Методическая разработка. Конспект квест-игры в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР) «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЛЕСУ»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР) в форме квест-игры, с использованием ИКТ технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЛЕСУ»

Квест-игра в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР)


Задачи:

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о растительном и животном мире.

Создавать условия для формирования представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу.

Создавать условия для воспитания  у детей природоохранного поведения, способствовать развитию представлений о том какие действия вредят лесу, а какие способствуют его восстановлению.

Развивать устойчивый интерес к природе родного края, внимание, логическое мышление.

Технологии, используемые в ходе НОД

  • Технологии  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

-самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;

- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность

Здоровьесберегающие технологии:

- смена двигательной активности;

- музыкально-ритмическая разминка.

  • Технология сотрудничества (работа в малых группах)
  • Проблемно-игровая технология

-проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования, активизации мыслительной деятельности ребенка

- дидактические упражнения, творческие развивающие ситуации.

  • Информационно-коммуникационные технологии

(интерактивная система Mimio, mimio-слайды, ноутбук, аудио- файлы)

Материал и оборудование

Интерактивная система Mimio, mimio-слайд, аудио-файлы, видео-файлы, планшет, карта, декорации леса, конверты, сумка для конвертов, картинки зверей, птиц, насекомых, деревьев, лекарственных растений, ягод, грибов, веревочная «паутина», мусор(бумага, стаканчики, тарелки), магнитные буквы, демонстрационные картинки деревьев, птиц, разрезные картинки ягод и грибов,дидактическая игра «Лесной лабиринт»,  медали, почтовый ящик.

Ход квеста

(В музыкальном зале.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А чтобы узнать куда, отгадайте загадку:

Он зелёный и густой, 
Он высокий и большой: 
То-еловый, то-дубовый,
То-осиново-сосновый. 
У него полно плодов, 
Ягод, шишек и грибов, 
И протоптанной тропинкой, 
По нему идут с корзинкой…(Лес)

Дети: Это лес

В:Ребята, а в лес мы не сможем войти, пока не расскажем как нужно вести себя в лесу (Дети рассказывают правила, и показывают картинки на  плакате).

- Берегите муравейники. Не разоряйте их.

- Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

- Не рви цветы!

- Не лови бабочек и других насекомых!

- Не разжигай костёр!

- Не лови и не уноси домой диких животных!

В:  Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)

В: «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..
В: Ну вот, ребята, правила верно рассказали, молодцы.

Звучит музыка, на экране демонстрируется слайд с погибающим лесом.

В:Куда же мы попали? ( Дети отвечают) Что же  случилось?

На экране появляется Лесовичок, обращается к детям.

Лесовичок: Ребята прошу вашей помощи! При пожаре в лесу погибли все его обитатели! Помогите мне  заселить лес зверями, наполнить птичьим пеньем, запахами растений, ягод и грибов. Для выполнения спасательной операции высылаю вам карту с подробным планом действий! Вы будете делать остановки, где вам предстоит выполнять различные мои  задания, чтобы спасти лес. После каждого выполненного задания вы будете получать волшебный конверт. В нём будут находиться картинки обитателей леса. А потом вы отдадите эти конверты мне, и я с их помощью оживлю лес.

В:Давайте посмотрим вокруг, может карта находится за ближайшим пнем или деревом.  Вот она лежит за деревом. Ну что же ребята на старт! В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу.

В: Посмотрите, вот следы, они ведут нас в разные стороны. Что же выбрать, по какой дорожке пойти? Посмотрим на карту. Мы находимся с вами вот здесь. Какие следы ведут к следующему заданию? Дети выбирают силуэты растений.

1 квест: «Собери лекарственные растения»(В музыкальном зале у мимио доски)

В:(Показывает слайд) Ребята, посмотрите на экран.

Лесовичок с экрана: Ребята, соберите лекарственные растения в корзину.

Дети работают  у доски, объясняют свой выбор.

В:Ребята, а оставшиеся растения мы положим в корзину? (Нет, они ядовитые. Их не надо брать с собой.)

В:Молодцы,вы собрали все лекарственные растения и выполнили задание. А где же волшебный конверт?

Включается планшет.

Лесовичок: Конверт находится под изделием из шерсти справа от вас!

Дети находят конверт.

В:А теперь посмотрите на карту, по каким следам идти дальше?

Д:По звериным!

2 квест:«Лабиринт» (В рекреации у музыкального зала)

Включается планшет.

Лесовичок: В лесах водится огромное количество животных. Зимой в лесу много следов, они хорошо видны на снегу.

Задание: Найдите по какой дорожке прошли животные. И назовите их.

В:Посмотрите на животных и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?

 Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

 Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.

Тигр – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, полосатый.

Заяц-трусливый, быстрый, пушистый, белый, серый, длинноухий, хвастливый, маленький.

 Лось- большой, лохматый, рогатый, бурый, осторожный, травоядный.

В:Молодцы!

Включается планшет.

Лесовичок говорит: Лесных жителей, их следы и повадки вы знаете. А конверт найдете у того животного, которое делает запасы на зиму.

Дети находят конверт.

В:Посмотрите на карту, по каким следам идти дальше?

3 квест «Отгадай-ка» (В логопедическом кабинете)

Включается планшет.

Лесовичок: Ну а здесь ребята нужно отгадать зашифрованное слово. Первую букву слова-отгадки нужно будет поместить в клетки и тогда получится слово. Прочтете его, и узнаете без чего не бывает леса.

В лесу среди берёз, осин

растёт огромный исполин.

Кудрявой кроною большой

шумит в лесах он день-деньской.

Он - царь деревьев на Руси!

(Кого угодно ты спроси!)

Его обходит лесоруб -

ведь слишком твёрд и крепок ... (ДУБ).

Воспитатель показывает картинку дуба.

В:Какая буква первая в слове дуб? Найдите букву  и поставьте на схему.

Лесовичок: Листьев нет на ней, есть хвоя.

И зимой, и в летнем зное

весела и зелена,

шишек длинненьких полна!

                                     (Ель)

Воспитатель показывает картинку ели.

В:Какая буква первая в слове ель? Найдите букву и поставьте на схему.
Лесовичок: Небольшие те деревья,

но красивы, как царевны.

Листья веером растут,

и букетики цветут.

То весной, а летом жарким

зреют на ветвях подарки –

гроздья алых ягод тут –

пусть пернатые клюют!

                                 (Рябины)

Воспитатель показывает картинку рябины.

В:Какая буква первая в слове рябина? Найдите букву  и поставьте на схему.

Лесовичок: Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

Воспитатель показывает картинку елки.

В:Какая буква первая в слове ель? Найдите букву и поставьте на схему.

Лесовичок: Почки – серебряные,

Цветки – золоченные,

А кожа на ветке –

Красной расцветки.

(Верба)

Воспитатель показывает картинку вербы.

В:Какая буква первая в слове верба? Найдите букву и поставьте на схему.

Лесовичок: Ветерок лишь пробежит,
Вся листвою задрожит,
Затрепещет, как тростинка,
Очень зябкая …
(Осинка)

Воспитатель показывает картинку осины.

В:Какая буква первая в слове осина? Найдите букву и поставьте на схему.

В: Вот мы и отгадали все загадки. Давайте прочитаем слово. ДЕРЕВО.

Как вы думаете, может быть лес без деревьев?

Д: Нет

Лесовичок: Молодцы ребята, все загадки отгадали. Конверт найдете под дубовыми листьями.

В:  Вот конверт. А теперь давайте посмотрим куда же нам дальше идти.
4 квест: «Наведи чистоту»(В физкультурном зале)

Включается планшет.

Лесовичок говорит: Впереди вас паутина, вам нужно перебраться через неё, не разбудив пауков и не потеряв ни одного товарища, иначе тот навсегда останется в лесу!!! Будьте внимательны и осторожны!

Все собираются на одном конце зала и воспитатель  поясняет, что впереди – паутина, все участники должны перебраться через неё в полном составе, не оставив ни одного товарища. Для этого нужно помогать детям затрудняющимся с выполнением задания. Наступать можно только в ячейки, которые не соединены нитями с пауками.

Лесовичок: Молодцы ребята, справились с первым заданием, никого не оставили в паутине. Посмотрите, кто-то намусорил в лесу. Набросали мусора, оставили посуду! Как же теперь здесь жить обитателям леса? Да ведь ещё и мусор не простой, заколдованный, его руками трогать нельзя, можно только специальным рабочим инструментом.

В: Ребята, согласны? Тогда  давайте поможем убрать мусор. Дети собирают мусор в пакет и находят конверт.

В: Ребята, вы сегодня все молодцы. Вам  благодарны: и лес, и животные, и насекомые. Давайте посмотрим куда же нам дальше идти.
5квест «Отгадай птицу по голосу» (В рекреации у группы «Радуга»)

В:Мы добрались до следующей остановки.

Лесовичок: Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.

 Звучит аудиозапись пения кукушки.

В:Ребята, чей голос вы услышали?

Дети отвечают.

Звучит аудиозапись пения соловья.

В:Ребята, чья это песенка?

Дети отвечают.

Звучит аудиозапись пения дятла.

В:Ребята, вы узнали кто это?

Дети отвечают.

Звучит аудиозапись пения совы.

В:Ребята, а чей голос прозвучал сейчас?

Дети отвечают.

Звучит аудиозапись пения дрозда.

В:Ребята, а чья это песенка?

Дети отвечают.

Звучит аудиозапись пения сороки.

В:А эту птицу вы узнали?

Дети отвечают.

Лесовичок: Какие вы внимательные. Всех птиц узнали. Конверт  за правильно выполненное задание вы найдете там, где увидите птичку, которая не живет в лесу.

В:Ребята, что это за птица?

Дети отвечают.

В:Посмотрите на карту, по каким следам идти дальше?

6 квест: «Что в лукошко соберем?» (В коридоре у бассейна)

Лесовичок: Следующее  задание называется «Что в лукошко соберем?». Это загадочные картинки. Они разрезаны на несколько частей. Нужно собрать картинку и узнать, что на ней изображено.

В: Встаньте возле столов, выберите себе любую картинку и соберите пазлы. (Дети самостоятельно выбирают себе конверт с заданием и собирают картинки.) Как вы думаете, что изображено на этой картинке? А у тебя что получилось?

Лесовичок: Молодцы ребята, вот и последнее задание вы выполнили. А конверт за это задание вы найдете так: встаньте спиной к водному царству, сделайте 3 шага  вперед, поверните налево, сделайте 5 шагов и найдете, что ищете.
В: Ну вот мы и выполнили все задания, пора возвращаться обратно.

Возвращаемся с детьми  в музыкальный зал к экрану.

В: Ребята теперь нам надо передать конверты с изображениями зверей, птиц, насекомых, деревьев, растений, ягод и грибов в лес. А поможет нам в этом лесная почта. (Опускаем конверты в почтовый ящик). В это время на экране появляется волшебный водоворот, звучит волшебная музыка.

На экране появляется слайд с ожившим лесом и Лесовичком.

Лесовичок: Спасибо вам ребята за помощь! Вы вернули мой лес к жизни: заселили животными и насекомыми, вернули птичьи трели и запах душистых трав, ягод и грибов. В благодарность награждаю вас медалями. А пришлю вам их голубиной почтой. До свидания, приходите ко мне в гости снова.

Звук крыльев.

В: Посмотрите ребята на окне медали.(Раздаю медали детям)Ребята, вы сегодня все молодцы, выполнили  задания Лесовичка. А что вам понравилось в нашем путешествии больше всего?
Дети отвечают.( Нашли лекарственные растения, определили дорожки для животных, отгадали загадки, собрали мусор в лесу, разгадали птичьи голоса и собрали ягоды и грибы, помогли Лесовичку оживить лес).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностиТема:  «Лесная школа»....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Конспект занятиядля детей подготовительной к школе группыкомпенсирующей направленностиТема:   «Букет для учителя»...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Художетсвенная школа Зимы"

Цель: формирование слухового внимания через музыкально - продуктивную деятельность.Задачи: Образовательные:-      Закрепить произношение длинных и коротких звуков на слоги &la...

Методическая разработка. Конспект занятия по физической культуре в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР) «Прогулка в парк»

Занятие по коррекции и профилактике речевых нарушений детей посредством сочетания слова и движения....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...

Квест – игра в старшей- подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с элементами развивающих игр по педтехнологии В.В. Воскобовича «На помощь Царице-природы»

Использование развивающих игр В.Воскобовича в образовательной деятельности с детьми старшего и подготовительного к школе возраста...

Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого  реального места. Используя в образовательной деяте...