Проект: Сюжетно-ролевая игра «Магазин» в 3 смеш. дошкольной группе ноябрь 2020г
проект по окружающему миру

Новотаева Гульнара Файрузовна

Цель: Обогащение игрового опыта детей, который позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_syuzh._rol._igra_magazin_v_star.gr_.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Обручевский детский сад»







Проект:

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин»

в 3 смеш. дошкольной группе

ноябрь 2020г

Подготовила воспитатель:

Новотаева Г.Ф







 Вид проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта: дети 3 смеш. дошкольной группы, воспитатель, родители детей.

Тип проекта: среднесрочный, 1 месяц с 01.11.2020 по 01.12.2020 г.

Место реализации: МДОУ « Обручевский детский сад ».

Актуальность проекта: Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуациях, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.                    

Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: Обогащение игрового опыта детей, который позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.

Задачи:

- расширять знания детей о магазине;

- продолжать знакомить детей с профессией продавца, кассира и др.;

- закреплять представления детей о труде взрослых;

- активизировать речевое взаимодействие детей в игре, умение поддерживать беседу;

- формировать навыки культурного поведения;

- умения позитивно общаться и взаимодействовать со сверстниками, проявлять доброжелательность и уважение друг к другу;

- способствовать развитию у детей творческого потенциала в процессе игры.


ФОРМЫ и МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

С детьми: беседы, НОД, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность, дидактические игры, строительно-конструктивные игры, обыгрывание сюжетно-ролевых, игровых ситуаций.

С родителями: беседы, индивидуальные консультации, привлечение к организации совместных с детьми наблюдений.

Ожидаемые результаты:

- формирование и развитие ролевого поведения у дошкольников;

- совершенствование и расширение игровых умений;

- обогащение и расширение представлений у детей по теме «Магазин», о культуре взаимодействия с окружающими людьми;

- развитие диалогической речи (наличие умения составлять диалоги в соответствии с принятой ролью);

- формирование культуры позитивного поведения;

- совершенствование навыков партнерского взаимодействия в парах.

Этапы работы над проектом:

-подготовительный;

-основной;

-заключительный - результаты работы над проектом.


                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Расширение представлений об окружающем по теме “Магазин”.

Обогатить жизненный опыт и впечатления детей.

Подбор, приобретение, изготовление обучающих дидактических игр, подбор сюжетно-ролевых игр-ситуаций.

Обогатить игровой опыт детей.

Обновление игрового оборудования, обновление и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре “Магазин”.

Создать условия, адекватные уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

Беседы с родителями.

Повысить родительскую компетенцию с точки зрения организации и развития детской игры.

Оформление родительского уголка. Размещение рекомендаций, буклетов, статей по теме проекта

             Организация сюжетно-ролевой игры                                                              (игры, мероприятия в подготовке к игре)

Работа по обогащению жизненного опыта детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания сюжетно-ролевой игры “Магазин”

Беседы

«Куда мы ходим за продуктами?»

«Кто такой продавец?»

«Кто такой кассир?»

«Откуда продукты берутся в магазине?»

«Какие отделы есть в продуктовом магазине?»

«Как правильно вести себя в магазине?»

«Полезные продукты»

«В магазин за покупками»

Дать представление о назначении магазина, его функционировании, о правилах поведения в магазине. Формировать знания об особенностях работы продавца, кассира, водителя, грузчика.

Вызвать у детей интерес к профессии продавец, дать представление об этой профессии, о сфере деятельности продавца, месте его работы.

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, дать представления о полезной и вредной пище.

Наглядные пособия

«Обувь»

«Одежда»

«Профессии»

«Овощи и фрукты»

Рассматривание сюжетных картинок

«Овощной магазин», «Супермаркет», «Вещевой магазин», «Обувной магазин», «Мы играем в магазин», «Спец.одежда, атрибуты», «Магазин игрушек».

Цель: Учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

НОД

Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Тема: «Что нас осень принесла».

Формировать умение различать по внешнему виду и называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать представления детей об огородных и садовых растениях. Учить объединять овощи, фрукты, ягоды в группы и обозначать группы обобщающими понятиями.

Развитие речи.

Тема: «Профессия –продавец», рассказывание по схеме.

Познакомить детей с профессией продавца, обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.

Социально-коммуникативное развитие.

Тема: «Таблетки растут на грядке».

Дать знания об овощах: огурец, помидор, морковь, капуста, лук, картофель, свекла. Познакомить с понятием «витамины». Вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.

Развлечение.

Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны!».

Цель: расширить познавательный интерес к профессиям; уважать и ценить каждую из профессий; формировать уважение к труду взрослых разных профессий.

Чтение художественной литературы:

Загадывание описательных загадок о фруктах, овощах, ягодах, продуктах питания.

Чтение: Е.Санин «Продавец»,

О. Повещенко «Продавец»,

Н. Кнушевицкая «Продавец»,

В. Душев, И. Мазнин «Веселые весы», Э. Успенский «Птичий рынок», Г. Юдин «Как варить компот», Ю. Тувим «Овощи»,

В.В. Маяковский «Кем быть».

С. Маршак «Урок вежливости».

Развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж, обогатить жизненный опыт детей.

Работа по обогащению игрового опыта детей

Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры.

Познавательные дидактические игры

«Овощи, фрукты», «Овощи»

Учить объединять различные фрукты, ягоды, овощи в группы и называть эти группы обобщающими словами.

«Сварим суп»

«Сварим компот»

Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять обобщающее понятие “овощи”, “фрукты”. Развивать познавательный интерес, коммуникативные способности, связную речь.

«Магазин»

Учить объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами, знакомить с группами товаров разных отделов магазина, развивать наблюдательность, мышление, восприятие, расширять словарный запас.

«Магазин»

Развивать умения определять форму окружающих предметов. Закрепить умение детей соотносить геометрические формы с формой предметов. Развивать основные психические процессы – память, внимание, логическое

«Профессии».

Закрепить названия профессий

«Чьи предметы?»

Расширять знания о профессиях. Краткое содержание: воспитатель показывает на картинках представителей профессий, а дети находят картинки с изображением предметов, необходимых этим людям.

«Кому что нужно для работы?»

Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи — орудия труда.

Строительно-конструктивная игра

Тема: «Прилавок для продавца»

Тема: «Обеденный стол»

Формировать у детей умение использовать крупный строительный материал, разнообразно действовать с ним.

Учить выполнять постройку по образцу воспитателя.

Учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления.

Малоподвижная игра

«Съедобное-несъедобное»

Развивать моторно-двигательное внимание, быстроту мышления, умение сосредотачиваться на свойствах определенного предмета.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры: «Ягоды», «Капуста», «Лимон», «Огород», «Муку в тесто замесил», «Апельсин».

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Речевые дидактические игры

«Отгадай, что загадали?»

Уточнить представления детей о продуктах, учить отгадывать описательные загадки о продуктах.

«Расскажи о посуде»

Расширять знания детей о различных видах посуды и о ее назначении.

«Какой сок?»

Учить образовывать качественные прилагательные от имен существительных.

«Какое варенье?»

«Угостим гостей»

Учить составлять фразу по образцу. Упражнять в образовании и употреблении слов обозначающих продукты питания в творительном падеже. (“Я угощу гостя...конфетой, яблоком, грушей, ватрушкой”и т.п.).

«В магазине игрушек»

Образование существительных в ед. числе, упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-, образование антонимов.

Сюжетно-ролевые игры – ситуации.

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, создать игровую ситуацию. Учить брать на себя роль (продавца, кассира, покупателя), выполнять игровые действия соответственно взятой роли. Учить вести диалог (продавец-покупатель, кассир-покупатель), употребляя вежливые слова и фразы: “здравствуйте”, “что бы вы хотели купить”, “возьмите, пожалуйста”, “ждем вас снова”, “я хотел бы купить”, “дайте мне, пожалуйста”, “спасибо”, “до свидания”.

«Покупатели оплачивают покупку»

«В магазин привезли свежие продукты»

«Вежливый продавец»

«Вежливый покупатель»

«Выбираем подарок на день рождения»

«Папа мама и дочка идут за покупками в магазин»

Побуждение детей к ролевым высказываниям:

«Кто хочет быть продавцом?»

«Что делает продавец?»

Подключение к игре малоактивных детей:

«Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и фруктов»

Обращения по ходу игры:

«Покупатели, встаньте в очередь», «Кассир, пробейте, пожалуйста, чек»

Побуждать детей правильно называть себя в игровой роли:

«Я – продавец», «Я – покупатель»,

«Я – кассир»

Побуждать называть игровые действия:

«Я раскладываю овощи»,

«Я выбиваю чек» и т. п.

Побуждать отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях.

Способствовать развитию самостоятельной игры детей, поиску новых игровых задач и способов их решения.

Взаимодействие с родителями

Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в магазин, совместных с детьми наблюдений за работой продавца, кассира, покупателя в магазине, размещением продуктов в разных отделах магазина.

Обогатить жизненный опыт и впечатления детей в ходе экскурсий с родителями и бесед об увиденном.

Консультация для родителей

Тема: “Играйте вместе с детьми!”

Показать актуальность развития игровой деятельности для умственного развития детей вследствие ее привлекательности для дошкольников.

Консультация: «Чему учит сюжетно- ролевая игра!».

Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно-ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах. Распространение педагогических знаний среди родителей.

II этап. Основной (практический)

 Создание игровой ситуации:

Вероника пришла к ребятам и попросила помочь ей.

-Ребята, у меня сегодня день рождения я пригласила много гостей, но в холодильнике пусто Что мне делать, как мне быть? Где продукты раздобыть?

Воспитатель обращается к ребятам: - Хотите помочь Веронике? Как? А как она попадет в магазин? Воспитатель задает наводящие вопросы детям, пока не услышит ответа «Поиграть в магазин» или «Построить магазин». -Хорошо, идите, играйте. Дети (идут, играют), но играть нечем. Возвращаются к воспитателю.

-Получилось помочь Веронике? Спрашивает воспитатель.

-Нет! (отвечают дети).

- Почему не получилось помочь? Не знаете? А что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? Правильно ребята, спросить у родителей, у воспитателя. Конечно же, я вам подскажу, но для начала вспомним, кто работает в магазине?

- Правильно, продавцы, охранники, уборщицы, кассиры. Воспитатель предлагает: - Хотите поработать в нашем магазине?

-Что делают продавцы?

-Что делает кассир?

-Какие обязанности у охранника?

-Что делает уборщица?

- Молодцы! Осталось распределить роли.

-Сотрудникам магазина предлагают занять свои места. Пока дети готовятся, воспитатель достает свой волшебный колокольчик и приглашает покупателей и Веронику взять свои сумочки, кошельки и отправится в магазин.

-Здравствуйте! Приглашаем всех в наш продуктовый магазин!

II Игровая ситуация: Дети играют, педагог помогает тем, кто затрудняется, берет на себя какую-то роль, может быть фрагментарно в каждой роли.

Методы приема: Включение педагога в игру, принятие на себя роли. Наблюдение педагога за игрой, советы, напоминания.

Игровые действия воспитанника: В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (помочь Веронике, поиграть, поработать в магазине). Вместе с педагогом распределяют роли. Сотрудники магазина занимают свои рабочие места. Покупатели, Вероника с педагогом проходят за сумками и кошельками с деньгами.

Дети продолжают игру самостоятельно, объединившись в микрогруппы по 2 ребенка. Дети, которые взяли роли, занимают места в магазине.

Продавец магазина - вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт ему то, что он выбрал.

Покупатели – просят продавца продать тот или иной товар, оплачивают покупку у кассира, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах. Вступают в диалог друг с другом.

Охранник – следит за порядком.

Уборщица - убирает мусор.

Методы, приемы:

Беседа.

III этап. Заключительный

Анализ результатов проекта.

Оценить эффективность реализации проекта

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

У детей:

  • обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем мире;
  • обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные игры со взрослыми;
  • обогатились игровые действия, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
  • обогатился ролевой словарь, повысилась речевая активность;
  • усовершенствовались умения вести диалог с партнером по игре (взрослым, сверстником);

У родителей:

  • проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.

У воспитателя:

  • повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» с детьми старшего дошкольного возраста»

1) расширение представлений об окружающем 2) формирование игровой деятельности3) формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения)....

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» с детьми старшего дошкольного возраста

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.  Развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач....

«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми старшего дошкольного возраста»

Задачи руководства:- закреплять представления детей о работниках библиотеки;- совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии...

«Проект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей старшего дошкольного возраста»

1.Расширять  знания детей о труде врача, медицинской сестры, о способах оказания первой медицинской помощи. Формировать умение заботиться о собственном здоровье.2.Учить детей передавать в игре пр...

Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» для детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, ...

Проект сюжетно-ролевой игры "Цирк" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование  у детей представления, что такое цирк. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе специально моделируемой ситуации....

Проект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:1)                Развивать интерес и познакомить с разными профессиями в сфере обслуживания. Закрепить правила поведе...