Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Люблю тебя, березка русская!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Калинина Любовь Николаевна

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Люблю тебя, березка русская!" для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_berezka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей  подготовительной к школе группы по познавательному развитию

Тема: «Люблю тебя, берёзка русская!»

Цели: Продолжать формировать у детей культуру общения с природой и гуманное отношение к ней,  посредством расширения знаний о полезных свойствах берёзы. Развивать связную речь детей, умение отгадывать загадки, понимать смысл пословиц и поговорок.

Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности изображения березы весной.

Воспитывать у детей отзывчивость, чувство взаимопомощи, эстетическое восприятие.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие творчество», «социально-коммуникативное развитие».

Материал и оборудование: игрушка попугай в клетке, конверт с письмом от детей из Африки, разрезанные картинки с изображением берёзы на каждого человека. Слайд-презентация о березах, мультимедийная установка. Атласные ленточки на каждого ребёнка. Музыка для сопровождения, художественное слово о берёзе: пословицы и поговорки. Береста, изделия из бересты, дёготь, лучина, активированный уголь, дрова, мыло, шампунь; материал для рисования, тонированная бумага голубого цвета на каждого ребёнка, фломастеры.

Предварительная работа: наблюдение за берёзой в различное время года, использование художественного слова о берёзе, чтение художественной литературы, рисование берёзы, рассматривание иллюстраций с изображением берёз.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу. Воспитатель вместе с детьми:

Мы друг другу улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся.

Будем нежно говорить,

Радость, счастье всем дарить.

В мире всё вокруг прекрасно:

Лес, и солнце в небе ясном.

Радуемся с каждым днём,

С природой в дружбе мы живём.

В дверь стучат. Воспитатель открывает дверь, берёт попугая (игрушка) с  письмом.

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это? Ой, а у попугая  какое-то письмо! Хотите узнать, что в нем?

Берёт письмо, читает.

«Здравствуйте! Дорогие ребята группы «Почемучки» из детского сада «Дубок», мы никогда не видели природу России. Не знаем, какие у вас растут травы, цветы, деревья. И поэтому не можем отгадать загадку:

Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане

Мы только знаем, что говорится в этой загадке о дереве. А вот о каком? Помогите отгадать загадку и расскажите, пожалуйста, об этом дереве. Наш попугай Гоша будет всё внимательно смотреть и слушать, а затем всё нам расскажет.

Дети из Африки».

Воспитатель: Ребята, хотите помочь ребятам из Африки? (Ответы детей). Тогда ещё раз внимательно послушайте загадку (Читает загадку, выслушивает ответы детей). Правильно, это дерево БЕРЁЗА.

Обращает внимание детей на то, что в течение всего занятия попугай будет всё внимательно слушать и смотреть, а затем всё расскажет детям в Африке. (В ходе всего занятия воспитатель обращает внимание детей на то, для кого рассказывают о берёзе, кому помогают).

Дети садятся на стулья возле экрана мультимедийной установки. Включается слайд-презентация, идут слайды, звучит музыка. После просмотра проводится беседа с детьми.

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей);

Как вы думаете, какое дерево является символом России? (ответы детей);

Что вы можете рассказать о берёзе? (ответы детей);

Почему вам нравится берёза?  (ответы детей);

Кто знает, отчего произошло название «берёза»?

Ребята, вы много знаете о берёзе. А я хочу вам рассказать ещё кое-что об этом замечательном дереве. Слово берёза в переводе означает «светлый, белый».

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим фотографии на слайде. Что вы видите? (Много берёз, берёзовый лес). Как называется такой лес? Лес, где растёт много берёз, называют берёзовой рощей или березняком. Повторите, пожалуйста (дети повторяют).

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Насчитывается более 120 видов различных берёз. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. У всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. (Дети повторяют). Белую кору называют берестой (Дети повторяют). Береста – это защитный слой дерева. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий. В белой коре – бересте есть черные черточки. Они называются чечевички. Ребята, кто знает, для чего они нужны дереву? (Ответы детей.) Через них береза дышит. (Дети повторяют слово «чечевички», рассматривают бересту, обследуют на ощупь).

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю собрать картинку из нескольких фрагментов. (Дети собирают на местах картинки).

Молодцы, ребята, красивые берёзки у вас получились, но давайте проверим, все ли верно собрали картинку (дети проверяют друг друга).

Хорошо, дети, вы правильно и быстро собрали картинку!

Воспитатель: Давайте рассмотрим листья берёзы. На что они похожи? (На сердечко)

Воспитатель: Берёза славится не только своей красотой и великолепием, это ещё и очень полезное дерево. Давайте подойдем к другому столу и посмотрим. На столе лежат различные предметы (полено, лучина, веник березовый, игрушка из бересты, деготь, активированный уголь, мыло, шампунь).

Дети, какие полезные свойства берёзы вы знаете? (Ответы детей).

1. Берёзовые дрова зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла, обогревают жильё и выделяют приятный аромат.

2. Из бересты в старину плели обувь – лапти, делали музыкальные инструменты – рожки. В наше время из бересты плетут сувениры (Показать детям).

3. В старину на Руси берёзовой лучиной освещали избы (показать лучину).

4. На бересте писали наши предки. (Береста служила вместо бумаги)

5. В старину берёзовыми ветками изгоняли нечистую силу, вывешивая их у порога, или выметая пол в доме. Берёзовыми вениками парятся в бане и лечат так простуду.

6. Берёзовыми листьями в старину красили яйца на Пасху.

7. А сколько лечебных свойств у берёзы! (Выслушивает ответы детей)

Берёзовый сок – прекрасный и очень полезный напиток, рекомендуется, как общеукрепляющее средство. Почки берёзы используют в медицине, при заболевании сердца и почек. Из коры берёзы изготавливают таблетки активированного угля, которые помогают при лечении желудка (Показать детям). Из березы делают и мыло и шампунь, давайте посмотрим.

Почки и серёжки берёзы заваривают кипятком и пьют отвар при простуде. Из белой коры берёзы делают деготь, который применяют в медицине и в парфюмерии, как противовоспалительное средство.

(Показать детям, дать понюхать, повторить с детьми «дёготь»).

Действительно, берёза - дерево очень полезное, а в некоторых случаях даже незаменимое.

Недаром, издавна, о берёзе сложено много пословиц, поговорок, народных примет и загадок. Давайте вспомним, какие приметы, пословицы и поговорки вы знаете?

* Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

* Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

* Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.

* Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

* Бела береста — да дёготь чёрен

* Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (загадка)

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими).

Вы были в берёзовом лесу? Что вы чувствовали, когда заходили в берёзовую рощу? Вы хотите, чтобы такая красота на земле была всегда? Бережное отношение к берёзе – это проявление заботливого отношения к своей малой родине. Как, мы должны заботиться о красивейшем и нежном дереве – берёзе? (дети рассказывают).

1. Правильно собирать берёзовый сок, не причиняя берёзе вреда.

2. Сажать саженцы берёзки весной.

3. Не ломать ветки.

4. Засыпать снегом корни берёзы, чтобы они не вымерзли зимой в сильные холода.

5. Не обрывать почки и листья с деревьев в больших количествах.

Ребята, а кто из вас знает стихотворение о берёзе?  Расскажите, пожалуйста. Дети рассказывают стихотворения о березе.

Воспитатель: Берёза воспета поэтами в стихах, писателями в прозе, композиторами в песнях. Это замечательное дерево является персонажем хороводов и картин.

Давайте посмотрим на слайды (2 часть слайд - презентации).

А вы, ребята, хотите изобразить весеннюю берёзку в своих рисунках и отправить работы детям в Африку? (Ответы детей). Ну, тогда смело примемся за дело. Давайте разомнём наши пальчики, чтобы они были послушными.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал

Листья у берёз считал

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы загибать,

А потом, а потом по порядку разогнём.

Дети садятся за столы. На столах всё необходимое для рисования.

Воспитатель отмечает особенности рисования берёзы. Под звучание спокойной мелодии дети выполняют задание. После выполнения работы дети выкладывают свои рисунки, рассматривают их, отмечая вместе с воспитателем особенности каждого нарисованного дерева.

Воспитатель предлагает собрать работы и отправить посылку в Африку.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно рассказали о берёзе. Теперь и в Африке узнают о самом красивом и самом необыкновенном дереве. Попугай внимательно слушал, все запомнил и подробно расскажет детям.

Что сегодня нового узнали? Что вам понравилось?

Я очень рада, что в нашей группе такие отзывчивые, добрые, талантливые и умные ребята! А какие замечательные берёзы вы нарисовали!

И за это я хочу сделать вам небольшой сюрприз. У меня есть шкатулка, в которой находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку, и загадывали желание. Когда мы пойдём на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки). Прощаются с гостями и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Знакомство с русской избой"

Конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой". В ходе занятия у детей формируются представления о избе крестьянской семьи, о предметах быта, о кухонных принадлежностях. Занятие...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Русские матрёшки»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста " Русские матрёшки" - одно из цикла занятий  авторского проекта социально-личностной направленности "Начало начал". Занятие  в заним...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: " Люблю берёзку русскую!" в старшей группе детей с ОНР.

Конспект по познавательному развитию рекомендован  педагогам детских учреждений, музыкальным руководителям, родителям   воспитанников.               ...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Люблю березку русскую".

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие по русским народным сказкам»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Путешествие по русским народным сказкам»...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Люблю тебя, мой край родной. Знакомство с «Карельской избой»

Воспитание чувства любви, уважения к родному краю, к её природе и народным традициям....