Проект исследовательской деятельности для детей старшей группе "Как краски на палитре появились"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Миронова Наталья Евгеньевна

Много цветов есть на свете,

Спешат узнать о них дети:

Какой цвет у речки? Какой -  у лугов?

Расскажет художник – эксперт всех цветов.

Данный краткосрочный проект разработан воспитателем детского сада для детей старшего дошкольного возраста с целью их ознакомления с историей возникновения красок, которые художники используют в своей работе, будь то живопись или графика. Дети моей группы, как и любые другие дети, проявляют безудержный интерес к рисованию. Они с радостью рисуют карандашами, мелками и красками, отражая свои впечатления от увиденного, услышанного и изученного. Не раз в ходе рисования ребята задавали мне вопрос о том, как  и из чего делают краски. Мы решили вместе с ними  изучить этот вопрос. Проводя исследования, дети не только утолили свой познавательный интерес, но и провели ряд экспериментов, с помощью которых смогли самостоятельно изготовить краски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект исследовательской деятельности для детей старшей группы

«Как краски на палитре появились?»

Автор проекта: Миронова Н.Е., воспитатель ГБДОУ детского сада №100 Выборгского района Санкт-Петербурга

Актуальность:

Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным –
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

Природа наградила нас удивительной способностью - видеть мир во всей его красе и разнообразии. Мы восхищаемся удивительной богатой палитрой окружающего нас мира. Мы любуемся ярко-желтыми одуванчиками на зеленой траве, или синими васильками на садовой клумбе, а может, восхищаемся разноцветными камушками на морском берегу, или огненно-рыжим кленом, растущим за окном и радующим нас во время грустной осени. Но мало кто из нас задумывался, откуда эти замечательные краски и цвета. И далеко не всем известно, откуда у природы такая богатая палитра цветов.

Всей этой красотой  обязаны мы специальным красящим веществам – пигментам, которых в растительном мире известно около 2 тысяч. Исследование данной работы лежит в области естествознания, неживой природы, и посвящено изучению удивительных свойств пигментов.

Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.

Объект исследования: краски.

Предмет исследования: природные компоненты и растения, из которых можно получить краску

Гипотеза: краски можно приготовить в домашних условиях.

Паспорт проекта

Тема проекта

«Как краски на палитре появились?»

Вид и тип проекта

Групповой,  исследовательско–творческий

Срок реализации

проекта

среднесрочный

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Цель проекта

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности в ходе выявления красящих способностей различных растений 

Задачи проекта

  1. Расширять представления детей о том, как появились краски и их роли в жизни людей.
  2. Формировать у воспитанников интерес и желание получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
  3. Развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности в ходе рисования полученными красками; показывать  их практическое применение.
  4. Развивать речь детей, активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов.
  5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Предполагаемый

результат

  1. Расширение знаний детей об истории возникновения красок, возникновении живописи.
  2. Организованная работа с дошкольниками по ознакомлению со способами получения природных красок в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса и формированию у них исследовательской активности и инициативности.
  3. Дошкольники получат возможность на практике использовать полученные краски для создания рисунков, окраски тканей.
  4. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса.
  5. Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей. Повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.
  6. Повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам художественно-эстетического воспитания.

Продукт проекта

Создание панно в лоскутной технике с использованием тканей, окрашенных в ходе экспериментов с выявлением природных пигментов.

Организация выставки работ, нарисованных полученными красками «Рисуйте, рисуйте, как вы только можете»

Этапы работы над проектом и распределение деятельности по этапам

Этапы работы

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Начальный

Определение участников проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Понимание значимости и актуальности данной темы в рамках всестороннего развития детей.

Составление плана мероприятий.

Уточнение имеющейся информации по теме.

Планирование

Доведение до участников проекта важности данной темы.

Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для экспериментальной, исследовательской деятельности, материалов для продуктивной работы, иллюстраций.

Подбор художественной литературы, стихов, загадок, рассказов и сказок по данной теме.

Изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов, подбор музыкальных произведений, фото и репродукций картин художников.

Подбор подвижных игр, ритмических гимнастик.

Выполнение

Чтение художественной литературы:

Рассказ «Волшебные краски» Е.Пермяк, «Три веселых краски» Ю. Смольников, «Петух и краски» В. Сутеев, «Мама краски мне купила» В. Москаленко, «В разноцветных баночках жила-была гуашь» М. Балаева,  «Поспорили краски, какая важнее» Л. Шкилёва, Цветные сказки, стихи и загадки о красках.

Разучивание пословиц, поговорок, стихов о красках.

Беседы «Из чего в древности делали краски»,  «Когда появились краски» «Зачем нужны краски?», «Что такое живопись?», «Первые художники?», «Краски современного человека»

Экскурсия в Русский музей для ознакомления с живописью и предметами декоративно-прикладного искусства (роспись).

Рассматривание фото наскальных рисунков, репродукций картин, выполненных в разных техниках (пастель, гуашь, акварель, темпера, масло)

Просмотр мультурока, который рассказывает о том, когда и как появились первые краски, от чего зависит цвет красок, как получали краску в древности и как ее производят в настоящее время.

Серия: "Из чего сделаны краски?"

Продуктивная деятельность:

Рисование углем «Совушка–сова»

Рисование сухой пастелью «Одуванчики»

Рисование акварелью «Море волнуется»

Рисование гуашью «Автопортрет»

Рисование мелом на доске

Проведение опыта: «Покрасим ткань брусникой», «Покрасим ткань черникой», «Покрасим ткань свеклой», «Покрасим ткань луковой шелухой».

Экспериментальная практическая деятельность:

Рисование  частями растений, изготовление краски и  ее использование в рисовании.  

Защита проекта

Выставка детских работ. 

Из полученных кусочков ткани, окрашенных натуральными красителями, сшить коллективное панно.

Список литературы

  1. Блинчева И. Б. Из чего в древности делали краски. - М.: Мир книги, 2013.
  2. Воловик А. Человечек на стене. – Облака, 2016
  3. Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001
  4. Дубровина Э. Краски рождаются. - М., 1973 г.
  5. История красок. URL: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/17615-istorija-krasok.html (дата обращения: 12.05.2020)
  6. История красок от возникновения  до наших дней. URL: http://lkmprom.ru/analitika/istoriya-vozniknoveniya-krasok/ (дата обращения: 9.05.2020)
  7. Мульурок. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FNDxgzEhEQA (дата обращения: 10.05.2020)
  8. Мультфильм «Из чего сделаны краски?» URL: https://www.youtube.com/watch?v=Qexb6SRi_SE (дата обращения: 10.05.2020)
  9. Никифорова О. Краски из растений. – М.: Малыш, 2013
  10. Уроки рисования. Рисуем восковыми мелками. 5+. Серия «Школа фантазеров». - Хатбер, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КРАСКИ ОСЕНИ»

Конспект занятию по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста....

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Почему образуются лужи?

Практически все дети очень любят гулять на улице. При этом их тянет туда, где им находиться не стоит. Если вы видите большую грязную лужу, не сомневайтесь, ребенок обязательно исследует ее. Иссл...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы «Каменная сказка»

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют  возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «ка...

ПРОЕКТ «НАУЧНЫЕ ЗАБАВЫ» Опытно – исследовательская деятельность для детей старших возрастных групп

Актуальность.Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и  является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское э...