Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
1
Вводная часть
1.Организационный момент
2. Мотивация учащихся. Постановка и принятие детьми цели занятия.
- Создать эмоционально- психологический настрой на активную деятельность детей;
- Создать ситуацию, способствующую активному участию детей в процессе занятия;
- Совместно с детьми сформулировать цели данного занятия.
Воспитатель вводит детей в группу, усаживает их за столы.
Доброе утро ребята!
Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку, а вот куда отправимся, нам поможет отгадка на загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём!
( Слайд 2)
Правильно, ребята. А как вы думаете, что мы будем делать в лесу?
(воспитатель обращает внимание детей на пенёк)
Ребята смотрите, что это лежит на пеньке?
Это письмо от старичка Лесовичка, и оно адресовано вам.
(воспитатель читает письмо вслух)
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок». ( слайд 3)
Ребята, вы хотите пойти в гости к старичку Лесовичку.
-Ребята, но прежде, чем отправится на прогулку в лес, мы с вами должны вспомнить правила поведения в лесу.
Сейчас мы с вами вспомним, что нельзя делать в лесу? Воспитатель показывает слайды(4-11)
Молодцы ребята, правила поведения в лесу вы знаете, можно отправляться на прогулку.
Дети усаживаются на свои места за столы.
-Лес
-Познакомимся с разными деревьями, ягодами и грибами и т.д
-Письмо
-Да
Беседа с детьми по слайдам.
2
Основная часть
- расширять представление детей о разнообразии растительного мира;
- дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
- формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
- учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать.
- расширять и активизировать словарь.
- формировать бережное отношение к природе;
-систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
«Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес-верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес-родной дом растениям и животным. Лес-друг земледельца. Лес-украшение планеты!»
Посмотрите, как красиво и тихо в лесу. (cлайд 12)
Посмотрите, ребята, перед вами лиственные деревья. ( слайд 13)
Как называется лес,в котором растут такие деревья?(cлайд 14)
Да, такой лес называется лиственный потому, что в нём растут лиственные деревья и кустарники.
(на экране медиапроектора лиственные деревья.)
-Какие еще виды деревьев вы знаете?
-Назовите их.( слайд 15)
-Правильно,ребята! Лес, в котором растут сосна, кедр, ель, пихта называется хвойным..
(на экране медиапроектора хвойные деревья, слайд 16)
- Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?
В каком лесу мы гуляем? (слайд 17) Правильно, мы гуляем в смешанном лесу.
Прогулки по лесу очень полезны для здоровья. Чистый воздух, пение птиц, журчание ручья и другие звуки леса помогают нам расслабиться. Закройте глазки и представьте, что мы на мгновение очутились в лесу. (слушаем звуки леса)
Сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным.
Ребята, а что еще растет в лесу?
На экране медиапроектора кустарники) ( слайд 18,19)
Чем отличаются деревья от кустарников?
Воспитатель: (поясняет). У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.
Какие кустарники вы знаете? (
Дидактическая игра: «Назови правильно»
(воспитатель показывает картинки деревьев и кустарников, дети называют)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно назвали кустарники и деревья.
Физкультминутка.
Мы корзиночки возьмём,
В лес по ягоды пойдём. (дети шагают по кругу друг за другом)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в
ладоши)
Пробежимся по дорожке, (бегут по кругу)
Перепрыгнем через лужи. (прыгают на двух ногах)
Под листочек мы заглянем- (приседают)
Ягод соберём на ужин: (имитируют сбор ягод)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (шагают на месте)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (выполняют «пружинку», хлопают в ладоши)
-А что еще растет в лесу?
Правильно, грибы.
А какие бывают грибы?
Правильно,грибы бывают съедобные и несъедобные.(слайд 20,21)
Вы можете назвать их?
Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса.
Как вы думаете, кто любит грибы?
-Молодцы, ребята!
-Ребята, а что еще мы можем собирать в лесу?
-А какие бывают ягоды?
Правильно, ягоды, как и грибы, бывают съедобные и ядовитые
(Слайд 22)
-Какие ещё есть растения в лесу?
(слайд 23)
-Правильно ребята в лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут. Вот и закончилась наша прогулка в лес. Ребята посмотрите на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка. Давайте его прочитаем.
(воспитатель читает письмо)
«Ребята! Как же вы меня порадовали-соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю раскрасить все растения и вместе с взрослыми оформить книгу «Растения леса». Эта книга поможет вам ещё лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».
Ребята давайте поблагадарим старичка Лесовичка. Картинки с изображением растений я вам предлагаю раскрасить в свободное время.
Вот и закончилась наша прогулка в лес.
-Лиственный
-Хвойные
- Ответы детей.
-Смешанный
Ребенок рассказывает стих «Наш лесочек так хорош!»
Наш лесочек так хорош!
Лучше леса не найдёшь!
Есть у нас в лесу дела,
Нам без леса никуда.
Будем лес мы охранять
И всем дружно помогать,
И зверям, и птицам
Помощь пригодится.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ответы детей
-Кустарники
-Деревья высокие, а кустарники низкие.
-Малина, шиповник, смородина сирень и т.д.
Педагог выслушивает ответы детей.
Грибы
-Съедобные и несъедобные
Ответы детей
-Грибы любят белки, они их запасают на зиму.
-Ягоды.
Ответы детей
-Ещё в лесу много цветов
Заключительная часть
Итог
Рефлексия
- Выяснить у детей, что нового они узнали о лесе, а что уже знали о нем? Как вести себя в лесу?
-Выяснить с детьми, проанализировав их действия во время занятия, все- ли они сделали, что было ими запланировано в начале?
- Выяснить понравилось ли детям занятие, остались ли они довольны своей деятельностью.
Ребята, кто сегодня приходил к вам на занятие в гости?
-Ребята, а что нового вы узнали о лесе, а что уже знали о нем? –Как вести себя в лесу?Ребята, вам понравилось, наше занятие?
Сейчас тот, кому понравилось занятие, подходит и берет цветочек или грибочек, вырезанный из бумаги и клеет их на заранее заготовленную, зеленую полоску, которая имитирует лес.
Воспитатель помогает детям приклеить грибок или цветочек на бумагу.
-Старичок-Лесовичок
Ответы детей
Дети дают ответ.
Список литературы*