Методическая разработка «Осенние прогулки» для детей средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Чистоганова Инна Ивановна

Цель:  формирование экологических знаний и представлений у детей; элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_srednyaya.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в средней группе

«Осенние прогулки»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель:  формирование экологических знаний и представлений у детей; элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

Задачи:

  • Закреплять знания о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе;
  • Закрепить представления об образе жизни лесных зверей осенью, о том, как дикие животные готовятся к зиме;
  • Закреплять представления о геометрических фигурах, умение различать их (круг, квадрат, треугольник);
  • Закреплять счет в пределах 5;
  • Закреплять умение понимать условные обозначения;
  • Развивать внимание, память, речь детей, эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  • Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
  • Развивать чувство ритма, память, слух, координацию через исполнение на детских шумовых музыкальных инструментах;
  • Развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческой активности, эмоциональной отзывчивости;
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;
  • Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности.
  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие при выполнении заданий.
  • Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу

Предварительная работа: рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», «Счет до 5»; дидактические игры по ФЭМП: «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай»;  Чтение русских народных сказок о животных; Рассматривание иллюстраций диких животных; Беседы об осени, о диких животных. Подвижные игры «У медведя во бору»«Зайка беленький сидит»«Лиса в курятнике»«Дождик, дождик». Дидактические игры «Когда это бывает»«Чей это домик»«Кто чем питается».  Наблюдение за сезонными изменениями в природе осенью во время прогулок; Чтение стихотворений и рассказов об осени; Рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику.

Ход

Дети проходят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Как ваши дела?

Дети:  Хорошо, спасибо.

Воспитатель:  Сегодня на улице пасмурно, сыро, и прохладно. А в нашей группе светло и хорошо, а знаете почему? Светло от наших улыбок, потому что наша улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте мы с улыбкой поприветствуем друг друга.

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь  присаживайтесь, пожалуйста,  на стульчики (садятся). Все сели удобно? Спинки держите ровненько, ножки поставьте вместе, ручки положите на коленки. Вот молодцы, ребята.

Ребята, сегодня  я принесла вам волшебную книгу.  Сейчас я прочитаю вам рассказ – загадку из этой книги, а вы очень внимательно слушайте, а потом ответите на мои вопросы.

Рассказ:

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям»

(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)

Воспитатель: Ребята, подумайте, о каком времени года говорится в этом рассказе?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы догадались из рассказа, что речь идет об осени?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Вы правильно узнали, что это осень. Эта волшебная книга оживила для вас свои иллюстрации, свои картинки. Подойдите, полюбуйтесь ожившими картинками. Вы их внимательно рассмотрите, и выберите, что относится к осени.  Выберите одну картинку, и потом мы с вами расскажем, что же происходит осенью.

  1. Дети рассматривают и выбирают картинки с изображением осени.

Воспитатель: Даша, что ты выбрала? (осенью птицы улетают в теплые края). Правильно! Андрей, а у тебя, что изображено? (осенью люди собирают на огороде урожай). Что Саша выбрала? (Осенью листики опадают с деревьев).

После ответа дети вешают свою картинку на мольберт

Воспитатель: Правильно, посмотрите, какая у нас уже красивая, золотая осень получилась! Давайте полюбуемся! Пойдемте с вами погуляем! А отправимся мы с вами в лес. В лесу очень много тропинок. Давайте каждый из вас выберет свою тропинку и построит ее.

Дети подходят к столам.

Тропинку мы будем выкладывать из геометрических фигур, по схеме. У каждого из вас свои геометрические фигуры разного цвета и своя схема. У  каждого получится тропинка своего цвета. Внимательно посмотрите на схему и начинайте строить свою тропинку с геометрической фигуры, рядом с которой стоит точка. Начало тропинки от точки.

  1. Блоки Дьенеша «Тропинка»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие разноцветные тропинки у нас получились. Наши тропинки готовы и мы можем отправляться на прогулку. Давайте отправимся сейчас с вами по тропинке синего цвета. У кого из вас синяя тропинка?

Воспитатель: Правильно, и сейчас мы отправимся по Фединой, Стаса и Вероники тропинке.

Встали друг за другом:

1,2,3,4,5 в лес отправимся гулять,

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем (ходьба по следам «змейкой»)

На носочки дети встали, по дорожке побежали (на носочках бегом)

И на каблучках пойдем, через лужи перейдем (на пятках)

Ручейки мы увидали, через них мы прыгать стали (прыжки)

1,2,3, 1,2,3 – по дорожке мы пошли 

И в осенний лес пришли.

ИКТ

Воспитатель: Давайте присядем с вами на стульчики. Посмотрите, куда нас привела тропинка синего цвета. Посмотрите, какой красивый осенний лес. Вам нравится? Кого же видим? Кто спрятался в осеннем лесу?

Дети: …(заяц)

Воспитатель: Да, это зайчик. Он спрятался в осеннем лесу и его совсем не видно.  Сейчас в лесу осень, но скоро придет зима, пойдет снег и все станет кругом белым бело. Ребята, посмотрите, как же наш зайка стал виден на снегу! А как же зайка готовится к зиме?

Дети: …

Воспитатель: Конечно, он меняет свою летнюю серую шубку на зимнюю белую. А давайте мы нашему зайчику поможем сменить его шубку.

  1. Работа на доске «Шубка для зайки»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь нашего зайчика на снегу совсем не видно и он сможет легко прятаться, чтоб никто его не поймал.

Воспитатель: А теперь пойдемте дальше. У нас же есть ещё тропинка красного цвета. 

По тропинке мы идём,

Дружно песенку поём.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Макет «Медведь в лесу»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, виден чей то хвостик. Давайте попробуем отгадать, кто же это спрятался.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

  1. Игра «Лакомство для медведя»

Воспитатель: Конечно, это медведь. Он ходит, гуляет по осеннему лесу и тоже готовится к зиме. А вы знаете, как медведь готовится к зиме?

Дети: много кушает, накапливает жир.

Воспитатель: Давайте мы для мишки тоже соберем то, что он кушает, поможем ему. А что же мишка любит кушать?

Дети:

Воспитатель: Давайте найдём и соберем для него орехи.

Воспитатель: Что еще он любит кушать? Давайте найдем………

Воспитатель:  А как же мишка ещё готовится к зиме? Он делает берлогу,

Воспитатель: А как он строит берлогу? Ищет или роет яму, натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.

Воспитатель: Давайте поможем ему достроить берлогу. (насыпать листья, траву, ветки.

Воспитатель: Вот теперь наш медведь готов к зиме. А вы молодцы, помогли ему в этом.

Воспитатель: А теперь отправимся дальше. У нас же есть ещё тропинка желтого цвета. 

По тропинке мы идём,

Дружно песенку поём.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Воспитатель: Посмотрите, мы пришли с вами к осеннему дереву. А в дереве дупло. Как вы думаете, кто в нем живет?

Дети: …

Воспитатель: Конечно это белочка. У нее осенью тоже много дел и хлопот. Она тоже, как и другие лесные жители готовится к зиме. А вы знаете, как она готовится? Что она делает?

Дети: …

Воспитатель: Белочка морозов не боится, но для того, чтобы выжить в сильные морозы ей необходимо усиленно питаться. Откуда зимой белке брать запасы? Ведь всё вокруг укрыто снегом. И поэтому Белочка осенью делает запасы на зиму.

Воспитатель: Давайте мы с вами поможем белочке собрать запасы на зиму. А собирать мы будем с вами грибочки. Сейчас каждому из вас я раздам корзиночку. В вашей корзиночке будет карточка - подсказка с цифрой, сколько вы должны собрать грибочков. Вы внимательно посмотрите, какая у вас цифра, и соберите в вашу корзиночку столько же грибов. А потом мы с вами проверим.

  1. Игра «Запасы для белки»

Воспитатель: Собрали? Молодцы.  А теперь давайте проверим, правильное ли количество грибов в ы собрали. Подходите к столам. Посмотрите на ваши карточки – подсказки. На каждой из них под вашей цифрой есть точки, которые обозначают правильное количество грибочков, которые вы должны были собрать. Кладите карточку на стол, доставайте из корзинки свои грибочки и ставьте их на точки. Если у вас получилось грибочков, столько же сколько и точек, то вы собрали их правильное количество. Молодцы. Постарались, помогли белочке. Сейчас белочка ваши грибочки соберет и отнесет к себе в дупло.

Воспитатель: Ребята, мы с вами так хорошо погуляли по лесу, узнали, как разные животные в лесу готовятся к зиме. Вам понравилась наша прогулка?

Воспитатель: Давайте мы для наших лесных друзей исполним нашу осеннюю сказку. Это пока секрет для лесных жителей! Берите инструменты, присаживайтесь на стульчики, и будем рассказывать им сказку.

  1. Сказка – шумелка «Осень в лесу».

Воспитатель: Молодцы ребята. Нашим лесным друзьям очень понравилась ваша сказка. А нам пора возвращаться домой, в детский сад.

По тропинке мы идём,

Дружно песенку поём.

1,2,3,4, 5 – в детский сад пришли опять.

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись в детский сад. Как много интересного мы сегодня узнали. Дома обязательно расскажите родителям, где вы сегодня были и что интересного узнали.

Осенняя сказка – шумелка

Наступила в лесу золотая осень.

Выглянуло солнышко. (колокольчик)

И позолотило своими лучами осеннюю красоту.

Наступило утро, и проснулись птицы.

Они запели на все голоса.

Где то высоко на сосне застучал дятел.

Он для белки домик конопатил.

Лёгкий осенний ветерок зашуршал осенней листвой.

Но осенью погода часто меняется.

Тучи затянули небо и спрятали солнышко. (бубен)

И на землю упали первые капельки дождя.

Дождь становился всё сильнее и сильнее.

И вот он превратился в настоящий ливень (маракас).

Сильный ветер зашелестел по листьям, по дорожкам.

Стало на улице холодно, сыро и темно (бубен).

Но вскоре дождь становился тише и тише. (маракас)

Капельки дождя перестали падать на землю.

Снова из - за тучки выглянуло солнышко.

И позолотило своими лучами осеннюю красоту.

Запели птички на все голоса.

Высоко на сосне застучал дятел.

Лёгкий  ветерок зашуршал осенней листвой.

Стало в лесу по – осеннему красиво.

«В   лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и  березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к теплым синим морям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегративного занятия для детей средней группы детского сада "По мотивам русских народных сказок"

Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...

Методическая разработка по экологии для детей средней группы «Кому нужна вода?»

Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. 2. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Ввести в активн...

Осенняя прогулка для детей средней группы.

Конспект осенней прогулки для детей средней группы«Путешествие к деду Природоведу». Цель: Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой прир...

Методическая разработка вечера досуга для детей средней группы "Где-то в сказочном лесу..."

                        "Где-то в сказочном лесу..."Дети под музыку «Паровозик» входят в зал (останавливаются о...

Методическая разработка осеннего утренника для детей среднего дошкольного возраста «Сердитая тучка»

Цель:  Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях. Задачи: Образовательные задачи:- Уточнять и...

Методическая разработка осеннего праздника для детей младшей группы «Осенние забавы»

Осенний праздник в доме ребенка проходит ежегодно. Это мероприятие давно уже стало для нас традиционным. Осенний праздник дает возможность детям поближе познакомиться с новыми терминами, словами. На т...

Методическая разработка осеннего праздника для детей старшей группы "Весёлый капустник".

Методическая разработка осеннего праздника для детей старшей группы "Весёлый капустник" -это  описание весёлого развлечения с использованием стихов, песен, загадок про осень. Подвижные ...