«Мир песка»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_peska.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Конспект

совместной деятельности педагога с детьми

 «Мир песка»

в группе компенсирующей направленности

 для детей с задержкой психического развития

 

Используемые технологи:

Игровая, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативная, развивающего обучения,  мнемотехника.

Декабрь 2018г

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путем ознакомления со свойствами песка. Учить анализировать, сравнивать, обобщать.

Обогащать словарь за счет слов: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.

Закреплять правила безопасности работы с песком. Формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию. Воспитывать умения слушать своих товарищей.

Используемые технологи:

Игровая, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативная, развивающего обучения,  мнемотехника.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий по теме песок, изготовление цветного песка, песочных часов.

Материал: песок, одноразовые стаканчики, баночки с водой, ложечки, деревянные палочки, подставки, лупа, магнит, баночки с воронками, фартуки, «коробочка с волшебными мешочками», слайды «В мире песка».

Ход:

Сюрпризный момент (пришла посылка в группу, воспитатель предлагает детям на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим что же там находится, кто из вас угадал что в мешочке.

Дети: В мешочке песок.

Воспитатель: А что такое песок?

Дети: Песок - это полезное ископаемое.

Воспитатель: Сегодня вы будете исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете где происходит исследования?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Специальный кабинет, где происходят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня вы отправитесь в экспериментальную лабораторию для того чтобы исследовать песок, ставить опыты, но перед началом опытов мы отправимся в путешествие на «ковре- самолете» в «страну песка».

Презентация «В мире песка».

Песок- кусочки породы, камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается ...песок.

Существуют места, где очень много песка - это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже черным), есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду- получается раствор. Он идет на закладку фундаментов в строительстве.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

Вывод: песок создан природой.

Показывается слайд с видом пустыни, детям предлагается выбрать животных которые обитают среди песка, в пустыне, (используется интерактивная доска)

Воспитатель: мы заканчиваем наше путешествие по песочной стране и возвращаемся в экспериментальную лабораторию. Теперь я предлагаю подойти к столам, где мы будем исследовать песок, и проводить с ним опыты, (дети надевают фартуки, повторяют правило «здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться!»)

Опыт 1 (с лупой) (алгоритм выполнения опыта)

Воспитатель: Возьмите мерной ложечкой сухой песок, насыпьте его на пластину и рассмотрите в лупу. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются, (наблюдают) Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпается.

Воспитатель: Какого цвета песок? Давайте посмотрим на размер песчинок, одинаковы ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) Давайте проверим.

Опыт 2 (с ситом) (алгоритм)

Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в емкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой?

Дети: Сыпучий

Воспитатель: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены с собой, они разные по размеру.

Опыт 3 (алгоритм опыта)

Воспитатель: Возьмите две баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождь и в одну из баночек он попал - намочите водой песок, каким стал он? (влажным, мокрым) Понюхаем мокрый песок, он имеет специфический запах, сухой песок не имеет запаха. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Опыт 4 (алгоритм опыта)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду? Давайте это проверим. Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок. А теперь налейте воду в песок через воронку. Что происходит с водой? (она проходит через песок) Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)

Воспитатель: Ребята подойдите к ящикам с песком. Скажите где много песка?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (ответы детей) (Дети руками изображают песчаные барханы)

Воспитатель: Ребята, сегодня «наш герой» - это песок, давайте побудем художниками и нарисуем на поверхности песка круги, зигзаги, представьте что проехала машина, санки или проползла змея, а теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем причудливые узоры. Попробуйте нарисовать поочередно правой и левой рукой. Потом- одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Какие вы молодцы! Красивые линии, узоры у вас получаются. Нарисуйте на песке каждый свое настроение. (дети вытирают руки салфеткой)

Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, сегодня при помощи опытов мы узнали много интересного о песке, теперь мы можем рассказать детям младшей группы, провести для них опыты с песком, (используется интерактивная доска, дети выбирают нужные свойства песка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"

Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...