Моя работа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михалап Анна Андреевна

Хотела бы поделиться данным конспектом для ДОУ  старшая группа ГКН ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal_popova_konkurs.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему

«Рыбы Байкала»

Цель: Создание условий для развития познавательно – исследовательской  деятельности  детей  посредством ознакомления с обитателями озера Байкал и их средой обитания.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с обитателями озера Байкал, дать общие сведения о представителях (название).

Дать детям представление о том, как дышат рыбы.

Путем наблюдения и эксперимента определить, в каком виде воздух находится в воде.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять условия жизни обитателей озера (познавательное развитие).

Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие).

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и  сверстниками  (социально-коммуникативное развитие).

Ход деятельности:

I часть

Ребята, сегодня мы свами совершим путешествие в удивительный уголок нашей страны.

1. Чтобы узнать, куда мы отправимся, я предлагаю вам послушать стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

Откройте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

-куда мы свами попали?

- А вот как он выглядит высоко из космоса (дети рассматривают макет)

- Давайте посмотрим Байкал на карте. (находим вместе с детьми)

Ответы детей….

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос: Какое озеро?

Проводится игра с мячом.

Мы продолжаем наше путешествие по озеру.

Обратите внимание, ребята. Мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Воспитатель поднимает с полу 1 картинку с изображением омуля.

Дополнение воспитателя: Эта рыба наиболее популярна на Байкале. Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере) Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.

Воспитатель поднимает 2 картинку с изображением голомянки.

Дополнение воспитателя: Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

Воспитатель поднимает 3 картинку с изображением осетра.

Дополнение воспитателя: Осетровые – древние по происхождению рыбы, дожившие до наших дней. Своего расцвета они достигли 100 – 200 млн. лет назад, когда по земле ещё бродили динозавры. Осетровые – костно-хрящевые рыбы, сочетающие в себе свойства как ещё более древних акул и скатов, так и современных костистых рыб. Тело осетровых покрыто крупной ромбовидной чешуёй, называемой по научному ганоидной, а в просторечии – жучками. Рот, расположенной на нижней стороне головы, - беззубой (зубы есть только у мальков, да и те быстро исчезают).

Меж коряг, травы и тины,

Плавает большая рыба,

За другими наблюдает,

Зазевавших рыб хватает! (щука)

Воспитатель поднимает 4 картинку с изображением щуки.

Дополнение воспитателя: Щука – это хищница. Чтобы поймать свою добычу, она прячется в зарослях подводных растений, и затаившись там, неподвижно поджидает неосторожную рыбешку. Увидев подходящую жертву, щука резко бросается на нее, хватает своими острыми зубам и заглатывает целиком. Щуки имеют хороший аппетит, они легко проглатывают рыб, размер которых достигает половины ее собственной длины. Голодная щука может проглотить и другую щуку меньшего, чем она размера. Эти хищные прожорливые рыбы могут охотиться и на других водных обитателей – лягушек, раков и даже утят и взрослых уток, а при случае могут схватить крысу, белку или мышь, переплывающих водоем.

ФИЗМИНУТКА

Рыбки плавали, ныряли – волнообразные вертикальные движения ладошками.

И плескались на воде – волнообразные горизонтальные движения ладошками.

То сойдутся, разойдутся, - горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения

То зароются в песке. – приседают с круговыми движениями ладоней.

А без чего еще не могут жить рыбы (тепла, света и воздуха)?

Рыба не может жить без воздуха, так же как и человек. Как мы дышим (ответы детей)? Как дышат рыбы, мы сейчас узнаем.

Посмотрите, на голове у рыб находятся жабры, которые постоянно открываются и закрываются. Рыба заглатывает воду ртом, воздух остается в рыбке, а вода выходит через жабры.

Воспитатель предлагает посмотреть, как дышат рыбы в аквариуме

Воздух находится повсюду, но он невидим. Сейчас мы посмотрим, в каком виде воздух находится в воде.

3. Эксперимент

Дети стоят около стола, где находится банка с водой. Воспитатель показывает детям камни, спрашивает, есть ли в них воздух (ответы детей).

Предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один камень, он тонет (воспитатель спрашивает, что ребята увидели, что же это за пузырьки и откуда они взялись). Поясняет, пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду.

Педагог предлагает детям взять по одному камню и бросить в воду и понаблюдать, что происходит, отмечает появившиеся пузырьки воздуха, это то, без чего рыбы не могут жить в воде.

III. часть

К сожалению, наше путешествие подходит к концу и мы,с вами возвращаемся на берег.

4. Рефлексия

О чем мы говорили сегодня на занятии?

Как дышат рыбы?

В виде чего находится воздух в воде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...