Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Логинова Людмила Валерьевна

Примерный план организации познавательно-исследовательской деятельности детей

на тему "Дружим с электричеством"

 

автор: Логинова Людмила Валерьевна,

старший воспитатель МБДОУ 76 г. Мурманска

 

Задачи:

образовательные:

  • познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов;
  • показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
  • уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
  • закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

развивающие:

  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

воспитательные:

  • вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека;
  • вызывать радость от открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план организации познавательно-исследовательской деятельности детей

на тему "Дружим с электричеством"

автор: Логинова Людмила Валерьевна,

старший воспитатель МБДОУ 76 г. Мурманска

Задачи:

образовательные:

  • познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов;
  • показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
  • уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
  • закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

развивающие:

  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

воспитательные:

  • вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека;
  • вызывать радость от открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы к познавательно-исследовательской деятельности детей:

Материалы, используемые в ходе беседы:

  • презентация PowerPoint;
  • запись песни «А кто такие фиксики?»
  • мультфильм из серии «Фиксики» «Фиксики и электричество»
  • игрушки: фиксики Симка и Нолик

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

1.        Опыт «Липкие человечки». Оборудование: бумажные человечки и воздушные шарики.

2.        Опыт «Электрические блошки» Оборудование: зёрнышки риса или конфетти, воздушные шарики, кусочки шерстяной ткани, бумажные тарелочки.

3.        Опыт «Кораблик, плыви!» Оборудование: тазики с водой, бумажные кораблики, расчёски, кусочки шерсти.

Ход познавательно-исследовательской деятельности детей.

  1. Организационный момент

Дети проходят в комнату, встают вокруг педагога.

- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть.Сегодня нас ждёт много научных опытов и интересных открытий.

  1. Актуализация имеющихся у детей знаний об электричестве.

- А помогут нам в этом мои новые друзья. Знаете, я только сегодня с ними познакомилась, пока вас ждала. Я  включила магнитофон в розетку, а он не работает! Что такое? И вдруг, представьте себе, слышу: в магнитофоне кто-то разговаривает…ремонтирует его! Кто бы это мог быть? Догадываетесь?Дети высказывают предположения.

- Конечно же, это фиксики Симка и Нолик. Демонстрирую интерактивные игрушки из медийного проекта «Фиксики».

- Ребята, Симка и Нолик рассказали мне, что у магнитофона порвался провод, и поэтому он не работал. А теперь провод отремонтирован и можно включать магнитофон. Проверим?Да. Включаем магнитофон и прослушиваем 1 куплет из песни «А кто такие фиксики?»

- Как вы думаете, почему магнитофон заработал? «Потому что фиксики отремонтировали провод и по нему пошёл электрический ток»

  1. Беседа об электроприборах.

- Правильно, электричество бежит по проводам и заставляет работать электроприборы. А в вашей группе есть электричество? Есть.

- А какие предметы нам подсказывают, что в помещении есть электричество? Розетки, выключатели, провода.

- Молодцы! Ребята, усаживайтесь поудобнее на стульчики. Фиксики Симка и Нолик приготовили для вас электрозагадки.

Презентация

Дети отгадывают загадки. Если отгадка верна, на экране появляется изображение электроприбора.

Загадки.

На моем, друзья, экране

То моря шумят в тумане,

То плоды качает сад.

Есть мультфильмы для ребят.

Телевизор

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

 Больше греться не хочу.

 Крышка громко зазвенела:

 «Пейте чай, вода вскипела!»

Электрочайник

В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер.

Волосы он сушит. Мамочка с ним дружит.

Фен

Я очень люблю побродить по коврам,

По мягким диванам, по темным углам.

Там вкусную пыль я всегда нахожу

И от наслаждения громко жужжу.

Пылесос

Можно в ней зажарить птицу,

Разогреть суп или пиццу.

С виду малая духовка.

Что это?...

Микроволновка

На одежде гладко-гладко

 Он разглаживает складки,

 Гладит кофты и бельё,

 Платье школьное моё,

 Гладит стрелочки у брюк

 Электрический …

Утюг

- Ребята, как можно одним словом назвать все эти полезные для человека предметы?Дети называют: «электроприборы», «бытовая техника».

IV.  Беседа о технике безопасности .

- Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно. Как вы думаете, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? Да.

- Давайте послушаем, что нам об этом расскажет дедушка Симки и Нолика, Дедус. Демонстрация мультфильма «Фиксики и электричество» (1 мин.)

- Как видите,  электричество хоть и полезно, но  при неправильном обращении может быть опасно для человека. Давайте-ка поиграем и  проверим, как вы запомнили правила электробезопасности. Я буду читать стихи, а тот, кому я передам шарик, будет добавлять последнее слово в строке.

Раз, два, три, четыре –

 У кого пожар ….?

Ребенок: в квартире.

Дым столбом поднялся вдруг.

 Кто не выключил…?

Ребенок: утюг.

Красный отблеск побежал.

 Кто с розеткою…?

Ребенок: играл.

Ты запомни, юный друг:

 Ток не любит мокрых рук.

 Прежде чем прибор включать,

 Надо руки…

Ребенок: вытирать.

           Если провод оборвался, ты к нему не подходи!

           И скорее, и скорее, взрослых…

Ребёнок: позови.

 Дым увидел – не зевай и пожарных…

Ребенок: вызывай.

Физминутка

- Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Дети, бегут по кругу друг за другом, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

 Свет несёт в квартиру нам.

 Чтоб работали приборы,

 Холодильник, мониторы.

 Кофемолки, пылесос,

 Ток энергию принёс.

- Симка и Нолик приглашают вас поиграть с электричеством, которое живёт не в проводах электроприборов, а вокруг нас. Оно доброе и неопасное.

  1. Экспериментирование

Дети садятся за столы для экспериментов

- Иногда мы снимаем одежду и слышим потрескивание, даже искры видно. Бывает так, что мы расчёсываем волосы, и они липнут к расчёске. Волосы, наше тело, вещи из шерсти или синтетики электризуются. Это неопасное электричество, хоть и не всегда приятное. Оно называется статическое электричество. Симка и Нолик сказали мне, что статическое электричество живёт повсюду вокруг нас и с ним можно весело поиграть.

  1. Опыт «Липкие человечки».Оборудование: бумажные человечки и воздушные шарики.

- Поднесите шарик к человечкам. Что происходит?Ничего

- Потрите шарик о волосы и поднесите его к человечкам. Что произошло? Человечки прилипли к шарику.

- Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он наэлектризовался, поэтому притянул к себе человечков.

  1. Опыт «Электрические блошки» Оборудование: зёрнышки риса или конфетти, воздушные шарики, кусочки шерстяной ткани, бумажные тарелочки.

- У вас на тарелочках лежат блошки (зёрнышки риса). Они не шевелятся, правда? Как бы нам заставить их прыгать?Дети высказывают свои предположения, при необходимости напоминаю им о предыдущем опыте.

- Правильно, давайте наэлектризуем шарик. Как это можно сделать?

Потереть о волосы, о шерстяную ткань. Пробуем разные варианты.

- Поднесите шарик к блошкам. Что мы наблюдаем?Блошки прыгают.

- Почему? Шарик наэлектризовался и притягивает блошек.

- Как шарики наэлектризовались? Их натерли кусочком шерстяной ткани или потёрли о волосы.

  1. Опыт «Кораблик, плыви!» Оборудование: тазики с водой, бумажные кораблики, расчёски, кусочки шерсти.

- Ребята, как вы думаете, можно ли помощью расчёски заставить кораблик поплыть? Выслушиваем предположения детей. При затруднении напоминаю детям о том, что расчёска тоже может наэлектризоваться от волос, как и шарик.

- Давайте проверим ваши предположения.

- Как нам наэлектризовать расчёски? - Потереть о волосы. Потереть о шерсть.

- Попробуем теперь поднести расчёски к корабликам. Что происходит? - Кораблики плывут.

- Почему? Расчёска наэлектризовалась, и притягивает кораблик.

- Как расчёски наэлектризовались? Их натерли кусочком шерстяной ткани или потёрли о волосы.

- Правильно.

VI.  Подведение итогов

- Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу.

- Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. Кому что больше всего понравилось? Что вы расскажете дома маме и папе?Высказывания детей.

- Ребята, Симке и Нолику пора домой, у них много работы.

- А чтобы вы могли повторить такие опыты дома, Симка и Нолик дарят каждому из вас вот такой красивый бумажный кораблик и шарик.

Симка и Нолик уходят.

- Спасибо вам ребята. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"

Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....