Проект "Экологическая тропа"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Валебная Наталия Васильевна

«Мир, окружающий ребенка,

- это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой»

В. А. Сухомлинский

 

Вид проекта: долгосрочный, познавательный, творчески-исследовательский.

Участники проекта: Дети дошкольного возраста.

Руководители проекта: Валебная Наталия Васильевна, Фролова Татьяна Борисовна.

Актуальность проекта:

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_tropa.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Экологическая тропа"

«Мир, окружающий ребенка,

- это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой»

В. А. Сухомлинский

Вид проекта: долгосрочный, познавательный, творчески-исследовательский.

Участники проекта: Дети дошкольного возраста.

Руководители проекта: Валебная Наталия Васильевна, Фролова Татьяна Борисовна.

Актуальность проекта:

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Ожидаемые результаты.

• Дети:

Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

    Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

   Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

• Педагоги:

o Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

o Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа» 

1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.

3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

Составление конспектов НОД по маршруту экологической тропы.

2 этап – основной

Реализация работы по маршруту экологической тропы

     1. Выбор объектов для проведения НОД.

2. Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы;

3. Изготовление гербариев:

«Лекарственные травы»«Цветы»«Листья». Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы

3 этап - контрольно-оценочный 

Анализ результативности выполнения поставленных задач

1. Проведение итоговой экскурсии;

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками;

3. Оформление фотогазеты;

Выставка детских рисунков.

 1. Выполнение задач проекта.

2. Выпуск методических рекомендаций.

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропе.

Наш детский сад МБДОУ  Д\С N 1«Светлячок»  работает над проблемой экологического воспитания очень давно.

Цель нашей работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы.

Одной из интересных форм экологического воспитания в ДОУ является создание экологической тропы.

Для организации работы на экологической тропе нами разработан  «Паспорт»  экологической тропы.

 Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов.

1. Хвойные деревья: Кедр, ель обыкновенная, ель голубая, лиственница.

2.Лиственные деревья: береза и рябина.

3.Кустарники: сирень, боярышник.

4.Огород: Морковь, бобы, салат, горох, свекла, редис.

5.Цветник: георгины, бархатцы, тюльпаны, ирис, нарциссы, астра, календула.

6.Уголок дикой и нетронутой  природы: шиповник, ландыш, хвощ полевой, крапива.

7.Место скопления насекомых.

8.Птичий городок.

9.Фитоогород «Зеленая аптека»: мать и мачиха, ромашка, мята, мелиса, пустырник.

Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе выбрали «хозяина тропы», сказочного героя - Лесовичка.

В качестве видовых точек для детей выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений.

Состояние экологической тропы – удовлетворительно.

Режим использования – экскурсии, наблюдение дошкольников, отдых.

Необходимые мероприятия – устройство недостающих объектов.

Маршрут разработки – педагогический коллектив МБДОУ детский сад  №1 «Светлячок».

Приложение:

- карта-схема маршрута;

- описание экскурсионных объектов;

- правила поведение в природе.

 

Пояснительная записка к паспорту экологической тропинки.

Для организации работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит карту схему тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема- для педагогов, вторая – простая для детей. Здесь же дается описания точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателей информация. Так, при описания дерева даются его биологические, экологические характеристики особенности распространения, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическое и.т.д.) и рекомендации по использованию объектов работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей(как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использование растений, которые могут служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинке.

Описание объектов (видовых точек).

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

1. «Лесная полянка»

Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.

2. Летняя лаборатория. (Песочница)

Экспериментирование с песком в песочнице. (на участке имеются ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом, шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.) Демонстрирую отдельные свойства песка и воды, провожу элементарные опыты, игры.

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир

3. «Жужжащий, ползающий мир» (Лужайка).

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.

Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.

4. «Во саду ли, в огороде»

Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

5. Цветочная полянка.

Это  территория - клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные цветущие растения.

Как правило, это травянистые цветковые растения.

Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений.

6. «Птичий городок»

Мы разместили деревянные кормушки с крышами на невысокие специальные столбы для того, чтобы обеспечить удобный подход детям.

Ребята с удовольствием приходят в птичью столовую приносят с собой хлебные крошки, оставшиеся с обеда, семечки, специально принесенные из дома.

Цель: Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....