Конспект занятия "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Незабудки» на тему «Воздух вокруг нас»
Воспитатель: Маскалевич Л.В.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Обучающие
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- формирование представления о том, что воздух занимает место;
- воздух обладает определенными свойствами (бесцветный, легкий, прозрачный, может переносить запахи);
- дать представление о том, что ветер- это движение воздуха;
- вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в ходе детской деятельности.
2. Развивающие
- развивать наблюдательность, любознательность;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
3. Воспитывающие
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание
исследовать его доступными способами;
- воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе.
Планируемые результаты: расширение знаний детей о свойствах воздуха.
Методы и приёмы:
Использование инновационных технологий: ТРИЗ, экспериментирование, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
- Игровой
- Наглядный
- Практический
- Словесный
Материал и оборудование: полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, пластмассовые стаканчики, пластмассовые трубочки, кораблики и веера, 2 апельсина, 2 пластмассовых тазика среднего размера, крышечки от фломастеров, передники, одноразовые шапочки, флешка с презентацией, интерактивная доска.
ХОД НОД:
Звучит веселая музыка воспитатель обращается к детям:
- Ребята, утром нам пришло письмо от ученого. Он приглашает нас в гости в свою лабораторию, проводить опыты и эксперименты.
Слайд 1 (картинка с изображением ученого)
- Внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. Что это? (ответы детей)
- Воздух, воздух? А кто его видел, этот воздух? Я воздух не видела, но знаю точно, он всегда вокруг нас!
В - сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные! А ученые работают в помещении, где много приборов для экспериментов и опытов и это помещение называется лаборатория. Для работы в лаборатории нам надо одеть передники и шапочки. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, на столах ничего не трогать без разрешения.
- Хлопни, топни, повернись
И в ученых превратись!
Проходите ребята в нашу лабораторию.
- Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
- Нет, не видим.
- Если мы его не видим, то он какой? (прозрачный, невидимый, бесцветный)
Опыт №1 «Поймай воздух» (двигательная активность)
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (он пустой), посмотрите, какой он тоненький. А теперь ловим в пакеты воздух и закрутим их. Каких размеров стал пакет? Он похож на подушку. Что в пакете? Какой он, воздух? Вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель: молодцы! Воздух бесцветный, прозрачный. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: в нём нет воздуха.
Вывод: воздух бесцветный и прозрачный.
Слайд 2 (картинки с надувными предметами)
-Ребята, а во что еще можно поймать воздух? (Спасательные жилеты, круги, мяч, воздушный шарик)
Игра «Насос» (на дыхательную гимнастику и физическую активность)
Опыт 2. «Воздух движется?» (веер, кораблики) дыхательная гимнастика, физическая активность
-Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка). Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (в лицо дует ветерок). Когда воздух движется, получается ветер. Вывод: воздух движется
- Игра с корабликами.
В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель:
Давайте устроим тихий, лёгкий ветерок.
А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее.
Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. А еще некоторые кораблики ловят воздух парусами.
Вывод: воздух может передвигать предметы.
- А сейчас, ребята, подумайте и назовите какие приборы с помощью воздуха помогают нам в обычной жизни в быту
Слайд 3 (картинки с бытовыми приборами)
Дидактическая игра «Какие предметы помогают человеку использовать воздух» (фен, насос, пылесос, вентилятор, мельница)
Опыт 3. «Есть ли запах у воздуха?»
- Ребята, давайте понюхаем воздух. Чем он пахнет? Конечно, он без запаха. Но мы ведь чувствуем запахи которые долетают к нам из кухни, когда пекут пирожки или жарят рыбу. Я предлагаю вам закрытыми глазами ощутить и угадать запах, который я предложу. (апельсин, чеснок, мыло, хлеб).
- Какой вывод можно сделать? Воздух не пахнет, но передает запахи.
Опыт 4. «Можно ли услышать воздух?» дыхательная гимнастика
- Ребята, возьмите бутылочку или колпачек от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук- это воздух.
- А когда еще можно услышать воздух (вьюга, сильный ветер)
Вывод: воздух можно услышать.
Опыт 5. «Есть ли в человеке воздух?» (пузырьки)
- Ребята, положите руку на грудь. Что вы чувствуете? (Мы дышим). А теперь поднесите ладошку к носу. Что вы чувствуете? (ветерок, мы дышим). Значит воздух есть и у нас в легких.
- Возьмите трубочку и выдыхайте в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? Воздух.
Вывод: воздух находится внутри нас.
Слайд 4 (картинка с красивой природой)
- Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Так давайте беречь нашу природу. Сажать новые растения, убирать мусор.
- Сколько мы с вами провели познавательных опытов, поиграли, пора и обратно в группу
- Топни, хлопни
- повернись и в группе очутись!
Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы узнали сегодня про воздух? Вам было интересно? А что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали? Ученый петрушкин передает вам эти замечательные воздушные шарики и приглашает еще в гости.
Звучит музыка с картинками воздушных шаров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"
Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Конспект "Воздух вокруг нас"
Исследовательская деятельность. Знакомство со свойствами воздуха....
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...
Конспект "Предметы вокруг нас. Все для сада и огорода"
Конспект занятия по познавателдьному развитию....
Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР
- закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и вос...
Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР
закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и воспр...