Конспект непосредственной образовательной деятельности"Прогулка по лесу"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Лаврова Ольга Викторовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

По «Ознакомлению с природой»

в старшей группе

По теме «Прогулка по лесу»

hello_html_5089f52e.jpg

 

 

 


 

 

Тема: «Прогулка по лесу».
старшая группа

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие», « Речевое развитие».

Интеграция видов деятельности: Познавательная, коммуникативная, двигательная.

Тип занятия: комбинированное

Вид занятия: Интегрированное

Формы образовательной деятельности: Совместная деятельность взрослого и ребенка

Методы и приемы:

Наглядный: метод демонстрации ( наглядный )- ( демонстрация слайдов « Прогулка по лесу» ), словесный-рассказ воспитателя, чтение художественных произведений детям, беседа, игровой, , дидактическая игра.

Цель: воспитание любви и бережному отношению к природе, лесу.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление детей о разнообразии растительного мира;
- дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
- формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
- учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.

Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать.
- расширять и активизировать словарь.

Воспитывающие:
- формировать бережное отношение к природе;
- систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «На зарядку солнышко поднимает нас» и песни «Наш лесочек так хорош!». Рисование «Красивое дерево». Экскурсия в лес.
Материалы и оборудование: Ноутбук, медиапроектор, слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов , ягод и травянистых растений; два письма от старичка Лесовичка; пенёк (бутафорский), набор картинок с изображением деревьев и кустарников.
Ход НОД

Ход занятия


 

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вводная часть

1.Организационный момент

2. Мотивация учащихся. Постановка и принятие детьми цели занятия.

 

- Создать эмоционально- психологический настрой на активную деятельность детей;

 

- Создать ситуацию, способствующую активному участию детей в процессе занятия;

 

- Совместно с детьми сформулировать цели данного занятия.

 

Воспитатель вводит детей в группу, усаживает их за столы.

 

 

 

Доброе утро ребята!
Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку, а вот куда отправимся, нам поможет отгадка на загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём!

( Слайд 2)

Правильно, ребята. А как вы думаете, что мы будем делать в лесу?

 

(воспитатель обращает внимание детей на пенёк)
Ребята смотрите, что это лежит на пеньке?

Это письмо от старичка Лесовичка, и оно адресовано вам.
(воспитатель читает письмо вслух)
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок». ( слайд 3)

Ребята, вы хотите пойти в гости к старичку Лесовичку.

-Ребята, но прежде, чем отправится на прогулку в лес, мы с вами должны вспомнить правила поведения в лесу.
Сейчас мы с вами вспомним, что нельзя делать в лесу? Воспитатель показывает слайды(4-11)

Молодцы ребята, правила поведения в лесу вы знаете, можно отправляться на прогулку.
 

 

Дети усаживаются на свои места за столы.

-Лес

-Познакомимся с разными деревьями, ягодами и грибами и т.д

-Письмо

-Да

 

Беседа с детьми по слайдам.

2

Основная часть

- расширять представление детей о разнообразии растительного мира;
- дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
- формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
- учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.

- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать.
- расширять и активизировать словарь.


- формировать бережное отношение к природе;
-систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.


 

«Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес-верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес-родной дом растениям и животным. Лес-друг земледельца. Лес-украшение планеты!»

Посмотрите, как красиво и тихо в лесу. (cлайд 12)

Посмотрите, ребята, перед вами лиственные деревья. ( слайд 13)

Как называется лес,в котором растут такие деревья?(cлайд 14)

Да, такой лес называется лиственный потому, что в нём растут лиственные деревья и кустарники.
(на экране медиапроектора лиственные деревья.)

-Какие еще виды деревьев вы знаете?

-Назовите их.( слайд 15)

-Правильно,ребята! Лес, в котором растут сосна, кедр, ель, пихта называется хвойным..
(на экране медиапроектора хвойные деревья, слайд 16)

- Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?

В каком лесу мы гуляем? (слайд 17) Правильно, мы гуляем в смешанном лесу.
Прогулки по лесу очень полезны для здоровья. Чистый воздух, пение птиц, журчание ручья и другие звуки леса помогают нам расслабиться. Закройте глазки и представьте, что мы на мгновение очутились в лесу. (слушаем звуки леса)

Сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным.

Ребята, а что еще растет в лесу?
На экране медиапроектора кустарники) ( слайд 18,19)

 

 

Чем отличаются деревья от кустарников?

Воспитатель: (поясняет). У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.

Какие кустарники вы знаете? (

 

Дидактическая игра: «Назови правильно»
(воспитатель показывает картинки деревьев и кустарников, дети называют)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно назвали кустарники и деревья.
Физкультминутка.
Мы корзиночки возьмём,
В лес по ягоды пойдём. (дети шагают по кругу друг за другом)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в
ладоши)
Пробежимся по дорожке, (бегут по кругу)
Перепрыгнем через лужи. (прыгают на двух ногах)
Под листочек мы заглянем- (приседают)
Ягод соберём на ужин: (имитируют сбор ягод)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (шагают на месте)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (выполняют «пружинку», хлопают в ладоши)

-А что еще растет в лесу?

 

 

Правильно, грибы.

А какие бывают грибы?

 

Правильно,грибы бывают съедобные и несъедобные.(слайд 20,21)

Вы можете назвать их?

Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса.
Как вы думаете, кто любит грибы?

 

 

-Молодцы, ребята!

-Ребята, а что еще мы можем собирать в лесу?

-А какие бывают ягоды?

Правильно, ягоды, как и грибы, бывают съедобные и ядовитые

(Слайд 22)

-Какие ещё есть растения в лесу?

(слайд 23)

-Правильно ребята в лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут. Вот и закончилась наша прогулка в лес. Ребята посмотрите на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка. Давайте его прочитаем.
(воспитатель читает письмо)
«Ребята! Как же вы меня порадовали-соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю раскрасить все растения и вместе с взрослыми оформить книгу «Растения леса». Эта книга поможет вам ещё лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».
Ребята давайте поблагадарим старичка Лесовичка. Картинки с изображением растений я вам предлагаю раскрасить в свободное время.
Вот и закончилась наша прогулка в лес.

 

-Лиственный

-Хвойные

- Ответы детей.

-Смешанный

 

Ребенок рассказывает стих «Наш лесочек так хорош!»

Наш лесочек так хорош!
Лучше леса не найдёшь!
Есть у нас в лесу дела,
Нам без леса никуда.
Будем лес мы охранять
И всем дружно помогать,
И зверям, и птицам
Помощь пригодится.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Ответы детей

 

-Кустарники

-Деревья высокие, а кустарники низкие.

-Малина, шиповник, смородина сирень и т.д.

Педагог выслушивает ответы детей.

Грибы

-Съедобные и несъедобные

Ответы детей

-Грибы любят белки, они их запасают на зиму.

-Ягоды.

Ответы детей

-Ещё в лесу много цветов

Заключительная часть

Итог

Рефлексия

- Выяснить у детей, что нового они узнали о лесе, а что уже знали о нем? Как вести себя в лесу?

-Выяснить с детьми, проанализировав их действия во время занятия, все- ли они сделали, что было ими запланировано в начале?

- Выяснить понравилось ли детям занятие, остались ли они довольны своей деятельностью.

Ребята, кто сегодня приходил к вам на занятие в гости?

-Ребята, а что нового вы узнали о лесе, а что уже знали о нем? –Как вести себя в лесу?Ребята, вам понравилось, наше занятие?

Сейчас тот, кому понравилось занятие, подходит и берет цветочек или грибочек, вырезанный из бумаги и клеет их на заранее заготовленную, зеленую полоску, которая имитирует лес.

Воспитатель помогает детям приклеить грибок или цветочек на бумагу.

  • После окончания работы, благодарит детей за плодотворную работу.

-Старичок-Лесовичок

Ответы детей

Дети дают ответ.

Список литературы*

1.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения.М.:Мозаика-Синтез,2014.

2.Вострухина Т.В.,Л.А. Кондрыкинская. Знакомим детей с окружающим миром.-М.:ТЦ Сфера,2011.

3.Красильников Н.Н. Тематические загадки для детей. М.: Феникс,2014.

4.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду старшая группа.-М.:Мозаика-Синтез,2016

5.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику.-М.:ЭКСМО,2010.


 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Всякому лесу на земле место»

Цель: Расширение и систематизация знаний о природных зонах лесов.Задачи:Коррекция недостатков речевого развития:- активизировать и обогащать словарь по теме «Лес. Деревья»;-закрепить умение  упот...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Животные нашего леса»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности«Животные нашего леса»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Звери Саратовского леса»

Конспект НОД ,основная образовательная программа дошкольного образования "Детский сад 2100" . Возрастная группа :старшая (5-6 лет)....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Прогулка в осенний лес» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) по образовательной области «Речевое развитие»

КОНСПЕКТ образовательной деятельности Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО: ОО «Речевое развитие» интегрируется с ОО «Познавательное...