Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомая-незнакомая соль»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

    Кириченко Альбина Михайловна

    В конспекте представлен материал интегрированной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, с элеменатами экспериментальной деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_issledovatelskaya.docx174.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Образовательное Учреждение

    «Бендерский детский сад №16»

    Молдова, Приднестровье, город Бендеры

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе  ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие»

    Тема: «Знакомая-незнакомая соль»

    (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии,

    здоровьесберегающие технологии)

    соль

    Подготовила:

    Воспитатель

    1 кв.категории

    Кириченко А.М.

    Конспект интегрированного НОД по познавательно-исследовательской деятельности (с опытно-экспериментальной деятельностью)

    Группа: подготовительная к школе-6-7 лет

    Тема:«Знакомая, незнакомая соль»

    Задачи:

    Образовательные: 

    • Формировать у детей навыки опытно-экспериментальной деятельности
    • Учить пользоваться элементарными инструментами опытнической деятельности
    • Продолжать учить детей использовать карточки-определения при характеристике свойств веществ.
    • Продолжать знакомить с видами (поваренная, морская) и  характеристикой соли (полезное ископаемое, добыча, применение).
    • Учить детей логически мыслить, делать выводы, формулировать умозаключения, анализировать события

    Развивающие: 

    • Расширять знания детей о соли, как природном материале, ее свойствах.
    • Развивать навыки экспериментирования.
    •  Обогащать перцептивные навыки детей, сенсорные способности .
    • Развивать мыслительную деятельность.

    Воспитательные:

    • Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
    • Воспитывать умение пользоваться инструментами при экспериментальной деятельности.

    Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, создание заготовок для рисования по соли. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».

    Словарная работа:выпаривание, каменная, поваренная, кристалл,  рудник, выпаривание, лизунцы.

    Материали оборудование:Презентация, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой  и чайные ложки (по количеству детей), свеча, ложка, лупы, заготовки для рисования (листы картона с нанесенным слоем соли), краски, баночки с водой, салфетки.

    Безопасность:нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью.

    Ход НОД:

    Воспитатель: Ребята, сегодня  у нас много гостей, давайте поздороваемся с ними (здороваются). Давайте мы возьмемся за руки и передадим друг другу наше хорошее настроение и улыбнемся. (дети выполняют).

    Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о том, с чем вы встречаетесь каждый день, и вам это знакомо. Но вы сами должны догадаться и в этом нам поможет этот мешочек. Вы потрогайте его и скажите, что по вашему там находиться (дети передают друг другу по кругу и пытаются определить, что внутри.Если не догадаются, задаю вопрос «Из воды родится, а воды боится»)

    Дети: Это соль.

    Воспитатель: Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.(ответы детей).Да, я согласна с вашими ответами, но могу утверждать, что вы не все сказали  о такой знакомой , но в то же время незнакомой для вас соли! Хотите узнать?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Садитесь на свои места и послушайте внимательно. Теперь  моя очередь поделиться с вами знаниями. Но прежде я хочу предложить вам на сегодняшнем занятии заполнить следующую страничку нашей книжки-раскладушки. Посмотрите, что находится в стаканчике на странице? (соль). Значит мы будем заполнять кармашки картинками о свойствах соли. Так? (Да).

    Соль.(слайд №1)

    В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы.(слайд №2)

     Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из воды. А как вы думаете из какой именно воды, люди получали соль?

    Дети: Из морской, потому что она соленая.

    Воспитатель:Да, ребята, соль получают из воды, но не только морской,  на нашей планете есть и озера, источники, которые очень и очень соленые(слайд №3), а в Мертвом море, в котором не живет ни рыба, ни водоросли, от того, что там очень много соли-вода почти горькая на вкус. Соль получают из воды путем выпаривания на солнце.(слайд №4-5)Что означает слово выпаривание? Как вы думаете?

    Дети: Что вода испаряется.

    Воспитатель: Мы с вами проводили много опытов с водой, и вы знаете, когда вода испаряется?

    Дети: Если воду нагреть, то она превратиться в пар.

    Воспитатель: Я согласна  с вами, как вы думаете, а мы с вами сейчас здесь в группе сможем получить соль из воды?(ответы детей)

    Воспитатель: Давайте сейчас проведем опыт по выпариванию соли из воды. Я буду проводить этот опыт с водой, поэтому вы будете наблюдать за мной. А кто вспомнит какое правило есть при работе с огнем? (ответы детей)

    (Воспитатель проводит опыт, нагревает соленую воду в ложке. На дне остается осадок.)

    Воспитатель: Как вы думаете, что это осталось в ложке?

    Дети: Соль.

    Воспитатель: Да, ребята именно так люди и получают соль из воды.

    Но миллионы лет на планете Земля был огромный океан(слайд №8) , и от жаркого солнца морская вода испарялась , а соль, которая есть в воде –оставалась – кристаллизовалась и спрессовывалась в огромные пласты. Поэтому сегодня люди добывают соль еще и в шахтах, рудниках из-под земли. (слайд №7) при помощи солесосов (слайд №8). А как мы можем назвать те минералы, которые люди добывают из-под земли (выкапывают их).

    Дети: Полезные ископаемые.

    Воспитатель: Правильно ребята, соль-это полезное ископаемое.(КАРТОЧКА)

    Я предлагаю вам рассмотреть на рабочих местах вашу соль и убедиться так ли это, действительно ли соль у нас в виде кристаллов? (слайд №9)

    (дети при помощи лупы рассматривают соль , делают вывод, что кристаллы одной соли –крупные, другой- мелкие , а третья - похожа на песок).

    Воспитатель: Да, ребята, вы правы соль существует в виде кристаллов. Давайте поставим в кармашек картинку кристалла , который обозначает форму соли. (ребенок помещает картинку в кармашек)

    Кристаллы соли   бывают разной формы, потому что производится соль в разных видах: неочищенная(каменная) и очищенная-крупная и мелкая,  морская. (слайд добавить- виды соли)

    Соль – это пищевой продукт, без нее нет никакого вкуса у еды, недаром говорят «Хлеб да соль и обед пошел». Давайте и вы попробуете на вкус соль, и скажите - так ли это?Но помните можно пробовать только поваренную очищенную соль, а морскую нет, можно обжечь язык! (пробуют). Какую картинку мы поставим сейчас  кармашек? (картинку вкуса -у соли есть вкус).

    Воспитатель: Знаете , ребята, соль обладает такими качествами как умение уничтожать вредные бактерии, которые портят продукты. Посмотрите несколько дней назад я обсыпала один кусочек мяса солью, в другой такой же оставила без соли-и вот , что получилось(дает детям понюхать кусочки мяса, дети делают вывод- соль предотвращает гниение, сохраняет продукты).Еще в Древнем Египте люди солили свежую рыбу, чтоб сохранить ее дольше. (слайд № 10 )

    Вот почему люди издавна солят капусту, огурцы, грибы и прочие продукты на зиму. Тем самым соль  «продлевает их жизнь»(слайд №11)

    Соль  используется не только в приготовлении пищи, но и в лечебных целях, в качестве полоскания и ингаляций при заболевания ангиной. Даже есть настоящие соляные комнаты, где люди находятся и лечатся от своих заболеваний.(слайд № 12)Но не только людям полезна соль. Если животные не получают соль столько, сколько им надо в питании, то они тоже могут заболеть, поэтому люди готовят для животных-лизунцы –они необходимы, чтоб у животных были крепкие кости и хорошая шерсть.(слайд №13 )

    Вот сколько интересного мы с вами узнали о такой простой и знакомой соли. Вы немного засиделись, давайте мы с вами немного подвигаемся

    Физминутка.

    Раз-подняться, потянуться.
    Два-согнуться, разогнуться.
    Три- в ладоши три хлопка,
    Раз, два, три.
    Головою три кивка
    Раз, два, три.
    На четыре-руки шире.
    Пять-руками помахать.
    Шесть-за парту тихо сесть.
    Семь, восемь-лень отбросим.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите тут у нас еще остались карточки, которые мы с вами не использовали. Подумайте и скажите, о каких свойствах соли, по-вашему, они хотят нам рассказать? (показывает карточки : цвет, запах, растворимость в воде, сыпучесть соли).

    Какое свойство соли раскрывает эта карточка?

    Дети: Запах.

    Воспитатель: Давайте вы сами проверите и скажите, есть или нет запах у соли?

    (дети нюхают и определяют, что у соли нет запаха, ребенок ответивший  это, подходит и вставляет карточку-определение в кармашек. Затем  дети проделывают с солью различные опыты, определяя по карточке искомое свойство). Вот, ребята и вся страничка нашей книжки заполнена, вот сколько мы знаем и узнали о знакомой нам соли.

    Воспитатель: Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины.  И мы сейчас попробуем это сделать. На днях вы делали  заготовки  для рисования, расскажите как.

    Ответы детей.

    Воспитатель: Правильно. А теперь на этих соляных листах вы будете рисовать, используя прием «примакивания» . И посмотрим, что у вас получится.

    Дети рассаживаются за столы, начинают рисовать. Воспитатель обращает их внимание, на то, как кристаллы соли передают друг другу цвет, передают информацию.

    Почему получается рисунок? Что делает соль? (передает информацию от кристалла к кристаллу).

               Дети заканчивают рисовать, рассматривают работы друг друга, в-ль хвалит их за интересные рисунки.

    Воспитатель: Итак, ребята о чем мы с вами сегодня говорили?

    Дети: О соли.

    Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу книжку-раскладушку и расскажем,  какими же свойствами обладает наша простая соль.

    Дети: Соль-это полезное ископаемое, белого цвета, соленая на вкус, может сыпаться, растворяться в воде.  В форме кристаллов, она убивает микробы в продуктах и помогает нам лечиться от болезней. Нужна людям и животным.

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно  сказали. А я хочу вас спросить так почему же соль такая знакомая и незнакомая оказалась. Что вы сегодня узнали такого, чего не знали? Что интересного о простой соли вы вечером расскажите своим родителям ? (ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» «Приключения с Незнайкой»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению по...

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

    Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

    Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Почва и ее состав». (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова)

    Аннотация: Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы,  использованные ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием дидактических игр

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием сюжета русской народной сказки «Колобок»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

    Презентация к НОД в подготовительной к школе группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомая-незнакомая соль»

    Впрезентации представлен материал к интегрированной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, с элеменатами экспериментальной деятельности....