Главные вкладки

    Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Маленькие учёные» в средней группе (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год
    опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

    Тищенко Ольга Ивановна

    На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx28.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Согласовано»                                                            «Утверждаю»                                                                                                                                                                                    

     Старший воспитатель                                               Заведующий МБДОУ                                                                                                                              

     МБДОУ «Полтавский детский сад                          «Полтавский детский сад                          

    «Березка»                                                                     «Березка»

    ___________ Григорян О.В.                                       __________ Авакян С.Н.

    «___» _________2020 г.                                               «___» _________2020 г.

            

                                                                                                                                                           

     

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

            

    Программа кружковой работы

    по экспериментальной деятельности

    «Маленькие учёные»

    в средней группе (4-5 лет)

    на 2020-2021 учебный год

    Разработала: воспитатель               Тищенко Ольга Ивановна

    2020 г.

    Пояснительная записка

         Одним  из  основных  принципов  Федерального  государственного образовательного   стандарта  дошкольного   образования   является формирование  познавательных  интересов  и  познавательных  действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности. Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития  дошкольника. Именно  уровень  развития  познавательной деятельности  ребенка  определяет  готовность  к усвоению  школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому необходимо уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве. Важно развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

        С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

          Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

         На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

          Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

       Исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.

         В дошкольном учреждении, создавая уголок для детского экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия, где каждый ребенок может найти  дело по своим интересам и способностям. В исследовательской деятельности, как и в любом творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему процессу.

            В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке цели проводимого эксперимента, предвидении способов его достижения и слежением за протекающим процессом деятельности, включающим в себя взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса.

            Для эффективного развития познавательной активности  дошкольников необходимы новые подходы, игры, упражнения, направленные на совершенствование ориентировки детей в окружающем. Такими приемами обладает технология решения творческих задач (ТРИЗ).

    Эта технология позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, создать ситуацию успеха, взаимообмена мнений.

           Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками по экспериментальной деятельности положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Способствует формированию у дошкольников таких качеств, как способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком.    

            В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

          Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

    Цель программы:

             Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

         

     Задачи:

    1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

    2.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,  устанавливать         причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

    3.Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

    4.Создавать условия для развития интеллектуальных, познавательных способностей  ребенка, развивать мотивацию к исследовательской деятельности и  творчеству.

    5.Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

    6.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

    7. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

     

    Основное оборудование:

    Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

    разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.

    Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.

    Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.

    Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

    Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

    Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

        Ожидаемые результаты: 

    - дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями;

    -предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

         Направленность программы  «Маленькие учёные» является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год. Занятия проводятся 4 раза в месяц,  во второй половине дня, продолжительность:  20 минут. Всего 35 занятий в год.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения  дошкольников среднего возраста, включает в активную познавательную деятельность.

          Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

    Тема

    Программные задачи

    Методы и приемы

    Материал, оборудование

    Литература

    «Путешествие в прошлое бумаги»

    «Узнай все о себе, шарик»

    «На чем полетят человечки?»

    «Дерево умеет плавать»

    «Незнайкин клад»

    «Приключения карандаша»

    «В мире стекла»

    «В мире пластмассы»

    «В мире материалов»

    «Расскажи о предмете»

    «Что лишнее?»

    «Где твое место?»

    «Кого покатаем на машине?»

    1. Познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами.

    2. Развивать любознательность.

    3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

    1. Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами.

    2. Развивать умение устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

    3. Развивать любознательность.

    1. Формировать умение вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности.

    2. Развивать умение сравнивать резину с тканью.

    3. Развивать любознательность.

    1. Расширять представления о дереве, его качествах и свойствах.

    2. Развивать умение устанавливать связи между свойствами материала и способом его использования.

    3. Развивать любознательность.

    1. Закрепить знания о свойствах материалов.

    2. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению.

    3. Развивать любознательность.

    1.Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева.

    2. Пополнять словарный запас: «шероховатый», «хрупкий», «твердый», «легкий».

    3. Развивать логическое мышление.

    1. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое).

    2. Развивать любознательность.

    3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

    1. Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

    2. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

    3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

    1. Формировать умение узнавать в разных по содержанию предметах материал, из которого они сделаны.

    2. Развивать умение называть предметы разного содержания обобщающим словом по признаку материала.

    3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

    1. Закрепить представление о материалах, из которых сделаны предметы.

    2. Развивать любознательность.

    3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

    1. Формировать умение вычленять общие признаки предметов.

    2. Закрепить знания о видах материалов.

    3. Развивать внимание.

    1. Закрепить знания о свойствах и качествах материалов.

    2. Развивать внимание, быстроту реакции.

    3. Развивать любознательность.

    1. Побудить детей группировать предметы по материалам.

    2. Развивать наблюдательность.

    3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Объяснение

    Рассматривание видов бумаги

    Работа с берестой

    Чтение стихотворения С. Маршака «Чистый лист»

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Опыт с шариком и перчатками

    Объяснение

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Опыт с шариками

    Пояснение

    Опыт «Горячая резинка»

    Поощрение

    Проблемная  ситуация

    Вопросы

    Опыт с предметами

    Объяснение

    Поощрение

    Проблемная  ситуация

    Вопросы

    Опыт с предметами

    Объяснение

    Поощрение

    Проблемная ситуация

    Отгадывание загадки

    Чтение истории о карандаше

    Опыт с предметами

    Вопросы

    Объяснение

    Игра «Назови предметы»

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Опыт с предметами

    Объяснение

    Отгадывание загадок о стекле

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Опыт с предметами

    Объяснение

    Отгадывание загадок  о пластмассе

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Опыт с предметами

    Объяснение

    Игра «Найди игрушку»

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Игра с кубиком

    Объяснение

    Пояснение

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Работа с карточками

    Объяснение

    Пояснение

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Игра «Где твое место?»

    Объяснение

    Поощрение

    Игровая ситуация

    Вопросы

    Игра «Покатай игрушки»

    Объяснение

    Пояснение

    Поощрение

    Камень

    Глиняная дощечка

    Ткань

    Береста

    Бумага

    Воздушные шары

    Резиновые перчатки

    Резинка для волос

    Резиновые шары

    Емкость с водой

    Набивные мячи

    Образцы дерева

    Ложки

    Спички

    Емкость с водой

    Предметы из резины, пластмассы, стекла, металла

    Карандаш

    Свеча

    Спички

    Гвоздь

    Молоток

    Брусок

    Емкость с водой

    Посылка

    Стеклянные предметы

    Палочки

    Стакан

    Пластмассовые предметы

    Стакан

    Палочки

    Кусочки материалов (стекла, металла, пластмассы) и предметы-игрушки их них

    Кубик с изображением на гранях видов материалов

    Карточки с изображением четырех предметов

    Картинки

    Грузовик

    Игрушки

    № 683 с 24

    № 683 с 25

    № 683 с 26

    № 683 с 28

    № 683 с 30

    № 683 с 32

    № 683 с 33

    № 683 с 35

    № 683 с 44

    № 683 с 48

    № 683 с 48

    № 683 с 49

    № 683 с 49


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» (познавательно-речевое развитие) старшая группа «Солнышко»

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти зн...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ средняя группа (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год

    Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных...

    Рабочая программа воспитателей средней группы «Теремок» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год

    Рабочая программа воспитателей средней  группы «Теремок»  общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год...

    Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе № 1 общеразвивающей направленности на 2020 – 2021 уч.г.

    Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2020 – 2021 учебный год разработана в соответствии с ООП ДО с учетом Примерной основной образова...

    Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности «Карусель» на 2020 – 2021 учебный год

    Рабочая программасредней группы компенсирующей направленности «Карусель»на 2020 – 2021 учебный год...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ средняя группа (4-5 лет) на 2020-2021 учебный год

    Цель: обеспечение полноценного развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенност...