Исследовательский проект в подготовительной группе "Зачем ежу иголки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Левина Надежда Николаевна

Зачастую дети становятся заложниками неверной информации, сформированной на основе художественных образов, полученных из сказок, мультфильмов, детских песен и т.д. Такая проблема была выявлена во время проведения с детьми подготовительной группы совместной образовательной деятельности, направленной на обогащение представлений о диких животных. В результате возникла необходимость проведения краткосрочного проекта "Зачем ежу иголки?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_podgotovitielnoy_gruppe.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Зачем ежу иголки»

в подготовительной группе

Введение:

Организация исследовательских проектов служит средством комплексного решения образовательно-воспитательных задач в ДОУ, а также способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, формирует самостоятельность и ответственность.

Аннотация:

Зачастую дети становятся заложниками неверной информации сформированной на основе художественных образов, полученных их сказок, мультфильмов, детских песен и т.п.

Такая проблема была выявлена во время проведения с детьми подготовительной группы совместной образовательной деятельности по  развитию направленной  на обогащение представлений о диких животных. В результате возникла необходимость проведения краткосрочного проекта на тему: «Зачем ежу иголки»

Тип проекта: исследовательский

Длительность: краткосрочный

Участники: дети, родители, педагоги ДОУ

Цель проекта:

Получение правильной, научно обоснованной информации об особенностях внешнего вида ежей, их приспособленности к условиям обитания.

Задачи:

1.Образовательные

- обогащать знания детей о характерных особенностях внешнего вида ежей; их разновидностях; среде обитания; повадках

2.Развивиающие

- развивать познавательную активность; желание самостоятельно находить решения на поставленные вопросы через различные виды детской деятельности.

3.Воспитательные

-воспитывать бережное отношение к животным

Проблема:

Проект ориентирован на решение основной проблемы – узнать почему у большинства животных тело покрыто шерстью, а у ежей иголками.

Гипотезы:

  • для защиты от врагов
  • для красоты
  • для сбора еды (грибов, яблок), листвы  и мха для утепления жилища

Для подтверждения или опровержения гипотез использовать следующие методы

  • подумать самостоятельно
  • узнать и взрослых
  • посмотреть в книгах
  • обратиться к компьютеру

Ожидаемые результаты

  • дети получат достоверную информацию о строении и повадках ежей
  • узнают, для чего ежам нужны иголки
  • будут проявлять интерес к произведениям писателей-натуралистов, к энциклопедической литературе природоведческого содержания
  • закрепят полученные знания через различные виды деятельности, а так же с помощью информационно-компьютерных технологий (мультимедийной презентации, интерактивных игр)

 Этапы реализации проекта

Название

Содержание

Участники

Подготовительный

Определение темы проекта

Уточнение знаний детей

Формулировка гипотезы

Дети и педагоги группы

Организационный

Постановка целей и задач проекта

Составление плана работы по проекту

Подбор необходимой литературы, наглядного материала, дидактических и развивающих игр, цифровых ресурсов (интерактивных игр, презентаций и т.д.)

Педагоги ДОУ

Формирующий

Проведение НОД по теме, дидактических и развивающих игр, рассматривание иллюстраций и чтение литературы, проведение образовательных бесед.

Организация выставки детских работ.

Дети, педагоги ДОУ, родители

Итоговый

Анализ результатов и обобщение опыта

Дети, педагоги ДОУ, родители

План мероприятий. Интеграция образовательных областей.

  • Познавательное развитие

- Дидактические игры «Угадай по описанию», «Пищевые цепочки»

- Рассматривание иллюстраций по теме

- Интерактивные игры «Конструктор природных сообществ», «Смотри и говори»

-Проведение НОД «Где обитают ежи»

  • Речевое развитие

-Чтение и рассматривание журнала из серии «Животные леса.Ежи»

-Чтение художественной литературы: В.В. Бианки «Ёж-спаситель», «Как лис ежа перехитрил»; М. Пришвин «Ёж»

-Заучивание стихотворения А.Тесленко «Ёж колючками оброс…»

-Загадывание загадок о еже

-Проведение НОД по составлению описательного рассказа по опорным схемам «Расскажи о еже»

  • Социально-коммуникативное развитие

- Проблемная ситуация «Ёж иголки потерял»

- Составление кроссврода «Всё о ежах»

-Лабиринты «Помоги ёжику до дома добраться»

  • Художественно-эстетическое развитие

- Рисование: техника «Тычкования кистью» - «Семья ежей»

- Лепка: техника пластилинографии «Ёжик»

- Аппликация с использование природного материала «Весёлые ёжики»

  • Физическое развитие

-Подвижная игра «Ёж и мыши»

- Игра малой подвижности «Колючий ёж»

- Физкультминутка «Ёжик топал по дорожке…»

Итоговый продукт

- Создание мультимедийной презентации «Зачем ёжику иголки»

- Составление тематического альбома «Что мы знаем о ежах?»

Используемые ресурсы

  • Информационные

- Методическая и художественная литература по теме

- Информационно-компьютерные технологии (интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры «Конструктор природных сообществ», «Смотри и говори»

-Интернет

  • Материальные

-Расходные материалы: бумага, цветной картон, пластилин, акварельные краски, гуашь и пр.

Риски и пути их преодоления

Риски

Пути преодоления

Нежелание родителей участвовать в проекте

Работа воспитателя и психолога по мотивированию взаимодействия родителей с ребёнком и повышение психологического комфорта в семье

Травма во время игры

Создание условий по технике безопасности, использование здоровьесберегающих приёмов

Карантин

Возможность переноса на другой срок

Выводы

В результате реализации данного проекта дети узнают, что: ёж –это небольшое млекопитающее животное, со слабым зрением (ниже человеческого, видит в коричневых оттенках), но с великолепным обонянием. На лапах ежей пять пальцев и острые коготки. Эти животные обладают хорошим слухом, уши у них маленькие, круглые и без иголок. Иголки у ежей находятся только на спине, мордочка и живот покрыты мягкой коричневой шерстью. Хвостик маленький, скрыт под шерстью и иголками.

Живут ежи на опушках леса. В садах и парках. Хвойные и болотистые местности этим животным не подходят, так как им приходится преодолевать большие расстояния в поисках еды. Чтобы отдохнуть и подремать, ежам необходимо укрытие, поэтому они предпочитают находится неподалёку от кустарников, поваленных деревьев, нор и т.п.

Когда большинство обитателей леса ложится спать, ежи просыпаются и начинают искать себе еду. Ежи – хищники. Они питаются червяками и улитками, гусеницами, мотыльками, личинками, могут съесть мышонка, птенца или яйца, если гнездо находится на земле. Пьют ёжики воду, а вот молоко для них ядовито.

Осенью ежи готовятся к спячке, строят защищённое укрытие, утепляют его мхом, листьями, травой. Зимой у ежей спячка, так как в холодное время года не найти еды, да и колючки не могут согреть. Но зато они прекрасно защищают голову и спину от врагов, ведь у молодых ежей их около трёх тысяч, а у взрослого почти семь тысяч! Цвет колючек колеблется от тёмно-коричневого до чёрного. Это помогает ёжикам сливаться с сухой травой и кустарниками. В течении всей жизни, иглы постоянно меняются. При малейшей угрозе еж сворачивается клубком, выгибая спину так, чтобы скрыть под колючками тело, голову и ножки. Превращается в маленький игольчатый мяч. Поэтому враги ему не страшны, опасаться стоит только совы, лисы и барсука.

У ежей много родственников по всему миру, некоторые очень похожи на обыкновенного европейского ежа, а некоторые…ну очень странные. Например, ёж - Гимнур покрыт белой шерстью и у него нет иголок, он размером с кролика и похож на землеройку. А вот Ушастый ёж знаменит своими большими ушами. Также существуют Белобрюхий ёж, Китайский  и Эфиопские ежи.

Проект позволяет детям расширить кругозор, познакомится с особенностями внешнего вида и строения ежа, узнать о среде его обитания и повадках. Дети смогу обогатить свой игровой опыт и ответить на главный вопрос «Зачем ежу колючки?»

Литература

-Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика - Синтез 2008г.

-Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие.

Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика-Синтез

-Вербинец А.М. «Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников. Проблемы, этапы, методы».  Детский сад: теория и практика №6 2011г.

-Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова – М.: Айрис-Пресс 2008 год

-Елкина Н.В. 1000 загадок. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина – Ярославль 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект в подготовительной группе «Лёд и соль»

Цель проекта: опытным путем обнаружить определенные свойства соли и льда....

Презентация исследовательского проекта для подготовительной к школе группы "Почему мы рисуем на бумаге".

" А почему мы рисуем на бумаге?"- этот вопрос дети  мне задали после того, как у одного мальчика нашей группы младший брат разрисовал и измял очень ценный рисунок- портрет папы. Ребята готовили п...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

"У ворот щумит народ.Где тут зимний огород?Говорят, что там растет.Огуречная рассада.И укропчик и лучок. Смотрят все на огород,И уходят открыв рот"...

Исследовательский проект в подготовительной группе "Удивительный мир часов"

Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов не обойтись они с нами по всюду.Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки. данный проект знакомит детей с историей возникновени...

Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе: "Лес просит о помощи!"

Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе: "Лес просит о помощи!"Тип проекта: познавательно – исследовательский.Продолжительность: краткосрочный.Участники прое...

Презентация "Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе "Соль-волшебница"

Презентация "Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе № 7 "Соль-волшебница"...