Проект "Чайные традиции"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Завернина Дарья Григорьевна

Проект "Чайные традиции" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynye_traditsii.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чайные традиции»

Срок:

 краткосрочный проект (2 недели)

Участники проекта:

- воспитатели группы

- дети старшая группа

- родители воспитанников

Возраст детей – участников проекта:

 5-6 лет

Актуальность:

        Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое?  А от куда оно взялось? А как пили чай в старину? А как пьют чай в других странах? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях…

        В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоги  становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Для ознакомления с некой традицией русского чаепития мы решили предложить детям отправиться в путешествие в прошлое, в гости в русскую деревню на чаепитие с настоящим русским самоваром

        Но как же быть, ведь традиции чаепития есть не только в России? Как объяснить детям, что традиции присущие нашей стране- это частичка именно русского народа, а не какого - нибудь другого? Как доказать, что именно мы, а не кто-то еще должны чтить, помнить и пронести через года наши обычаи? Для этого мы также предлагаем перенестись  в старые времена в деревеньку, вот только уже в китайскую. Это необходимо для понимания детьми того, что у каждого народа свой быт, свой образ жизни, свои традиции пронесенные через века.

        В связи с этим нами был разработан и реализован проект «Чайные традиции в детском саду»

        

Цель:

        Ознакомление детей с чайными традициями России и Китая.

Задачи:

  1. Познакомить детей с традициями чаепития России и Китая.
  2. Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
  3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру
  4. Развивать желание работать сообща, взаимодействую и взаимопомощи
  5. Воспитывать любовь к русским традициям и чувство уважения к традициям других народов
  6. Активизировать фантазию и творческие способности детей
  7. Активизировать речь детей

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Завершающий этап

Подготовительный этап

        Задачи: подбор необходимых материалов для разработки и реализации проекта.

        В ходе предварительной работы воспитателями группы были изучены традиции чаепития России и Китая.  Был отобран и систематизирован материал по теме проекта, на основе которого были составлены конспекты НОД.

        Кроме того, был подобран демонстрационный материал, художественная литература, стихи, пословицы и поговорки о чае и чаепитии, подготовлено необходимое оборудование, костюмы для проведения НОД, раздаточный материал.

        Для родителей была подготовлена консультация – беседа «Я люблю и почитаю русские традиции».

Основной этап:

        Задачи этапа: реализация проекта

        Неделя первая. «Русская масленица»

        Первой частью данного этапа стала творческая работа для детей и их родителей сочинение – рассказ «Моя масленица» о том, как отмечается масленица в их семье. Так же было предложено сделать иллюстрации к своим рассказам.

Для определения уровня знаний дошкольников была проведена беседа на тему ;Что я знаю о русской масленице?». Как выяснилось в ходе беседы, воспитанники недостаточно хорошо знают традиции празднования масленицы.

        Для того, чтобы дети смогли больше узнать о традициях чаепития и о проводах зимы, а также смогли окунуться в полной мере в древние обычаи нашей страны в ходе НОД «Русская масленица» им было предложено переместиться в русскую деревушку, где их встречала русская красавица в настоящем русском народном сарафане. Итогом НОД стало чаепитие с русским самоваром.

        Продолжением данной работы стало НОД по изодеятельности «Русский самовар». В ходе НОД по лепке дети готовили угощение для гостей – лепили блины, баранки, крендельки. Для украшения гостиной детям было предложено сделать  аппликационную картину «Сирень».

        Особая роль в нравственно – патриотическом воспитании отводиться праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание праздников воспитывают у детей положительные чувства. Важно, чтобы воспитанники имели возможность окунуться в атмосферу общей радости. Для этого этого дети посетили масленичные гулянья, ежегодно проходящие в нашем детском саду, пели песни, водили хороводы, катались на лошадях.

        На основе детских впечатлений с использование фотографий с праздника, а также с НОД «Русская масленица» была оформлена стенгазета.

Неделя вторая. «Китайское чаепитие»

        Для сравнения и понимания, что традиции – это частичка отдельно взятой страны, для расширения кругозора детям было предложено отправиться в путешествие  и посетить старинную китайскую деревушку, дне их встретила хозяйка в национальном китайском костюме. Дети вместе с хозяйкой перенеслись на плантацию чая и узнали откуда к нам  пришел чай, как его выращивают. Затем детям было предложено поучаствовать в приготовлении настоящего китайского чая и в чайной церемонии.

         В ходе НОД по изодеятельности дети рисовали натюрморт «Китайское чаепитие».

        Так же детьми была создана аппликационная картина «На чайной плантации».

        На основе впечатлений с использование фотографий с НОД была выпущена газета «Как в Китае чай мы пили».

Тема недели: Народная культура и традиции                    16.04.- 20.04.2018

Понедельник

Радужный сундучок                                                                               16.04.2018

Тема:  Русская изба

Цель: Продолжать учить детей рисованию сельского пейзажа

Задачи: 

Развивать способность чувствовать выраженное в картине настроение

Расширять представления о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества

Формировать интерес к народной культуре

Совершенствовать художественно – творческие способности детей в изображении изб

М.П.:

Сюрпризный момент

Беседа

Физкультминутка

Показ способов рисования

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторник

В гостях у Самоделкина                                                                        17.04.2018

Тема:  Стайка дельфинов

Цель: Продолжать учить детей самостоятельной аппликативной работе

Задачи: 

Учить детей самостоятельно творчески отражать представление о морских животных разными изобразительными средствами

Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру

Развивать чувство формы и пропорций

Воспитывать эстетическое отношение к природе

М.П.:

Сюрпризный момент

Рассказ воспитателя о морских обитателях

Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением разных морских животных

Беседа

Физкультминутка

Показ способов работы

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среда

Думай – говори                                                                                      18.04.2018

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж

Цель:  Дифференциация звуков

Задачи: Совершенствовать слуховое восприятие детей посредством упражнений на различение звуков з-ж изолированных и в словах

Придумывание слов с заданным звуком

Определение позиции звука в слове

М.П.:

Сюрпризный момент

Игра «Найди звук»

Игра «Какой ряд победит?»

Физкультминутка

Игра «поймай звук»

Игра «Сколько звуков»

Чтение стихотворений

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четверг

Город мастеров                                                                                   19.04.2018

Тема:  Самовар

Цель: Продолжать освоение рельефной лепки

Задачи: 

Учить детей создавать уплощенные фигуры

Учить украшать налепами и контррельефами

Ориентировать детей на поиск гармоничных сочетаний разных форм

Развивать комбинаторные способности

Совершенствовать умение оформлять поделку

М.П.:

Сюрпризный момент

Прослушивание песни «Самовар»

Рассматривание самовара

Беседа

Физкультминутка

Показ способов лепки

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наш мир                                                                                                 19.04.2018

Тема: Традиции русского чаепития

Цели: Познакомить детей с традициями русского чаепития

Задачи: Познакомить детей с самоваром, угощениями русского стола, традиционным этикетом

Дать детям представления о предметах русского обихода традиционно используемых в процессе чаепития

Развивать словарный запас детей

Активизировать речь

Воспитывать чувство уважения и бережного отношения к традициям своего народа

М.П.:

Сюрпризный момент

Презентация «Русское чаепитие»

Дидактическая игра «Что на стол поставить»

Беседа

Физкультминутка

Чаепитие

Анализ

Пятница

Математическая шкатулка                                                                 20.04.2018

Тема: Решение задач, знакомство с названием месяца – апрель, логические задачи на установление закономерности, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

Цель: Решение задач

Задачи:

Продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись

Познакомить с названием месяца – апрель

Закрепить знания о первом месяце весны – марте

Продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

Учить понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно

Формировать навык самоконтроля и самооценки

М.П.:

Игра «Составь и реши задачу»

Игра «Дорисуй правильно»

Физкультминутка «Найди свое место»

Знакомство с названием месяца – апрель

Игра «Нарисуй недостающую фигуру»

Самоконтроль и самооценка

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В гостях у профессора Адфавита                                                       20.04.2018

Тема:  Звуки и буквы б-п

Цель: Знакомить детей со звуком и буквой

Задачи: 

Повторить и закрепить знания о звуках и буквах

Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы

Закреплять умение находить место звука в слове

Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха

Закреплять умение составлять несложные предложения по схеме

Обогащать словарный запас детей

Развивать логическое мышление и речь

М.П.:

Сюрпризный момент

Характеристика звука

Произношение звуков в слогах

Произношение слов со звуком

Физкультминутка

Чтение чистоговорок и поговорок

Знакомство с буквой

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема недели: Народная культура и традиции                    23.04.- 27.04.2018

Понедельник

Радужный сундучок                                                                              23.04.2018

Тема:  Водоноски - франтихи

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно –прикладным искусством

Задачи: 

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки

Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон

Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству

М.П.:

Сюрпризный момент

Рассматривание игрушек

Беседа

Физкультминутка

Показ способов рисования

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторник

В гостях у Самоделкина                                                                      24.04.2018

Тема:  Деревянная ложка

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно составлять узор

Задачи:

Продолжать знакомить детей с мотивами хохломской росписи

Развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке

Активизировать словарный запас

Развивать мелкую моторику, навык форморазличения, творчество и фантазию

Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей

М.П.:

Сюрпризный момент

Рассматривание предметов обихода с хохломской росписью

Дидактическая игра «Что за дивная посуда»

Беседа

Физкультминутка

Показ способов работы

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среда

Думай – говори                                                                                    25.04.2018

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ. Повторение стихотворения «Лизочек» К.С. Аксакова

Цель: Совершенствовать умение дифференцировать звуки ч-щ

Задачи: Учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки ч-щ: изолированные в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук.

Совершенствовать умение определять позицию звука в слове

Помочь запомнить стихотворение

Совершенствовать интонационную выразительность речи

М.П.:

Сюрпризный момент

Игра «Чья песня?»

Игра «Слова на «Ч»

Упражнение «Измени слово»

Физкультминутка

Чтение отрывка из сказки «Федорино горе»

Чтение стихотворения «Лизочек» К.С. Аксакова

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четверг

Город мастеров                                                                                   26.04.2018

Тема:  Водоноски у колодца

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства

Задачи: 

Обогащать зрительные впечатления

Формировать эстетический вкус

Создавать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки

Показать обобщенный способ лепки женской фигурки на основе юбки – колокола

Закрепить представления о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаний

М.П.:

Сюрпризный момент

Рассматривание дымковской игрушки «Водоноска»

Беседа

Физкультминутка

Показ способов лепки

Самостоятельная работа детей

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наш мир                                                                                                 26.04.2018

Тема: Традиции китайского чаепития

Цели: Познакомить детей с традициями китайского чаепития

Задачи: Познакомить детей с чайными приборами, угощениями китайского стола, традиционным этикетом

Дать детям представления о предметах обихода традиционно используемых в процессе чаепития

Развивать словарный запас детей

Активизировать речь

Воспитывать чувство уважения и бережного отношения к традициям чужого народа

М.П.:

Сюрпризный момент

Презентация «Китайское чаепитие»

Дидактическая игра «Что на стол поставить»

Беседа

Физкультминутка

Чаепитие

Анализ

Пятница

Математическая шкатулка                                                                 27.04.2018

Тема: Порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку

Цель: упражнение в порядковом счете, решение математической загадки

Задачи:

Упражнять в различении количественного и порядкового счета

Закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись

Закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица

Учить рисовать лягушку в тетради в клетку

Учить понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно

Формировать навык самоконтроля и самооценки

М.П.:

Игра «Что растет на нашей грядке?»

Игра «Отгадай загадку»

Физкультминутка «Прыгать заинька горазд»

Игра «Нарисуй правильно»

Игра «Рисуем лягушку»

Самоконтроль и самооценка

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В гостях у профессора Алфавита                                                         27.04.2018

Тема:  Звуки и буквы г-к

Цель: Знакомить детей со звуком и буквой

Задачи: 

Повторить и закрепить знания о звуках и буквах

Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы

Закреплять умение находить место звука в слове

Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха

Закреплять умение составлять несложные предложения по схеме

Обогащать словарный запас детей

Развивать логическое мышление и речь

М.П.:

Сюрпризный момент

Характеристика парных звуков

Произношение звуков в слогах

Произношение слов со звуком

Физкультминутка

Чтение чистоговорок и поговорок

Знакомство с буквой

Анализ

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завершающий этап:

        Задачи этапа: подведение итогов реализации проекта.

        На данном этапе была подготовлена выставка работ по изодеятельности «Русский самовар» и «Китайское чаепитие», аппликаций «Сирень» и «На чайной плантации», выставка работ из пластилина «Угощенье для гостей». Были изготовлены стенгазеты «Русская масленица» и «как в Китае чай мы пили». Проект был представлен на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"

Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/

Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...