мира, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель: 

        Уточнение и расширение знаний детей о воздухе. Развитие познавательной активности детей.

Программные задачи:

Обучающие:

- Ознакомление  детей с качественной характеристикой воздуха (прозрачность, заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде, распространяется во всех направлениях, не имеет определённой формы);

- Обучение способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом;

- Уточнение значения воздуха для всего живого на земле,
его роли в жизни человека.

Развивающие:

- Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с техникой проведения экспериментирования с воздухом;

- Развитие любознательности, наблюдательности, мышления, желания познавать процессы, происходящие в природе; 

- Развитие способности сравнивать, сопоставлять;

- Стимулирование детей для  самостоятельного формулирования выводов;

- Активизация в речи детей применения качественных прилагательных и обогащение  словаря детей по данной теме.

Воспитательные:

- Воспитание интереса к окружающему миру;        

- Воспитание бережного отношения к воздушному пространству в природе;

-Воспитание дружеских взаимоотношений, умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира);

«Социально – коммуникативное развитие»;

 «Художественно-эстетическое развитие»;

«Речевое развитие»;

«Физическое развитие».

Планируемые результаты:

  1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о воздухе.
  2. Формирование желания детей сохранять воздух чистым,  не загрязнять его.

Предварительная работа:

-Занятия детей в мини-лаборатории: опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

-Чтение художественной литературы по теме «Воздух» (стихи, загадки, пословицы, поговорки);

-Наблюдение на прогулке;

-Беседы о воздухе, его роли в жизни человека и животных;

-Рассматривание иллюстраций на тему «Воздух»;

-Проведение опытов с воздухом (перемещение предметов с помощью воздуха, может ли воздух быть горячим, разница между чистым и загрязнённым воздухом).

Материал к занятию:

-Воздушные шарики;

-Веера разных размеров;

-Мячи (сдутый и хорошо накаченный);

-Кусочки земли, камушки;

-Пластмассовые стаканчики с водой, трубочки;

-Мыльные пузыри;

-Тарелочка, салфетка, кусочки продуктов (яблоко, колбаса, хлеб);

-Медали «Юный исследователь».

Методы и приемы:

Наглядные:

-Персонаж  -  Незнайка;      

-Вручение медалей «Опытный исследователь».                                                                                                    

Словесные:  

- Чтение стихов, загадок;                                                    

- Беседа с  Незнайкой  и воспитателем.                                                

Практические:

- Проведение экспериментов;

-Дыхательная  гимнастика «Игра с мыльными пузырями»;

-Физкультминутка  «Игра с воздушным шаром»;

-Дидактическая игра «Угадай по запаху»;

-Дидактическая игра с мячом «Бывает - не бывает».

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной  деятельности

Двигательная

- Подвижная игра с мячом «Бывает – не бывает»;

- Физкультминутка  «Игра с воздушным шариком».

Игровая

- Появление Незнайки;

- Дыхательное упражнение «Ах!»;

- Дидактическая игра «Угадай по запаху»;

- Вручение медалей «Опытный исследователь».

Познавательно-исследовательская

Проведение экспериментов:

- Нахождение воздуха в пространстве,

- Давление воздуха внутри шарика,

- Воздух лёгкий,

- Воздух с силой вылетает из предмета, заставляя его двигаться,

- Звук распространяется в воздухе;

- Воздух передаёт запахи на расстоянии;

- Воздух не тонет;

- Воздух есть в земле и в воде;

- Сильное давление воздуха внутри мяча;

- Воздух перемещается в пространстве.

Коммуникативная

- Беседа с Незнайкой и воспитателем;

- Отгадывание загадок;                                                                                                                                                                

Продуктивная

- Подведение итогов экспериментирования.

Ход занятия:

        Дети сидят на стульчиках в зале,  звучит оркестровая обработка песни «На большом воздушном шаре» (в исполнении певицы «Ёлка»). В зал «влетает» Незнайка, держит в руках связку воздушных шаров.

  1. Нацеливание.

Незнайка:        Здрасьте!

Воспитатель:  Здравствуй, Незнайка. А как ты сюда попал? Ты что, с неба свалился?

Незнайка:        Нет, не свалился, а прилетел.

Воспитатель:  На чём прилетел, на этих шариках?

Незнайка:        Не на шариках, а на большом воздушном шаре. Только он у меня испортился, а как его починить я не знаю.  Вы мне поможете, ребята?

Воспитатель: Ну, что, ребята, кто из вас знает, как помочь Незнайке, как починить его воздушный шар, что нам для этого надо?

Дети:                Молчат.

Воспитатель:  Вот и я пока не знаю.

Незнайка:        Как не знаете?

Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети-
Всё желают знать на свете:
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!

Воспитатель:  Чтобы всё знать учиться нужно не один год. Как же нам быть, где  мы можем  найти ответы на все наши вопросы?

Дети:    Можно прочитать в книгах. Спросить у взрослых. Посмотреть в компьютере.
Воспитатель:    Правильно, ребята!   А  ещё можно    поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком: 
                                           Через нос проходит в грудь,
                                           И обратный держит путь.
                                          Он невидимый, но все же…
                                          Без него мы жить не можем
.

Дети:    О воздухе?!

        Показ картинки с изображением большого воздушного шара. 

Воспитатель:    Незнайка, ты на таком шаре  прилетел?

Незнайка:        Да, да на таком! Только он был другого цвета.

Воспитатель:    Ну, цвет у шара может быть любой и он всё равно полетит. А вот без чего шар летать не сможет?

Дети:    Без воздуха.

Воспитатель:    Правильно. У нас с вами нет большого воздушного шара, но есть воздушные шарики. Скажите, ребята, мы видим воздух.

Дети:    Нет.

Воспитатель:    Но воздух находится везде вокруг нас.

  1. Экспериментирование.

 Воспитатель:    Сейчас мы с вами проведём эксперимент, и посмотрим,  есть ли воздух вокруг нас. Для этого нам нужен веер.

1 эксперимент:

Машем веером на  своё лицо.

Результат:  воздух попадает на лицо, прохладный.

Вывод: ощущаем  воздух в пространстве.

Воспитатель:   Нам нужно узнать, что же находится внутри шарика  и,  как воздух  изнутри давит на стенки шарика.

2 эксперимент:

Надуваем воздушный шар.

Результат:  шарик раздувается, становится упругим.

Вывод: давление воздуха происходит во все стороны.

Незнайка:        Вот здорово! Я люблю с шариками играть, а вы, ребята?

  1. Физкультминутка.

Физкультминутка, во время которой дети  играют с  воздушным шариком и проводят 3 эксперимент (Незнайка играет с ребятами, веселиться).
Воспитатель: А скажите ребята, пожалуйста,  почему шарик летает, когда мы по нему стучим ладошкой? 

Дети:  Потому, что он легкий.

Воспитатель:  А почему он такой легкий?

Дети:  Потому, что внутри у него воздух.

Воспитатель:  Правильно.  Вот вам и третий опыт.

Результат:  шарик  подлетает вверх, когда по нему ударяют.

Вывод:  воздух лёгкий.

(Незнайка играет с ребятами, и лопает шарик).

Незнайка:    Ребята,  вы видели, а?!  Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук? Вот и шар мой стал свистеть, когда налетел на ветку дерева. А потом он стал спускаться на землю.

Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся (интригующе). А вы хотите узнать?
Дети и Незнайка:  соглашаются. 

Воспитатель: То, что ты называешь « бабахнул» - это воздух вылетел из шарика. Для того,  чтобы вам стало понятней,  мы с вами проведём ещё один эксперимент и понаблюдаем реактивную силу воздуха.

                                                    4 эксперимент:
Надуть шарик и, не завязывая его, отпустить.

Результат:  воздух, вырываясь из отверстия, толкает шарик  и заставляет его лететь.

Вывод:  воздух с реактивной силой вылетает из шарика, заставляя его двигаться.

Воспитатель: То же самое происходит с ракетами, когда  и при сгорании топлива с большой силой вырываются газы.

Воспитатель: В воздухе может распространяться звук, чтобы это услышать мы похлопаем в ладоши.

5 эксперимент:

Предложить детям похлопать в ладоши, а затем похлопать пальчиками.

Результат:   при хлопке воздух между ладонями выталкивается и создаётся звуковая волна.

Вывод:  звук распространяется звонче при  использовании большей поверхности (ладоши), и тише, когда стучим пальчиками.

  1. Игровая ситуация.

Воспитатель:  Ребята, попробуйте отгадать загадку:

                                     Это, что растёт у вас
                                   Между глаз?
                                   Извините за вопрос,
                                 Это…

Дети:   Нос.

Воспитатель:  А для чего нам нужен нос?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, ребята.  Нос  нам нужен для того, чтобы дышать воздухом.

Незнайка:  Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!
Воспитатель:  Ребята, а вы можете обойтись без воздуха?
Дети:  говорят свои мнения.

Незнайка: Нет, мне воздух не нужен!

Воспитатель: А давай проверим!  Закройте ротик, а носик зажмите пальчиками  и не дышите!

Незнайка: Ой! Ой! Я больше не могу!

Воспитатель: Ребята, прав ли был Незнайка, что мы можем жить без воздуха?
Дети: Нет. Без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель:  Наш нос  не только помогает нам дышать, но и очень хорошо чувствует запахи.

Дети: Но ведь воздух ничем не пахнет.

Воспитатель:  Правильно, у воздуха нет запаха, но он может передавать запахи на расстоянии. Для этого проведём следующий опыт.

Детям предлагают  поиграть в  Дидактическую игру  «Угадай по запаху»

( дети с закрытыми глазами по запаху определяют продукт, лежащий на тарелочке (хлеб, яблоко, апельсин, колбаса, солёный огурец и т.д.) и проводят  6 эксперимент.

Результат:  воздух, наполняется приятными запахами.

Вывод:  воздух не видим, но он передаёт запахи на расстоянии.

  1. Проблемная ситуация.

Воспитатель:  Сегодня мы с вами, ребята ощутили приятные запахи, но в больших городах, где много заводов, машин – воздух загрязнён, и людям тяжело дышать. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы  городской воздух  стал чище?

Дети:

Посадить деревья, разбить парки, построить дома подальше от заводов и дорог.

Незнайка: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой и трубочки  какие-то! Давайте попробуем! Я так хочу пить!

Воспитатель:  Вода и трубочки нам нужны для следующего эксперимента.

7 эксперимент:

Сейчас  вы вдохнёте  воздух через носик и выдохните его в трубочку, которую  опустите  в стакан с водой.  Что увидели в воде?
Дети: Пузырьки  воздуха

Воспитатель: Вы очень наблюдательны, ребята! А как вы думаете,  почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?

Результат:   Потому что воздух лёгкий.

Вывод:  воздух не тонет.

Воспитатель:  А кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым.
Воспитатель: А зачем им нужен воздух?
Дети: Чтобы  они дышали, жили, росли.

Воспитатель:  Давайте подумаем, есть ли воздух в воде и земле.

Дети: предлагают своё мнение.
Воспитатель:  Давайте проверим?

8 эксперимент:          

           Детям предлагают  положить  в один  стакан с водой камешек, а в другой – кусочек земли.

Результат:  воздух, пузырьками поднимается вверх.

Вывод:  воздух есть и в земле и в воде.

Воспитатель:  Ребята, вы хорошо запомнили свойства воздуха? Сейчас мы это проверим.

  1. Игра малой подвижности  "Бывает - не бывает" (с мячом).
  • Воздух бывает теплый? (Бывает).
  • Воздух бывает чистый? (Бывает).
  • Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
  • Воздух бывает легкий? (Бывает).
  • Воздух бывает грязный? (Бывает).
  • Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
  • Воздух бывает холодный? (Бывает)
  • Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Воспитатель:   Ребята, а как вы думаете, что находится внутри мяча?

Дети:  Воздух.

Воспитатель:   Верно, и чем больше давление воздуха на стенки  мяча, тем лучше прыгает мяч. Давайте проверим?

Результат:  сдутый мяч плохо скачет.

Вывод:   В мяче должно быть сильное давление воздуха.

Воспитатель:   А ещё воздух может перемещаться в пространстве.

Незнайка: А это как?

Воспитатель:  Ну, это так же, как ты перемещался по воздуху на своём шаре.

Незнайка: Не понял.

Воспитатель:  Ребята, хотите узнать, как это происходит?

Дети:  Да!

Воспитатель:  Для этого нам с вами нужны мыльные пузыри.

  1. Игра с мыльными пузырями  на развитие дыхания.

Детям предлагают  надуть мыльные пузыри и подуть на них.

Результат:  если подуть на мыльный пузырь, он полетит, а если нет – упадёт.

Вывод:  воздух перемещается в пространстве.

Незнайка: Ура! Значит,  я смогу улететь на воздушном шаре, ведь он же перемещается в пространстве.

Воспитатель:  Нет, Незнайка. Для того, чтобы ты смог улететь на своём воздушном шаре, его надо починить, иначе воздух из шара  выйдет через дыру.

Незнайка: Как выйдет? Куда выйдет?

Воспитатель:  На улицу, и твой шар не сможет взлететь.

Незнайка: (плачет)  Что же, я теперь не смогу улететь домой?

Воспитатель:  Не плач Незнайка, мы с ребятами постараемся тебе помочь, и обязательно починим твой шар.

  1. Подведение итогов.

Воспитатель:  А сейчас, ребята, давайте подведём итог.  Сегодня мы узнали что:

Дети:  

  • Воздух - невидимка.
  • Воздух прозрачен.
  • Воздух бесцветен.
  • Воздух не имеет запаха, но может переносить запах на расстояния.
  • Воздух перемещается в пространстве.
  • Воздух находится в воде и в земле.

Воспитатель: Дорогие ребята! Вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно–экспериментальной  деятельности. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «опытный исследователь» и вручить медали. 

C:\Users\марина\Desktop\медаль.png

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

  1. Вручение медалей «Опытный исследователь»

Используемая литература:

1.  Газета «Нижегородские вести от Деда Мороза»  

                                                                    Н.Новгород  2004

2. Журнал «Природа родного края»                          

                                                                    Н.Новгород  2010

3. Энциклопедия для детей «Времена года»            

                                                                    Москва «МАХАОН» 2013

4.  Н.А.Рыжова «Воздух-невидимка»

                                                                    Москва 1996

5. Л.Г.Горькова «Занятия по экологическому воспитанию»

                                                                    Москва «ВАКО» 2010

6. Л.А.Обухова  «Экологические загадки»

                                                                    Москва  «ВАКО» 2008

7. А.И.Иванова «Экологические наблюдения. Мир растений»

                                                                     Москва 2005

8. Н.Г.Комратова «Мир, в котором я живу»

                                                                     Москва «СФЕРА» 2006

9. М.Султанова «Простые опыты с воздухом»

                                                                      ООО «Хатбер-пресс» 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия – экспериментирования с элементами развлечения в средней группе дошкольного отделения «Как Карлсон воздух искал»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Цель: познакомить детей со свойствами в...

Сценарий непрерывной совместной образовательной деятельности с элементами развлечения в группе раннего возраста 2-3 лет на тему "Масленица"

-Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней....

конспект занятия-экспериментирования с элементами развлечения с участием родителей "Воздух"

конспект НОД в средней группе по экспериментированию с элементами развлечения...

Конспект НОД с элементами развлечения « В магазине игрушек» для средней группы (возраст 4 – 5 лет).

Занятие направлено на закрепление представлений детей о видах игрушек, на развитие речи через театрализованную деятельность....

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...