Программа "Хотим все знать"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Программа работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hotim_vse_znat.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»

ПРОГРАММА

по опытно-экспериментальной деятельности  

для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

«Хотим все знать»

                                                                         Составитель: Русанова Ольга Андреевна

                                                                     Воспитатель 1категории

г. Нижневартовск

                                                  Содержание

Паспорт программы

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1.

Возрастные особенности

4

1.2.

Цель и задачи реализации программы

5

1.3.

Планируемые результаты

5

1.4

Количество занятий

5

2

Содержание программы

6

2.1

Формы, методы и приемы

6

2.2

Условия реализации программы

7

2.3

Принципы построения программы

7

3

Проектирование процесса

8

4

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы

10

5

Приложение

11

1. Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи - это широкое внедрение метода, организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду.

Программа «Хотим все знать» составлена на основе методического пособия Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет» и пособия О. В. Дыбиной В. В. Щетининой, «Неизведанное рядом».

  1. Возрастные особенности детей

старшего дошкольного возраста 6 -7 лет.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: способствование формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

1.3. Планируемые результаты

1. Умеют обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Имеют представления о предметах и их свойствах.

3. Умеют выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Соблюдают правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

5. Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

1.4. Количество занятий

Занятия проводятся с группой детей 6-7 лет 1 раз в месяц.

Всего – 9 занятий в год.

Количество групп – 3 группы.

2. Содержание программы

2.1        Формы, методы и приемы

Форма организации деятельности – групповая.  Количество детей – группа.

В работе возможно использование как традиционных методов, так и инновационных. 

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций и др.)

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

Практические методы. Большое значение придаётся ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты).

Инновационные методы.

-   В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Для поддержания интереса детей к опытам, экспериментам:

        - поощряется любопытство, любознательность, представление возможности ребенку действовать с разными предметами и материалами, манипулирование с ними, если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объяснить, почему, помочь определить, что можно;

        - развивается стремление доводить начатое дело до конца, через использование положительной оценки;

        - проявление заинтересованности к деятельности детей, беседы с ними об их намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата, расспросить о результатах деятельности и как ребенок достиг их.

2.2        Условия реализации программы

Опыты и эксперименты проводятся в групповом помещении, в котором созданы условия для осуществления опытно – экспериментальной деятельности.

Материальное и техническое оснащение: 

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: банка 3л, стаканчики пластиковые, высокий стеклянный стакан, пипетки, плоская тарелка, металлический поднос, ложка.

красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка, перекись водорода 3%, и др.);

медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, мерные ложки.

природный и другой сыпучий материал: сахар, крахмал, аскорбиновая кислота

продукты питания: конфеты «Скитлс», куриное сырое яйцо, уксус, растительное масло, медицинский спирт, уксус 9%, листья пекинской капусты, молоко, сливки

прочие материалы: контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, жидкое мыло для рук, лед, ватный шарик, ватные палочки

Программно-методическое обеспечение:

методическая литература, разработки

наглядно-дидактические пособия

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет воспитатель.

2.3        Принципы построения программы

Принцип дифференциации

Принцип деятельного подхода.

Принцип сотрудничества

Принцип от простого к сложному.

3. Проектирование процесса

Тематическое годовое планирование

Месяц

Опытно – экспериментальная деятельность

Материалы

Сентябрь

"Фейерверк в банке"

Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, знакомство со свойствами растительного масла.

Банка, вода, пищевой краситель и растительное масло.

Октябрь

«Попробуй радугу»

Цель: исследование вредного влияния красителей, входящих в состав конфет «Скитлс», на организм человека.

Конфеты «Скитлс», плоская тарелка, теплая вода.

Ноябрь

«Резиновое яйцо»

Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов (уксус) разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).

Куриное сырое яйцо, стакан, уксус.

Декабрь

«Полосатый стакан»

Цель: показать детям, что не все жидкости одинаковые по плотности и не все жидкости смешиваются между собой.

Высокая прозрачная тара, жидкий пищевой краситель, растительное масло, медицинский спирт, жидкое мыло для рук, вода комнатной температуры.

Январь

«Облако в банке»

Цель: углубление и систематизирование знания о процессе образования облаков и дождя с помощью опыта.

Стеклянная банка 3л, горячая (кипящая) вода, металлический поднос, лед.

Февраль

«Превращение воды»

Цель: показать детям, что при смешивании некоторые жидкости могут изменят цвет.

крахмал, перекись водорода 3%, уксус 9%, аскорбиновая кислота, йод, 3 стакана, ложечка для перемешивания.

Март

«Цветные листья»

Цель: показать детям, как растения пьют воду на примере листьев пекинской капусты.

Листья пекинской капусты (можно взять любые белые цветы), пищевой краситель, стаканы (количество зависит от разнообразия цветов красителей), вода.

Апрель

«Радуга в молоке»

Цель: показать детям, как молоко взаимодействует со средством для мытья посуды, создавая причудливые картины.

Тарелка, молоко или сливки, гуашевые или пищевые краски, жидкое мыло, ватный шарик или ватные палочки, пипетка.

Май

«Удивительное смешивание»

Цель: показать детям, что при смешивании разные жидкости по-разному вступают в реакцию с одним и тем же компонентом.

5 прозрачных стаканов, ложка для перемешивания, свекольный (или гранатовый) сок, сода, уксус 9%, аммиак (нашатырный спирт), средство для чистки труб «Крот».

4.  Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы

Карта обследования умений и навыков опытно экспериментальной деятельности

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Знает и называет основные свойства различных предметов

Знает основные признаки живой и неживой природы

Умеет выявлять зависимость одного явления от другого

Умеет делать выводы и умозаключения

Соблюдает технику безопасности при опытно - экспериментальной деятельности

Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Баллы

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

5.  Приложение

 

1. «Фейерверк в банке»

Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, знакомство со свойствами растительного масла.

Задачи:

- Закрепить знания детей о свойствах воды.

- Познакомить со свойствами подсолнечного масла.

- Содействовать формированию у детей представлений о плотности воды и подсолнечного масла, и что с ними происходить при смешивании.

- Развивать поисково-познавательную деятельность, побуждать к самостоятельному поиску причин, ориентированному на взаимодействие взрослого с ребенком.

- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Оборудование: вода, растительное масло, пищевые красители, тара под масло, воду и красители, прозрачная стеклянный стакан, пипетки, поднос, ложки пластиковые.

Ход опыта:

1. Наливаем в банку воду, почти до верха.

2. Берем небольшую миску, наливаем в неё немного масла, 4-5 ложек.

3. Далее берем красители разных цветов и капаем по паре капель каждого цвета. В случае, если краситель у вас в порошке - разводим его водой.

4. Теперь нам необходимо размешать масло, чтобы краситель разделился на маленькие капли. Полностью краситель не растворится в масле, нам это и не нужно

5. Теперь выливаем масло с красителем в банку и смотрим, что получается.

Вывод: масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, краска тяжелее воды, поэтому опускается на дно. 

2. «Попробуй радугу»

Цель: исследовать вредное влияние красителей, входящих в состав конфет «Скитлс», на организм человека.

Задачи:

• наблюдать за реакцией конфет «Скитлс» при взаимодействии с водой;

• формировать у детей правильное понимание здорового питания и желание питаться правильно;

• учить проводить элементарные опыты.

Оборудование: плоская тарелка, конфеты «Скитлс», вода.

Ход эксперимента:

Пастила, жевательные конфеты, «Чупа-чупсы», «Скитлс» в яркой упаковке – все это, без сомнения, вредные продукты. Они все содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, красители, заменители и т. д. Но как объяснить детям, почему не стоит есть все эти «радужные» конфеты? Ведь у них не так развиты понятия химикатов, красителей, консервантов и прочих добавок. Вот тут приходит на помощь чудесный опыт со «Скитлс».

1. Раскладываем конфеты «Скитлс» на плоской тарелке по кругу.

2. Льем на середину тарелки обычную воду.

3.  Наблюдаем за процессом.

4. Красивую радугу стоит оставить на чуть-чуть. Дети наблюдают за тем, как от конфет отклеивается и всплывает пленка с буквой.

5. Ну и напоследок, оставляем конфетки еще на час. Видим, что они превратились в бурую мерзкую жижу. Осталось спросить у ребят, хотят ли они теперь есть эти конфеты.

Вывод: пищевая краска растворяясь окрашивает воду, тоже самое происходит с нашим желудком.

  1. «Резиновое яйцо»

Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов (уксус) разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).

Вопрос: Что произойдет со скорлупой яйца, под воздействием кислоты (уксуса)?

Оборудование:  одно яйцо и стакан с уксусом.

Ход опыта: 

Вопрос: Что произойдет со скорлупой яйца, под воздействием кислоты (уксуса)?

  1. Вначале дети трогают яйцо.

Какая скорлупа у яйца – твердая, крепкая. Скорлупа состоит из кальция, как и эмаль наших зубов.

  1. Ложем яйцо в стакан и заливаем уксусом. Уксус – это кислота, как и та, которая выделяется бактериями в ротовой полости.
  2. Наблюдаем за реакцией.

Практически сразу начинается реакция: яйцо покрывается пузырьками.

  1. Через сутки реакция усиливается.
  2. На вторые сутки вынимаем яйцо из уксуса, скорлупа стала мягкой и гибкой.

Дело в том, что уксус растворяет минералы, содержащиеся в яичной скорлупе (а именно они придают скорлупе прочность). Примерно так же действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости. Так что для маленьких упрямцев, не желающих чистить зубки, этот опыт будет очень показательным.

Вывод: если скорлупа яйца разрушается под воздействием вредных факторов, то и эмаль наших зубов, если их не чистить, тоже разрушается. Зубы надо чистить два раза в день утром и вечером.

  1. «Полосатый стакан»

Цель: показать детям, что не все жидкости одинаковые по плотности и не все жидкости смешиваются между собой.

Оборудование: Высокая прозрачная тара, жидкий пищевой краситель, растительное масло, медицинский спирт, жидкое мыло для рук, вода комнатной температуры.

Для яркости эксперимента можно окрасить медицинский спирт и воду в яркие цвета.

Ход эксперимента:

1. Наливаем в стакан растительное масло.

2. Наливаем аккуратно медицинский спирт.

3. Сверху наливаем жидкое мыло.

4. Затем аккуратно наливаем воду комнатной температуры.

Аккуратно налейте каждый из ингредиентов в сосуд в порядке, указанном выше. Так каждая из жидкостей займет свой слой, и они не перемешаются.

Вывод: жидкости разной плотности между собой не смешиваются.

 

5. «Облако в банке»

Цель: Углублять и систематизировать знания о процессе образования облаков и дождя с помощью опыта.

Задачи:

• развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать;

• воспитывать умение работать в группе, договариваться;

• закреплять умение делать выводы и умозаключения.

Оборудование: стеклянная банка 3л, горячая (кипящая) вода, металлический поднос, лед.

Ход опыта:

Можем ли мы увидеть дождь зимой? Конечно, можем. Для этого необходимо провести небольшой и несложный эксперимент.

1. Берем банку и наливаем горячую воду примерно на высоту 2,5 см в банку.

2. Закрываем банку железной крышкой или металлическим подносом.

3. На крышку ложем лед.

4. Наблюдаем.

5. Дети делают выводы и умозаключения.

Вывод:

- Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки.

6. «Превращения воды»

Цель: показать детям, что при смешивании некоторые жидкости могут изменять цвет.

Оборудование: крахмал, перекись водорода 3%, уксус 9%, аскорбиновая кислота, йод, стакан, ложечка для перемешивания.

Ход опыта:

1. В стакане № 1 перемешиваем чайную ложку крахмала и теплую воду.

2. В стакане № 2 перемешиваем чайную ложку аскорбиновой кислоты и воду.

3. В стакане № 3 смешиваем в теплой воде йод и несколько ложек уксусной кислоты.

4. Смешиваем жидкости из стакана № 2 и № 3.

Наблюдение № 1: жидкость стала прозрачной

Вывод №1: коричневый раствор йода обесцвечивается при смешивании с аскорбиновой кислотой.

5. В полученную прозрачную жидкость наливаем жидкость из стакана № 1.

Наблюдение № 2: жидкость в стакане стала белой.

6. Добавляем немного перекиси водорода и ждем.

Наблюдение № 3: жидкость на глазах становится черной.

Вывод: при смешивании некоторые жидкости могут изменять цвет друг друга.

7. «Цветные листья»

Цель: показать детям, как растения пьют воду на примере листьев пекинской капусты.

Задачи:

• развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать;

• воспитывать умение работать в группе, договариваться;

• закреплять умение делать выводы и умозаключения.

Оборудование: китайская капуста (можно взять любые белые цветы), пищевой краситель, стаканы (количество зависит от разнообразия цветов красителей), вода.

Длительность опыта: 1 сутки

Ход опыта:

1. Наливаем в стаканчики воду по количеству пищевого красителя.

2. Окрашиваем воду в каждом стакане, высыпая краситель, перемешиваем.

3. В каждый стакан ставим лист пекинской капусты и наблюдаем.

4. Через некоторое время мы видим, что лист в каждом стакане окрасился в соответствующий цвет.

Вывод: Внутри стебля находятся капилляры, по которым к листьям поступают питательные вещества. Когда в них попадает вода с краской, они окрашиваются в соответствующий цвет.

8. «Радуга в молоке»

Цель: показать детям, как молоко взаимодействует со средством для мытья посуды, создавая причудливые картины.         

Оборудование: тарелка, молоко или сливки, гуашевые или пищевые краски, жидкое мыло, ватный шарик или ватные палочки, пипетка.

Задачи:

• развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать;

• воспитывать умение работать в группе, договариваться;

• закреплять умение делать выводы и умозаключения.

Ход опыта:

1. Наливаем в неглубокую тарелку молоко (сливки).

2. С помощью пипетки капаем в молоко краски.

3. Смачиваем ватный шарик жидким мылом и ложем в центр тарелки. Либо, смачиваем кончик ватной палочки в жидком мыле и окунаем в молоко.

4. Наблюдаем за реакцией молока и краски.

Вывод: молекулы молока вступают в реакцию с молекулами жидкого мыла, а увидеть это можно благодаря краскам.

9. «Удивительное смешивание»

Цель: показать детям, что при смешивании разные жидкости по-разному вступают в реакцию с одним и тем же компонентом.

Оборудование: 5 прозрачных стаканов, ложка для перемешивания, свекольный (или гранатовый) сок, сода, уксус 9%, аммиак (нашатырный спирт), средство для чистки труб «Крот».

Ход опыта:

1. Готовим свекольный сок

2. Немного разбавляем полученный сок водой и разливаем в 5 стаканов

3. В стакан № 1 добавляем соду (1 ложку).

Наблюдение № 1: сок стал темнее.

4. В стакане № 2 добавляем уксус 9%.

Наблюдение № 2: сок стал более насыщенным

5. В стакане № 3 добавляем аммиак (нашатырный спирт)

Наблюдение № 3: сок стал оранжевого цвета

3. В стакане № 4 добавляем средство для чистки труб «Крот»

Наблюдение № 4: сок стал почти прозрачный

Вывод: при смешивании некоторые жидкости могут изменять цвет друг друга.

Вопросы:

- Ребята, какие материалы, продукты и вещества мы с вами использовали для наших опытов и экспериментов? (перечисляют)

- Кто помнит, какие опыты и эксперименты мы с вами проводили?

- Какой опыт или эксперимент понравился вам больше всего и почему?

- А вы проводите опыты и эксперименты дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...