Конспект ОД для детей подготовительной группы «Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».
план-конспект занятия по окружающему миру

Маринова Оксана Викторовна

Программное содержание:

  • обобщить знания детей о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля;
  • способствовать пониманию того, что человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания;
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
  • закрепить знания детей о правилах поведения в лесу;
  • способствовать развитию умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища;
  • воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД

для детей подготовительной группы

«Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».

Программное содержание:

  • обобщить знания детей о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля;
  • способствовать пониманию того, что человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания;
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
  • закрепить знания детей о правилах поведения в лесу;
  • способствовать развитию умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища;
  • воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту природы.

Материал:

наборы картин и картинок о лесе, животных, птицах, насекомых, грибах, цветах, фонограммы с записью голосов птиц, карта – схема.

Оборудование:

магнитная доска, мультимедийная доска.

Ход:

Воспитатель:          Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то хотя бы свою комнату. Но почему-то переступив порог своей комнаты, мы забываем о том, что за этим порогом - тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи; зелёные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы завтра и послезавтра мы могли сказать «Добрый день»! Очень важно бережно относиться к нашему общему дому - Земле и всем, кто на ней живёт.

Наша общая задача - сберечь планету.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут – речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется  Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Воспитатель:         Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т. е. в природу.

Входит  Рассеянный с улицы Бассейной

Рассеянный:              Это станция какая?

                                   Тибуны или Ямская?

                                   Мне ребята говорят

                                   Что попал я в детский сад.

                            Это что за остановка?

                                   Бологое иль Поповка?

                           Но мне снова говорят,

                                   Что попал я в детский сад.

                                   Повторяю, что за шутки?!

                                  Я ищу вторые сутки…

                                  Помогите мне, друзья!

                                    Объясните мне, где я?

Дети рассказывают о том, что это детский сад, и  он зашел в подготовительную группу. Дети приглашают Рассеянного с собой  в путешествие.

Воспитатель:         Сегодня мы с вами будем путешествовать на поезде в природе и побываем на таких станциях как: Лесная, Цветочная, Пернатые, Грибная, Уши, лапы и хвосты, Насекомые. А для того, чтобы не заблудиться, у нас есть карта (схема), которая укажет нам дорогу.

Дети занимают места в «поезде».

Воспитатель:          Ну что ж поехали.

Воспитатель:          И первая остановка будет на станции Лесная. 

И здесь мы будем говорить о лесе, о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом.

Воспитатель:          Посмотрите вокруг: мебель, окна, двери из чего сделаны?

Дети:                 Из дерева.

Воспитатель:         Правильно,  Еще из  древесины сделаны книги, тетради.  Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслимая. Однако с каждым годом лес всё больше и больше нуждается в защите.

Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы новые заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных. Человек многим обязан природе. Лесу.

Рассеяный:          Почему мы с лесом дружим,

                                    для чего он людям нужен?

                             Кто скажет? –

Дети:                        Лес - это наше  богатство!

Дети:                        Лес - это зелёный наряд нашей Земли!

Дети:                        Там, где лес, всегда чистый воздух!

Дети:                        Лес - это дом для зверей и птиц!

Дети:                Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку    выращивать   хороший урожай!

Дети:                      Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды,   грибы.

Воспитатель:         Садимся в поезд и и следующая Станция Цветочная

Воспитатель:         Во всю историю развития человечества на Земле растения играли очень важную роль. Они служили строительным материалом для жилья,  из них создавали средства передвижения.   Растения давали тепло, пищу, одежду. Наши далёкие предки писали на папирусе и бересте, делали из трубчатых стеблей немудреные музыкальные инструменты.

Рассеянный:          Цветы и травы помогают нам дышать, лечат разные болезни-словом,  растения - это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветёт много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускаются цветы.

Рассеянный:         Я сейчас загадаю вам загадки о цветах, а попробуйте их отгадать:

З а г а д к и:

  • Стоит в поле кудряшка-белаярубашка,
    Сердечко золотое, что это такое?
    (ромашка)
  • На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки
    Ветерочек прошуршал и развеял этот шар
    (одуванчик)
  • Колосится в поле рожь, там во ржи, цветок найдешь,

Ярко-синий пушистый только жаль, что не душистый (василёк)

  • Он стоит в одёжке, как огонь на ножке

Станет без одёжки шариком на ножке (мак)

  • Белые горошки на зелёной ножке (ландыш) 
  • Зовут меня люди царицей цветов.

За цвет и за запах

Хоть куст мой вас ранить готов,

Но кто ж не простит мне колючих цветов (роза)

Рассеянный:         Молодцы, ребята,  все отгадали правильно.

Воспитатель:         Если ты сорвёшь цветок, если он сорвёт цветок,

                                   Если все: и он, и ты, на Земле сорвут цветы,  

                                    ТО окажутся пусты и деревья, и кусты…                                                                                                                                    

                                    И не будет красоты.

Рассеянный:  Ну что ж садимся в поезд и отправляемся дальше

                        в путешествие  и  следующая станция ……….

Включается запись голосов птиц.

Воспитатель:       Как вы думаете, на какой станции мы оказались? (ответы)

Рассеянный:       В лесу живут «братья наши меньшие». Среди них много    

                             верных друзей. Они уничтожают огромное количество          

                             прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях  

                                вредных грызунов. Птицы, наконец, украшают нашу жизнь.  

А вы не забыли,    как называются птицы, которые живут в наших лесах?

Дети:              Лесные

Рассеянный:   Сейчас проверим:

  • Он соло пел среди ветвей, певца назвали        (соловей)
  • У дупла листок пришпилен, а живёт там дядя.. ..(филин)
  • Прячьтесь, куры! В небе ясном чёрной тенью кружит.. .(ястреб)
  • Кто на ёлке на суку, счет ведет ку-ку -ку.. .(кукушка)
  • Плотник острым долотом, строит дом с одним окном.. .(дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её.. .(сорока)
  • Днём спит, ночью летает.. .(сова)

Воспитатель:         Чтобы мы делали без птиц?  Своим пением, своею красотою они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят сельскому хозяйству, уничтожая насекомых - вредителей и грызунов. И я думаю, будет справедливо, если мы хотя бы немного позаботимся о них: накормим в суровую голодную зиму.

Рассеянный:         А давайте поиграем в игру «Угадай, чей голос поет».

Дидактическая игра «Угадай, чей голос поет»

Взрослый произносит звуки птичьей песенки и предлагает угадать, какая птичка благодарит детей за заботу, доброту. Затем воспитатель и дети вместе произносят звуки песенки.

Кар – кар - ворона       ку-ку - кукушка       тук-тук-тук – дятел

Чик-чирик – воробей    кра-кра – грач     ча-ча-ча – сорока

Гуль-гуль – голубь      уф-уф – уф – филин    чуффш-чуффш – тетерев

Рюм –рюм – рюм – снегирь      синь-синь –тень- тень – синица

Курлы –курлы – журавли        свир – свир – свиристель    

Цок – цэк –цок –цэк – клест

Воспитатель:         Молодцы, ребята.

Воспитатель:         А название следующей станции вы узнаете после просмотра слайдов.

Просмотр слайдов о животных.

Как можно назвать эту станцию? (ответы детей) Хорошо, давайте назовём её «Лапы, уши и хвосты».

Воспитатель:         Многие думают, что хищным зверям живётся легко. Ведь они сильные, у них острые зубы, цепкие когти и грозные клыки. Плохо тем за кем они охотятся. Ведь эти бедняги совсем беззащитные. Нет, не такие они и беззащитные. Никого бог не обидел. У оленя большие рога, у кабана мощные клыки и толстая кожа, у черепахи - панцирь, у зайца - чуткие уши, косые глаза и быстрые ноги, птица - от врага улетает, пчела - жалит, еж сворачивается в клубок, и попробуй его достань. Но выживает тот, кто ловчее, умнее, хитрее, кто лучше приспособлен к трудной и опасной.

Рассеянный:         Ребята, у меня есть загадки о животных, отгадайте их:

  • Хитрая плутовка, рыжая головка.

        Хвост пушистый - краса. А зовут её....(лиса)

  • Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий
    Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге,
    Коль такого довелось встретить, знайте, это.... (лось)
  • Хозяин лесной просыпается весной.

        Меньше тигра, но немножко больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно, притаившись, ждёт добычу

Не робей, но берегись: в том лесу, где бродит....(рысь)

  • Он, как ёлка, весь в иголках, ловит смело страшных змей.

          И  хотя он очень колкий, обижать его не смей!

Он    в    лесу    живёт,    но    вхож    и    в    сады,    отважный....(ёж).

  • В сосне дупло, в дупле тепло.

        А кто в дупле живёт в тепле?.... (белка).

  • Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он.     Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

         Не спугнул и мой Полкан,

         очень грозен был... (кабан)

  • Что за коняшки - на всех тельняшки….(зебра)
  • А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой... (медведь)

Воспитатель:         А сейчас я вам прочитаю стихотворения и мы с вами выполним движения.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а:

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили

Вот так вот так друг за другом все ходили

Медвежата танцевали,

К верху лапы поднимали,

Вот так, вот так к верху лапы поднимали

Воспитатель:         Ну что ж поехали и чтобы узнать, какая станция у нас сейчас будет отгадайте загадку:

                         Очень много их под осень возле ёлочек и сосен

                             Урожай на них богатый любят их сбирать ребята... (грибы)

Дети:                 Грибы

Воспитатель:         Значит следующая Станция Грибная

Воспитатель:         Грибы - это удивительные создания. С одной стороны, множество людей их любят их собирать и знают тайны их произрастания. Грибы очень нужны лесу. У грибов, как и у овощей много витаминов, как и у мяса. Самые питательные рыжики. Питательны  и белые грибы, грузди, подосиновики, лисички, опята.

Рассеянный:         А кто еще питается грибами?

Дети:                  Животные питаются грибами -  белки, глухари.

Воспитатель:          Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами.

Рассеянный:         Какими грибами лечатся лоси и сороки?

Дети:                Мухоморами.

Воспитатель:         О грибах написано много сказок, пословиц, рассказов, стихов.

Рассеянный:         А я  хочу с вами поиграть. Игра называется «Угадай, что лишнее»

Дидактическая игра «Угадай, что лишнее»

Чтобы убедиться хорошо ли вы знаете грибы я буду называть разные слова и предметы, а вы когда услышите название грибов должны будете хлопнуть в ладоши. Итак, начинаем : Заяц, еж, боровик, волнушки, бабочка, стол, окно, сыроежки, книга, волнушки, ручка, стул, подосиновик, подберезовик, доска, шапка, лисички, опята, кукла, грузди, маслята, машина, мухомор и т.д.

Воспитатель:         Поехали и сейчас у нас станция, которая называется  Станция Насекомые.

Воспитатель:         Удивительный мир и насекомых. Их насчитывают около 2 мл. видов. У всех взрослых насекомых по 6 ног, а тело состоит из 3 частей: головы, средней части тела и брюшка. На голове 2 усика. Некоторые насекомые опыляет растения. Это пчёлы и шмели. А другие - божьи коровки, муравьи, уничтожают тлю на кустарниках и деревьях, стрекозы поедают комаров. Лес, где живут муравьи всегда чист и свеж. В нём много ягод и грибов.

Рассеянный:         А сейчас я хочу вам предложить игру «Четвертый лишний»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Взрослый  показывает картинки и называет, что на них изображено , а дети выбирают насекомых

Заяц, еж, лиса, шмель

Трясогузка, паук, скворец, сорока

Бабочка, стрекоза, енот, пчела

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук

Пчела, стрекоза, енот, пчела

Таракан, муха, пчела, майский жук

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка

Лягушка, комар, жук, бабочка

Стрекоза, мотылек, шмель, мотылек

Рассеянный:         Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель:         В природе строгий порядок. Все в ней крепко взаимосвязано: живут по строгим законам и растения, и насекомые, рыбы, птицы, и звери. Волка, ястреба, тигра иногда называют «разбойниками и злодеями». Попадает и зубастой щуке.  А если разобраться, то у природы нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны и все они важны. Много хищников - плохо, мало - тоже плохо. Не зря говорит пословица : «На то и щука, чтобы карась не дремал!»

                             Все- все на свете, на свете нужны!

И  мошки не меньше нужны, чем слоны.                                                                                                                 Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд и кто делает яд.

                         Плохи дела у кошки без мышки

У мышки без кошки не лучше

делишки.

                         Да если мы с кем-то не очень дружны

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

                             То это, конечно, ошибкой окажется.  

   

Рассеянный:         Я думаю ребята, что вы знаете, как вести себя в лесу, на речке. Ну, скажите, когда вы идёте в лес как себя надо вести.

Дети перечисляют

  • ветки не ломать,
  • деревья не калечить,
  • не шуметь,
  • гнезда не разорять
  • цветы не рвать

Воспитатель:         Да, ребята, вы знаете правила поведения в лесу.

Рассеянный:           Мне понравилось у вас,          

                                 Вы играли просто класс!

А теперь мне пора,

Да забыл я куда!

Воспитатель:          Вот какой Рассеянный

                                   С улицы Бассейной

Рассеянный:         Да – да. Вспомнил я куда!

На Бассейную пора.

Так что, дети, до свиданья,

До свиданья, детвора!

Дети прощаются с Рассеянным

Воспитатель:         Давайте будем помнить, что наша планета - наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Земля – песчинка в Океане среди бесчисленных миров» с использование ЦОР.

Конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Земля – песчинка в Океане среди бесчисленных миров». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастно...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Земля,воздух и вода-будут чистыми всегда"

Материал окажет помощь воспитателям при проведении НОД по экологическому воспитанию дошкольников....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дружат дети всей Земли"

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.Развивать умение быть внимат...

Конспект экологической викторины в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»

Экологическая викторина«Земля – наш общий дом»(для детей подготовительной группы) Цель: формировать представления детей о том, что наша планета Земля - большой всеобщи...