Непосредственно образовательная деятельность в форме занятия «По следам осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Тычкова

НОД в форме занятия

     Интеграция образовательных областей:

         Познавательное развитие. Речевое развитие.

Экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД «По следам осени»

воспитатель высшей кв. категории

Тычкова Ирина Николаевна

подготовительная к школе группа

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы.

Программное содержание:

  • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
  • Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
  •  Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.
  •  Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  • Учить детей исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
    • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.


Оборудование и материал:

  •  Тайное письмо, написанное лимонным соком, стакан с йодной водой, кисть.
  • Для исследования:  лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
  • Круг с картинками,  2 магнита, кленовый лист.
  • Поднос с фруктами и отварными овощами.
  • Костюмы (сентябринка, октябринка, ноябринка)
  • Презентация «Краски осени»
  • Цветные карандаши, листы с заданием.

Предварительная работа:

  •  Наблюдение  за тем, как опадают листья с деревьев.
  •  Сбор листьев разной формы и окраски.
  • Беседы об осени.
  •  Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
  •  Разучивание стихов.
  •  Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.

    Развивающая среда: имитация осеннего леса.

Ход занятия

Воспитатель:

-  Сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
 Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу почтальон принес письмо. Давайте посмотрим.   Интересно, но конверт без подписи, ребята как нам узнать от кого это письмо? (предположения детей).

Воспитатель: А может это не простое, а тайное письмо, и написано оно тайными чернилами?

Воспитатель: А как же узнать что в нем написано? (предположение детей)

Воспитатель: У меня есть волшебная вода, я думаю, что она нам поможет.

- Когда-то, давным-давно, секрет ее поведала мне одна добрая фея. Давайте проверим.

Воспитатель смачивает конверт волшебной водой, и на нем проявляется слово «осень» (дети читают надпись)

Воспитатель читает письмо:

Красавица Осень спешила на бал,

Меняла наряды, цвета, украшенья.

И что же, последний листочек опал.

Расстроилась Осень, ей нет утешенья.

И хлынули слезы дождем проливным,

И холодно ей, и пропали надежды.

Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье на бал? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет вам мой волшебный  листок. (лежит в конверте)

Воспитатель: Ребята, давайте поможем осени разобраться. Надо нам совершить путешествие по осенним месяцам.

Воспитатель:  

- Назовите осенние месяца. (ответ детей)

- Назовите периоды осени: ранняя, золотая, поздняя.

 -Ребята,  назовите приметы осени  (день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад; небо серое, хмурое; часто идут дожди;  перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;  люди надевают демисезонную одежду; собирают урожай овощей, фруктов и зерна)

Воспитатель:  Молодцы, все назвали приметы, можно отправляться.

- Интересно, куда нас приведет листок ( показывает  цифру 1). Ребята,  как вы думаете, почему лист показал цифру 1? (предположения детей)


1 ребенок. Сентябринка:

Я, ребята, Сентябринка,

Паутинка- серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Воспитатель:  Ребята, скажите, а какой урожай собирают в сентябре? (овощи, фрукты, грибы, ягоды)

- Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

- Волшебный  лист нам показывает следующую картинку  (ребенок с закрытыми глазами)

Игра «Угадай по вкусу»

Воспитатель: Посмотрим, что покажет нам листок  (цифра 2)

2 ребенок. Октябринка:  

Листьям время опадать,

Птицам время улетать.

Я, ребята, Октябринка,

Золотинка и дождинка.

Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Воспитатель: Ребята, почему октябрь называют листопадник  (потому что опадают листья). 

- Посмотрите, как красиво в лесу, какие нарядные стоят деревья.

Презентация «Краски осени»

Воспитатель:  А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? ( Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.)

-  А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.)


Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?   Нам подскажет волшебный лист  ( показывает лупу). Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории.

Воспитатель:  А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы  лучше рассмотреть лист мы  воспользуемся увеличительным прибором — лупой. (дети сели за столы)


Исследование №1 строения листа с помощью лупы
- Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
- Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.


Воспитатель:  Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

Воспитатель. А почему же листья желтеют осенью? (предположения детей) Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель.  Возьмем  листочек и вложим его внутрь сложенного пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим  по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.


Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.


Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.


Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.


Воспитатель: Пока лист летел , что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель: Наша лаборатория закрывается, а нам пора дальше отправляться (волшебный лист показывает цифру  3 )


- Уходит золотая пора, уносит с собой свои волшебные краски, на смену ей спешит её поздняя  осень.

3 ребенок. Ноябринка:

Я, ребята, Ноябринка,

Холодинка и снежинка.

Задремали лес, поляны,

На луга легли туманы.

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать.

Воспитатель: Ребята, почему  Ноябрь называют   зимник  (становится холодно, как зимой).

 - А еще в ноябре осень встречается с зимой. Мы можем увидеть на улице как идет дождь со снегом, как будто осень не хочет уступать свои права, а зима уже спешит.  

Воспитатель:   А какие дожди  осенью? (Моросящие, холодные, затяжные )  

Включается шум дождя.

Воспитатель: 

Пусть бушует непогода за окном-

Что нам унывать!

И в такое время года

Можно поиграть.

Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом!  (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом!  (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом!  (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом!  (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом!  (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом..  (поглаживают ладонями)

 Воспитатель:    Позднюю осень называют «скучной порой». Почему? (предположения детей)

- Правильно дни стали короче, рано темнеет. Солнышко уже редко появляется. Все небо затянуто низкими, серыми тучами, часто идут проливные холодные дожди, по ночам небольшие заморозки. Почти все листья облетели  и деревья стоят голые, только елочки да сосны зеленые.

- Поэтому осень загрустила по своему яркому наряду. Я думаю, что мы помогли осени разобраться, и осень выберет себе красивый наряд , а чтобы осень не опоздала на бал мы ей поможем сделать «выкройки листьев»

Дидактическое упражнение «Обведи по точкам и назови, какой листочек»

Рефлексия

- Что нового вы узнали?

- Какие опыта проводили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «По следам осени»

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: По следам осени"...

Конспект открытого занятия «По следам осени» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "По следам осени"...

Занятие "По следам осени"

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе...

Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....

Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое " для детей подготовительной к школе группы.

- расширять представления детей об историческом времени:древность -старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии  жилище, одежды, об их изменениях о...

Открытое занятие "По следам Осени"

Уточнить знание детей о видах деревьев, диких животных и птицах;Сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях;Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы....

Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....