Исследовательски-творческий проект "Снег, снежок..."
проект по окружающему миру (средняя группа)

Халиуллина Гулькаршин Алтынбаевна

Гуляя с детьми на улице и рассматривая снежинки, детей заинтересовал вопрос: "Из чего состоит снег? Что с ним происходит с ним в природе?"

Мы решили путем эксперементирования разобраться в свойствах снега.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sneg.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»

Исследовательски – творческий проект в средней группе

«Снег, снежок…»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

1. Вид проекта: исследовательски- творческий

2. Продолжительность: декабрь- февраль

3. Автор проекта: Халиуллина Г.А.

4. Участники проекта: дети средней группы «Теремок»

5. Актуальность: Гуляя с детьми на улице и рассматривая снежинки детей заинтересовал вопрос: «Из чего состоит снег? Что с ним происходит в природе?» Мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах снега.

6. Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге.

7. Задачи проекта: - создать условия для познавательного интереса

- познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах)

- уточнить значение снега

8. Предполагаемый результат: - расширить и углубить знания детей о снеге, снежинках;

- закрепить и расширить представления детей о значении снега в неживой и живой природе.

9. Продукт проектной деятельности: Выставка детских работ «Снежинки».

План реализации проекта в средней группе «Снег, снежок…»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА.

1.Подборка методической литературы и художественного слова

2.Создание экспериментальной деятельности для опытов со снегом в группе

3.Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – снегом

4.Подбор подвижных и речевых игр

5.Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы

6.Подбор экспериментов со снегом

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА.

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту:

1. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Что мы знаем о снеге? Цель: Уточнить знания детей о снеге, его значении для всего живого; познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах); развивать мышление, речь; активизировать детский словарь: лёгкий, серебристый, пушистый, резная.

Тема: Наблюдение за снежинками. Цель: Формировать умение видеть красоту окружающей природы; знакомить со свойствами снега

Тема: Наблюдение за снежинками через лупу. Цель: Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

2. Художественная литература.

Чтение стихотворений К. Бальмонта «Снежинка», И. Сурикова «Зима», Я.Аким «Первый снег», рассказа Н.Гуревой «Снег». Цель: Показать особенность литературных произведений, раскрыть многообразие литературного слова; уточнять и расширять представления детей о снежинках; обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений; развивать чувство интонации; воспитывать любовь к литературе, чуткость к художественному слову

Отгадывание загадок. Цель: Учить детей отгадывать загадки, анализируя все названные признаки предмета; понимать смысл образных выражений

3. Изобразительная деятельность.

 Аппликация. Тема: «Весёлые снежинки». Цель: Закреплять умение детей вырезывать полоски шириной 0,5 см и длиной 5 см из белой бумаги и наклеивать крест- накрест; развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук

Рисование. Тема: «Украсим варежку снежинками». Цель: Продолжать учить детей пользоваться палитрой, кисточкой; учит изображать прямые, наклонные, волнообразные линии; закреплять знания о снежинках и их форме; развивать у детей фантазию и воображение

Лепка. Тема: «Снежинки». Цель: Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона); развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение; воспитывать аккуратность

Игры и упражнения к проекту:

Речевые упражнения: «Я начну, а вы заканчивайте». Цель: Подбор качественных прилагательных и наречий.

«Поможем зиме». Цель: Подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинка»

«Придумай слово». Цель: Подбор однокоренных слов.

Речевое упражнение для коррекции зрения «Снежинка». Цель: Расслабление и укрепление глазных мышц, снятие зрительного напряжения

Дыхательное упражнение «Снежинки». Цель: Учить правильному дыханию

Подвижные и малоподвижные игры: «Найди пару». Цель: Учить быстро бегать, не мешая друг другу; совершенствовать умение составлять пары снежинок по заданию; развитие внимания, наблюдательности

«Снежинки и ветер». Цель: Совершенствовать умение действовать по сигналу.

«Мы снежинки, мы пушинки». Цель: Имитировать движения снежинок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Снегопад». Цель: Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

1. Итоговое занятие по теме ««Снег, снежок» Закрепить знания детей о снежинках, об их строении; о свойствах снега

2. Организация выставки детских работ «Такие разные снежинки». Цель: Раскрытие творческого потенциала детей.

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет,- Волгоград, Учитель – 2006г.

2. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/ авт. – сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Уланова А.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет/ А.А. Уланова, С.О. Иордан. – СПб.: Детство – Пресс, 2008.

4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство – Пресс, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

Опыты к проекту:

Опыт «Таяние снега».

Цель: Знакомство со свойствами снега

Ход опыта: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Опыт «Рассматривание снежинки».

Цель: Знакомство со строением снежинки, со свойствами снега

Ход опыта: Рассмотрите снежинки на тёмных варежках или рукавах, на что похожи, найдите одинаковые по внешнему виду. Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, посмотрите, что с ними станет.

Вывод: Одинаковых снежинок не существует. Снег – это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.

Игры и упражнения к проекту:

Подвижная игра «Найди пару».

Цель: Учить быстро бегать, не мешая друг другу; находить одинаковые пары снежинок

Ход игры: Воспитатель раздаёт картинки с парными снежинками по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по форме снежинки и берутся за руки.

Подвижная игра «Снежинки и ветер».

Цель: Развитие двигательных навыков

Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» - дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Дыхательное упражнение «Снежинки».

Цель: Учить правильному дыханию

Ход упражнения: Воспитатель даёт детям кусочки ваты и говорит: «Это у нас снежинка. Посмотрите, как она летает (кладёт ватку на ладонь, а затем сдувает её с руки). Попробуйте и вы также подуть на снежинку». Выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным; вдох спокойным, через нос.

Речевое упражнение для коррекции зрения «Снежинка».

Мы снежинку увидали,

Со снежинкой поиграли (Дети берут снежинку в руку. Вытянуть её вперёд – сфокусировать на ней свой взгляд)

Снежинки вправо полетели.

Дети вправо посмотрели (выполняют по тексту).

Вот снежинки полетели.

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал.

Вперёд, назад, кругом и вниз

И на землю улеглись ( дети закрывают глаза).

Речевые упражнения:

1. « Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте:

Снежинка маленькая, а льдинка ещё…(меньше)

Облако белое, а снежинка ещё…(белее)

Одеяло пушистое, а снежинка ещё…(пушистее)

Пёрышко лёгкое, а снежинка ещё…(легче)»

2. «Поможем зиме».

Снежинки - какие? (блестящие, серебристые, лёгкие, резные…)

Снежинки – что делают? (падают, кружатся, сверкают, танцуют, тают, порхают…)

3. «Придумай слово».

Снег падает. Это…(снегопад)

По снегу ходит. Что?..(снегоход)

Снег убирает машина. Какая?..(снегоуборочная)

Белый, как снег. Какой?.. (белоснежный)

Загадки к проекту:

1. Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

На ладони сразу тают.

2. Нахмурилось небо, наверно, не в духе!

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают, но даже не тают.

3. Что за звёздочки такие на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке.

4. Из – под облачных высот

Быстрый ветер их несёт.

Мчат, друг дружку обгоняя,

Как одна большая стая.

5. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нас присядет – сразу растает.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили. (Лепят», меняя положение ладони) 

Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе) 

Очень гладкий, (гладят одной ладонью другу)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)

Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок) Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)

Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)

И... сломаем. (Топают)

Пальчиковая гимнастика «Снегопад»

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки)

Над деревьями кружит и над колокольней. (Руки вверх)

Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома)

Снеговая шубка и шапка снеговая. (Показывают шубку и шапку)

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, (Показывают, как падает снег)

Укрывая белый свет белым одеялом, (Поглаживают одну ладонь другой)

Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления)

Сладко спали до весны деревья и травы. (Показывают, как спят)

Это сколько ж наметет снега за ночь-то! (Руки у щек, покачивают головой)

 Это как же полетят с горки саночки! (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"

Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Исследовательско - творческий проект "КЕМ БЫТЬ?"

 Исследовательско - творческий проект позволил создать условия для автоматизации звуков и развития связной речи детей логопатов посредством обогащения и активизации социальных знаний....

Исследовательско-творческий проект в средней группе "Снег, снежок..."

Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе - о снеге....

Исследовательско – творческий проект, с детьми средней группы « Снежок дружок»

Вид проекта: исследовательский, творческий, познавательныйПродолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель....

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Исследовательско - творческий проект для младшей группы "Снег, снежок..."

Необходимость реализации данного проекта была подсказана самими детьми. Проводя беседы с детьми о зиме, мы называли ее характерные признаки. Рассматривая картинки, просматривая книги, мультфильмы о зи...