Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) Тема: "Посуда"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: Формировать представление детей о разновидностях посуды. Учить использовать посуду в соответствии с ее предназначением.

Задачи:

Образовательная:

- Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды.

- Учить группировать и объединять предметы посуды по сходным признакам (по назначению). 

- Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них.

- Закреплять умение детей  дорисововать недостающую часть посуды.

Речевая:

- Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.

- Развивать навыки устной речи.

- Обогащать словарный запас детей.

Воспитательная:

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение выслушивать друг друга.

- Воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к посуде. -Воспитывать у детей культуру поведения за столом.

Словарная работа: активизировать словарь детей: шумовка, молочник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Формировать представление детей о разновидностях посуды. Учить использовать посуду в соответствии с ее предназначением.

Задачи:

Образовательная:

- Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды.

- Учить группировать и объединять предметы посуды по сходным признакам (по назначению). 

- Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них.

- Закреплять умение детей  дорисововать недостающую часть посуды.

Речевая:

- Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.

- Развивать навыки устной речи.

- Обогащать словарный запас детей.

Воспитательная:

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение выслушивать друг друга.

- Воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к посуде. -Воспитывать у детей культуру поведения за столом.

Словарная работа: активизировать словарь детей: шумовка, молочник.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за подачей пищи, мытья посуды; сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Напоим гостей чаем», «У Кати день рожденье».  Знакомство со столовой, кухонной и чайной посудой, беседа об использовании посуды, из чего она сделана, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».        

Оборудование: сундук, картинки с изображением предметов посуды (кастрюля, сковорода, тарелка, чайник, ложка, нож), детская посуда, мяч,

Ход занятия:

Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла.

Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки. Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать. (Дети садятся на стульчики, слушают и отгадывают загадки. Кто отгадал загадку выбирает отгадку на столе и вешает на доску).

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Тогда слушайте загадки, и говорите отгадки.

У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна... 
(Кастрюля)

Из железа, чугуна -
С длинной ручкой и кругла,
Жарь на ней ты без труда!
Это что? 
(Сковорода)

Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую
Для еды... 
(Тарелку)

Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
(Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт. 
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка) 

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. 
(Нож)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали.

Скажите ребята, о чём были загадки?

 Дети: ответы детей.

Воспитатель:  А как это можно назвать, одним словом?

- Ребята вы знаете Федору? Звонила Федора и просила ей помочь. У нее убежала посуда. Она наверно с ней плохо обращалась. Но она больше так не будет и просит ей помочь. Поможем ей вернуть посуду?

- Ребята, чтоб так не произошло, как мы должны обращаться с посудой? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о том, чтобы мы делали, если б не было посуды:  

Если б не было посуды, 
Нам пришлось бы очень худо. 
Мы бы тут же из людей, 
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, 
Разрывали бы зубами, 
Пили воду бы в реке, 
Или в грязном ручейке. 
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут, 
Из неё едят и пьют. 
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты… 
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут! 
Воспитатель:  Вот как необходима нам посуда.

- У нас на столе есть много разной посуды. Я её перемыла, а расставить не успела. Поможете мне? Нужно её разобрать по назначению. 
Воспитатель:  Выберите стол, на который поставим посуду, с помощью которой мы готовим еду. Поставьте на него эмблему плиты.

Дети: выбирают стол, ставят эмблему.
Воспитатель: Теперь выберите стол, на который поставим посуду, которая нам нужна для еды. Эмблема – стол. 

Дети: выбирают стол, ставят эмблему.
Воспитатель: Теперь выберите стол, на который поставим посуду, которая нам нужна для чаепития. Эмблема-чашка чая.

Воспитатель: Подходите по очереди, выбирайте любой предмет посуды, и определяйте куда поставить.

Дети: дети выполняют задание.
После выполнения встаём вокруг столов и рассматриваем:

Воспитатель: Какая посуда стоит на столе с эмблемой плиты? Перечислите её. Какая она?  Для чего нужна вся эта посуда?

Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно эта посуда нужна для приготовления пищи на кухне и поэтому она так и называется - КУХОННАЯ. 
Аналогично рассматриваем посуду на столе с эмблемой - стол. Эта посуда ставится на стол во время обеда, ужина. И называется – СТОЛОВАЯ. 
Какая посуда стоит на столе с эмблемой – чашка чая? Для чего нужна эта посуда? Эта посуда так и называется – ЧАЙНАЯ, потому что нужна во время чаепития. 
Воспитатель: Вот сколько посуды вы знаете. Молодцы.
- Ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Посуда Федоры»

У бабушки Федоры

Приключилось горе:

- ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево

Чашки убежали,

- бег на месте

Блюдечки пропали,

Потерялись ложки

- присесть

- закрыть глаза руками

И разбились плошки.

- встать и хлопнуть в ладоши

Из окошка выпал стол

И пошел, пошел, пошел…

- шагать на месте

 

«А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

- прыжки на двух ногах с продвижением вперед

– Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

- произносить жалобным голосом; ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево

Воспитатель: Вспомните ребята, почему от Федоры посуда убежала.

Дети: (не любила, била, не мыла, закоптила, запылила, поломала.)

Воспитатель: Хотите поиграть? А теперь вставайте в круг и поиграем все вместе в игру с мячом «Угадай, из чего сделано?»

(Встают в круг и играют в игру с мячом).

Кастрюля из металла какая?

Бокал из стекла какой?

Воспитатель: ложка из дерева какая?

Воспитатель: кувшин из глины какой?

Воспитатель: поднос из пластмассы какой?

Воспитатель: половник из металла какой?

Воспитатель: вазочка из стекла какая?

Воспитатель: хлебница из дерева какая?

Воспитатель: горшочек из глины какой?

Воспитатель: тарелка из пластмассы какая?

Воспитатель: салатница из стекла какая?

А сможете ли вы по описанию отгадать предмет?

Дети: (Ответы детей)

Игра: «Угадай по описанию»

Воспитатель: Он большой, металлический, у него есть ручки, крышка, носик, его мы используем, чтобы вскипятить воду для чая.

Дети: (чайник)

Воспитатель: Она маленькая, керамическая, у нее есть ручка, и рисунок сбоку, мы ее берем, когда хотим попить чаю?

Дети: (чайная чашка)

Воспитатель: Она круглая, керамическая, на дне рисунок, нужна для супа и для каши.

Дети: (тарелка)

Воспитатель: Она большая, металлическая, у нее две ручки, крышка, мы в ней готовим кушать.

Дети: (кастрюля)

Воспитатель: Она круглая, стеклянная, глубокая.

Дети: (салатница)

Воспитатель: Молодцы, все правильно.

Ребята о чём мы сегодня говорили? Что особенно вам понравилось?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Я вам приготовила раскраски с изображением разнообразной посуды, вы можете выбрать любые, и украсить посуду, как вам нравиться.

- Но вначале, давайте приготовим наши пальчики к работе, сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Магазин посуды»

Мы с мамой в магазине

Посуду  покупали,    

Руки на столе, ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Тарелки, блюдца, чашки

И ложки выбирали.

Ладонь правой руки на столе, поднимать на каждое название посуды  поочередно пальцы, начиная с большого.

Красивую кастрюлю,    

Молочник и солонку,  

Набор ножей и вилок,

Ладонь левой руки на столе, поднимать пальцы на каждое название посуды, начиная с мизинца.

Шумовку и маслёнку.  

Сжать пальцы в кулачки.

- Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее.

Посмотрите внимательно на картинку и дорисуйте недостающую часть посуды.

- Расскажите, какой предмет посуды убежал от нее, и без какой части он остался.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют ее. Потом строят предложения: От Федоры убежал чайник. Чайник без носика.

- Ребятки, мне звонила Федора и сказала, что мы очень помогли ей, и благодарит вас за помощь. Теперь она будет ухаживать за своей посудой.А нам она отправляет подарок.

Воспитатель: Вы сегодня отлично потрудились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Посуда Федоры»

Занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группеТема: Знакомство детей с обобщающим понятием «Посуда»...

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...

Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) Тема: "Посуда"

Цель: Формировать представление детей о разновидностях посуды. Учить использовать посуду в соответствии с ее предназначением.Задачи:Образовательная:- Формировать у детей умение различать и н...

Открытое занятие. Ознакомление с окружающим миром. Тема «Посуда».

Цели занятия:Образовательные: учить детей находить сходство и различия в предметах, уметь группировать, объединять предметы по сходным существенным признакам в одно родовое понятие. Познакомить с родо...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Конспект НОД в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Посуда. И для чего она нужна?»

Цели: Сформировать представление детей, о том, что такое посуда и для чего она нужна.Задачи:Познакомить детей с названиями предметов посуды;Обогащать словарь детей: чашка, блюдце, тарелка, ложка, вилк...