«Зимние явления природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию «Зимние явления природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranneva_rabota_1.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

В старшей группе МКДОУ №22 г.Аши

Ранневой Ларисы Германовны

  1. Образовательная область: Познавательное развитие.
  2. Тема: «Зимние явления природы»
  3. Программное содержание

Образовательные задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; расширять знания детей о зимних явлениях в природе.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Словарная работа: метель, сугробы, гололед, снегопад, оттепель, белая, холодная, морозная, долгая, вьюжная, снежная, сосулька.

Индивидуальная работа: упражнять в подборе определений к заданному слову 

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы о зиме;

- Наблюдение с детьми за природными явлениями.

Материалы и оборудование: картинки с изображением зимних явлений природы, мольберт, мультфильм «12 месяцев», ноутбук, бумага, карандаши

Организационный момент:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? Давайте поделимся настроением со всеми.

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе

Улыбаться мне не лень,

Улыбаюсь целый день.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, а какое время года сейчас?

Дети: Зима

Воспитатель: А точно зима? А может, весна? Посмотрите в окно, как ярко светит солнышко, небо голубое.

Дети: Нет, на улице мороз, снег лежит, от солнышка снег не таит, значит не весна.

Воспитатель: Молодцы, догадались. А какой сейчас месяц?

Дети: Декабрь, первый месяц зимы

Воспитатель: Верно. К нам пришла зима, все покрыла снежным покровом и пришла к нам не одна, она пригласила с собой своих верных друзей. А вот каких именно, мы узнаем с вами по ходу занятия! Отгадайте же первого верного друга зимы. Ребята, когда зимой снег тихо падает на землю, как это явление называется?

Дети: Это снегопад

Воспитатель: Верно, молодцы! Когда начинается первый снегопад – это первый предшественник зимы. (воспитатель вешает картинку зимы со снегопадом). Ребята, а когда нападает много-много снега, что образуется на земле?

Дети: сугробы

Воспитатель: Конечно сугробы! Ребята, а вам нравиться, когда выпадает много снега?

Дети: Да, можно валяться в снегу, строить башни и играть в снежки

Воспитатель: Молодцы! Верно, зимой весело играть на улице, но только если не налетит она…

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели

Это зимние...

Дети: Метели

Воспитатель: Молодцы! Метель – это вторая подруга зимы. (вторая картинка с изображением метели) Во время метели дует сильный, холодный ветер, валит снег, заметает все вокруг. Посмотрите на экран: я вам покажу как же изобразили метель в мультфильме «12 месяцев» (просмотр отрывка мультфильма). Ребята, опишите мне метель.

Дети: белая, морозная, завораживающая, сильная, снежная и др.

Воспитатель: А еще после метели, когда наметет много снега, можно налепить снеговиков, давайте вместе сейчас его и слепим:

Физминутка

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика.

Мы скатаем снежный ком –

Вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А наверх поставим мы маленький комок.

Вот и вышел снеговик –

Снеговичок.

Снег, ведерко и морковка,

Да уменье, да сноровка –

И готов снеговичок.

Очень милый толстячок!

Воспитатель: Верно, метель обычно не приходит одна, всегда с ней приходит мороз и холод.

Намела метель сугробы,
Да пришёл мороз суровый.
Заморозил всё кругом
И стала вода…( льдом)

Воспитатель: На дорогах образовался лед от метели и мороза. Когда скользко на дорогах, люди обычно говорят: «Голый лед», как же называется такое явление?

Дети: Гололед

Воспитатель: Молодцы! Гололед очень опасное явление природы и третий верный друг зимы (вешает картинку с изображением льда, катка). Из-за гололеда происходит много аварий на дорогах, люди падают и получают травмы. Скажите, а вы помните, как нужно ходить по скользкой дорожке?

Дети: Нужно идти спокойно, не торопиться, маленькими шагами, не толкаться, потому что на льду очень опасно.

Воспитатель: Верно. Молодцы! Но неужели ничего хорошего нет во льду? Можно ведь кататься на коньках, с ледяной горки…. Но всё равно нужно быть предельно внимательным и осторожным, и беречь себя! Ребята, но не всегда же зимой  очень холодно, бывает дни когда солнышко так сильно пригревает, что снег начинает оттаивать и тогда приходит четвертая подруга зимы – оттепель! (картинки с изображением оттепели).

Почему зимой капель? Потому что....

Дети: оттепель.

Воспитатель: Верно. Именно во время оттепели образуются сосульки на крышах, солнышко нагревает на крыше снег и он начинает таять, превращаясь в воду стекает вниз с крыши, но так как зимой холодно, капли не успевают падать на землю, а замерзают, превращаясь в лед, то есть в сосульку. Хотя сосульки очень красивые и похожи на леденец, но их не в коем случаи нельзя брать в рот, чтобы не заболеть! Запомнили, ребята!

Дети: Да

Воспитатель: Дети, берем лист бумаги и простой карандаш, кладем лист горизонтально, проводим вертикальную линию по середине листа, потом горизонтальную линию. Так мы с вами разделили лист на четыре прямоугольника. Находим верхний левый прямоугольник и рисуем первое явление – снегопад. Как нарисуем?
Дети: Падающие снежинки.
Воспитатель: Дальше, находим верхний правый прямоугольник, в котором будем рисовать второе зимнее явление. И это?
Дети: Метель
Воспитатель: Молодцы! Когда при сильном ветре идет снег, поэтому изобразим как дерево наклонилось под действием ветра и снега.
Воспитатель: Хорошо. Вспоминаем третье явление и зарисуем его в нижнем левом прямоугольнике. И это? Опасное явление…
Дети: Гололёд!

Воспитатель: Молодцы! Изобразить можно виде замерзшей лужи! И последнее явление это…

Дети: Оттепель
Воспитатель: Правильно. Зарисовываем наше последнее явление в виде тающей сосульки.
Дети зарисовали все явления в виде схемы
Воспитатель: Ребята, давайте назовем всех друзей зимы по нашим схемам?

Дети: Снегопад, метель, гололед, оттепель!

Воспитатель: Правильно, молодцы, сегодня мы с вами познакомились с четырьмя зимними явлениями природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе «Зимние явления природы». Воспитатель Моисеенко Наталья Николаевна

Цель: создать условия для  формирование представлений детей о зимних явлениях природы о свойствах снега;Задачи: Организовать деятельность детей на формирование интереса  в развитие экспериме...

Презентация - консультация для родителей на тему: "Как знакомить детей с зимними явлениями природы".

В данной презентации даются советы и рекомендации для родителей о том как знакомить своих детей с зимними явлениями во время прогулки, за чем понаблюдать, на что обратить особое внимание....

Консультация для родителей Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы.

Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы....

Презентация "Зимние явления природы"

Презентация о сезонных  изменениях в природе зимой....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»

Занятие по формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект по ФЦКМ "Зимние явления природы"

Конспект ОД по ФЦКМ "Зимние явления природы"...

Зимние явления природы

презентация для детей дошкольного возраста...