окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Трофимова Ирина Григорьевна

Конспект по окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности "Дикие животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности №4

Образовательная область – познание

Воспитатель Трофимова И.Г.

Тема: «Как звери готовятся к зиме»

Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных.
Задачи: Систематизировать знания детей о жизни диких животных, об их повадках, питании.
- Развивать познавательный интерес. Учить детей сравнивать, сопоставлять известные им факты об окружающем мире. Развивать самостоятельность мышления,  рассуждать, делать выводы. находить причины и следствия, отделять существенные признаки от второстепенных. 
- Уточнить и систематизировать представления о способах подготовки диких животных к зиме. -Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.
- Работать над развитием словарного запаса
- Вызвать желание делиться своими знаниями со сверстниками.
- Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.

 Материалы и оборудование: картинки с изображением диких животных: волка, ежа, лисы, зайца, лося, кабана, медведя. Картины «белки спасаются от куницы», «Белки строят гнездо», «Ёж в норе», «Ежиная семья», «Купание медвежат».
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о жизни животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие животные», чтение энциклопедии о животных.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Звучит аудиозапись «Голоса животных», воспитатель предлагает детям прослушать и отгадать, звуки каких животных они слышат.

Ответы детей: я слышу, как волк рычит, я слышу, как лиса тявкает…
Воспитатель: как одним словом назвать всех этих животных (дикие животные)

Как вы думаете, почему их называют дикие животные? (сами добывают себе пищу, строят себе жилища, сами себя лечат)
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (осень)
- По каким приметам определили? (дети называют осенние приметы)
- А после осени какое будет время года? (зима)
- Да, наступит холодная, снежная, морозная зима. Что же станет с нашими лесными братьями? Вы хотите узнать? (да)
- Давайте отправимся на прогулку в лесную чащу и узнаем, как готовятся звери к зиме.


2.Звучит медленная, плавная музыка и дети отправляются на «прогулку в лес».

В лес сегодня на прогулку

Предлагаю вам пойти.

По тропинке, по дорожке мы пойдём,

И в лесу я знаю точно

Всех животных мы найдём.
Воспитатель: Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами и корой кустарников, деревьев, другими животными)
- Как мы назовём животных, которые едят траву? (травоядные)
- А животных, которые питаются себе подобными? (хищники)
- А есть животные, которые питаются и растениями и животными? (всеядные)
Воспитатель:  Вот кто – то по тропинке поскакал, отгадайте загадку:

Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка. Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. Кто это? (Это заяц).


- Чем питается зайчик? (травой, грибами, грызёт кору деревьев) Значит зайчик ….травоядное животное.
- Дети, летом про косого говорят заяц – русак, а зимой заяц – беляк, почему? (потому что заяц меняет шубку серую на белую).  Для чего он это делает?

3. ОПЫТ 1. ПОЧЕМУ ЗАЯЦ ЗИМОЙ БЕЛЫЙ?

Воспитатель: «Летом – серый, зимой – белый»,  — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос  один очень простой и интересный опыт.

 Вырезать из белой бумаги силуэт зайчика. Положить силуэт зайчика на лист белой бумаги, прикрепить.

Отойти  как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро показать  картинку ребятам.  Кто же это? Скорее всего ребенок скажет, что ничего не видно или плохо видно. Показать еще раз, но держать картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Спросить ребенка, почему так трудно догадаться, кто это?

А теперь открепить силуэт и положить на зеленый фон. Показать детям тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!

Воспитатель: Смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).


-
Воспитатель: Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Зайчик линяет постепенно: сначала белеет хвост, затем ноги. А потом спина и уши. Лишь кончики ушей остаются тёмными.


Сам зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой (белка)


Воспитатель:  Как готовится к зиме белка? (собирает шишки и орехи ,прячет их в дуплах, сушит грибочки на суках)
- Да, белки любят делать запасы на зиму. Они закапывают орехи в землю или прячут в дуплах. Часто белки забывают о закопанных орехах и из них прорастают деревья. Так эти животные помогают сохранять леса. Кроме орехов белки употребляют в пищу семена, плоды, грибы, насекомых.
Воспитатель: Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (меняют окраску меха)
- В чём разница? (белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от мороза, у зайца – нет)


4.Подвижная игра: «Две белки»
Выбирается «две белки», раздать корзинки или ведёрки. На полу разбросать орехи. «Белки» собирают орехи, а дети произносят слова:

Белки по лесу гуляют
И орехи собирают
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора их сосчитать.


«Белки» останавливаются, подсчитывают орехи, побеждает тот, у кого больше и игра продолжается с новыми участниками.

Воспитатель: Все ли животные запасают корм на зиму? Какие животные не запасают корм и почему?
- А медведь запасает корм на зиму? Почему? (он спит зимой)


- Верно, медведь относится к таким животным, которые усиленно питаются, запасают жир, чтобы хватило на всю долгую, снежную зиму. Что любит медведь больше всего на свете? (мёд) 


- Да, медведь страшный сладкоежка. Бывают случаи, что медведи приходят за мёдом на пасеку. Чем ещё питаются косолапые? (ягодами, мышками, грибами) Вот и загадка про это:

Зимой спит,
Летом ульи ворошит


Воспитатель:  А ещё медведь может напасть на лосей, кабанов, оленей и других животных. Он относится к всеядным животным.
- Как называется дом медведя, где он спит зимой? (берлога)
- Осенью медведь готовит себе место, где будет проводить всю зиму. Выстилает углубление под буреломом сухими листьями, мхом и впадает в спячку.
5.Подвижная игра: «У медведя во бору» 
Выбирается «медведь» и «спит» Дети подходят со словами:


У медведя во бору
Грибы, ягоды беру
А медведь не спит
Он на нас глядит


6. Игра «Закончи предложение»
Неуклюжий, как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как ….
Колючий, как …

Воспитатель:  Весь в колючках, Ворчит, как злючка, Чуть испугается  В клубок свивается (ёж)

- Как готовится к зиме ёж? (усиленно питается)
- Как проводит зиму ёжик? (впадает в спячку)
- Совершенно верно, ежи заботливо устилают гнёзда сухими листьями, мхом и травой и укладываются спать на зиму. Ежи хорошо слышат и чувствуют разные запахи, но очень плохо видят. Они быстро бегают, умеют плавать и прыгать. А чем питаются наши колючие друзья?

На многих картинках, в сказках, мультфильмах мы видим ежа, который несёт на своих иголках яблоко или гриб. Мы думаем, что так он собирают пищу или делает запасы. Это не так!

Начнём с того, что еж питается червяками, лягушками или насекомыми. Встретив, лежащее на земле яблоко или грибы, ёж старается изваляться в них. Яблоки или грибы при прокалывании выделяют кислоту или сок. Он попадает на кожу ежа и обеззараживает её.
- Ежи – всеядные животные. Основу их питания составляют гусеницы, мыши. Ежи приносят пользу лесному и сельскому хозяйству, истребляют опасных насекомых и мелких грызунов.
6.Игра: «Кто где живёт?»
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.

7.Игра «Парадоксальная ситуация»

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, «Как бы зайцы воспитывали волчонка?», «А курица лисёнка?»

Ответы детей

Воспитатель: Вот и заканчивается наша прогулка в лес. Ребята, представьте, что вы оказались в сказочном лесу, а в нём происходят чудеса. Вы могли бы превратиться в зверей. Кем бы вы хотели быть и почему? (Дети высказывают свои суждения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...