проект "Пернатые друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Баландина Вера Юрьевна

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx854.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Бабушкин

муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия

Краткосрочный проект в средней группе

Выполнила: Баландина В.Ю

г.Бабушкин

2020

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Актуальность:

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Вид проекта: познавательно-познавательный.

Тип проекта: краткосрочный  с 07.12-18.12.2020

Проблема: в процессе бесед, наблюдений за детьми  в ходе прогулок я выяснила, что дети имеют недостаточные представления  о зимующих птицах и их нуждах в зимний период.

Цель: расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах через организацию познавательной и продуктивной деятельности.  Воспитывать  интерес у детей к зимующим птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Радоваться  от осознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Задачи:

-расширить знания воспитанников о зимующих птицах;

-способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей;

-прививать самостоятельность в продуктивной и познавательной деятельности;

-привлечь внимание детей и родителей к помощи птицам в трудное для них зимнее время;

-пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Предполагаемый результат:

-расширение кругозора детей о зимующих птицах;

-проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);

-развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;

-воспитание у детей сострадания и любви;

-активное участие детей и родителей в помощи птицам;

-повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей;

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  1. Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
  2. Подбор  иллюстративного материала «Что ты знаешь о птицах»; Д/и «Зимующие птицы», Д/и «Каких птиц не увидишь зимой?»

3. Составление плана работы по реализации проекта.

4. Перспективное планирование проекта.

5. Беседы с родителями по теме проекта.

2 этап – основной:

  -- проведение НОД.

— обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме проекта

— решение игровых ситуаций;

— обучающие и развивающие игры;

— чтение художественной литературы;

— моделирование проблемной ситуации;

— рассматривание иллюстраций, плакатов, наглядных пособий;

— наблюдение, целевые прогулки.

3 этап – заключительный 

1. Проведение итогового мероприятия-развлечения:  «Пернатые друзья».

2. Оформление в приемной группы дидактического пособия «Дерево с кормушкой» для фиксации наблюдений за птицами во время прогулок.

Перспективный план мероприятий по реализации проекта.

 С детьми:

1. Познавательное развитие: 

  • Рассматривание птиц на картинках (Картина «Свиристели»,  фотографии: «Снегири на ветке», «На кормушке», «Воробьи»).
  • НОД  « Мои пернатые друзья».   
  •  Презентация «Мы остались зимовать»
  • Беседы («Птицы зимой»; «Как дети и родители заботятся о птицах зимой?»; «Пользу или вред приносят человеку синицы зимой).
  • Наблюдения за птицами во время прогулки (птичьи следы на снегу; за вороной; сорокой; снегирями; синичкой; голубями; свиристелями).
  • ФЭМП («Сравнение предметов по количеству и высоте»; «Сравнение предметов по размеру и количеству»; «Больше – меньше или поровну»; «Сколько птиц на кормушке»)

2. Социально—коммуникативное развитие:

  • Рассматривание картины («Кормушка», «Следы на снегу»)
  • Речевая игра («Ворона», «Назови ласково», «Кого угостили?»).
  • Пальчиковые игры («Дятел – доктор»; «Вороны»; «Веселый воробей»; «Любопытная ворона»; «Воробьята»; «Дятел сел на толстый сук», «Чудные птицы»
  • Дидактические игры («Чем можно покормить птиц?»; «Какие птицы прилетели на кормушку?»; «Кто что ест?»).
  • Сюжетно-ролевые игры («Ласковая мама»; «На кормушке»)
  • Настольные игры (Пазлы, домино, шнуровки по теме.)

3.Физическое развитие: 

  • Подвижные игры («Стая птиц»; «Попрыгунчики – воробушки»; «Синички и кот»; «Совушка и мыши»; «Воробушки и автомобиль»; «Кто за кем?»; «День – ночь»; «Мы – птицы»).
  • Утренняя гимнастика «На кормушке».
  • Физкультминутки («Веселые вороны»; «Дятел»; «У кормушки»; «Птички»).
  • Упражнения на дыхание («Снегирёк», «Перышко».)

 4. Речевое развитие: 

  • Беседы с детьми: «Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Помощь пернатым в зимнее время года».
  •  Решение проблемной ситуации.   «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
  • Театрализация. «Где обедал воробей».
  • Творческое рассказывание. «Как я спас птичку».
  • Стихотворения: З. Александрова «Новая столовая»; Г. Ладонщиков «Наши друзья»;  И. Демьянов «Воробей».
  • Рассказ К. Д. Ушинский «Дятел»; Рассказы Е. Чарушина: «Воробей», «Дятел». Чтение потешек, скороговорок о зимующих птицах.
  • Заучивание стихов: М. Скребцова «Птицы зимой», А. Прокофьев «Снегири»; Считалок: «Прилетели свиристели», «Шла ворона на базар», «Воробьишки – воробьишки).
  •  Отгадывание загадок о зимующих птицах.
  • народные песенки: «Совушка – сова», «Где вы, гуленьки», «Сидит ворон на дубу»; Шотландская песенка «Птички»; Японская сказка «Самый красивый наряд на свете».

5. Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Синички – сестрички» (коллективное);
  • Работа в раскрасках
  • Аппликация «Снегирек».
  • Лепка  «Воробьишки у кормушки»
  • Конструирование («Кто к кормушке прилетел» (оригами);

С родителями :

  1. Консультация для родителей «Как и из чего можно изготовить кормушку»
  2. Сбор корма
  3. Помощь в изготовлении дидактических игр.
  4. Изготовление кормушки для птиц и размещение ее около своего дома.

Результат реализации проекта:

С детьми:

Работа в рамках проекта получалась интересной, у детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму. Обогатился словарный запас дошкольников. Дети узнали много  увлекательной и познавательной информации о птицах.

Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность. Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.  Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

С родителями:

Семьи сделали кормушки для птиц, подкармливают птиц у дома и в детском саду.

Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.

Дополнительные эффекты реализации проекта:

По примеру зимующих птиц, дети могут нарисовать  домашних птиц.

Полученные знания о зимующих птицах дети могут передать своим младшим братьям и сестрам. Научившись подкармливать птиц, дети смогут заботиться и животных: белках, ежах, собаках, котах и др. Дидактическое пособие «Дерево с кормушкой», расположенное в приемной планирую использовать в следующем проекте «А погода за окном».

Приложения №1

НОД  « Мои пернатые друзья»  в средней  группе.

Цель: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие «зимующие птицы». Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных. Рисование в технике «тычка щетинистой кистью». Рисование в технике «рисование ватными палочками».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыкально - художественное творчество». 
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная. 
Задачи:  Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах; 
Вызвать интерес к рисованию стайки птиц в технике тычка; 
Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска);  Знакомить детей с понятием цвета и композиции; 
Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием. 
Планируемые результаты: имеет представление о зимующих птицах, их особенностях и внешнем виде; умеет работать в технике тычка щетинистой кистью; умеет использовать вспомогательные линии для построения рисунка, в процессе собственной деятельности проявляет инициативу, самостоятельно в выборе материалов для работы. 
Материалы и оборудование: мольберт, картинки зимующих птиц, бумага А4 голубого цвета, гуашь: красная, черная, коричневая, кисти щетинистые, кисти беличьи, ватные палочки, стаканчики-непроливайки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок, рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; чтение и разучивание стихов о птицах, речевая игра «Сколько ошибок сделал художник?», игры на узнавание предметов по описанию, народные игры, знакомство с силуэтами различных птиц.

                                                               Ход занятия: 
Здравствуйте! Приглашаю Вас сегодня в зимний лес. Давайте понарошку оденем варежки, шапки, сапоги и пойдем в лес!
Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь». 
Воспитатель:- Зимний лес стоит печальный. 
Кто под снегом спрятал тайны? 
Почему река молчит? 
Птичья песня не звучит? 
Осторожно в лес входите, 
Тайны леса не будите. 
Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) 
- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.) 
- Я вижу здесь птиц (на мольберте предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птицы улетели. 
(Рассматриваем стенд с иллюстрациями птиц) 
Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону? 
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Расскажите мне про воробья. Какой он?
Дети: Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но драчливый, боевой, удалой! (воробей) 
Воспитатель: Расскажите мне про снегиря? Какой он?
Дети:  Красногрудый, толстый, малоподвижный, (снегирь). 
Воспитатель: Расскажите мне про ворону? Какая  она?
Дети: Чернохвостая, чернокрылая разбойница, (ворона). 
Воспитатель: Расскажите мне про синичку? Какая она?
Дети:  Маленькая, на брюшке чёрная полоса, юркая, ловкая.(синица) 
Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?.
Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки.
Воспитатель: Снегири - очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей. Птица эта чуть крупнее воробья, очень плотного сложения. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму.  Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как 
http://www.ivalex.vistcom.ru/image/pix.pngон выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый. 
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково»:
Снегирь - снегирёк,
Синица - синичка,
Голубь - голубок,

Воспитатель: Вам понравились снегири, а давайте мы с Вами их нарисуем.
Воспитатель:  Давайте посмотрим на снегиря повнимательнее. Из каких частей состоит его тело? 
Дети: Туловища, глаз, крыльев, хвоста и ножек.
Воспитатель: Туловище какой формы?
Дети: Овальной.
Воспитатель: Наш снегирь замерз поэтому втянул шею в туловище. Клюв какой формы?
Дети: Треугольной.
Воспитатель: Крыло какой формы?
Дети: Овальной.
Воспитатель: А у снегиря какого цвета брюшко?
Дети: красного
Воспитатель: Рисуем туловище овальной формы, туловище будем закрашивать методом тычка полусухой кистью, далее рисуем крыло овальной формы и хвост.
Воспитатель: А чем питаются снегири?
Дети: Ягодами, рябиной.
Воспитатель: Правильно, а рябину будем рисовать ватными палочками. У вас на столах красная краска там обмакиваем ватные палочки правой руки и ставим ягодки вокруг веточки.

Уточнение последовательности и приемов выполнения работы. 
Продуктивная деятельность детей. 
Воспитатель: Давайте. Разомнём наши пальчики перед работой

Пальчиковая гимнастика:
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы во двор пошли гулять. 
(Загибать пальчики по одному) 
Бабу снежную лепили. 
(Имитировать лепку комов.) 
Птичек крошками кормили, 
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.) 
С горки мы потом катались. 
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) 
А еще в снегу валялись. 
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.) 
Все в снегу домой пришли, 
(Отряхивать ладошки.) 
Съели суп, и спать легли. 
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под 
щеку.)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь занимаем места за столами и приступаем к работе. Работаем не торопясь и очень аккуратно. (включить музыку).

Вот и получилась у нас картина.  Что здесь нарисовано?
Дети: Снегири.
Воспитатель: Правильно, стая снегирей. Почему стая?
Дети: Потому что снегири не летают по одному, они могут погибнуть. 
Воспитатель: Правильно.

- Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, какие приёмы нетрадиционной техники рисования вы использовали в работе при создании картины (дети рассказывают, делятся впечатлениями). 
- Из ваших работ мы тоже организуем выставку – 
Воспитатель. Молодцы, ребята! Давайте, вспомним, как мы рисовали сегодня.
Воспитатель: а теперь давайте поиграем
Мы налепим снежки,
Вместе поиграем. (Лепят снежки)
И друг - друга снежки
Весело бросаем. (Снежки бросают)
«Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

Приложения №2.

Беседы:

 «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

Воспитатель задает вопросы к детям:

Кто это? Какие они? Они живые? Что они едят? А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы). Что она ест? Много ли сейчас насекомых? Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками). Какие птицы улетают? Как их называют?

 Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых). Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать  с нами? Так какие же птицы бывают?               

                                                                                    Дети отвечают.

«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним? Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать? Дети: Да. Воспитатель: А летать? Дети: Нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала? Дети: Про воробья.

Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое,  воробей - птица?

Воспитатель:

Почему воробей – птица? Что есть у птицы? (показать модель) Какого цвета грудка? Чем покрыто тело? Какого цвета перышки? Какого цвета шапочка? Что это?  (показать клюв) Какой клюв? Зачем он нужен? Что воробей клюет? Зачем нужен хвост? Зачем воробью глазки? Кто у него враги? Могут ли птицы прожить без еды? Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

                                                                                                          Дети отвечают.

Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это? Дети: Синички.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички. Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица. Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают). Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают). Чем она питается? Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало. Воспитатель. Так почему же синица – птица?

Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Воспитатель читает детям рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:

      Куда вышли дети? Для кого они несли зерно? Куда они насыпали зерно? Зачем?

Почему прилетели птицы? Кому насыпали семечки? Птицы были рады? Так почему же надо подкармливать птиц?                  Дети отвечают.

Н.Сладков «Сказки о птицах»

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видите во дворе и зимой, и летом? (Объяснить, что это птицы зимующие).

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша облась как-будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!

                                Курорт «Сосулька»

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

- Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой -  на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?

Почему же  мы снегирей, свиристелей  называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей,  со всеми соседями из одного села и со своим стадом). Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много."

В 2010 году ГДОУ детский сад № 101 Московского района , которым я руководила до июня 2011 года стал победителем в конкурсе проектов дошкольных образовательных учреждений Московского района Санк...

Досуг к Международному дню друзей для 1, 2 младшей группы "Друзья для Чебурашки"

Данное досуговое занятие направлено на формирования представления детей о дружбе, воспитание нравственных качеств,  культуры общения, дружеских взаимоотношений и  желания поддерживать друзей...

"Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями -много!"

сценарий литературного вечера...

Конспект физкультурного занятия на воздухе для старшей группы На тему: «Правила – твои друзья! Забывать друзей нельзя.»

Совершенствовать навыки ходьбы по гимнастическому бревну; упражнять детей в умении бросать и ловить мяч; знакомить детей с основными правилами дорожного движения, с пешеходным переходом, светофо...

Конспект НОД в старшей группе «Правила дорожного движения – твои друзья! Забывать друзей нельзя!»

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии«Правила дорожного движения – твои друзья! Забывать друзей нельзя!»...

Проект "Без друзей меня чуть - чуть, а с друзьями - много"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение конт...