Конспект НОД по ФЦКМ "История создания электроприборов" с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мурашова Оксана Геннадьевна

Конспект НОД по ФЦКМ с детьми подготовительной к школе группе "История создания электроприборов". На занятии в игровой форме рассматривается история создания таких электроприборов: плита, утюг, стиральная машина, пылесос,. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ftskm_istoriya_sozdaniya_elektropriborov.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ «История создания электроприборов»

Цель: формирование представлений у детей об истории создания электроприборов, их значении в жизни человека,

Задачи:

Обучающие: 

- познакомить детей с историей создания электроприборов, с процессом преобразования их человеком, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

 - закреплять у детей представления об опасных для жизни и здоровья электробытовых предметов, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости и значении для людей, о правилах пользования ими;

Развивающие: обогащать словарный запас детей, формировать у детей связную речь.

Воспитывающие: воспитывать сознательное отношение к выполнению мер предосторожности, формировать навыки безопасного поведения в быту.

Ход НОД:

Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я -  твой друг и ты - мой друг

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

- Возьмитесь за руки друзья, улыбнитесь своему соседу справа, улыбнитесь своему соседу слева, передавайте улыбку и хорошее настроение друг другу.

Недавно мы с вами читали сказку об одной очень доброй девушке. Отгадайте о какой.

Вы знаете, девушку эту, 
Она в старой сказке воспета. 
Работала, скромно жила, 
Не видела ясного солнышка, 
Вокруг - только грязь и зола. 
А звали красавицу ...

                          (Золушка)

«Про бедную Золушку сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Как справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Белье постирать, потом дом убирать

Ковры во всем доме ей подметать.

Дрова наносить, затем печь затопить и гору посуды еще перемыть.

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею».

В: -Дети, Золушке очень хотелось попасть на бал. Как вы думаете, что могло бы помочь Золушке быстрее справиться с домашними делами: почистить ковры, постирать, погладить, приготовить обед если бы она жила в нашем современном мире?

(высказывания детей)

- Правильно, а как можно назвать это одним словом?

      Электри́ческий прибо́р или электроприбор — это техническое устройство, приводимое в действие с помощью электричества и выполняющее некоторую полезную работу.

- Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Какие электроприборы вы знаете?

- Но электроприборы были не всегда. Хотите узнать, как люди жили без электроприборов, как справлялись с домашними делами?

- Отгадайте, о каком электроприборе пойдёт речь.

Живу на кухне я всегда, 
на мне стоит сковорода, 
Кастрюля, ковшик, чайник - 
Над ними я начальник! 
Со мною вся семья сыта, 
Ну, догадались? я ...(Плита).

- А вы знаете, как готовили пищу люди, когда у них не было электроплит? (высказывания детей)

- Человек научился употреблять в пищу не сырое мясо, поедая останки животных, погибших в лесных пожарах.

 (Слайд № 2). 

Оценив вкус приготовленного мяса, человек использовал огонь. Сначала люди готовили пищу просто на открытом огне.  

Позже появились первые глинобитные курные печи.

(Слайд № 3)

Делались они из глины. Назывались они «курными» потому, что печь действительно курилась, дымилась. Трубы у курной печи не было и поэтому вовремя топки печи дым выходил наружу прямо в жилое помещение, покрывая потолок и стены копотью. Поэтому про такую печь говорили, что она топится по-чёрному.

(Слайд № 4)

Выпускали дым через приоткрытую дверь в избе.

Со временем глинобитные печи стали вытесняться печами, сложенными из кирпича.

 (Слайд № 5)

Назывались эти печи русскими. У русской печи появилась дымовая труба. Дым вовремя топки выходил в трубу, про такую печь говорили, что она топится по - белому. В такой печи не только готовили пищу, на ней спали дети и старики. Есть деревни, в которых русские печи сохранились до сих пор.

- А теперь современные печки выглядят так. Такие электропечи стоят в каждой квартире.

(Слайд 6)

- Как вы думаете на какой печи готовить легче? Почему? (Высказывания детей)

- Отгадайте загадку о следующем электроприборе, который мог бы помочь Золушке.

В комнате ванной коробка стоит, 

Глазом прозрачным и круглым глядит.
В глаз заглянуть интересно, когда
в этой коробке клокочет вода. (Стиральная машина)

- А как же стирали люди, когда не было стиральных машин? (высказывания детей)

- До того момента пока не изобрели стиральную машинку, стирка вещей представляла собой очень трудоемкий процесс. В старину бельё стирали в реках и ручьях.

(Слайд № 7)

Сначала бельё замачивали, после чего тёрли и колотили о плоские камни.

Зимой бельё стирали в проруби рек.

(Слайд № 8)

Выжимали и сушили бельё, развешивая на деревьях, заборах, раскладывая на траве.

(Слайд 9)

Чтобы хоть как-то облегчит процесс стирки, люди изобрели стиральную доску.

(Слайд 10)

Стирка на доске была тоже очень тяжёлой работой.

Предложить детям попробовать постирать на стиральной доске.

Изобретатели постоянно придумывали что-то новое, пытаясь облегчить процесс стирки. И наконец – то была изобретена первая стиральная машина из дубовой бочки.

(Слайд 11)

Взяли деревянную бочку, установили в неё два деревянных цилиндра, которые вращались, закрыли её крышкой, врезали кран для слива воды, сделали ножки. Получилось первое устройство для стирки белья. Это была первая механическая стиральная машина. Это облегчило труд нашим прабабушкам.

(Слайд 12)

С развитием техники люди придумали электрические двигатели и механизмы на их основе, и появились первые электрические стиральные машины.

(Слайд 13)

И только сравнительно недавно появились стиральные автоматические машины.

Такие стиральные машины помощницы есть в каждом доме.

- Отгадайте загадку о следующем электроприборе, который мог бы помочь Золушке.

Вот идет пароход —
То назад, то вперед, 

А за ним такая гладь —
Не морщинки не видать (утюг)

Бельё нужно было не только постирать, но и погладить. Как вы думаете, как же это делали в старину? (высказывания детей)

Раньше на Руси разглаживали белье с помощью скалки и рубеля.

(Слайд № 14)

На смену скалки и рубелю пришёл угольный утюг.

(СЛАЙД № 15)

Эти утюги были очень тяжёлыми и имели полость внутри, в которую насыпали горячие угли, за счет чего утюг нагревался. Угли быстро остывали, и нужно было добавлять их снова и снова. И было очень неприятно, когда из утюга на чистое наглаженное белье выпадал кусочек угля.

Люди постоянно придумывали что-то новое. И сейчас современный электрический утюг выглядит так.

(Слайд № 16)

 - Отгадайте загадку о истории какого электроприбора пойдёт речь сейчас:

Ходит бродит по коврам

Водит носом по углам

Где прошел там пыли нет

Пыль и сор его обед.  (Пылесос)

- А вы знаете, что давным-давно пылесосов не было. Как вы думаете, чем убирали грязь с ковров? (предположения детей)

- Люди, когда не было пылесоса чистили ковры веником или выносили их на улицу и выбивали пыль простой палкой.

(Слайд № 17)

 Как вы думаете это было удобно?

- И вот наконец человек придумал пылесос.

(Слайд № 18)

Но он выглядел совершенно не так как сейчас. Первая в истории машина для уборки пыли была очень сложной в управлении.  Чтобы управлять ею, необходимо было привлечь к работе двух взрослых мужчин

При этом пыль не собиралась, ее раздувало в стороны.

Изобретатели постоянно придумывали что-то новое. И вскоре был придуман пылесос уже не раздувающий пыль, а всасывающий её в специальный пылесборник через фильтр. 

(СЛАЙД № 19)

Прошло много времени пылесос совершенствовался и теперь он выглядит так.

(Слайд № 20)

Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок не только в своей комнате, но и во всём доме.

Д/и «Что было, что стало»

На столе лежат картинки нужно сложить логическую цепочку что было сначала, что стало потом.

  1. Огонь – глинобитная печь – современная плита
  2. Стирка в реке – стирка на доске – стирка в механической машине – стиральная машинка автомат
  3. Скалка и рубель – чугунный утюг – современный утюг
  4. Выбивают пыль палкой – первый пылесос – современный пылесос

- Молодцы ребята, вы всё правильно сложили.

- Как хорошо, что у нас есть такие замечательные помощники.

- Как вы думаете без них человеку было трудно? А действительно ли они помогают человеку и облегчают ему труд? Давайте проведём эксперимент.

Опыт – эксперимент:

- У меня есть электроприбор. Кто знает, что это? (миксер).  Для чего он нужен?

Миксер – это кухонный прибор, который используют для взбивания и смешивания продуктов: яйц, сливок, теста и т.п. А как вы думаете, чем люди взбивали эти продукты, когда ещё не был изобретен миксер. (Ответы детей)  

До того, как изобрели миксер люди пользовались венчиками. Как вы считаете, каким прибором можно взбить быстрее? Проверим?

Опыт-эксперимент: взбивание яйца венчиком и миксером (Дети взбивают яйца венчиками, воспитатель – миксером). По окончании эксперимента делают вывод.

Вывод: миксером взбивать быстрее и легче, стирка в стиральной машинке автомат – быстрее и проще, чистка пылесосом - качественнее и легче, утюжить белье электрическим утюгом – легче и быстрее.  Значит электроприборы облегчают наш быт. И каким их одним словом мы назовём?

- Ребята, у всех вас дома есть электроприборы.  Назовите их.

- А что общего у всех этих приборов? (они все работают от электричества)

- Правильно, эти предметы помощники, но они могут быть опасными, если ими неправильно пользоваться. А о правилах безопасного поведения мы с вами поговорим на следующем занятии.

Вывод: - Вот если бы такие замечательные электроприборы (плита, утюг, стиральная машина, пылесос – вывесить картинки на доску) были у Золушки, она бы с лёгкостью справилась с заданиями своей мачехи даже без помощи доброй Феи и успела на бал. Они гораздо упростили и облегчили наш быт, но обращаться с ними надо аккуратно, соблюдая технику безопасности.

Итог занятия:

Что нового узнали на занятии?

Что понравилось больше всего?

Ребята, я хочу дать вам домашнее задание:  Пофантазировать и придумать с родителями электроприбор, которого ещё не существует.