Учебно- методическая разработка. Тема:"Время года- осень" для детей с нарушением слуха в группе 5 года обучения.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 

 

  Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Яркие краски осени", с элементами экспериментирования (рисование). Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими и слабослышащими детьми 5 года обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Учебно-методическая разработка

Тема «Время года- осень»

по образовательной области  «Познавательное развитие» и

образовательной  области «Художественно-эстетическое развитие».  

для детей с нарушением слуха 5 года обучения

       Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Яркие краски осени", с элементами экспериментирования (рисование).

       Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими и слабослышащими детьми 5 года обучения.

                                                                                                          Составила: Пухова Н.Н., воспитатель

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

 образовательной области «Познавательное развитие»,

на тему: «Время года - осень»

для детей 5-го года обучения с нарушением слуха.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:  расширять знания о сезонных изменениях в природе осенью, закрепить название осенних месяцев, составлять описательный рассказ по картине.

Программные задачи:

Образовательные:

  • обогащать и активизировать словарь по теме «Время года - осень»;
  • учить использовать в речи описательные прилагательные;
  • учить выдвигать гипотезы;
  •  учить выявлять зависимость одного явления от другого, делать выводы.
  • развивать умение грамотно составлять описательный рассказ по схеме предложения с опорой на  план;

Развивающие:

  • развивать речь в координации с движением, сообразительность;
  • развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
  • стимулировать развитие зрительного  восприятия, логического мышления, памяти;
  •  развивать произвольное поведение, развивать самостоятельность при выборе ответа.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Коррекционные:

  • упражнять в самостоятельном устном  проговаривании слов и фраз;
  • развивать слуховое восприятие, устную речь, речевое дыхание.

Планируемый результат: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения, отвечают на вопросы педагога, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делать выводы, уметь самостоятельно составлять описательный рассказ по картине.

Методические приемы: словесные - вопросы к детям, объяснение, художественное слово, чтение, составление рассказа по плану.

наглядные - показ иллюстраций;

практические -  действия по подражанию и образцу; дидактические упражнения, практические действия.

Речевой материал: активный словарь -  Это осень. Какая погода осенью? Какая пода осенью? Какие деревья? Какого цвета листья осенью, почему? Будем составлять рассказ. Рассказ называется "Дождь". Будем работать в перфокартах. Холодная, пасмурная, дождливая, красные, зелёные, мокрая. Зонты, лужи, капли,листопад.

Пассивный словарь: Идите ко мне.  Встаньте в  круг. Возьмите друг друга за руки. Что это?Как называется? Будем играть.  Что делали? Мы говорили,  слушали, играли;  Как вы занимались? Как ты занимался?

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки, встаньте в круг - (произношу за экраном).

Давайте, посмотрим, друг на друга, подарим друг другу улыбки.

Воспитатель:Ребята, послушайте внимательно загадку:

Дует ветер, лист срывая,

Дождик сильно моросит.

Когда это бывает?

(Дети отгадывают загадку).

Если ребенок затрудняется ответить - помогаю, произнося за экраном – осенью.

2. Беседа с детьми про осень.

Воспитатель с детьми садятся на стульчики.

Воспитатель:Расскажите мне про осень.

Дети рассказывают по очереди про осень. Если дети затрудняются, задаю вопросы.

Вопросы к детям:

Какое сейчас время года? Время года осень.При затруднениях с ответом, помогаю детям, произнося за экраном ответ, дети повторяют.

-Какая погода?На улице холодно. Дует сильный ветер. Идёт дождь.

-Какие листья на деревьях осенью?Листья красного цвета, жёлтого цвета.

-Какие листья? Назови одним словом. Листья разноцветные.При затруднениях с ответом, помогаю детям, произнося за экраном ответ, дети повторяют.

-Сколько листьев на деревьях? На деревьях мало листьев.

-Как называется явление в природе, когда опадают листья? Это листопад.При затруднениях с ответом, помогаю детям, произнося за экраном ответ, дети повторяют.

-Когда бывает листопад? Зимой? Весной? Или летом? Листопад бывает только осенью. --Почему в другое время года нет листопада?Дети высказывают свои предположения, помогаю сделать им правильный вывод.

Как много вы знаете про осень. Давайте поиграем с вами.

3. Творческое задание: «Соедини по точкам ».

Воспитатель и дети подходят  к столу,  на котором разложены листочки и карандаши.

Дети начинают соединять точки между собой по цифрам и получают изображение листьев.Молодцы!  У вас у всех очень хорошо получилось.

А теперь мы с вами отдохнем, немного подвигаемся.

4.Физкультурная минутка:"Листопад".

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

                                              Желтые, красные листья,

                                              По ветру кружат, летят.

                              (Дети плавно кружатся на месте, делая махи руками).

5.Составление описательного рассказа по картине (по схеме предложения, с опорой на план).

Воспитатель:Ребята, садитесь, на стульчики, мы будем составлять рассказ. Посмотрите, внимательно на картину. Будем составлять рассказ по плану. На наборном полотне план рассказа. Предлагаю детям прочитать план. Дети по очереди читают план. Отвечают на вопросы.

План рассказа:

1. Как называется рассказ?Придумайте название состоящее из одного слова. Дождь.

2.Какое время года наступило? (из двух слов) Наступила осень.

3. Какая погода?(из трёх слов) На улице холодно.

4. Что идёт? (из двух слов) Идёт дождь.

          5. Что взяли люди? (из трёх слов) Люди взяли зонты.

          6. Что на дорогах? (из трёх слов) На дорогах лужи.

6. Работа в перфокартах: " Назови осенние месяцы".

Детям предлагаются карточки, на которых написаны названия осенних месяцев с пропущенными буквами. Дети вписывают буквы и называют осенние месяцы, уточняя последовательность месяцев.

7. Итог, рефлексия.

Воспитатель спрашивает у детей, что они делали? Чему дети научились?  Что понравилось сегодня на занятии, спрашивает, кто как занимался.

8.Ритуал прощания

Все берутся за руки и проговаривают:

Хорошо мы занимались,

И друг другу улыбались.

Конспект НОД по рисованию

 образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»

на тему: «Яркие краски осени» с элементами экспериментирования,

для детей группы 5 года обучения с нарушением слуха

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: передавать  в рисунке характерные признаки осени, развивать познавательную активность детей, делать выводы.

Программные задачи:

Образовательные:

  • учить рисовать осень, используя разные средства выразительности, передавать в рисунке характерные черты и особенности ранней осени;
  • закреплять представления о тёплых цветах, способах получения их оттенков путём смешивания красок  на палитре;
  • закреплять умение красиво располагать изображение на листе;
  •  продолжать знакомить с перспективой при изображении  (дальше – меньше, ближе – больше);
  • учить применять технику примакивания  и двухцветногопримакивания;

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию формы, цвета;
  • развивать у детей знания о способах смешивания определённых цветов и получения нового цвета;
  • развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать умение  ориентироваться на плоскости;
  • стимулировать развитие зрительного  восприятия, логического мышления, памяти;
  • развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при  рисовании,
  • развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы, опираясь на результаты эксперимента.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
  • создавать положительную установку на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
  • поощрять творческую инициативу;
  • способствовать сохранению и укреплению физического здоровья (осанка, правильная постановка ног),
  • развивать коммуникативные навыки.

Коррекционные:

  • упражнять в самостоятельном устном  проговаривании слов и фраз;
  • закреплять умение действовать по инструкции, продолжать учить детей сопровождать свои действия речью;
  • развивать слуховое восприятие, устную речь.

Методические приемы: словесные - вопросы к детям, объяснение;

наглядные -показ иллюстраций;

практические -мимика, естественные жесты, действия по подражанию и образцу; физкультурная минутка, практические действия, экспериментальная деятельность.

Оборудование: гуашь, кисти, салфетки, подставки для кистей, простой карандаш, бумага, образец рисунка, палитры, таблички, иллюстрации с изображением осени.

Речевой материал: активный- краски, вода, салфетка, кисточка, бумага, я рисую, большое дерево, маленькое дерево, далеко, близко, я рисовал листья, красного, оранжевого, жёлтого цвета, я занимался хорошо;

пассивный– Что будем делать?, будем рисовать, сядьте, встаньте, что это? Назови, делайте как я, возьмите карандаш, рисуйте, раскрашивайте, возьмите  кисточки. Что мы делали? Мы рисовали. Назови, кого ты нарисовал. Молодец, аккуратно, красиво, хорошо.

Планируемый результат: умеет работать кистью в разных техниках; умеет использовать вспомогательные линии для построения рисунка, умеет правильно смешивать краски для получения недостающего цвета, в процессе собственной деятельности проявляет инициативу.
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе. Чтение стихотворений, отгадывание загадок про осень.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки, встаньте в круг - (произношу за экраном).

 Давайте, посмотрим,  друг на друга, подарим друг другу улыбки.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру и узнаем, как вы знаете цвета.

А, теперь, мы с вами посмотрим на эти картины.

2. Игровое упражнение: «Что изображено расскажи…»

Воспитатель:  Какое время года изображено на этой картине? Зима, весна, лето, осень. Дети отвечают, при затруднении помогаю им.

Воспитатель: Какие краски у зимы? Показываю картинку зимы.

Воспитатель:Какие краски у лета?Показываю картинку лета.

Воспитатель: А, какие краски у весны?Показываю картинку весны.

Воспитатель: Ребята, а какие краски у осени? Показываю картинку осени.  У осени много красок. Жёлтые, коричневые, красные, оранжевые. Посмотрите, какие краски стоят на столе? Дети называют краски. А какой краски нет?

Дети: Нет краски оранжевого цвета.

Воспитатель: Давайте, попробуем сами сделать краску оранжевого цвета.

Экспериментальная деятельность № 1:

Воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором стоят баночки с синим и жёлтым цветом.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно смешать краски на палитре и зафиксировать результат на карточке.  С + Ж = З

Воспитатель: Получилась оранжевая краска? Дети отвечают.Нет, получилась краска зелёного цвета. А какой цвет нам нужен? Ответы детей.

Экспериментальная деятельность № 2:

Воспитатель предлагает детям смешать краски за другим столом. Дети смешивают краски синего и белого цвета, фиксируют результаты опыта на карточке.

Воспитатель: Получилась оранжевая краска? Дети отвечают. Нет, получилась краска голубого цвета. А какой цвет нам нужен? Ответы детей.

Экспериментальная деятельность № 3:

Воспитатель предлагает детям смешать краски за другим столом. Дети смешивают краски жёлтого  и красного цветацвета, фиксируют результаты опыта на карточке.

Воспитатель: Какого цвета у вас получилась краска? Оранжевого.

3. Самостоятельная деятельность детей по рисованию осени.

Затем рассматривают и называют оборудование необходимое для рисования, цвета красок, уточняют очередность действий в рисовании, расположение на листе).

4. Итог, рефлексия.

Воспитатель: Что мы делали? (Мы рисовали раннюю осень). Выставляют рисунки на выставку работ, рассматривают все рисунки, называют, чей рисунок самый красивый, интересный. Каждый ребёнок оценивает свою работу, говорит о том, трудно было рисовать или нет. Что мы делали?

Как занимались? (Ответы детей). Молодцы, все занимались хорошо. Занятие закончено.